г. Киров |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А29-15839/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Великоредчанина О.Б.,
судей Немчаниновой М.В. и Черных Л.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кряжевой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2023 по делу N А29-15839/2021
по заявлению государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (ИНН: 1101471047; ОГРН: 1021100512355)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ухтахлеб" (ИНН: 1102074050; ОГРН: 1131102002316)
(заинтересованное лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми)
об установлении требований и включении их в реестр требований кредиторов должника,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми (далее - Суд) с заявлением о включении в реестр требований кредиторов (далее - Реестр) общества с ограниченной ответственностью "Ухтахлеб" (далее - Общество) требования Фонда о возмещении 229 277 руб. 93 коп. ущерба (далее - Ущерб), причиненного Фонду вследствие оплаты им медицинской помощи застрахованному лицу, вред здоровью которого был причинен по вине работника Общества (далее - Заявление).
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее - Управление) в отзыве на Заявление просило включить названное требование Фонда (далее - Требование) в Реестр как Требование Управления, поскольку органом, уполномоченным предъявлять в делах о банкротстве требования Российской Федерации по денежным обязательствам, является Федеральная налоговая служба (далее - ФНС).
Определением Суда от 26.01.2023 (далее - Определение) Требование ФНС в лице Управления признано обоснованным и включено в третью очередь Реестра.
Не согласившись с Определением, Фонд обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (далее - Жалоба), в которой просит отменить Определение, разрешить спор по существу и включить Требование в Реестр как Требование Фонда.
В обоснование Жалобы (с учетом её дополнения) Заявитель указывает, в частности, что возмещение Ущерба не относится к задолженности по уплате обязательных платежей. При этом средства бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования не входят в состав бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования не включены в перечень органов, которые обязаны уведомлять налоговые органы о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией. Напротив, Ущерб должен быть возмещен непосредственно в бюджет Фонда. В связи с этим именно Фонд (а не ФНС в лице Управления) является органом, уполномоченным на обращение с Заявлением.
Управление в отзыве на Жалобу просит оставить Определение без изменения, а Жалобу - без удовлетворения.
Общество отзыв на Жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, явку своих представителей в это судебное заседание не обеспечили.
В связи с этим в соответствии со статьями 123, 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность Определения проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 и 272 АПК РФ.
При этом суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность Определения только в обжалуемой части.
Согласно абзацу 9 статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) одним из уполномоченных органов является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В силу пункта 2 статьи 29 Закона требования Российской Федерации по денежным обязательствам представляют в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, федеральные органы исполнительной власти, отнесенные к уполномоченным органам в соответствии со статьей 2 Закона.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" органом, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований Российской Федерации по денежным обязательствам, является ФНС.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в частности, бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Согласно статье 144 БК РФ бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
При этом в силу пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, а в силу статьи 17 названного закона источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются, в частности, денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам.
Таким образом, Требование о возмещении Ущерба, исполнение которого влечет поступление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации и в государственную собственность, по существу является требованием Российской Федерации по денежным обязательствам, а органом, уполномоченным на представление таких требований в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, является, как указано выше, ФНС.
В связи с этим доводы Заявителя о том, что Требование должно быть включено в Реестр как Требование Фонда (а не как Требование ФНС в лице Управления), не могут быть приняты во внимание.
Прочие доводы Жалобы (с учетом её дополнения) не влияют на оценку правильности Определения.
Поэтому, изучив доводы Жалобы (с учетом её дополнения) и отзыва на неё, исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, а также обстоятельства данного дела и представленные по нему доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения Определения по приведенным в Жалобе (с учетом её дополнения) доводам не имеется.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющиеся безусловными основаниями для отмены Определения, Судом не допущены.
Следовательно, Определение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, а также пунктом 1 части 4 статьи 272 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2023 по делу N А29-15839/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в срок, не превышающий месяца со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
О.Б. Великоредчанин |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-15839/2021
Должник: ООО Ухтахлеб, Управление по вопросам миграции МВД по Республике Коми
Кредитор: Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы N 8 по Республике Коми, УФНС России по Республике Коми, Федеральная налоговая служба России
Третье лицо: АО Владимирский комбинат хлебопродуктов "Мукомол", АО "Газпром газораспределение Сыктывкар", АО "Коми Энергосбытовая Компания", Ассоциация арбитражных управляющих "Арсенал", Ассоциация "Урало-Сибирское объединение арбитражных управляющих", Второй арбитражный апелляционный суд, ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника", Государственное Бюджетное Учреждение Республики Коми "Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования Республики Коми", Комитет по управлению муниципальным имуществом АМОГО Ухта, конкурсный управляющий Долгачев Юрий Анатольевич, Межрайонная ИФНС N 8 по РК, МУП "Ухтаводоканал" Муниципального Образования Городского Округа "Ухта", ООО "НОВОПАК", ООО "Аллегро", ООО АСТОРГ, ООО "ВОЛЖСКИЕ ПРОСТОРЫ", ООО "Газпром межрегионгаз Ухта", ООО Давлекановский КХП, ООО Конкурсный управляющий "Ухтахлеб" Долгачев Юрий Анатольевич, ООО "НОВОПАК", ООО "Свема плюс", ООО "Фармация", ООО "ФХОиСБ", ООО Частная охранная организация "Кедр", ОСП по г. Ухте УФССП в РК, ПАО Сбербанк, Служба стройжилтехнадзора (контроля) по РК, Управление ГИБДД МВД по РК, Управление ФССП по РК, Ухтинская городская больница, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Республики Коми, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ", ФНС России Управление по Республике Коми
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3145/2023
24.04.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2594/2023
30.03.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1362/2023
23.11.2022 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-15839/2021