город Воронеж |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А35-4577/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
В судебное заседание представители от ИП Власовой Н.В., Министерства имущества Курской области, Администрация Рыльского района Курской области, Управления Росреестра по Курской области, Комитета природных ресурсов Курской области, Комитета архитектуры и градостроительства Курской области не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Власовой Натальи Владимировны на решение Арбитражного суда Курской области от 13.12.2022 по делу N А35-4577/2021, по заявлению индивидуального предпринимателя Власовой Натальи Владимировны об оспаривании решения комитета по управлению имуществом Курской области N 05.6-01.01- 19/5704 от 28.04.2021 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка;
третьи лица: Администрация Рыльского района Курской области, Управление Росреестра по Курской области, Комитет природных ресурсов Курской области, Комитет архитектуры и градостроительства Курской области,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Власова Наталья Владимировна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Власова Н.В.) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным решения комитета по управлению имуществом Курской области (в настоящее время Министерство имущества Курской области, далее Комитет) N 05.6-01.01-19/5704 от 28.04.2021 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и обязании повторно рассмотреть заявление ИП Власовой Н.В. от 30.03.2021 года с учетом правовой позиции и обстоятельств, установленных Арбитражным судом Курской области в результате рассмотрения настоящего дела.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Рыльского района Курской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление Росреестра по Курской области), комитет природных ресурсов Курской области, комитет архитектуры и градостроительства Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 13.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ИП Власова Н.В. обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Считает неверным вывод об отсутствии у Комитета полномочий по распоряжению испрашиваемого земельного участка. Считает необоснованной ссылку Комитета на нахождение образуемого земельного участка в пределах земель, находящихся в общедолевой собственности.
Считает, что отказ в удовлетворении заявленных требований не может быть основан на обстоятельствах, которые не учитывались уполномоченным органом.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени судебного заседания, извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
С целью получения земельного участка в аренду сроком на 49 лет и использования его для сельскохозяйственного производства 30.03.2021 ИП Власова Н.В. обратилась в Комитет с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 117 800 кв.м. по адресу: Россия, Курская область, Рыльский район, с. Артюшково,. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В дополнение к заявлению от 30.03.2021 письмом от 31.03.2021 заявитель сообщил, что образуемый земельный участок будет использоваться для сельскохозяйственного производства.
Комитетом были направлены запросы в органы государственной власти и местного самоуправления с целью решения вопроса о возможности утверждения представленной предпринимателем схемы.
Администрация Рыльского района Курской области письмом от 06.04.2021 N 1170 сообщила, что образуемый земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположен в границах кадастрового квартала 46:20:010405, в котором находятся земельные участки, являющиеся общедолевой собственностью, и не относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Администрация Малогнеушевского сельсовета Рыльского района Курской области письмо от 25.05.2021 N 353, сообщила, что участок входит в состав земель, находящихся в общей долевой собственности собственников земельных долей (паевая собственность).
Комитет природных ресурсов Курской области письмом от 15.06.2021 N 10.2-01-33/5348 указал, что границы образуемого земельного участка комитетом природных ресурсов Курской области не согласованы, поскольку указанный участок граничит с землями лесного фонда, ввиду чего необходим выезд на местность с кадастровым инженером для выноса точек соприкосновения образуемого земельного участка с лесным фондом в натуре.
Комитет архитектуры и градостроительства Курской области письмом от 19.04.2021 N 01.4-01-32/931 сообщил, что согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "Некрасовский сельсовет" Рыльского района Курской области, утвержденных решением Собрания депутатов Некрасовского сельсовета Рыльского района Курской области от 17.05.2018 N 118, образуемый земельный участок расположен в трех территориальных зонах: Р2- зона рекреации ГЛФ; СХ2 - зона занятая объектами сельскохозяйственного назначения; СХЗ - зона природно-ландшафтной территории в соответствии с местными условиями (территория общего пользования).
28.04.2021 письмом N 05.6-01.01-19/5704 Комитет по управлению имуществом Курской области уведомил заявителя об отсутствии оснований для утверждения схемы расположения земельного участка ввиду того, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположен в границах кадастрового квартала 46:20:010405, в котором находятся земельные участки, являющиеся общедолевой собственностью, право распоряжения которыми органам исполнительной власти и органам местного самоуправления не предоставлено.
Не согласившись с указанным решением Комитета, ИП Власова Н.В. обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 16 ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Статьей 2 Закона Курской области от 02.06.2020 N 32-ЗКО "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов Курской области и органами государственной власти Курской области по предоставлению земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено" установлено, что Орган исполнительной власти Курской области, осуществляющий проведение единой государственной политики в сфере имущественно-земельных отношений, управления и распоряжения собственностью Курской области, осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов Курской области по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенных на территориях сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципальных районов, за исключением случаев установленных настоящим законом.
В силу части 13 статьи 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 3.10 Постановление Губернатора Курской области от 25.06.2007 N 286 "Об утверждении Положения о комитете по управлению имуществом Курской области" (в редакции действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) в соответствии с основными целями и задачами комитет осуществляет, в том числе, следующую функцию: принимает решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городском округе "Город Курск", в пределах предоставленных полномочий.
В силу пункта 3 части 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Частями 1, 2 статьи 11.10 ЗК РФ закреплено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с частью 4, 5 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
В силу части 1 статьи 3.5 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее в настоящей статье - схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
Согласно части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В материалы дела представлено заключение эксперта ООО "Землемер" N 2017 от 13.04.2022, по назначенной судом области судебной экспертизе, по которой предметом исследования являлось местоположение земельного участка в границах кадастрового квартала 46:20:010405 по адресу: Курская область, Рыльский район, село Артюшково, площадью 117 800 кв.м.; местоположение границ (координаты характерных точек) испрашиваемого земельного участка по Схеме расположения, представленной ИП Власовой Н.В.
Экспертом было установлено, что местоположение исследуемого земельного участка совпадает с местоположением полей N N 267, 272 АОЗТ "Новая Жизнь" Рыльского района Курской области (кадастровая карта 1994 года). В соответствии с Ведомостью оценки полей поля NN 267, 272 в состав земель, передаваемых в общую долевую собственность граждан и в состав фонда перераспределения земель, не входили.
Таким образом, спорный земельный участок не вошел в земли, предоставленные гражданам в общую долевую собственность.
Колхоз "НОВАЯ ЖИЗНЬ" был реорганизован СПК "НОВАЯ ЖИЗНЬ", соответственно право постоянного (бессрочного) пользования землями перешло при реорганизации в порядке универсального правопреемства.
Правовой режим спорных земель в результате реорганизации колхоза "Новая жизнь" не изменился.
Решением Арбитражного суда Курской области от 12.07.2006 по делу N А35-4470/06 сельскохозяйственный производственный кооператив "Новая жизнь" признан несостоятельным (банкротом).
В силу пункта 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
В пункте 2 статьи 214 ГК РФ, пункте 1 статьи 16 ЗК РФ закреплена презумпция государственной собственности на землю: земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Доказательств отнесения спорной территории к невостребованным земельным долям отсутствуют.
Таким образом, отказ Комитета по указанным в нем мотивам является необоснованным.
Комитет архитектуры и градостроительства Курской области письмом от 19.04.2021 N 01.4-01-32/931 сообщил, что согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "Некрасовский сельсовет" Рыльского района Курской области, образуемый земельный участок расположен в трех территориальных зонах: Р2-зона рекреации ГЛФ; СХ2 - зона занятая объектами сельскохозяйственного назначения; СХЗ - зона природно-ландшафтной территории в соответствии с местными условиями (территория общего пользования).
В соответствии с частью 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно, статье 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Заявителем приведен довод о том, что обстоятельства не содержавшиеся в решение не могут быть предметом судебного разбирательства.
Заявитель считает, что суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, считает, что таким образом изменяются судом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Заявитель приводит в пример пункт 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", о том, что при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств).
Вместе с тем, согласно положениям статьи 201 АПК РФ, для удовлетворения требования, заявленного в порядке главы 24 АПК РФ, необходимо установить два условия: несоответствие оспариваемого отказа закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Поэтому суд первой инстанции правомерно проверял наличие иных оснований для отказа в утверждении Схемы расположения земельного участка.
Соглашаясь с судом первой инстанции, судебная коллегия обращает внимание заявителя на то, что приведенный в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка мотив о нахождении образуемого земельного участка в пределах земель, находящихся в общедолевой собственности суд первой инстанции признал необоснованным.
Вместе с тем, поскольку испрашиваемый земельный участок образован в трех территориальных зонах, разработанная заявителем схема расположения земельного участка противоречит Закону. Следовательно, утверждение схемы не представляется возможным.
Таким образом, заявителем представлена для согласования Схема, притиворечащая закону, его интерес в предоставлении такого участка не может быть признан законным, а следовательно не имеется оснований для вывода о том, что оспариваемый отказ нарушает его законные права и интересы в экономической деятельности.
В связи с чем, отсутствует совокупность условий, необходимая для удовлетворения заявленных требований.
Принимая во внимание защищаемое право- право на предоставление земельного участка, в отсутствие надлежащей Схемы, оно не может быть восстановлено в рамках настоящего спора, и отсутствие указанного основания в решении комитета не может повлиять на выводы по существу спора.
В связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ее заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Курской области от 13.12.2022 по делу N А35-4577/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-4577/2021
Истец: ИП Власова Наталья Владимировна
Ответчик: Комитет по управлению имуществом Курской области, Министерство имущества Курской области
Третье лицо: Администрация Рыльского района Курской области, Комитет архитектуры и градостроительства Курской области, Комитет природных ресурсов Курской области, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "Землемер", Управление Росреестра по Курской области, Чебыкин Андрей Юрьевич