г. Москва |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А40-190850/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А.Чеботаревой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ГКУ Свердловской области "Управление автомобильных дорог"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2022 по делу N А40-190850/22 (94-1442)
по заявлению ГКУ Свердловской области "Управление автомобильных дорог"
к Федеральному агентству лесного хозяйства
об оспаривании отказа,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Алантьева Н.В. по дов. от 15.06.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ГКУ Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (далее - заявитель, учреждение) обратилось с заявлением к Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - заинтересованное лицо) об оспаривании отказа в согласовании документации по планировке территории для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения "Строительство автомобильной дороги "Подъезд к п. Дубровный от автодороги "г.Богданович - д.Кашино - г.Сухой Лог" на территории городского округа Богданович" изложенный в письмах Федерального агентства лесного хозяйства от 04.07.2022 г. N АВ-03-47/16606 21.07.2022. N АВ-03-47/18242 и от 02.08.2022 г N АВ-03-47/19482.
Решением суда от 08.12.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Учреждение ссылается на необоснованность отказа в согласовании Документации по планировке территории Рослесхозом.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменные объяснения по доводам апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Уставом Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 22.11.2018 N 393 предметом деятельности Учреждения является оказание государственных услуг, организация выполнения работ и осуществление государственных функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти Свердловской области в пределах, установленных настоящим уставом, в сфере:
дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них;
организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, за исключением легкового такси.
Государственной программой Свердловской области "Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2027 года", утвержденной Постановление Правительства Свердловской области от 25.01.2018 N 28-ПП предусмотрено: стр.87 "Строительство автомобильной дороги "Подъезд к п. Дубровный от автодороги "г. Богданович - д. Кашина - г. Сухой Лог" на территории городского округа Богданович".
Решение о подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения "Строительство автомобильной дороги "Подъезд к п. Дубровный от автодороги "г. Богданович - д. Кашина -г. Сухой Лог" на территории городского округа Богданович" утверждено Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области N 266-П от 22.04.2019 г., входит в состав документации по планировке территории.
В целях подготовки документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории), ГКУ СО "Управление автодорог" (далее -Учреждение) 14.07.2020 г. был заключен государственный контракт N 1-ПС/863, с ООО "Проектная Компания "УралДорТехнологии"", на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Строительство автомобильной дороги "Подъезд к п. Дубровный от автодороги "г.Богданович - д.Кашина - г.Сухой Лог" на территории городского округа Богданович", а также выполнение иных работ в соответствии с условиями настоящего государственного контракта и проведения всех необходимых для утверждения проектной документации согласований.
Согласно текстовой части проекта межевания территории зона планируемого размещения линейного объекта проходит, в том числе, по землям лесного фонда в границах земельного участка с КН 66:07:0000000:434, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее -ЕГРН). На момент проектирования, на территории Сухоложского лесничества, распространяется действие лесохозяйственного регламента, утвержденного приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 22.11.2018 N 1176 с изменениями и дополнениями.
Также согласно акту натурного технического обследования лесного участка: кварталы N 9 (части выделов 48, 49) на территории которого расположен проектируемый лесной участок, относится к защитным лесам, категория защитных лесов: защитные полосы железных дорог.
Согласно перечню образуемых земельных участков (таблица N 9 пмт) предусмотрено образование земельного участка, в том числе, из состава земель лесного фонда площадью 0,9866 га для строительства, указанной автомобильной дороги, с установлением категории образуемого земельного участка - земли промышленности и иного специального назначения.
В соответствии с Планом мероприятий по подготовке документации по планировке территории, утвержденного Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области N 266-П от 22.04.2019 "О принятии решения о подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения "Строительство автомобильной дороги "Подъезд к п. Дубровный от автодороги "г. Богданович - д. Кашина - г. Сухой Лог" на территории городского округа Богданович", на ООО "Проектная компания "УралДорТехнологии" возложена обязанность по согласованию документации по планировке территории.
ООО "Проектная компания "УралДорТехнологии" письмом от 24.06.2022 N 1049/06ПКУДТ направило на рассмотрение и согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации (далее - Рослесхоз) документацию по планировке территории.
Рослесхоз своим ответом от 04.07.2022 N АВ-03-47/16606 отказал в согласовании документации по планировке территории. В качестве основания для отказа в согласовании, Рослесхоз указал, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 1084-р утвержден Перечень объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов. В указанный перечень включена дорога автомобильная, что позволяет использовать земельные участки на землях лесного фонда без перевода в другую категорию земель.
ООО "Проектная компания "УралДорТехнологии" письмом от 13.07.2022 N 1171/07ПКУДТ повторно направило на рассмотрение и согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации (далее - Рослесхоз) документацию по планировке территории, с учетом добавленной информацией о необходимости смены категории земельного участка.
Рослесхоз своим ответом от 21.07.2022 N АВ-03-47/18242 отказал в согласовании документации по планировке территории по аналогичным основаниям.
ООО "Проектная компания "УралДорТехнологии" письмом от 25.07.2022 N 1228/07ПКУДТ повторно направило на рассмотрение и согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации (далее - Рослесхоз) документацию по планировке территории.
Рослесхоз своим ответом от 02.08.2022 N АВ-03-47/19482 отказал в согласовании документации по планировке территории.
Не согласившись с указанными актами, заявитель обратился с заявлением о признании его незаконным и отмене в Арбитражный суд г.Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые акты действующему законодательству не противоречат, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не представлено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда, а в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений является Федеральное агентство лесного хозяйства согласно пункту 1 Положения о Рослесхозе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 (далее - Положение о Рослесхозе).
Так, судом установлено, что 24.06.2022 Заявитель направил в Рослесхоз разработанную документацию по планировке территории для рассмотрения и согласования. Письмом от 04.07.2022 N АВ-03-47/16606 Рослесхоз не согласовал представленную Документацию по планировке территорий в связи с необходимостью указать обоснование перевода испрашиваемых земельных участков из состава земель лесного фонда в земли промышленности и иного специального назначения (земли транспорта).
13.07.2022 Заявитель повторно направил в Рослесхоз доработанную Документацию по планировке территории для рассмотрения и согласования. Письмом от 21.07.2022 N АВ-03-47/18242 Рослесхоз не согласовал представленную документацию в связи с возможностью использования земельных участков на землях лесного фонда без перевода в другую категорию земель.
25.07.2022 Заявитель повторно направил в Рослесхоз Документацию по планировке территории для рассмотрения и согласования. Письмом от 02.08.2022 N АВ-03-47/19482 Рослесхоз не согласовал представленную документацию ввиду наличия возможности использования земельные участки на землях лесного фонда без перевода в другую категорию земель.
Согласно перечню образуемых земельных участков, Документацией по планировке территорий предусмотрено образование земельного участка, в том числе из состава земель лесного фонда площадью 0,9866 га для строительства автомобильной дороги, с установлением образуемого земельного участка - земли промышленности и иного специального назначения.
Согласно акту натурального технического обследования лесного участка от 21.06.2022 N 10 Земельный участок расположен на территории Сухоложского лесничества Богдановичского участкового лесничества, урочище "Искра" в квартале 9 (части 48, 49), отнесен к категории защитных лесов - защитные полосы железных дорог.
Рослесхоз указал, что при повторных направлениях Документации по планировке территорий в Рослесхоз Заявитель не учитывал замечания Рослесхоза, а лишь указывал на неэффективное расходование бюджетных средств Российской Федерации на обеспечение разработки проекта освоения лесов.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что заявитель при направлении в Рослесхоз на согласование Документации по планировке территорий ссылается на необходимость перевода из состава земель лесного фонда в соответствии с частью 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вместе с тем, аргументированного правового обоснования такого перевода Заявителем не представлено.
Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в случае, если предоставление лесных участков и размещение соответствующих объектов невыполнимо с учетом норм лесного законодательства.
Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) установлены виды использования лесов.
Самостоятельным видом использования лесов является, в том числе, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (пункт 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса).
В соответствии пунктом 3 части 1 статьи 21 Лесного кодекса строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Перечень объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1084-р (далее - Перечень), предусматривает, в том числе, дорогу автомобильную.
Статьей 114 Лесного кодекса установлено, что к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся, в том числе леса, расположенные в защитных полосах лесов (леса, расположенные в границах полос отвода железных дорог и придорожных полос автомобильных дорог, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности).
При этом указанной статьей Лесного кодекса не установлены ограничения и запреты по видам использования лесов для подкатегории "леса, расположенные в защитных полосах лесов", в том числе, для строительства, реконструкция и эксплуатации линейного объекта.
Таким образом, на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства (в том числе линейных объектов), не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в том числе, строительство автомобильной дороги согласно Перечню в указанной категории лесов.
Учитывая изложенное, наличие в Перечне такого объекта, как дорога автомобильная, подтверждает доводы Рослесхоза о возможности использования лесов для строительства, реконструкция и эксплуатации линейного объекта на землях лесного фонда без перевода Земельного участка в иную категорию земель.
Таким образом, доводы жалобы о необоснованности отказа в согласовании Документации по планировке территории Рослесхозом являются несостоятельными.
При этом в соответствии с пунктом 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации Документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда.
Заявитель также ссылается на тот факт, что при утверждении категории "земель лесного фонда" образуемого земельного участка (в документации по планировке территории) в дальнейшем для Учреждения повлечет необходимость разработки проекта освоения лесов и подачи лесной декларации, что приведет к неэффективному (нецелевому) расходованию бюджетных средств.
Основными принципами лесного законодательства, установленными статьей 1 Лесного кодекса, являются (в том числе):
сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения;
сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека (пункт 8);
платность использования лесов (пункт 11) (далее - Принципы лесного законодательства, направленные на обеспечение сохранности лесов и благоприятной окружающей среды).
Кроме того, статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет положения о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 Лесного кодекса лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного Кодекса.
При этом Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, который предусматривает, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Пунктом 1 статьи 26 Лесного кодекса предусмотрено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Согласно Приложению 2 к форме лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.04.2021 N 303 в лесной декларации предусмотрено указание информации об объекте, не связанной с созданием лесной инфраструктуры, о его местонахождении, о площади планируемых рубок.
Совокупность вышеуказанных норм направлена на обеспечение сохранения лесов, в том числе, при использовании в целях осуществления строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (дорога автомобильная) и выполнение основных принципов Лесного кодекса и статьи 42 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, требования Заявителя по обжалованию отказов Рослесхоза в части согласования Документации по планировке территории в целях перевода земель лесного фонда в земли промышленности и иного специального назначения (земли транспорта) не обоснованы, не мотивированны и направлены на обход норм лесного законодательства при предоставлении лесного участка для осуществления соответствующего вида использования, а также на не соблюдение Принципов лесного законодательства, направленных на обеспечение сохранности лесов и благоприятной окружающей среды.
Заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов при принятии оспариваемого решения и оспариваемым решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку указанная совокупность оснований установлена не была, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2022 по делу N А40-190850/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-190850/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА