г. Красноярск |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А33-22109/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" марта 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.
судей: Барыкина М.Ю., Юдина Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой П.Д.,
при участии: от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сохатинский карьер": Мацкевич И.П., представителя по доверенности от 28.07.2021, диплом, паспорт;
от ответчика - Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края: Максимовой Л.А., представителя по доверенности от 30.12.2022
N 77-328-Д, диплом, паспорт;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сохатинский карьер", Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "25" ноября 2022 года по делу N А33-22109/2021
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сохатинский карьер" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее - ответчик) о признании незаконным решения 20.05.2021 N 77-05750 об отказе в продлении лицензии на право пользования недрами ЗГЗ 0454 ТЭ.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25.11.2022 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным решение Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края об отказе внесения изменений и дополнений в лицензии, изложенное в письме от 20.05.2021 N 77-05750 и обязал Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края повторно рассмотреть заявление от 27.04.2021 N 19 общества с ограниченной ответственностью "Сохатинский карьер" (ИНН 2453018137, ОГРН 1142448000144) на внесение изменений в лицензию ЗГЗ N 0454 ТЭ от 19.08.2014 с учетом выводов суда, содержащихся в настоящем решении.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель и ответчик обратились с апелляционными жалобами в Третий арбитражный апелляционный суд, в которых заявитель считает решение подлежащим изменению в части отклонения довода заявителя о том, что лицензионный договор не содержит в себе обязанности заявителя по добыче полезных ископаемых в объемах, не менее установленных планами развития горных работ, соответственно, несоблюдение планов развития горных работ не является нарушением условий лицензионного договора. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на то, что в лицензионном соглашении отсутствует требование о добыче полезного ископаемого в строгом соответствии с количеством, указанном в планах горных работ. Отступление от проекта в сторону уменьшения годовой добычи полезного ископаемого нельзя признать нарушением лицензионных требований и требований технического проекта.
Ответчик в своей жалобе просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ответчик ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что допущенные ООО "Сохатинский карьер" нарушения условий лицензии являются по своему характеру несущественными и обусловлены причинами объективного характера, не позволяющими осуществлять отработку запасов месторождения в полном объеме.
Определениями Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционные жалобы приняты к производству.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционных жалоб, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционные жалобы рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Обществу с ограниченной ответственностью "Сохатинский карьер" предоставлен в пользование участок недр "месторождения метаморфической породы гнейс (строительного камня) "Сохатинский", расположенное в 5 км восточнее г. Зеленогорска, Красноярского края, РФ", с разрешенным видом пользования: добыча метаморфической породы гнейс (строительный камень) на Сохатинском месторождении, лицензия ЗГЗ N 0454 ТЭ от 19.08.2014. Срок действия лицензии до 01.05.2015. Дополнением N 1 к лицензии срок действия лицензии продлен до 01.05.2020.
Геологоразведочные работы на месторождении проводились Оргстрой НИИ проектом в 1959-1960 гг., запасы утверждены протоколом ТКЗ КГУ N 106 от 30.08.1960 г. Результаты разведки и подсчета запасов Сохатинского месторождения строительного камня на Сохатинском месторождении строительного камня Красноярского края выполнены геологоразведочной партией N1 предприятия почтового ящика 100.
Отчеты по результатам разведки не сданы в фонд геологической информации Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу (далее ТГФИ по СФО) и ФГБУ "Росгеолфонд".
В фондах ТГФИ по СФО хранится протокол ТКЗ КГУ N 106 от 30.08.1960 г. с инвентарным номером 27226.
Лицензией переданы запасы в контуре горного отвода, площадью 13,6 га по состоянию на 01.01.2014 в общем количестве по категориям А+В+С1-3175 тыс. м3.
В соответствии с условиями лицензионного договора работы по добыче строительного камня на "Сохатинском" месторождении велись в соответствии с "Проектом разработки и эксплуатации карьера Сохатинский", выполненных Предприятием почтового ящика А-1940, г. Москва.
По проектной документации ранее проведена экспертиза промышленной безопасности автор ООО ИКЦ "Промтехбезопасность", получен протокол Ростехнадзора N 12-424/68 от 13.12.2007 о регистрации заключение экспертизы промышленной безопасности рег. N 66-ПД-27948-2007.
Енисейским управлением Ростехнадзора оформлен горноотводной акт N 1883-0 от 01.06.2015.
ООО "Сохатинский карьер" предоставлен земельный участок, общей площадью 15,8 га, согласно договору аренды N 332 от 27.05.2015.
Месторождения метаморфических пород гнейсов (строительного камня) "Сохатинское" относится к опасному производственному объекту III класса, свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре N А66-04260-0001 от 28.12.2016 г.
Недропользователем обеспечивается контроль за состоянием промышленной безопасности и выполняется требования законодательства по безопасному ведению работ.
Ежегодно составляется план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, а также план мероприятий промышленной безопасности
Получена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности N ВХ-66-002108 от 03.12 2018 года.
Ежегодно заключается договор N ВС-62/ГСО/2020 от 16.10.2019 на горноспасательное обслуживание ОПО и имеется полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте N А66-04260-0001 от 28.12.2016.
Получено радиационно-гигиеническое заключение качества строительного камня, протокол N 413,414-006 от 30.11.2020.
Карьер по добыче строительного камня на месторождении "Сохатинском" ООО "Сохатинский карьер" эксплуатируется с 2015 года. Годовая производительность карьера за время отработки в среднем составила 18 тыс. м3.
План развития горных работ ежегодно направляется на согласование в Енисейское Управление Ростехнадзора, Протокол N 06-099 от 23.04.2019.
Согласно представленной в материалы дела информации Енисейского управления Ростехнадзора от 20.10.2021 N 361-23029 планы развития горных работ ООО "Сохатинский карьер" по лицензии ЗГЗ 0454 ТЭ на 2017 и 2018 года не согласовывались.
Осуществляется маркшейдерский и геологический контроль за состоянием горных выработок и объемов вынимаемого полезного ископаемого, по результатам которого составляется горно-графическая документация. Заключен договор на выполнение маркшейдерских работ с ООО НИП "Геомарк", которая имеет лицензию на право производства маркшейдерских работ N 38-ПМ-000276 от 01.10.2003 (бессрочная).
Исходя из представленной ООО "Сохатинский карьер" государственной отчетности 5-гр с пояснительной запиской, фактический объем добычи за 2017 год составил 23 тыс. куб. м, за 2019 год - 38 тыс. куб. м, в сумме 61 тыс. куб. м, что меньше, чем объем добычи, предусмотренный согласованными планами развития горных работ на 2017 (по информации заявителя) и 2019 года (30 и 40 тыс. куб. м. соответственно, что является нарушением планов развития горных работ, в 2018 году добыча не осуществлялась.
До окончания срока действия лицензии заявитель обратился в уполномоченный орган с заявлением о продлении срока действия лицензии с приложением всех необходимых документов, однако, письмом от 20 мая 2020 года заявитель был уведомлен об отказе в продлении срока действия лицензии по причине несоответствия фактического объема добычи за 2017, 2019 гг. объему добычи, предусмотренному согласованными планами развития горных пород на 2017 и 2019 годы. Также заявителю было разъяснено, что на основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года N 440 срок действия лицензии автоматически продлевается на 12 месяцев (до 01.05.2021). По истечении срока действия лицензии (01.05.2021) продление срока ее действия возможно в случае безусловного соблюдения условий, предусмотренных статьей 10 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) и актуализации технического проекта (в части календарного плана горных работ, годовой производительности предприятия и др.), в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" (далее - Постановление N 118).
30.06.2020 ООО "Сохатинский карьер" направлено Уведомление о нарушениях, допущенных при пользовании недрами, необходимости их устранения и возможном досрочном прекращении права пользования недрами (не выполнение существенных условий лицензионного договора, являющихся неотъемлемыми составными частями лицензии ЗГЗ N 0454 ТЭ от 19.08.2014, а именно: не соблюдается требование утвержденного проекта и другой технической документации, пункт 3.3.3 лицензионного договора к лицензии).
ООО "Сохатинский карьер" заключило с ООО НИП "Геомарк" договор N 2/Сохатинский карьер/проект/2020 от 03.08.2020 на корректировку проектной документации связанной с изменением годовой производительности карьера и изменением календарного плана горных работ.
ООО НИП "Геомарк" разработал проектную документацию "Технический проект на разработку месторождения метаморфических пород гнейс (строительный камень) "Сохатинский"" в соответствии с "Положением о подготовке, согласованию и утверждению технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации, на выполнение работ, связанных с пользованием участков недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", утвержденные постановлением Правительства N 118 от 03.03.2010.
Указанная проектная документация сдавалась на рассмотрение и согласование в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края (вх. N 77-27867 от 17.12.2020; исх. N 9 от 23.03.2021, исх. N 17 от 26.04.2021).
Министерством отказано в согласовании (исх. от 28.01.2021 N 77-0532, от 09.06.2021 N 77-06784).
27 апреля 2021 года ООО "Сохатинский карьер" обратилось с повторной заявкой о продлении срока действия лицензии, поскольку право пользования недрами истекало 01.05.2021.
20 мая 2021 года в продлении срока действия лицензии отказано в связи с несоответствием фактического объема добычи за 2017, 2019 гг. объему добычи, предусмотренному согласованными планами развития горных пород на 2017 и 2019 годы, в 2020 году добыча не осуществлялась; ООО "Сохатинский карьер" в нарушение п. 7.4 лицензионного договора не представляло в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края сведения о внесенных налогах, сборах и иных обязательных платежах, копии соответствующих расчетных документов.
Полагая, что решение от 20.05.2021 N 77-05750 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены статьей 12 Закона о недрах.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Порядок исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр установлен пунктами 37 - 60 Административного регламента утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (далее по тексту - Административный регламент N 315).
В силу пункта 37 Административного регламента N 315 внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Роснедр или его территориального органа (в соответствии с разграничением полномочий):
- в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, и связанного с этим изменения срока ввода в эксплуатацию объектов;
- при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Согласно пункту 38 Административного регламента N 315 основаниями для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр являются:
- заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами (далее - заявка на внесение изменений и дополнений);
- обращение Роснедр или его территориальных органов к пользователю недр с предложением о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование участком недр.
Требования к содержанию заявки и составу прилагаемых документов установлены пунктом 39 Административного регламента N 315.
Объективный, качественный и комплексный анализ представленных документов на предмет соответствия предложений заявителя требованиям рационального использования и охраны недр, осуществляется постоянно действующим совещательным органом - Комиссией по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий при условии соответствия поступившей заявки требованиям установленным пунктом 39 Административного регламента N 315.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Сохатинский карьер" предоставлен в пользование участок недр "месторождения метаморфической породы гнейс (строительного камня) "Сохатинский", расположенное в 5 км восточнее г. Зеленогорска, Красноярского края, РФ", с разрешенным видом пользования: добыча метаморфической породы гнейс (строительный камень) на Сохатинском месторождении, лицензия ЗГЗ N 0454 ТЭ от 19.08.2014. Срок действия лицензии до 01.05.2015. Дополнением N 1 к лицензии срок действия лицензии продлен до 01.05.2020.
Геологоразведочные работы на месторождении проводились Оргстрой НИИ проектом в 1959-1960 гг., запасы утверждены протоколом ТКЗ КГУ N 106 от 30.08.1960 г. Результаты разведки и подсчета запасов Сохатинского месторождения строительного камня на Сохатинском месторождении строительного камня Красноярского края выполнены геологоразведочной партией N1 предприятия почтового ящика 100.
Отчеты по результатам разведки не сданы в фонд геологической информации Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу (далее ТГФИ по СФО) и ФГБУ "Росгеолфонд".
В фондах ТГФИ по СФО хранится протокол ТКЗ КГУ N 106 от 30.08.1960 г. с инвентарным номером 27226.
Лицензией переданы запасы в контуре горного отвода, площадью 13,6 га по состоянию на 01.01.2014 в общем количестве по категориям А+В+С1-3175 тыс. м3.
В соответствии с условиями лицензионного договора работы по добыче строительного камня на "Сохатинском" месторождении велись в соответствии с "Проектом разработки и эксплуатации карьера Сохатинский", выполненных Предприятием почтового ящика А-1940, г. Москва.
Стороны в судебном заседании пояснили, что первоначальная проектная документация на карьер 1981 года не сохранилась, у сторон отсутствует.
До окончания срока действия лицензии заявитель обратился в уполномоченный орган с заявлением о продлении срока действия лицензии с приложением всех необходимых документов.
Письмом от 20 мая 2020 года министерство уведомило заявителя об отказе в продлении срока действия лицензии по причине несоответствия фактического объема добычи за 2017, 2019 гг. объему добычи, предусмотренному согласованными планами развития горных пород на 2017 и 2019 годы. Также заявителю разъяснено, что на основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года N 440 срок действия лицензии автоматически продлевается на 12 месяцев (до 01.05.2021).
Общество повторно 27.04.2021 обратилось в министерство с заявлением N 19 о продлении срока действия лицензии.
20 мая 2021 года министерством отказано в продлении срока действия лицензии в соответствии с абзацем 8 статьи 10 Закона о недрах в связи с несоответствием фактического объема добычи за 2017, 2019 гг. объему добычи, предусмотренному согласованными планами развития горных пород на 2017 и 2019 годы, в 2020 году добыча не осуществлялась, что не соответствует требованиям технического проекта. ООО "Сохатинский карьер" в нарушение п. 7.4 лицензионного договора не представляло в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края сведения о внесенных налогах, сборах и иных обязательных платежах, копии соответствующих расчетных документов. Данный отказ оспаривается в рамках настоящего дела.
Исходя из представленной ООО "Сохатинский карьер" государственной отчетности 5-гр с пояснительной запиской, фактический объем добычи за 2017 год составил 23 тыс. куб.м. за 2019 год - 38 тыс. куб. м, в сумме 61 тыс. куб. м, что меньше, чем объем добычи, предусмотренный согласованным планом развития горных работ на 2019 года (40 тыс. куб. м соответственно), план развития горных работ за 2017 год не согласовывался, в 2020 году добыча не осуществлялась, что обществом не оспаривается.
Согласно пункту 1.5 лицензионного договора, являющегося неотъемлемой частью лицензии, установлено, что его положения являются существенными условиями лицензии.
В соответствии с пунктом 11.2 лицензионного договора нарушением обязательств, принятых стороной, считается любое невыполнение его положений. Следовательно, нарушение любого пункта лицензионного договора является нарушением существенного условия лицензии.
Согласно пунктам 3.1.4, 3.1.5 лицензионного договора недропользователь обязан перспективные и годовые планы развития горных работ, нормативы потерь полезных ископаемых ежегодно согласовывать с уполномоченным органом, годовые объемы по добыче строительного камня на Сохатинском месторождении определять в процессе ежегодного согласования планов развития горных работ с уполномоченным органом.
Также пунктом 8.2 лицензионного договора предусмотрена обязанность недропользователя представлять в установленном порядке перспективные и годовые планы развития горных работ. Протоколы технических совещаний по рассмотрению перспективных и годовых планов развития горных работ с графическими приложениями представлять в министерство.
Пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах в качестве одной из обязанностей недропользователя предусмотрено соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 3 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1466 (далее - Правила N 1466), планы и схемы развития торных работ определяют направления развития горных работ, условия безопасно о недропользования, технические и технологические решения при эксплуатации объектов ведения горных работ, объемы добычи, первичной переработки полезных ископаемых, вскрышных пород, а также допустимые величины их отклонений от планируемых значений и (или) установленных в лицензии на пользование недрами, техническом проекте и иной проектной документации на выполненные работы, связанные с пользованием недрами (далее - проектная документация).
Пунктами 6, 9 Правил N 1466 установлено:
Планы и схемы развития горных работ составляются на основе утвержденной в установленном порядке проектной документации, условий лицензий на пользование недрами соглашений о разделе продукции и требований, регламентирующих выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
В случае, если изменение геологической информации о предоставленном в пользование участке недр и (или) экономические показатели разработки месторождения полезных ископаемых не позволяют обеспечить соблюдение установленных в лицензии на пользование недрами и (или) проектной документации условий, пользователь недр при предоставлении плана и (или) схемы развития горных работ и (или) вносимых в них изменений (дополнений) представляет обоснование соблюдения условий безопасного недропользования, подготовленное в соответствии с требованиями к такому обоснованию, установленными органом государственного горного надзора, содержащее мероприятия, обеспечивающие безопасное недропользование, соблюдение пользователем недр требований по технологии ведения работ, прогнозированию и предупреждению опасных ситуаций с соответствующей корректировкой технических и технологических решений, параметров и показателей горных разработок (разработки месторождения), объемов добычи полезных ископаемых и вскрышных пород, установленных проектной документацией и (или) лицензией на пользование недрами. Указанное обоснование соблюдения условий безопасного недропользования включается в план и (или) схему развития горных работ и (или) вносимые в них изменения (дополнения).
Учитывая изложенное, добыча полезных ископаемых должна осуществляться в соответствии с техническим проектом и планами развития горных работ, что является лицензионным условием и их несоблюдение является нарушением лицензионных условий.
С учетом изложенного суд отклоняет как необоснованный довод заявителя о том, что лицензионный договор не содержит в себе обязанности заявителя по добыче полезных ископаемых в объемах, не менее установленных планами развития горных работ, соответственно, несоблюдение планов развития горных работ не является нарушением условий лицензии.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом требований технического проекта, что является нарушением пунктов 3.1.1, 3.1.4, 3.1.5, 3.3, 3.3.9 лицензионного договора, то есть является нарушением условий лицензии.
Также обществом не соблюдены требования пункта 7.4 лицензионного договора, согласно которому недропользователь обязан соблюдать порядок исчисления налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также сроков их внесения в соответствующие бюджеты в соответствии с действующим законодательством, представлять ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в министерство сведения о внесенных налогах, сборах и иных обязательных платежах, копий соответствующих расчетных документов, заверенных подписью руководителя и печатью.
Согласно пояснениям ответчика в судебном заседании в оспариваемом отказе указано на непредставление отчетности за 4 квартал 2020 года. Доказательств представления в министерство ежеквартально указанных сведений, то есть в установленный срок, обществом не представлено. Обществом представлено письмо от 29.07.2021 N 35 о представлении отчетности в министерство 29.07.2021 (вх. N 77-18142), то есть с нарушением установленного лицензией срока, что обществом не оспаривается.
Следовательно, заявителем не соблюдались условия лицензионного договора.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для отказа обществу в продлении срока лицензии по указанным в оспариваемом отказе основаниям, исходя из следующего.
Из заявления общества следует, что с целью соблюдения заявителем лицензионных требований ООО "Сохатинский карьер" заключило с ООО НИП "Геомарк" договор N 2/Сохатинский карьер/проект/2020 от 03.08.2020 на корректировку проектной документации, связанной с изменением годовой производительности карьера и изменением календарного плана горных работ.
ООО НИП "Геомарк" разработал проектную документацию "Технический проект на разработку месторождения метаморфических пород гнейс (строительный камень) "Сохатинский"" в соответствии с "Положением о подготовке, согласованию и утверждению технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации, на выполнение работ, связанных с пользованием участков недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", утвержденные постановлением Правительства N 118 от 03.03.2010.
При рассмотрении проектной документации установлено, что геологоразведочные работы на месторождении проводились Оргстрой НИИ проект в 1959-1960 гг., протокол ТКЗ КГУ N 106 от 30.08.1960, запасы поставлены на баланс вертикально в общем количестве по категориям А+В+С1 -5925 тыс. м3, лицензией ЗГЗ N0454 ТЭ в 2014 году были переданы не все, а лишь часть балансовых запасов в контуре горного отвода, площадью 13,6 га в общем количестве по категориям А+В+С1 -3175 тыс. м3.
Новая проектная документация трижды сдавалась на рассмотрение и согласование в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края (вх. N 77-27867 от 17.12.2020; исх. N 9 от 23.03.2021, исх. N 17 от 26.04.2021). Основной причиной отказа явилось несоответствие запасов, принятых к проектированию 812 тыс. куб. м, запасам статистической отчетности по форме 5 гр (3084 тыс. куб.м). Общество пояснило, что данное замечание устранить невозможно без выхода горных работ за границы лицензии, что противоречит п. 3.2 Постановлению ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами". При выдаче лицензии в 2014 году Министерством природных ресурсов и экологии не были учтены пространственное положение запасов и их способ постановки на государственный баланс (по протоколу ТКЗ КГУ N 106 от 30.08.1960, запасы поставлены на баланс вертикально), что явилось следствием невозможности отработки запасов в объеме 3084 тыс. куб.м. в этом лицензионном контуре. Общество обращалось в министерство с заявлением о продлении сроков лицензии на право пользования недрами ЗГЗ N 0454 ТЭ с дополнительным условием - изменить целевое назначение лицензии, для проведения ревизии запасов в контуре лицензии в связи с отсутствием достоверной геологической информации по месторождению и корректировки проектной документации и ее согласованию.
Общество представило в материалы дела разъяснения по проектной документации "Технический проект на разработку месторождения метаморфических пород гнейс (строительный камень) "Сохатинское" и саму проектную документацию, которая исследовалась судом в судебном заседании и обществом давались по ней пояснения. Из проектной документации, пояснений общества и разъяснений к проектной документации следует, что отработка балансовых запасов, переданных по лицензии, согласно технологии ведения горных работ и используемого горного оборудования, с учетом соблюдения требований безопасного ведения горных работ, с выдержанным углом наклона борта карьера и мерами безопасности без разноса бортов и выхода за границы лицензии невозможна. Согласно произведенным расчетам в границе лицензионной площади, предоставленной по лицензии ЗГЗ 0454 ТЭ от 19.08.2014 при общем количестве запасов, предоставленных по лицензии (через аукцион) 3 541 тыс. м3, списано за период 2015-2020 гг. - 91,0 тыс. м3, добыть в границе лицензии по горнотехническим параметрам возможно 812,0 тыс. м3, запасы в количестве 2729 тыс. м3 невозможно добыть без изменения границ лицензионной площади. По сложности геологического строения месторождение метаморфических пород гнейс "Сохатинское," относится к 1-й группе месторождения - месторождения, представленные горизонтально залегающими или полого падающими пластообразными телами, ненарушенные или слабо нарушенные тектоническими процессами. На графических приложениях к проектной документации, лист 2 2020/СОХАТ-ГР Положение горных работ на начало отработки, геологоразведочный план - приведено положение горных работ по состоянию на 01.10.2020, проектный контур карьера 1 очереди и проектный контур 2 очереди. На листе 3, геологический разрез по линии 1, показан контур отработки 1 и 2 очереди. По контуру 2 очереди видно, что для отработки запасов, предоставленных по лицензии, конечное положение горных выработок выходит за границы лицензионной площади. Лицензионная площадь для отработки предоставленных запасов составляет 19,0 га, по лицензии площадь составляет 13,6 га для запасов по категориям А+В+С1 - 3175 тыс. куб. м. Для отработки запасов, предоставленных по лицензионному соглашению, необходимо увеличение границ лицензионной площади. Ответчиком указанные обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства не опровергнуты.
Кроме того, заявителем указано, что добыча полезного ископаемого в объемах, предусмотренных ежегодными планами работ, была невозможна по иным независящим от заявителя обстоятельствам:
1) Отсутствие рынка сбыта. Участок, переданный заявителю в рамках лицензии на добычу полезных ископаемых, расположен на территории ЗАТО Зеленогорск. В связи с этим, основными потенциальными покупателями добываемого заявителем полезного ископаемого являются предприятия, расположенные на территории г. Зеленогорска, г.Заозерного Рыбинского района Красноярского края, г. Красноярска и г. Железногорска. Объем спроса на полезное ископаемое, добываемое заявителем не высок, поскольку стоимость доставки товара до покупателя с г. Зеленогорска является значительной, существуют иные предприятия, добывающие аналогичную категорию полезных ископаемых, расположенные ближе к месту нахождения покупателя и, соответственно, предлагающие более выгодные условия приобретения товара. С целью реализации добываемого полезного ископаемого, со стороны заявителя принимались все зависящие от него меры: заявитель своевременно оформил все документы и разрешения, необходимые для добычи, хранения и реализации полезного ископаемого, принимал участие в закупках, размещал информацию о реализуемом товаре в газетах и на рекламных баннерах. Однако, реализация объемов, установленных в годовых планах, не представлялась возможной по объективным причинам. В 2020 году добыча и реализация полезного ископаемого была затруднена ограничениями, установленными в связи с распространением COVID;
2) Отсутствие возможности по долгосрочному хранению добытого полезного ископаемого. Даже при допущении возможности добычи полезного ископаемого в установленных годовыми планами объемах, с учетом отсутствия достаточного спроса, заявителю необходимо было обеспечить хранение значительного объема нереализованного полезного ископаемого, что также не представляется возможным по причине отсутствия необходимых площадей земельного участка и статусом объекта - объект повышенной опасности.
Также общество указывает, что заявитель не имеет задолженности по уплате налогов на добычу полезных ископаемых, все налоговые декларации предоставлены в налоговый орган в четко установленные сроки, какой-либо ущерб бюджету отсутствует. В материалы дела представлено письмо исх. N 35 от 29.07.2021, вх. N 77-18142 от 29.07.2021, согласно которому обществом в адрес министерства направлены копии налоговых деклараций за 2020-2021 гг. и копии писем об отправке указанных деклараций исх. N 25 от 01.06.2021.
Исходя из представленных доказательств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что допущенные ООО "Сохатинский карьер" нарушения условий лицензии являются по своему характеру несущественными и обусловлены вышеуказанными причинами объективного характера, не позволяющими осуществлять отработку запасов месторождения в полном объеме. В период действия лицензии обществом принимались меры по выполнению лицензионных условий; по утверждению новой проектной документации с учетом выявленных при добыче полезного ископаемого обстоятельств, в связи с чем, основания для вывода о недобросовестном поведении общества по исполнению условий лицензии у суда первой инстанции обосновано отсутствовали.
Судом первой инстанции также обосновано учтено, что обществом предпринимались попытки по внесению изменений в проектную документацию, то есть общество не бездействовало и предпринимало попытки для внесения изменений в проектную документацию в целях устранения ее недостатков и обстоятельств по добыче полезного ископаемого, которые объективно препятствовали обществу осуществлять деятельности в рамках выданной лицензии надлежащим образом.
С учетом требований соразмерности (пропорциональности) суд первой инстанции, проверяя законность оспариваемого решения министерства об отказе в продлении лицензии, с учетом всех значимых обстоятельств настоящего дела пришел к нормативно обоснованному выводу о том, что отказ в продлении обществу лицензии по указанным в оспариваемом отказе основаниям является формальным и сделан без учета всех обстоятельств совершения обществом указанных нарушений, без учета их характера и тяжести, в связи с чем, оспариваемый отказ нельзя признать обоснованными, разумными и необходимыми для достижения законной цели, отказ в продлении лицензии приводит к несоразмерному ухудшению положения общества.
Министерство при принятии решения об отказе внесения изменений и дополнений в лицензию руководствовалось лишь формальными требованиями, установленными действующим законодательством, без учета фактических обстоятельств дела, без учета принципа соразмерности (пропорциональности) принятых мер и допущенных обществом нарушений, а также последствий принятого решения, без учета характера допущенных нарушений и конкретных обстоятельств, при которых допущены указанные в оспариваемом отказе нарушения; без учета добросовестного поведения общества в период действия лицензии, что привело к нарушению прав, свобод и законных интересов заявителя.
При изложенных обстоятельствах, решение Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края об отказе внесения изменений и дополнений в лицензии, изложенное в письме от 20.05.2021 N 77-05750, правомерно было признано судом первой инстанции незаконным и в качестве восстановительной меры суд первой инстанции обосновано посчитал возможным обязать Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края повторно рассмотреть заявление от 27.04.2021 N 19 общества с ограниченной ответственностью "Сохатинский карьер" (ИНН 2453018137, ОГРН 1142448000144) на внесение изменений в лицензию ЗГЗ N 0454 ТЭ от 19.08.2014 с учетом выводов суда, содержащихся в настоящем решении.
Заявитель считает решение подлежащим изменению в части отклонения довода заявителя о том, что лицензионный договор не содержит в себе обязанности заявителя по добыче полезных ископаемых в объемах, не менее установленных планами развития горных работ, соответственно, несоблюдение планов развития горных работ не является нарушением условий лицензионного договора. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на то, что в лицензионном соглашении отсутствует требование о добыче полезного ископаемого в строгом соответствии с количеством, указанном в планах горных работ. Отступление от проекта в сторону уменьшения годовой добычи полезного ископаемого нельзя признать нарушением лицензионных требований и требований технического проекта.
Суд апелляционной инстанции полагает, что судом правомерно отклонен довод общества о том, что лицензионный договор не содержит в себе обязанности заявителя по добыче полезных ископаемых в объемах, не менее установленных планами развития горных работ, ввиду следующего.
Согласно пункту 1.5 лицензионного договора, являющегося неотъемлемой частью лицензии, установлено, что его положения являются существенными условиями лицензии.
В соответствии с пунктом 11.2 лицензионного договора нарушением обязательств, принятых Стороной, считается любое невыполнение его положений. Следовательно, нарушение любого пункта лицензионного договора является нарушением существенного условия лицензии.
Согласно пунктам 3.1.4, 3.1.5 лицензионного договора недропользователь обязан перспективные и годовые планы развития горных работ, нормативы потерь полезных ископаемых ежегодно согласовывать с уполномоченным органом, годовые объемы по добыче строительного камня на Сохатинском месторождении определять в процессе ежегодного согласования планов развития горных работ с уполномоченным органом.
Уполномоченным органом на согласование указанных документов, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09,2020 N 1466 "Об утверждении Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых" (далее - Правила N 1466) является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (орган государственного горного надзора).
Также пунктом 8.2 лицензионного договора предусмотрена обязанность недропользователя представлять в установленном порядке перспективные и годовые планы развития горных работ. Протоколы технических совещаний по рассмотрению перспективных и годовых планов развития горных работ с графическими приложениями представлять в министерство. Необходимо также отметить, что указанные документы Обществом в министерство не представлялись.
Указанные обстоятельства являются нарушениями лицензионного договора.
Пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах в качестве одной из обязанностей недропользователя предусмотрено "соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых".
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1466, планы и схемы развития горных работ "определяют направления развития горных работ, условия безопасного недропользования, технические и технологические решения при эксплуатации объектов ведения горных работ, объемы добычи, первичной переработки полезных ископаемых, вскрышных пород, а также допустимые величины их отклонений от планируемых значений и (или) установленных в лицензии на пользование недрами, техническом проекте и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами (далее -проектная документация).".
Пунктами 6. 9 Правил N 1466 установлено:
"6. Планы и схемы развития горных работ составляются на основе утвержденной в установленном порядке проектной документации, условий лицензий на пользование недрами, соглашений о разделе продукции и требований, регламентирующих выполнение работ, связанных с пользованием недрами.".
"9. В случае если изменение геологической информации о предоставленном в пользование участке недр и (или) экономические показатели разработки месторождения полезных ископаемых не позволяют обеспечить соблюдение установленных в лицензии на пользование недрами и (или) проектной документации условий, пользователь недр при предоставлении плана и (или) схемы развития горных работ и (или) вносимых в них изменений (дополнений) представляет обоснование соблюдения условий безопасного недропользования, подготовленное в соответствии с требованиями к такому обоснованию, установленными органом государственного горного надзора, содержащее мероприятия, обеспечивающие безопасное недропользование, соблюдение пользователем недр требований по технологии ведения работ, прогнозированию и предупреждению опасных ситуаций с соотвегствуюшей корректировкой технических и технологических решений, параметров и показателей горных разработок (разработки месторождения), объемов добычи полезных ископаемых и вскрышных пород, установленных проектной документацией и (или) лицензией на пользование недрами Указанное обоснование соблюдения условий безопасного недропользования включается в план и (или) схему развития горных работ - и (или) вносимые в них изменения (дополнения).".
Учитывая изложенное, добыча полезных ископаемых должна осуществляться в соответствии с техническим проектом и планами развития горных работ.
Утвержденным "Проектом разработки и эксплуатации карьера Сохатинский" подтверждается "План развития горных работ на 2019 г. месторождения метаморфической породы гнейс (строительный камень) "Сохатинский" лист 9), отчетностью 5-гр. и не оспаривается заявителем, годовая проектная мощность карьера составляет 94,5 ты. куб. м.
Исходя из представленной ООО "Сохатинский карьер" государственной отчетности 5-гр с пояснительной запиской, фактический объем добычи за 2017 год составил 23 тыс. куб.м. за 2019 год - 38 тыс. куб. м, в сумме 61 тыс. куб. м. что меньше, чем ооъем добычи, предусмотренный согласованными планами развития горных работ на 2017 (по информации заявителя) и 2019 года (30 и 40 тыс. куб. м соответственно), что является нарушением планов развития горных работ, в 2018 году добыча не осуществлялась.
Таким образом, Обществом проводились в 2017 - 2019 годах работы в нарушение утверждённого технического проекта, согласованный и утвержденный в установленном Постановлением N 118 порядке технический проект в министерство не представлен, что Обществом не оспаривается.
Указанные обстоятельства свидетельствуют также о нарушении требований технического проекта, что является нарушением пунктов 3.1.1, 3.1.4, 3.1.5. 3.3. 3.3J9 лицензионного договора.
Также в оспариваемом отказе указано на непредставление Обществом отчетности за 4 квартал 2020 года, что Обществом не оспаривается. Доказательств представления в министерство ежеквартально указанных сведений, то есть в установленный срок, обществом не представлено. Обществом представлено письмо от 29.07.2021 N 35 о представлении отчетности в министерство 29.07.2021 (вх. N 77-18142), то есть с нарушением установленного лицензией срока, что обществом не оспаривается.
Учитывая изложенное, судом правомерно сделан вывод о не соблюдении Обществом условий лицензионного договора.
Ответчик в своей жалобе просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ответчик ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что допущенные ООО "Сохатинский карьер" нарушения условий лицензии являются по своему характеру несущественными и обусловлены причинами объективного характера, не позволяющими осуществлять отработку запасов месторождения в полном объеме.
При отклонении указанного доводы суд апелляционной инстанции учитывает, что статья 10 Закона о недрах не устанавливает, что препятствием для продления срока пользования участком недр является нарушение только существенных условий лицензии. Определяющим при применении данной нормы является указание на причину (повод) для продления срока пользования участком недр - для завершения разработки месторождения, а также на отсутствие нарушений условий лицензии данным пользователем недр, то есть конкретным недропользователем, заявляющим о необходимости продления сроков пользования участком недр.
Таким образом, для продления срока пользования участком недр необходимо сочетание двух условий: 1) обоснованная необходимость завершения разработки месторождения полезных ископаемых; 2) отсутствие нарушений недропользователем условий лицензии на пользование недрами.
Как уже было отмечено выше, допущенные ООО "Сохатинский карьер" нарушения условий лицензии являются по своему характеру несущественными и обусловлены вышеуказанными причинами объективного характера, не позволяющими осуществлять отработку запасов месторождения в полном объеме, а применение предусмотренного в законе основания - для завершения разработки месторождения, с учетом всех обстоятельств дела представляется допустимым.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционных жалоб доводы последних не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя - общество, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в установленном законом порядке.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" ноября 2022 года по делу N А33-22109/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-22109/2021
Истец: ООО "СОХАТИНСКИЙ КАРЬЕР"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ