г. Киров |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А82-10846/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю..
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.12.2022 по делу
N А82-10846/2022
по иску непубличного акционерного общества "Управдом Фрунзенского района"
(ОГРН: 1127604011072, ИНН: 7604228988)
к Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля
(ОГРН: 1027600677994, ИНН: 7601001097),
Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля
(ОГРН: 1027600684100, ИНН: 7601000992),
Мэрии города Ярославля
(ОГРН: 1027600683824, ИНН: 7601001234)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
непубличное акционерное общество "Управдом Фрунзенского района" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее - Департамент, ответчик), Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее - Комитет), Мэрии города Ярославля (далее - Мэрия) о взыскании 29 730 рублей 27 копеек долга.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 06.12.2022 исковые требования удовлетворены.
Департамент с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ответчик указывает, что в состав минимального перечня обязательных работ и услуг не входят работы, связанные с благоустройством придомовой территории (замена асфальтобетонного покрытия, устройство парковки и т.п.). Ответчик ссылается на то, что собственниками помещений в многоквартирных домах не принимались решения об установлении индивидуального размера платы за содержание жилья в порядке, установленном частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Департамента не согласилось.
Комитет, Мэрия отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Общество представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Истец представил в суд апелляционной инстанции заявление об отказе от исковых требований в части взыскания 551 рубля 53 копеек долга (нежилое помещение).
Согласно части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом, производство по делу прекращается.
Поскольку частичный отказ от исковых требований по делу не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, подписан уполномоченным лицом, данный отказ принимается судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, в соответствии с пунктом 3 статьи 269 АПК РФ решение по настоящему делу в части взыскания 551 рубля 53 копеек долга подлежит отмене, а производство по делу в указанной части - прекращению.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области в остальной части проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался пунктом 1 статьи 125, статьей 210, пунктом 4 статьи 214, пунктом 2 статьи 215, статьями 249, 290, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 36 ЖК РФ, пунктами 2.6., 3.1. Положения о департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля, утвержденном решением муниципалитета г. Ярославля от 06.07.2007 N 492.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (часть 1 статьи 37 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В силу пункта 2.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирными домами (далее - МКД), расположенными по адресам: г. Ярославль, ул. Корабельная, д. 26 и Московский пр-т, д. 163.
05.01.2021 и 21.08.2020 общими собраниями собственников помещений в МКД приняты решения о включении дворовой территории с целью благоустройства в муниципальную программу "Формирование современной городской среды" (вопрос N 2); о софинансировании со стороны собственников работ по благоустройству (вопрос N 6) (листы дела 14, 23).
02.02.2022 и 14.01.2022 между Обществом и Департаментом заключены соглашения N 8-ГС-22 и N 4-ГС-22 (листы дела 28, 34).
По условиям соглашений Общество обязуется перечислить Департаменту денежные средства в размере, порядке и в сроки, определенные соглашением, а Департамент обязуется направить указанные денежные средства на выполнение работ, входящих в минимальный перечень и (или) дополнительный перечень работ по благоустройству дворовой территории в соответствии с решением общего собрания и дизайн-проекта благоустройства дворовой территории МКД (пункт 1.1).
Согласно пункту 2.2 соглашения Общество обязуется перечислить денежные средства в размере 134 809 рублей (соглашение от 02.02.2022 N 8-ГС-22) и 702 109 рублей (соглашение от 14.01.2022 N 4-ГС-22) в доход бюджета города Ярославля.
Платежными поручениями от 02.02.2022 N 847, от 14.01.2022 N 57 Общество перечислило на счет получателя денежные средства в указанном размере.
Согласно сведениям, представленным Комитетом, в реестр муниципального имущества города Ярославля включены квартиры N 10, N 15, N 26, N 40, N 71, N 79, N 80, N 81, N 86, N 105, N 118, N 130, N 133, N 144, N 147, N 171, N 185. N 195, N 213 общей площадью 749 кв.м, расположенные в МКД по адресу: ул. Корабельная, д. 26, и квартиры N 54, N 56, N 67, N 119, N 184, N 220, N 221, N 323, N 411, N 422, N 424, N 443, N 499, N 507, N 583, N 599, N 643 общей площадью 954,1 кв.м, расположенные в МКД по адресу: Московский пр-т, д. 163.
Согласно пункту 2.6 Положения о Департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.07.2007 N 492 (далее - Положение), Департамент является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по решению вопросов местного значения в сфере городского хозяйства, в том числе жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории города, в области лесных и водных отношений, охраны окружающей среды, дорожной деятельности, организации транспортного обслуживания населения города.
Одной из основных задач Департамента является создание условий для управления многоквартирными домами и выполнение отдельных полномочий собственника муниципального жилищного фонда.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В силу подпунктов 9 и 44 пункта 3.1 Положения Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в установленном порядке функции, в частности, главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами органов городского самоуправления, а также обеспечивает защиту прав и интересов города Ярославля по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, в судебных инстанциях.
В связи с тем, что собственник жилых помещений в лице Департамента плату за благоустройство дворовой территории не внес, истцом предъявлено требование о взыскании задолженности в сумме 29 178 рублей 74 копеек (с учетом частичного отказа от иска).
Расчет долга судом проверен и признан правильным.
Доводы ответчика о том, что в состав минимального перечня обязательных работ и услуг не входят работы, связанные с благоустройством придомовой территории (замена асфальтобетонного покрытия, устройство парковки и т.п.), подлежат отклонению, поскольку общими собраниями собственников помещений в МКД приняты решения о благоустройстве придомовой территории и дополнительном финансировании данных работ, что соответствует положениям вышеприведенных норм ЖК РФ.
Доводы ответчика о том, что собственниками помещений в МКД не принимались решения об установлении индивидуального размера платы за содержание жилья в порядке, установленном частью 7 статьи 156 ЖК РФ, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют.
С учетом изложенного с Департамента в пользу Общества подлежит взысканию 29 178 рублей 74 копеек долга.
Решение Арбитражного суда Ярославской области в данной части подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
С Департамента в пользу Общества подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины по первой инстанции в размере 1 962 рублей 87 копеек.
В связи с тем, что истец частично отказался от исковых требований, а также в суде первой инстанции излишне была уплачена государственная пошлины, в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Обществу из федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная платежным поручением от 05.07.2022 N 4245, в размере 587 рублей 13 копеек.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 49, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ от иска в сумме 551 рубль 53 копейки. В данной части решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.12.2022 по делу N А82-10846/2022 отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.12.2022 по делу N А82-10846/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля - без удовлетворения.
Изложить судебный акт в новой редакции.
Взыскать с Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля в пользу непубличного акционерного общества "Управдом Фрунзенского района" 29 178 рублей 74 копейки долга, 1 962 рубля 87 копеек расходов по уплате государственной пошлины.
В отношении остальных ответчиков в иске отказать.
Возвратить непубличному акционерному обществу "Управдом Фрунзенского района" из федерального бюджета 587 рублей 13 копеек государственной пошлины, уплаченной платежным поручением от 05.07.2022 N 4245.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-10846/2022
Истец: НАО "УПРАВДОМ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ МЭРИИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ, Мэрия города Ярославля