г. Москва |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А40-139216/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Верстовой М.Е.,
судей: Веклича Б.С., Мартыновой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шайхетдиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИП Мамчица Алексея Ивановича
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "13" декабря 2022 г.
по делу N А40-139216/2022, принятое судьёй М.О. Гусенковым
по иску ИП Мамчица Алексея Ивановича
(ИНН 602700867053, ОГРНИП 307602704400022)
к ПАО "Сбербанк России" (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195)
о признании действий незаконными, взыскании неустойки
при участии в судебном заседании:
от истца - лично, по паспорту;
от ответчика - Селиванов Александр Валерьевич по доверенности 07.10.2022;
УСТАНОВИЛ:
ИП МАМЧИЦА А.И. обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ" о признании незаконными действий ПАО "Сбербанк России" по увеличению процентной ставки с 3% годовых до 15% годовых по кредитному договору, о взыскании 15 000 руб., списанных в качестве неустойки 15.04.2022 г., расходов по оплате услуг представителя в размере 3 500 рублей. (с учетом принятых судом уточнений требований в порядке ст. 49 АПК РФ)
Решением Арбитражного суда города Москвы в иске отказано.
Не согласившись с судебным актом суда первой инстанции, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы, принять новый судебный акт.
Заявитель считает судебный акт незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с тем, суд первой инстанции применил нормы права, не подлежащие применению, не применил нормы права, подлежащие к применению, а также неверно установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Полагает, что на момент подачи заявки и далее истцом не были нарушены условия кредитного договора.
По мнению истца, им было соблюдено условие для предоставления ему льготной процентной ставки по Кредитному договору. 04.04.2022 г. Истец получил уведомление от Ответчика о прекращении периода льготного кредитования и установлении с 01.03.2022 г. кредитной ставки в размере 15% в связи с нарушением требования, изложенного в п. 10 постановления Правительства N 279.
15.04.22 г. со счета Истца была взыскана неустойка в размере 15 000 рублей.
По мнению истца действия Банка противоречат положениям Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2021 г. N 279.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.
Через канцелярию Девятого арбитражного апелляционного суда от ответчика поступил 21.03.2023 отзыв, считает решение законным и обоснованным.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Так, положениями п. 10.1 и 24 постановления Правительства РФ N 279 от 27.02.2021 предусмотрено, что численность работников заемщика, указанная в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на дату размещения в нем получателем субсидии сведений о поступившей от заемщика заявке на заключение кредитного договора, используется как для расчёта максимальной суммы кредита, так и для целей последующего мониторинга сохранения заёмщиком численности своих сотрудников на определенном уровне. При этом, согласно абз. 2 п. 24 постановления Правительства РФ N 279 от 27.02.2021 численность работников заемщика определяется получателем субсидии в соответствии с численностью, указанной в информационном сервисе Федеральной налоговой службы, указывается в кредитном договоре (соглашении) и в дальнейшем не подлежит корректировке (уточнению).
При рассмотрении заявки на получение кредита банк не проводит самостоятельный расчет численности работников заемщика, так как определяет её автоматически на основании сведений ФНС РФ, и не имеет возможности корректировать её.
В соответствии с п. 24 постановления Правительства РФ N 279 от 27.02.2021 расчёт максимальной суммы кредита по каждому кредитному договору осуществляется банком в обязательном порядке независимо от размера фактически выданного кредита. Необходимость выполнения банком расчёта максимальной суммы кредита обусловлена тем, что в последующем, для целей контроля за соблюдением заёмщиком Правил предоставления субсидий, применяется значение именно той численности сотрудников заёмщика, которая использовалась в расчёте максимальной суммы кредита.
Как следует из материалов дела, сторонами 10.11.2021 г. заключен кредитный договор N 8630PPUGCOVRPQ0AQ0QW3F, в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2021 г. N 279 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2021 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на восстановление предпринимательской деятельности".
В соответствии с п. 24 Постановления Правительства N 279, максимальная сумма кредитного договора (соглашения) определяется как произведение минимального размера оплаты труда, численности работников заемщика, указанной в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на дату размещения в нем получателем субсидии сведений о поступившей от заемщика заявке на заключение кредитного договора (соглашения), и расчетного периода, составляющего 12 месяцев, и не превышает 500 млн. рублей - в случае заключения кредитного договора (соглашения) в период с 9 марта по 1 июля 2021 г. и не превышает 300 млн. рублей - в случае заключения кредитного договора (соглашения) в период с 1 ноября по 30 декабря 2021 г. Истец подал заявку в ноябре 2021 года.
Заявка одобрена Банком с максимальной суммой кредита 2 302 560 рублей. Что соответствует условиям программы.
Согласно п. 3 Кредитного договора в период льготного кредитования Заемщик уплачивает Кредитору проценты за пользование кредитом в валюте кредита по льготной процентной ставке в размере 3 процента годовых. В соответствии положениями Постановления Правительства N 279, Кредитного договора, одним из условий предоставления льготной процентной ставки является то, что численность работников заемщика, размещаемая по итогам каждого отчетного периода в информационном сервисе Федеральной налоговой службы, должна составлять не менее 90 процентов от численности работников заемщика, примененной для определения максимального размера кредитного договора (соглашения). Согласно представленных в Пенсионный фонд РФ отчетов, форма СЗВ-М, численность работников Истца составляла: Октябрь 2021 г. - 15 человек Ноябрь 2021 г. - 14 человек Декабрь 2021 г. - 14 человек Январь 2022 г. - 14 человек Февраль 2022 г. - 14 человек.
По мнению истца, им было соблюдено условие для предоставления ему льготной процентной ставки по Кредитному договору.
04.04.2022 г. Истец получил уведомление от Ответчика о прекращении периода льготного кредитования и установлении с 01.03.2022 г. кредитной ставки в размере 15% в связи с нарушением требования, изложенного в п. 10 постановления Правительства N 279. 15.04.22 г. со счета Истца была взыскана неустойка в размере 15 000 рублей.
По мнению истца действия Банка противоречат положениям Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2021 г. N 279.
19.05.2022 г. в адрес Ответчика было направлено претензионное письмо с просьбой перевести кредитный договор N 8630PPUGCOVRPQ0AQ0QW3F от 10.11.2021 г. на льготную процентную ставку, пересчитать проценты, вернуть неустойку в размере 15 000 рублей и излишне взысканные проценты за период с 01.03.2022 г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
10.11.2021 через автоматизированную систему "Сбербанк Бизнес Онлайн" Истец обратился в ПАО Сбербанк с заявкой N 12 на получение кредита в соответствии с Правилами предоставления субсидий, в которой указал запрашиваемую сумму кредита в размере 2 302 560 руб. Заявка Истца была обработана Банком на Платформе ФНС (порядок использования Платформы ФНС РФ размещен на официальном сайте ФНС РФ).
В результате указанной обработки на Платформе ФНС была получена информация о квалификации Истца в качестве заёмщика и о возможности его участия в программе кредитования по Правилам предоставления субсидий, зафиксирована численность работников Истца в количестве 46 человек, а также определён максимальный кредитный лимит Истца в размере 7 061 184 руб.
На основании полученной информации ПАО Сбербанк принял решение о заключении с Истцом кредитного договора N 8630PPUGCOVRPQ0AQ0QW3F в форме заявления ИП Мамчиц А.И. о присоединении к общим условиям кредитования (открытия кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя. Согласно размещенным на Платформе ФНС сведениям значение численности работников Истца по данным ФНС на 10.11.2021 составляло 46 человек.
В связи с тем, что согласно сведениям Платформы ФНС численность работников ИП Мамчиц А.В. по итогам ноября и декабря 2021 года составила 15 человек, ПАО Сбербанк направило Истцу уведомление о начале начисления с 01.03.2022 процентов по кредитному договору N 8630PPUGCOVRPQ0AQ0QW3F от 10.11.2021 по ставке 15% годовых. 15.04.2022 на основании платежного требования ПАО Сбербанк N 313135 с расчётного счета Истца в погашение задолженности по кредитному договору N 8630PPUGCOVRPQ0AQ0QW3F от 10.11.2021 по уплате неустойки списана сумма в размере 15 000 руб. Кредитные отношения между ПАО Сбербанк и Истцом регулируются Кредитным договором и Правилами предоставления субсидий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.02.2021 N 279. Кредитным договором и Правилами предоставления субсидий действительно определено, что численность работников заёмщика, фиксация которой осуществляется при обращении в банк с заявкой на получение кредита, имеет важное значение в рамках отношений сторон.
При обработке кредитной заявки Истца ПАО Сбербанк получены сведения платформы ФНС о том, что численность сотрудников заёмщика составила 46 сотрудников. Информация о численности сотрудников Истца в количестве 46 человек зафиксирована неоднократно в заявлении о присоединении к общим условиям кредитования (открытия кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя N 8630PPUGCOVRPQ0AQ0QW3F: в пункте к) абзаца 5 преамбулы заявления и в абзаце 4 пункта 24 заявления.
Именно это количество сотрудников Истца - 46 человек было использовано для расчёта максимальной суммы кредита, доступной для заёмщика и составившей 7 061 184 руб. Положения п. 24 постановления Правительства РФ N 279 от 27.02.2021 предусматривают, что для расчёта по установленной формуле берётся та численность работников заемщика, которая указана в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на дату размещения в нем получателем субсидии сведений о поступившей от заемщика заявке на заключение кредитного договора. При этом в данном пункте не конкретизируется, что численность сотрудников заёмщика, указанная в информационном сервисе ФНС на дату подачи кредитной заявки, должна соответствовать фактической численности заёмщика именно на дату подачи этой кредитной заявки.
На дату подачи кредитной заявки фиксируется лишь то, значение численности сотрудников заёмщика, которое размещено на платформе ФНС в эту дату. Правил о том, какие значения численности заёмщиков отражаются на платформе ФНС в какуюлибо конкретную дату, постановление Правительства РФ N 279 от 27.02.2021 не содержит. Вместе с тем, абз. 3 п. 24 постановления Правительства РФ N 279 от 27.02.2021 предусмотрено, что порядок доступа получателей субсидии к информационному сервису Федеральной налоговой службы, а также порядок, сроки, периодичность размещения сведений о численности работников и состав таких сведений размещаются на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет". В частности, на указанном сайте размещен Порядок формирования сведений в информационном сервисе цифровой платформы ФНС России, обеспечивающем реализацию программы льготного кредитования "ФОТ 3.0" (далее - Порядок ФОТ 3.0).
Согласно п. 4.1 Порядка ФОТ 3.0 (в редакции, действовавшей на дату заключения Кредитного договора, прилагается) расчет максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с п. 24 Правил предоставления субсидий производится на основании сведений из 3 (персонифицированного) раздела РСВ, представленного заемщиком в налоговые органы в порядке и сроки, установленные ст. 431 Налогового кодекса Российской Федерации. Численность сотрудников заемщика определяется исходя из записей о работниках в 3 разделе РСВ (ФИО, СНИЛС, ИНН (при наличии) (п. 4.2 Порядка ФОТ 3.0). Согласно пп. 4.3.2. п. 4.3. Порядка ФОТ 3.0, при обработке кредитных заявок, поступивших в период с 1 ноября по 30 декабря 2021 года, определение численности работников заемщика осуществляется внешним пользователем на основании данных за 2 квартал 2021 года, входящих в состав предоставленной заемщиком в налоговый орган отчетности РСВ (с учетом работников, с которыми заключены договоры ГПХ) - по 5 числу уникальных идентификационных характеристик сотрудников ФИО, ИНН (при наличии) и СНИЛС. Таким образом, полученная ПАО Сбербанк на платформе ФНС информация о численности сотрудников Истца в количестве 46 человек для целей расчета максимального размера кредита был определена налоговым органом на основе отчётности Истца (РСВ) за 2 квартал 2021.
Лимит кредитной линии при заключении Кредитного договора был ограничен суммой 2 302 560 рублей явилось следствием волеизъявления самого Истца, который указал соответствующую сумму как в заявке на получение кредита, так и в заявлении о присоединении к общим условиям кредитования. Получение кредита в размере менее максимально возможного не меняет содержания Правил предоставления субсидий и порядка контроля за соблюдением численности сотрудников заемщика. Преамбулой кредитного договора установлено, что кредитование заемщика осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий.
В силу п. 3.9 Общих условий кредитования при кредитовании Заемщика в рамках государственных программ Заемщик обязуется самостоятельно ознакомиться с условиями и требованиями программ и выполнять все требования и условия программ в полном объеме. Соответственно, при заключении Кредитного договора Истец должен был руководствоваться положениями п. 10.1 и 24 постановления Правительства РФ N 279 от 27.02.2021 о том, что для расчёта максимальной суммы кредита и для целей последующего мониторинга сохранения заёмщиком численности своих сотрудников используется лишь та численность, значение которой указано в информационной Платформе ФНС. Кроме того, Истец должен был учитывать, что согласно п. 4.4. Порядка ФОТ 3.0, в соответствии с п. 24 ППРФ N279 после заключения кредитного договора (соглашения) численность, указанная в кредитном договоре (соглашении) фиксируется и не подлежит корректировке (уточнению). При этом, как уже было отмечено, по состоянию на момент получения кредита Истцу было достоверно известно, что указанная на Платформе ФНС численность его сотрудников, использованная при определении максимальной суммы кредитования согласно п. 24 Правил предоставления субсидий, составляет 46 человек.
Данная численность его сотрудников была неоднократно зафиксирована в заявлении о присоединении к общим условиям кредитования (открытия кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя N 8630PPUGCOVRPQ0AQ0QW3F. В абз. 2 п. 4.3.2. Порядка ФОТ 3.0 внимание заёмщика дополнительно обращено на то, что информацию о численности его сотрудников, полученную на платформе ФНС, в том числе в случае её изменения, необходимо уточнять в кредитном учреждении до момента заключения кредитного договора (соглашения).
Суд указал в решении, что при заключении Кредитного договора Истцом не только не заявлялось каких-либо возражений по численности его сотрудников, но и прямо, в п. 24 заявления о присоединении к общим условиям кредитования, было указано, что: - численность работников ЗАЕМЩИКА определяется КРЕДИТОРОМ в соответствии с численностью, указанной в информационном сервисе Федеральной 6 налоговой службы, указывается в Договоре и в дальнейшем не подлежит корректировке (уточнению); - численность работников ЗАЕМЩИКА, указанная в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на дату размещения в нем КРЕДИТОРОМ сведений о поступившей от ЗАЕМЩИКА заявке на заключение Договора, а именно на 10.11.2021 г., составляет 46 (Сорок шесть) человек.
С целью получения льготной процентной ставки по Кредитному договору Истец принял на себя обязательство поддерживать численность своих сотрудников на уровне не менее 90% именно от значения 46 человек. В то же время, оспаривая указанную численность Истец нарушает запрет на противоречивое (непоследовательное) поведение (эстоппель), установленный ст. 10, п. 5 ст. 166 ГК РФ.
В соответствии с условиями кредитного договора N 8630PPUGCOVRPQ0AQ0QW3F от 11.10.2021 (абз. 4 преамбулы договора и п. 3 договора) с даты первой выдачи кредита (не включая эту дату) по дату полного погашения кредита, указанную в п.6 Договора (включительно) (далее - Период льготного кредитования), либо до Даты прекращения Периода льготного кредитования, в зависимости от того, какая дата наступит ранее, Заемщик уплачивает Кредитору проценты за пользование кредитом в валюте кредита по льготной фиксированной процентной ставке 3 (Три) процента годовых. При прекращении Периода льготного кредитования Заемщик уплачивает Кредитору проценты за пользование кредитом в валюте кредита по стандартной процентной ставке в размере 15 (пятнадцать) процентов годовых. Основания для прекращения периода льготного кредитования заёмщика определены как в Правилах предоставления субсидий, так и в Кредитном договоре. Пунктом 10(1) Правил предоставления субсидий установлено, что субсидия получателю субсидии по кредитному договору (соглашению), заключенному в период с 1 ноября по 30 декабря 2021 г., предоставляется только при соблюдении, в том числе, следующего условия -численность работников заемщика, размещаемая по итогам каждого отчетного периода в течение действия кредитного договора (соглашения) в информационном сервисе ФНС в порядке, предусмотренном п. 24 Правил предоставления субсидий, должна составлять не менее 90 процентов численности работников заемщика, примененной для определения максимального размера кредитного договора (соглашения) и указанной в кредитном договоре (соглашении).
Дата прекращения Периода льготного кредитования доводится Кредитором до сведения Заемщика путем направления уведомления. Уведомление Кредитора о Дате прекращения Периода льготного кредитования направляется Заемщику в порядке, предусмотренном Договором, а также может быть направлено Кредитором Заемщику посредством электронного документооборота в системе "Сбербанк Бизнес Онлайн" (СББОЛ), в том числе через сервис e-invoicing в СББОЛ. В связи с тем, что согласно сведениям Платформы ФНС численность работников Истца после получения кредита составила 15 человек, т.е. стала менее 90% 7 от численности работников заемщика, определенной при выдаче кредита - 46 человек, с 01.03.2022 Банком был прекращен Период льготного кредитования по Кредитному договору в силу п. 10(1) Правил предоставления субсидий, содержания термина "Дата прекращения Периода льготного кредитования" и п. 15 Кредитного договора. С указанной даты по Кредитному договору установлена процентная ставка в размере 15% годовых.
Указание о снижении численности работников Истца на величину более 90% доведено до ПАО Сбербанк путем размещения мониторинговых сведений на Платформе ФНС и является обязательным для прекращения Периода льготного кредитования по Кредитному договору. Таким образом, действия Банка по прекращению Периода льготного кредитования по Кредитному договору и увеличению процентной ставки полностью соответствуют требованиям Правил предоставления субсидий и положениям Кредитного договора.
Суд пришел к обоснованному выводу, что поведение Банка не является противоправным, т.к. Период льготного кредитования по Кредитному договору прекращен обоснованно, в связи с несоблюдением Истцом требования о сохранении численности работников заемщика, установленной Правилами предоставления субсидий и Кредитным договором.
Доводы апелляционной жалобы заявителя не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного акта.
Арбитражный суд города Москвы полно, всесторонне и объективно установил и рассмотрел обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено положение, согласно которому судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Состав судебных издержек определен в статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом необходимым условием для компенсации судебных издержек, понесенных стороной, в пользу которой принято судебное решение, является соответствие предъявленной ко взысканию суммы таких расходов критерию разумности.
В связи с отказом в иске, судебные расходы относятся на истца и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 106, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении ходатайства ИП Мамчица Алексея Ивановича о взыскании судебных расходов отказать.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от "13" декабря 2022 г. по делу N А40-139216/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
М.Е. Верстова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-139216/2022
Истец: Мамчиц Алексей Иванович
Ответчик: ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"