г. Москва |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А40-136184/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.М. Мухина,
судей: |
Г.М. Никифоровой, В.И. Попова, |
при ведении протокола |
помощником судьи Н.А. Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу ООО "Москапстрой"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2022 по делу N А40-136184/2022
по заявлению конкурсного управляющего ООО "Москапстрой" Н.А. Петрова
к Управлению Федерального казначейства по городу Москве
третье лицо: ФКП "НИЦ РКП"
о признании незаконными бездействия,
при участии:
от заявителя: |
Чугунов К.И. по дов. от 27.12.2022; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2022, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "МОСКАПСТРОЙ" в лице конкурсного управляющего Петрова Николая Александровича (заявитель, Общество) к Управлению Федерального казначейства по городу Москве (ответчик, Управление) о признании незаконными бездействия, выразившегося в не перечислении денежных средств с лицевого счета заявителя на расчетный счет, открытый для расчетов кредиторов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное предприятие "Научно-исследовательский центр ракетно-космической промышленности (третье лицо, ФКП "НИЦ РКП").
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полно объеме.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, требования удовлетворить. Управление, ФКП "НИЦ РКП", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому в соответствии с данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в и отсутствие.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, решением Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2020 года по делу N А40-267961/18 Общество было признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утвержден Петров Николай Александрович, член ПАО ЦФО.
АО "Гидромашсервис", признавая требования конкурсного управляющего, перечислило в адрес ООО "Москапстрой" денежные средства в сумме 21 840 425,30 руб., которые были зачислены на лицевой счет N 41736Z28710, открытый ООО "Москапстрой" для учета операций неучастника бюджетного процесса в УФК по г. Москве.
26.11.2021 конкурсный управляющий ООО "Москапстрой" обратился к Управление с требованием о перечислении названных денежных средств на расчетный счет ООО "Москапстрой", открытый для проведения расчетов с кредиторами в рамках судебного спора по делу о банкротстве.
Оставление ответчиком без удовлетворения данного требования, послужило обращением заявителя в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
Функции органов Федерального казначейства регламентированы Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. N 703 "О Федеральном казначействе".
В соответствии с Положением о Федеральном казначействе органы Федерального казначейства осуществляют функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, осуществлению полномочий оператора системы казначейских платежей, казначейскому обслуживанию, кассовому обслуживанию исполнения бюджета Союзного государства, управлению остатками средств на едином казначейском счете и едином счете федерального бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, проведению анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного муниципального финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), и анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита, проведению ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, ведению бюджетного учета отдельных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений), а также по начислению выплат по оплате труда и их перечислению, внешнему контролю деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральный государственный контроль (надзор), контролю (надзору) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществлению полномочий оператора государственных информационных систем в установленной сфере деятельности.
В соответствии с Положением об Управлении Федерального казначейства по г. Москве, утвержденным приказом Казначейства России от 27.12.2013 N 316 "Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых приказов Федерального казначейства", Управление является территориальным органом Федерального казначейства, обладает исключительно теми полномочиями, которые напрямую закреплены в нормативных правовых актах.
Судом установлено, что в исполнение государственного контракта на поставку товаров N 15042006211170000011/1/17 от 11.12.2017, заключенного между ФКП "НИЦ РКП" (заказчик) и ООО "Москапстрой" (подрядчик) был заключен договор поставки N ТК-297/2018-01 от 17.04.2019 между ООО "Москапстрой" и АО "Гидромашсервис" на поставку оборудования по объекту капитального строительства "Реконструкция и техническое перевооружение стендовой базы (первая очередь)" в рамках ГОЗ.
Согласно п. 2.3 договора поставки ООО "Москапстрой" перечислило в адрес АО "Гидромашсервис" п/п N 135 от 16.07.2018 аванс в размере 21.840.425,30 рублей.
В связи с невыполнением условий договора поставки, АО "Гидромашсервис" осуществило возврат аванса п/п N 5 от 11.10.2021 на казначейский счет ООО "Москапстрой".
Поскольку денежные средства выделены в рамках ГОЗ, они должны быть аккумулированы на специальном счете в соответствии с п. 10 ст. 3, п.п. 6, 7 ч.1, п. 7 ч. 2 ст. 8 Закона о государственном оборонном заказе.
В соответствии с со ст. 242.14 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) для казначейского обслуживания в Федеральном казначействе открываются казначейские счета, на которых учитываются денежные средства бюджетов, денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений, денежные средства юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе.
Постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 N 2106 "Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" утверждены правила казначейского сопровождения средств согласно которым операции по списанию целевых средств по расходам юридических лиц, отраженных на лицевых счетах, проводятся после осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, и проверки представленных документов, установленных порядком санкционирования целевых средств, подтверждающих возникновение денежных обязательств юридических лиц.
Порядок санкционирования целевых средств утвержден, приказом Минфина России от 10.12.2020 N 301н "Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Порядок).
В соответствии с п. 10 Порядка при санкционировании целевых расходов территориальный орган Федерального казначейства принимает к исполнению распоряжения юридического лица на перечисление целевых средств в качестве оплаты фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, в случае, если юридическое лицо не привлекает для поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) иных юридических лиц, а также при условии представления документов, подтверждающих факт поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), определенных Министерством финансов Российской Федерации для получателя средств федерального бюджета при установлении порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, и (или) иных документов, предусмотренных соглашениями, нормативными правовыми актами о предоставлении субсидии, государственными контрактами, договорами о капитальных вложениях, договорами о проведении капитального ремонта, контрактами учреждений, договорами с приложением документов: сведений об операциях с целевыми средствами; распоряжения о совершении казначейского платежа (платежное поручение); документов-оснований, подтверждающих факт поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Согласно положениям пункта 5 Правил N 1765 (Постановление Правительства РФ от 23.12.2019 N 1765 "Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов") использование целевых средств 6 возможно исключительно на основании платежных документов, представленных в территориальный орган Федерального казначейства юридическим лицом, которому открыт лицевой счет, после осуществления санкционирования расходов (проверки использования целевых средств на соответствие установленным целям) в порядке, установленном приказом Минфина России от 10 декабря 2019 г. N 220н.
Таким образом, целевые средства, находящиеся на казначейских счетах, до предоставления юридическим лицом - получателем целевых средств соответствующих документов, подтверждающих исполнение обязательств по договору, не могут быть направлены на иные цели.
Учитывая, что ООО "Москапстрой" признано несостоятельным (банкротом), остатки целевых средств, находящихся на казначейских счетах, подлежат возврату государственному заказчику - ФКП "НИЦ РКП".
Согласно ст. 41 БК РФ указанные средства относятся к неналоговым доходам бюджетов, которые зачисляются на счета органов Федерального казначейства (пункт 1 статьи 40 БК РФ).
ООО "Москапстрой" не вправе самостоятельно распоряжаться бюджетными денежными средствами, находящимися на казначейском счете. Разрешение на перевод средств дает орган Федерального казначейства. Все расходы должны быть реальными и документально подтвержденными. То есть документально не подтвержденные расходы ООО "Москапстрой" перечислению не подлежат, даже если контракт им исполнен. Остатки средств с казначейского счета в таком случае переводятся в доход бюджета.
Следовательно, Управление может исполнить требование Конкурсного управляющего ООО "Москапстрой" только в случае предоставления документов, указанных в Порядке.
Иных оснований для перечисления бюджетных денежных средств бюджетным законодательством не установлено.
Кроме того, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2019 N 310-ЭС19-15258, денежные средства юридических лиц, находящиеся на счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, являются бюджетными средствами и не подлежат использованию иначе как в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы казначейского сопровождения.
Ссылки Заявителя на ст. 133 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" правомерно были отклонены судом, поскольку Управление не является кредитной организацией, а является органом исполнительной власти, осуществляющим контроль целевого расходования бюджетных средств.
При этом, разница в том, что, денежные средства с расчетного счета организация может переводить и распоряжаться в свободном режиме, в то время как денежные средства казначейского счета можно использовать только при строгих условиях, установленных нормативно-правовыми актами.
Учитывая вышеизложенное, суд согласился с позицией Управления и ФКП "НИЦ РКП" о том, что средства неиспользованного аванса, не могут рассматриваться как средства должника и формировать конкурсную массу должника по делу о несостоятельности (банкротстве).
Кроме того, Управлением был дан ответ от 30.12.2021 N 73-33-22/11-31958 на обращение конкурсного управляющего ООО "Москапстрой" Петрова Н.А. от 26.11.2021, который согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений был получен заявителем 24.01.2022 (идентификатор 80090568430087).
При этом, доказательств направления в адрес казначейства документов в обоснование возврата денежных средств, суду не представлено.
Заявитель не лишен возможности представить в Управление необходимый комплект документов для реализации права на возврат денежных средств.
Исходя из изложенного, совокупность условий, предусмотренных ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Иное толкование норм права и оценка имеющихся в деле доказательств, изложенные подателем жалобы, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2022 по делу N А40-136184/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-136184/2022
Истец: ООО "МОСКАПСТРОЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "НАУЧНО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ"