г. Пермь |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А71-15970/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Трефиловой Е.М., Шаламовой Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.
с участием в судебном заседании посредством веб-конференции при использовании информационной системы "Картотека арбитражных дел":
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Джи Эл Эс Инвест" - Толстик М.И., паспорт, доверенность от 01.02.2022, диплом;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Удмуртской Республике - Балтачев Р.А., паспорт, доверенность N 02-4/00007 от 09.01.2023, диплом;
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Джи Эл Эс Инвест",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 23 января 2023 года
по делу N А71-15970/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Джи Эл Эс Инвест" (ОГРН 1165275011879, ИНН 5260426093)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041804000116, ИНН 1833028059)
третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (ИНН 1831101183)
об оспаривании требования об уплате налога и решения о взыскании налога, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Джи Эл Эс Инвест" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными требования от 07.07.2022 N 30568 об уплате недоимки по земельному налогу за 2021 год в сумме 264 927 руб. и пени в сумме 42799,59 руб., а также решения от 03.08.2022 N 6436 о взыскании налога и пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 января 2023 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что поскольку новая кадастровая стоимость земельного участка была внесена в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) 15.01.2021, данная стоимость не должна была учитываться при исчислении и уплате земельного налога с 01.01.2021. Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в ЕГРН. Следовательно, новая кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению для определения налоговый базы только в том в случае, если на начало нового налогового периода она была включена в ЕГРН. Федеральный законодатель однозначно и непротиворечиво определил существенный элемент налогового обязательства по земельному налогу - налоговую базу для налогоплательщиков-организаций как кадастровую стоимость земельного участка, указанную в ЕГРН по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость спорного земельного участка была изменена в связи с проведением очередной государственной кадастровой оценки.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.
Представитель инспекции в судебном заседании против доводов жалобы возражал по мотивам, указанным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, обществу на праве собственности с 21.10.2016 по 24.06.2022 принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: Нижегородская область, Чкаловский район, СПК (колхоз) "Заря", Вершиловский с/с, южнее деревни Афанасьево, кадастровый номер 52:13:0120403:219.
Обществом за данный земельный участок исчислен и уплачен земельный налог за 2021 год в размере 58 320 руб. (25.03.2021 - в размере 11 664 руб., 27.05.2022 - в размере 27 217 руб., 01.06.2022 - в размере 19 439 руб.), исходя из кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ЕГРН по состоянию на 01.01.2021.
В налоговый орган от Межрайонной ИФНС России N 5 по Нижегородской области 05.07.2022 поступило сообщение о том, что сумма земельного налога, подлежащего уплате по земельному участку с кадастровым номером 52:13:0120403:219 за 2021 год составляет 335 879 руб. (83 970 руб. * 3 (по срокам уплаты 30.04.2021, 02.08.2021 и 08.11.2021) + 83 969 руб. по сроку уплаты 01.03.2022).
Указанная сумма земельного налога исчислена по налоговой ставке 1,5% исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 22 391 934,30 руб., утвержденной на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21.10.2020 N 326-13-566703/20 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года" (далее - приказ от 21.10.2020 N 326-13-566703/20) и внесенной в ЕГРН 15.01.2021 (л.д.17).
Поскольку полностью земельный налог обществом не уплачен, налоговый орган направил налогоплательщику требование от 07.07.2022 N 30568 об уплате недоимки по земельному налогу за 2021 год в сумме 264 927 руб. и пени в сумме 42799,59 руб. Срок исполнения требования - 28.07.2022.
Задолженность по требованию обществом не уплачена, в связи с чем инспекцией принято решение от 03.08.2022 N 6436 о взыскании налога и пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Решением УФНС России по Удмуртской Республике от 08.09.2022 N 06-08/16766 жалоба общества на указанные требование и решение оставлена без удовлетворения.
Несогласие заявителя с требованием и решением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ (в редакции Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ, вступившей в силу 15.04.2019), налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налогоплательщики-организации в силу пункта 3 статьи 391 НК РФ определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.221) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21.10.2020 N 326-13-566703/20 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года.
Указанный приказ опубликован в газете "Нижегородские новости", N 84(6237) от 23.10.2020, вступил в силу 24.11.2020.
Указанным приказом утверждена кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 52:13:0120403:219 в размере 22 391 934,30 руб.
Согласно решению совета депутатов городского округа города Чкаловска Нижегородской области от 18.11.2019 N 95, налоговая ставка на прочие земельные участки установлена для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в размере 1,5 %.
Следовательно, земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 52:13:0120403:219 за 2021 год подлежит уплате в размере 335 879 руб. (22 391 934,43 руб. х 1,5 %).
Доводы заявителя о том, что поскольку новая кадастровая стоимость земельного участка была внесена в ЕГРН только 15.01.2021, то она не должна учитываться при исчислении и уплате налога с 01.01.2021, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Данный вывод не следует из приведенного выше пункта 1 статьи 391 НК РФ (в редакции Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ, вступившей в силу 15.04.2019 и, таким образом, подлежащей применению к порядку исчисления земельного налога за 2021 год).
Пунктом 1 статьи 403 НК РФ (в редакции Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ, вступившей в силу 15.04.2019) так же установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции, действовавшей до 01.01.2021) (далее - Закон N 237-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, применяются со дня вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Акт об утверждении кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (часть 4 статьи 15 Закона N 237-ФЗ).
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости направляет его копию (включая сведения о датах его официального опубликования и вступления в силу) в орган регистрации прав (часть 5 статьи 15 Закона N 237-ФЗ).
Аналогичные нормы установлены статьей 18 Закона N 237-ФЗ в действующей редакции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 2 июля 2013 г. N 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанной статьей предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Таким образом, дата начала применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а не датой фактического внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.
Аналогичный правовой подход изложен в письме Минфина России от 14.02.2019 N 03-05-04-01/9247 и признан обоснованным решением Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2019 N АКПИ19-305 даже применительно к пункту 1 статьи 391 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018).
В решении Верховного Суда Российской Федерации указано, что именно такое толкование норм НК РФ (о том, что начало применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а не датой фактического внесения сведений в ЕГРН) позднее поддержано и федеральным законодателем, который Федеральным законом от 15.04.2019 внес в редакцию пункта 1 статьи 391 НК РФ юридико-техническую правку, не изменяющую ее предыдущее смысловое содержание, а именно в абзаце первом пункта 1 названной статьи слова "указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на" заменены словами "внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с".
Рассматриваемые правоотношения касаются порядка исчисления земельного налога за 2021 год, в связи с чем применение к ним правового подхода, изложенного в письме Минфина России от 14.02.2019 N 03-05-04-01/9247 и поддержанного самим законодателем путем внесения изменений в пункт 1 статьи 391 НК РФ (Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ), сомнения не вызывает.
Как уже указано в постановлении, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:13:0120403:219 в размере 22 391 934,30 руб. установлена приказом, опубликованным 23.10.2020, вступившим в силу 24.11.2020 и, таким образом, подлежащим применению к порядку исчисления налога за 2021 год.
Возможное ненадлежащее исполнение своих обязанностей уполномоченными органами по внесению новой кадастровой стоимости в ЕГРН (включение ее с нарушением сроков, установленный статьей 15 Закона N 237-ФЗ) может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности за неуплату налога, но не является основанием для исчисления земельного налога не в соответствии с установленным порядком (пунктом 1 статьи 391, пунктом 1 статьи 403 НК РФ).
Поскольку земельный налог за 2021 год по рассматриваемому земельному участку исчислен налоговыми органами правильно (в соответствии с действующим НК РФ), а иных оснований для признания недействительными требования и решения инспекции обществом не приведено, решение суда об отказе в удовлетворении требований является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 января 2023 года по делу N А71-15970/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15970/2022
Истец: ООО управляющая компания "ДЖИ ЭЛ ЭС ИНВЕСТ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N12 по Удмуртской Республике
Третье лицо: УФНС России по УР г. Ижевск