г. Москва |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А40-185558/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.12.2022 по делу N А40-185558/22
по заявлению ООО "РосТрансАвто"
к Центральной акцизной таможне
третье лицо Брянская таможня
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Петраков И.А. по доверенности от 01.12.2022; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РосТрансАвто" (далее - Заявитель, ООО "РосТрансАвто", Общество) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее - Заинтересованное лицо, ЦАТ, Таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни от 04.08.2022 N 13-12/19350; об обязании возвратить ООО "РосТрансАвто" излишне уплаченный утилизационный сбор в отношении самоходных машин в сумме 9 675 000 руб.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечена Брянская таможня.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.12.2022 заявление ООО "РосТрансАвто".
Не согласившись с вынесенным решением, ЦАТ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Таможни при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо, Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, от ЦАТ поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии ее представитей.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "РосТрансАвто" по декларации на товары N 10009160/251219/00039434; N 10009160/261219/0003954; N 10009160/251219/0003942; N 10009160/241219/0003932; N 10009160/231219/0003906; N 10009160/201219/0003882; N 10009160/181219/0003863; N 10009160/131219/0003813; N 10009160/111219/0003791 в 2019 году ввезены на территорию Российской Федерации и задекларированы на Брянском акцизном таможенном посту (10009160) транспортные средства: тягачи седельные - марки ДАФ, модель XF460FT SUPER SPACE.
В рамках соблюдения требований статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), а также в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1291), в отношении ввезенных транспортных средств Обществом был уплачен утилизационный сбор, посчитанный исходя из сложения таких характеристик, как "фактическая масса" и "грузоподъемность" транспортных средств, шасси. После уплаты утилизационного сбора Центральной акцизной таможней (далее - таможенный орган) на каждое т/с, шасси были оформлены таможенные приходные ордера, на паспортах транспортных средств (ПТС), паспорт шасси транспортного средства (ПШТС), проставлены отметки об уплате сбора.
После выпуска товара Обществом было установлено, что при определении размера подлежащего уплате утилизационного сбора использовано неверное значение для расчета суммы уплаты утилизационного сбора, а именно: такая физическая характеристика как "грузоподъемность" не может влиять на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, а утвержденный Постановлением Правительства РФ N 1291 (на момент декларирования) порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств, шасси с учетом такой их технической характеристики, как "грузоподъемность". В связи с чем, подлежащий уплате размер утилизационного сбора был пересчитан с использованием характеристики "фактическая масса" т/с, шасси.
Общество по форме, установленной Постановлением Правительства РФ N 1291, в Брянский акцизный таможенный пост (10009160) направило Почтой России Заявление (исх. 28.07.2022 N 78) о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств с приложением документов, подтверждающих сумму излишне уплаченного сбора в размере 9 675 000 руб.
04.08.2022 таможенным органом вынесено Решение N 13-12/19350, которым таможенным органом признано отсутствие у плательщика излишней уплаты утилизационного сбора, Обществу отказано в возврате утилизационного сбора в сумме 9 675 000 руб.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
По смыслу приведенной нормы объектом утилизационного сбора признается каждое транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 названной статьи.
Согласно пункту 2 статьи 24.1 указанного закона виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Во исполнение указанных норм права Правительством РФ принято Постановление от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 1291) и Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 1291).
Согласно пункту 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Соответственно, юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты им потребительских свойств, устанавливаемые Правительством РФ.
Согласно разделу II Перечня N 1291 утилизационный сбор уплачивается в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1, N 2, N 3 и т.д.
Из буквального толкования настоящего раздела Перечня N 1291 следует, что в целях определения коэффициента, необходимого для расчета суммы утилизационного сбора, имеет значение полная масса транспортного средства.
Как следует из представленных документов (ДТ, ТПО, ПТС, платежные поручения) полную массу для расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств Общество рассчитало исходя из сведений об общем фактическом весе и грузоподъемности автотранспортных средств, максимальной массы груза, водителя и полного топливного бака транспортных средств.
Так, например, согласно ТПО N ТС-5654290, выданному по ДТ N 10009160/251219/0003943, полная масса транспортного средства тягача седельного марки DAF модель DAF XF 460 FT, VIN XLRTEH4300G176285 была определена Обществом на основании раздела 32 Товар ДТ N 10009160/251219/0003943 как разрешенная максимальная масса - 19500 кг. Соответственно, сумма утилизационного сбора к уплате в отношении указанного транспортного средства составила: 150 000 руб.*3,4=510000,00 руб. Аналогичным образом Обществом произведен расчет в отношении иных т/с.
Вместе с тем, ни Правила N 1291, ни Перечень N 1291 (в редакции на момент декларирования товара) не содержат указаний на необходимость определения полной массы транспортного средства как суммарного показателя его фактической массы и грузоподъемности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший свое закрепление в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе, его базовая ставка, коэффициент и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Как указано выше, при исчислении размера утилизационного сбора, значение имеют именно физические характеристики транспортного средства. Грузоподъемность транспортного средства, шасси в отличие от его массы, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам.
Следовательно, именно масса грузового автомобиля и шасси без учета его грузоподъемности необходима для расчета суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние такого параметра как масса на процесс утилизации транспортных средств, носит объяснимый характер (Определение ВС РФ от 01.06.2020 N 303-ЭС20-7529 по делу N А51-14259/2019).
Таким образом, полная масса тягача седельного марки DAF модель DAF XF 460 FT. VIN XLRTEH4300G176285 согласно разделу 35 - Вес брутто и раздела 38 - Вес нетто составляет 8 397 кг. Соответственно, сумма уплаты утилизационного сбора должна была составлять: 150 000 руб.*2,54=381 000,00 руб.
Аналогичные расчеты приведены в отношении всех транспортных средств в заявлении о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, направленном в адрес уполномоченного органа.
Следовательно, при расчете утилизационного сбора в отношении спорных товаров Заявителем была ошибочно включена грузоподъемность, что привело к использованию повышенного коэффициента и стало причиной переплаты утилизационного сбора в общем размере 9 675 000 руб.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 1291 в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Пунктом 27 Правил установлено, что заявление подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением:
а) документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора;
б) документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора;
в) копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление, указанное в пункте 25 либо пункте 26 Правил, подается уполномоченным представителем плательщика.
Заявителем были полностью соблюдены требования к оформлению заявлений, установленные Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Так, к заявлениям были приобщены документы, подтверждающие исчисление и уплату утилизационного сбора: соответствующий расчет сумм утилизационного сбора, направлявшийся в таможню при уплате сбора; отчет о расходовании денежных средств, подтверждающий уплату утилизационного сбора, таможенные приходные ордера. Также к заявлению Обществом были приобщены документы, позволяющие определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора: новый расчет сумм утилизационного сбора, с использованием верного значения коэффициента; декларация на товар, содержащие сведения о массе транспортных средств; электронные паспорта транспортных средств с указанием массы транспортных средств; технические характеристики транспортных средств с указанием их массы; транспортные документы, содержание сведения о массе транспортных средств, пояснения об ошибочной уплате сбора, а также об отсутствии необходимости учета грузоподъемности для целей определения коэффициента. Также к заявлению были приобщены документы, подтверждающие полномочия подписанта.
Следовательно, Заявителем также был соблюден порядок обращения в таможню с соответствующим заявлением.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления ООО "РосТрансАвто".
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции возложил на ЦАТ обязанность устранить допущенные нарушения в установленном законом порядке и сроки путем возврата излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 9 675 000 руб.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.12.2022 по делу N А40-185558/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-185558/2022
Истец: ООО "РОСТРАНСАВТО"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Брянский акцизный таможенный пост