г. Хабаровск |
|
29 марта 2023 г. |
А73-15922/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мильчиной И.А., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Новости": представитель не явился;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю, Сахалинской области и Еврейской автономной области: представитель не явился;
от Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю: Шпаков Н.А. представителя по доверенности от 13.07.2022, сроком на 3 года;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Новости"
на решение от 21.12.2022
по делу N А73-15922/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Новости"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю, Сахалинской области и Еврейской автономной области
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю
о признании недействительными: приказа от 17.09.2021 N 95-нд "О проведении документарной проверки в отношении организатора распространения информации в сети "Интернет"; акта проверки от 16.11.2021 и предписания от 16.11.2021 N 18589-04/27
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДВ-Новости" (далее - ООО "ДВ-Новости", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным приказа от 17.09.2021 N 95-нд "О проведении документарной проверки в отношении организатора распространения информации в сети "Интернет" вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю, Сахалинской области и Еврейской автономной области (далее - Управление Роскомнадзора по Хабаровскому краю, Сахалинской области и ЕАО), делу присвоен номер А73-15922/2021.
ООО "ДВ-Новости" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Роскомнадзора по Хабаровскому краю, Сахалинской области и ЕАО о признании недействительными акта проверки от 16.11.2021 и предписания от 16.11.2021 N 18589-04/27, делу присвоен номер А73-18810/2021.
Определением от 03.12.2021 в рамках дела А73-18810/2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - УФСБ России по Хабаровскому краю).
Определением от 13.01.2022 по делу А73-18810/2021 дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен номер А73-15922/2021.
Решением суда от 21.12.2022 в удовлетворении требований ООО "ДВ-Новости" отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "ДВ-Новости" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявление ООО "ДВ-Новости", признать недействительными: приказ от 17.09.2021 N 95-ид, акт проверки от 16.11.2021 и предписание об устранении нарушения от 16.11.2021.
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: выводы суда первой инстанции об отказе в иске основаны только на том, что Роскомнадзор является уполномоченным органом по осуществлению госконтроля, то есть не предполагают возможности вынесения уполномоченным органом незаконного акта; суд первой инстанции не отразил в мотивировочной части, то есть не установил, проигнорировав подробные пояснения ООО "ДВ-Новости" и представленные им письменные доказательства фактические обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения дела по доводам иска.
В письменных дополнениях к апелляционной жалобе, ее заявитель также ссылается то, что вывод суда о законности предписания в части доводов о ненадлежащем подписанте, основан на не подлежащем применению нормативно-правовом акте и прямо противоречит норме подлежащего применению нормативно-правового акта; примененный судом нормативно-правовой акт Роскомнадзора - приказ Роскомнадзора от 03.06.2013 N 591 (предполагающий подписание предписания не руководителем Управления Роскомнадзора и членами комиссии), был издан до вынесения Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2015 N 327, и имеет меньшую силу и в случае противоречия с нормативно-правовым актом большей силы, не может быть применен судом и госорганом; уведомление организатора распространения информации об определении уполномоченного на взаимодействие с ним подразделения органа федеральной службы безопасности осуществляется руководителем (начальником) этого подразделения; в силу п. 5(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 743 ("Правила взаимодействия"), "План мероприятий" разрабатывается в срок до двух месяцев с момента получения организатором уведомления, указанного в пункте 4 настоящих Правил; по мнению ООО "ДВ-Новости", УФСБ фактически уклонилось от взаимодействия с ООО "ДВ-Новости" и согласования Плана, не сообщило установленные Постановлениями Правительства Российской Федерации сведения, чем сделало невозможным предоставление со стороны ООО "ДВ-Новости" удаленного доступа к информационной системе ООО "ДВ-Новости"; отсутствие вины ООО "ДВ-Новости" в неоформлении на момент проверки Роскомнадзора "Плана взаимодействия", невозможность оформления "Плана взаимодействия" и невозможность фактической организации удаленного доступа для УФСБ к информационной системе, эксплуатируемой ООО "ДВ-Новости" для хранения информации, без выполнения предшествующих процедур со стороны УФСБ, влекут отсутствие нарушения в действиях ООО "ДВ-Новости", а следовательно незаконность и необоснованность как акта проверки, так и предписания.
В представленных в суд возражениях на апелляционную жалобу, УФСБ России по Хабаровскому краю просит оставить жалобу без удовлетворения, как необоснованную, решение суда - без изменения.
Представители ООО "ДВ-Новости", Управления Роскомнадзора по Хабаровскому краю, Сахалинской области и ЕАО, извещенных надлежащим образом о времени месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных выше лиц в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель УФСБ России по Хабаровскому краю, в судебном заседании просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителя лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО "ДВ-Новости" внесена в реестр организаторов распространения информации в сети "Интернет" Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций под номером 202-РР, ОГРН 1122722008860, ИНН 2722116914, юридический и почтовый адрес: 680000, Хабаровский край, город Хабаровск, ул. Тургенева, д. 55, оф. 17.
В соответствии с поступившим от УФСБ РФ по Хабаровскому краю обращением от 13.09.2021 Управлением Роскомнадзора по Хабаровскому краю, Сахалинской области и ЕАО 17.09.2021 издан Приказ N 95-нд "О проведении документарной проверки в отношении организатора распространения информации в сети "Интернет" ООО "ДВ-Новости".
В ходе проведенной проверки было установлено, что ООО "ДВ-Новости" нарушены требования пункта 12 Правил хранения организаторами распространения информации. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях и предоставления ее уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 N 1526 (далее - Правила N 1526), в части того, что ООО "ДВ-Новости" не предоставляет информацию, указанную в пункте 3 настоящих Правил, подразделению органа федеральной службы безопасности, уполномоченному на взаимодействие с организатором распространения информации в сети "Интернет" с использованием технических средств и программного обеспечения, необходимых для выполнения возложенных на него задач, в том числе в интересах других уполномоченных органов, путем организации круглосуточного удаленного доступа к информационной системе, эксплуатируемой организатором распространения информации в сети "Интернет".
Управлением Роскомнадзора по Хабаровскому краю, Сахалинской области и ЕАО составлен акт от 16.11.2021 (где отражено: вышеуказанное нарушение Правил N 1526; выдача предписания об устранении выявленных нарушений) и выдано предписание от 16.11.2021 N 18589-04/27 со сроком устранения нарушений до 13.05.2022.
ООО "ДВ-Новости" не согласившись с приказом N 95-нд, актом проверки от 16.11.2021 и предписанием от 16.11.2021 N 18589-04/27, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), регулированию подлежат отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
Организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" (часть 1 статьи 10.1 Закона N 149-ФЗ).
При этом, основной обязанностью организатора распространения информации в сети "Интернет" является хранение информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информацию об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий, а также текстовые сообщения пользователей сети "Интернет", голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей сети "Интернет" до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки.
Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации согласно части 3 статьи 10.1 Закона N 149-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 10.1 Закона N 149-ФЗ организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан предоставлять указанную в части 3 настоящей статьи информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.
Кроме того организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий; порядок взаимодействия организаторов распространения информации в сети "Интернет" с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 10.1 Закона N 149-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 743 утверждены Правила взаимодействия организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ (далее - Правила), в соответствии с пунктом 1 которых настоящие Правила определяют порядок взаимодействия организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информация о которых включена в реестр организаторов распространения информации, ведение которого обеспечивает Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - организаторы распространения информации), с уполномоченными государственными органами, осуществляющими в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации (далее - уполномоченные органы), необходимого для выполнения возложенных на уполномоченные органы задач в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами; указанное взаимодействие осуществляется с использованием оборудования и программно-технических средств (далее - программно-технические средства) в эксплуатируемых организаторами распространения информации информационных системах.
На основании пункта 2 Правил органы федеральной службы безопасности являются уполномоченными органами, осуществляющими взаимодействие с организаторами распространения информации при проведении в рамках оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскных мероприятий, связанных с использованием программно-технических средств (в том числе в интересах других уполномоченных органов).
Согласно пункту 5 Правил установка, подключение и эксплуатация программно-технических средств организатора распространения информации производится организатором распространения информации в соответствии с разработанным уполномоченным подразделением органа федеральной службы безопасности совместно с организатором распространения информации планом мероприятий по внедрению программно-технических средств, в котором указываются, в частности, срок ввода в эксплуатацию программно-технических средств и технические условия подключения программно-технических средств к пункту управления уполномоченного подразделения органа федеральной службы безопасности.
В порядке пункта 5.1 Правил план мероприятий по внедрению программно-технических средств разрабатывается в срок до 2 месяцев с даты получения организатором распространения информации уведомления от уполномоченного подразделения органа федеральной службы безопасности, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
На основании пункта 5.2 Правил план мероприятий по внедрению программно-технических средств составляется в 3 экземплярах, из которых первый экземпляр хранится у организатора распространения информации, второй экземпляр - у уполномоченного подразделения органа федеральной службы безопасности, третий экземпляр представляется организатором распространения информации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Организатор распространения информации обязан осуществить меры, согласованные с подразделением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, по недопущению раскрытия организационных и технических приемов проведения оперативно-розыскных мероприятий (пункт 6 Правил).
Организатор распространения информации при взаимодействии с уполномоченными органами обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации неразглашение любой информации о конкретных фактах и содержании такого взаимодействия третьим лицам.
Также согласно части 4.1 Закона N 149-ФЗ организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети "Интернет" возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.
Состав информации, подлежащей хранению в соответствии с частью 3 настоящей статьи, место и правила ее хранения, порядок ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, а также порядок осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в сети "Интернет", связанной с хранением такой информации, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля, определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 10.1 Закона N 149-ФЗ).
Также приказом ФСБ России от 19.07.2016 N 432 утвержден Порядок представления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в Федеральную службу безопасности Российской Федерации информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно преамбулы Приказа, он издан на основании пункта 4.1 статьи 10.1 Закона N 149-ФЗ, по которому организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети "Интернет" возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.
Кроме того Федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, согласно статьям 2, 3 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ), пункта 1 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.08.2003 N 960, является ФСБ России, осуществляющая в этой области государственное управление и непосредственно реализующая основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности.
Как видно из материалов дела и установлено судом, письмом УФСБ по Хабаровскому краю от 13.09.2021 N 80/ро/2/1562 в адрес ООО "ДВ-Новости" ранее направлялось официальное уведомление об организации взаимодействия от 05.07.2021 N 80/ро/2/1231, при этом общество уклоняется от исполнения установленных обязанностей организатора распространения информации в части согласования с уполномоченным подразделением плана мероприятий СОРМ, предоставления удаленного доступа к регистрационным и статистическим данным пользователей, а также представления информации для декодирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2015 N 327 утверждены Правила осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео - или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях (далее - Правила осуществления контроля N 327).
Согласно пункту 2 Правила осуществления контроля N 327 контроль за деятельностью организаторов распространения информации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами (далее - органы по контролю) в форме выездных и документарных проверок (далее - мероприятия)
Между тем предметом выездных и документарных проверок (далее - мероприятия) является проверка выполнения организаторами распространения информации требований к хранению информации, подлежащей хранению, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 N 1526 "О Правилах хранения организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео - или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях и предоставления ее уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации" (пункт 4 Правил осуществления контроля N 327).
Мероприятия проводятся уполномоченными лицами в соответствии с их служебными обязанностями (пункт 5 Правил осуществления контроля N 327).
В пункте 6 Правил осуществления контроля N 327 установлены основания проведения мероприятий, которыми являются: обращения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации (далее - уполномоченные органы); истечение срока исполнения организатором распространения информации ранее выданного уполномоченными лицами органа по контролю предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Указанные мероприятия проводятся без согласования с органом прокуратуры (пункт 7 Правил осуществления контроля N 327).
Руководителем органа по контролю или уполномоченным им заместителем руководителя указанного органа согласно пункту 9 Правил осуществления контроля N 327 издается приказ о проведении мероприятия и утверждается задание на проведение мероприятия. Приказ о проведении мероприятия оформляется в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации. В приказе о проведении мероприятия указываются основания его проведения и состав комиссии, в который включаются лица, проводящие мероприятие, а также лица, участвующие в таком мероприятии (далее - комиссия).
На основании пункта 10 Правил осуществления контроля N 327 задание на проведение мероприятия составляется в соответствии со сведениями, содержащимися в обращении уполномоченного органа, или в соответствии с предписанием, вынесенным организатору распространения информации, предусмотренным пунктом 20 настоящих Правил; в задании на проведение мероприятия должны содержаться сведения об организаторе распространения информации, в отношении которого будет осуществлено мероприятие, задачи, сроки и форма проведения мероприятия.
В соответствии с пунктом 11 Правил осуществления контроля N 327) документарная проверка проводится по месту нахождения органа по контролю, в ходе которой орган по контролю вправе запросить у организатора распространения информации документы, указанные в подпункте "а" пункта 16 настоящих Правил.
Также орган по контролю при проведении документарной проверки не вправе требовать у организатора распространения информации сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены органом по контролю от иных государственных органов; в день окончания проведения мероприятия составляется акт в 3 экземплярах, который подписывается членами комиссии, а в случае проведения выездной проверки подписывается также организатором распространения информации или его представителем.
Согласно пункту 17 Правил осуществления контроля N 327 при наличии у организатора распространения информации или его представителя замечаний к сведениям и выводам, изложенным в акте, такие замечания вносятся в акт или приобщаются к акту в виде отдельного документа, о чем делается отметка в акте.
Из материалов дела следует, что УФСБ России по Хабаровскому краю письмом от 13.09.2021, в связи с уклонением общества от исполнения установленных обязанностей организатора распространения информации в части согласования с УФСБ РФ по ПК плана мероприятий, обратилось к руководителю Управления Роскомнадзора, из которого следует, что: ООО "ДВ-Новости" внесено в реестр организаторов распространения информации в сети "Интернет" Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций под номером 202-РР; дата внесения 07.11.2019, ОГРН 1122722008860, ИНН 2722116914; юридический и почтовый адрес: 680000, Хабаровский край, город Хабаровск, улица Тургенева, дом 55, оф. 17; электронный адрес dvnovosti@gmail.com; для взаимодействия с ООО "ДВ-Новости" определено подразделение Управления ФСБ России по Хабаровскому краю; в адрес ООО "ДВ-Новости" ранее направлялось официальное уведомление Управления об организации взаимодействия от 05.07.2021, однако организация до сих пор уклоняется от исполнения установленных обязанностей организатора распространения информации в части согласования с уполномоченным подразделением плана мероприятий СОРМ, предоставления удаленного доступа к регистрационным и статистическим данным пользователей, а также представления информации для декодирования; УФСБ России по Хабаровскому краю просит провести мероприятие в форме документарной проверки исполнения ООО "ДВ-Новости" пункта 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 N 1526.
Согласно данному обращению Управлением Роскомнадзора по Хабаровскому краю, Сахалинской области и ЕАО 17.09.2021 издан Приказ N 95-нд "О проведении документарной проверки в отношении организатора распространения информации в сети "Интернет" ООО "ДВ-Новости".
Следовательно, верен вывод суда о том что, у Управление Роскомнадзора имелись правовые основания в рамках предоставленных Правилами осуществления контроля N 327 надзорных полномочий для издания вышеуказанного приказа о проведении внеплановой документарной проверки в отношении заявителя, являющегося организатором распространения информации, с целью проверки исполнения требований, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 10.1 Закона N 149-ФЗ, о чем указано в пункте 6 оспариваемого приказа.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон N 248) типовые формы документов, используемых контрольным (надзорным) органом, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Как указано в Приложении N 55 к Приказу Роскомнадзора от 03.06.2013 N 591 "Об утверждении типовых форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" предписание об устранении выявленного нарушения подписывают лица, проводившие проверку.
На основании статьи 90 Закона 248-ФЗ от 31.07.2020, предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Кроме того предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательство для него в силу закона.
Предписание должностного лица, содержащее властные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, необходимые совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким и четким, позволяющим четко установить, какие нормы права были нарушены, что следует сделать для их устранения в целях приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также во избежание неблагоприятных последствий.
Исполнимость предписания является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у привлекаемого к ответственности лица, устранить в указанный срок выявленное правонарушение.
Право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при осуществлении контроля за соблюдением лицензионных условий предоставлено должностным лицам органов государственного надзора, поэтому обоснован вывод суда о том, что Управлением Роскомнадзора правомерно составлен акт проверки от 16.11.2021 (где отражены: нарушение ООО "ДВ-Новости" Правил N 1526; выдача предписания об устранении выявленных нарушений), а также выдано предписание от 16.11.2021 N 18589-04/27.
При этом представитель УФСБ России по Хабаровскому краю в суде первой инстанции представил акт предоставления круглосуточного удаленного доступа от 17.08.2022 подписанный ООО "ДВ Новости", как доказательство исполнения требования предписания.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые акт проверки от 16.11.2021 и предписание от 16.11.2021 N 18589-04/27, являются законными и обоснованными, не нарушают права и законные интересы заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя жалобы о том, что УФСБ фактически уклонилось от взаимодействия с ООО "ДВ-Новости" и согласования Плана, не сообщило установленные Постановлениями Правительства Российской Федерации сведения, чем сделало невозможным предоставление со стороны ООО "ДВ-Новости" удаленного доступа к информационной системе ООО "ДВ-Новости", не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных как не подтвержденные документально.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Иные доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21 декабря 2022 года по делу N А73-15922/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15922/2021
Истец: ООО "ДВ-Новости"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю, Сахалинской области, и ЕАО, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникация по Хабаровскому краю
Третье лицо: УФСБ России по Хабаровскому краю