г. Самара |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А65-20349/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Харламова А.Ю.,
судей Бажана П.В., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузиной Н.С.,
при участии в судебном заседании:
от Палаты имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан - Шакиров Л.Н., доверенность от 01.02.2023,
от Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Самаркина Ю.Ю., доверенность от 22.03.2023,
от ООО "Эталон-Агро" - не явился, извещено,
от ИП Алимова Р.Н. - не явился, извещен,
от ИП Ефремова И.О. - не явился, извещен,
от ИП Низамова А.А. - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27.03.2023 в помещении суда апелляционную жалобу Палаты имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2023 по делу N А65-20349/2022 (судья Кириллов А.Е.),
по заявлению Палаты имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан (ОГРН 1061672003832, ИНН 1617003268), Дрожжановский район, с. Старое Дрожжаное,
к Управлению федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
-Общество с ограниченной ответственностью "Эталон-Агро", Республика Татарстан, Дрожжановский район, с. Старое Шаймурзино,
-Индивидуальный предприниматель Алимов Р.Н., г. Ульяновск,
-Индивидуальный предприниматель Ефремов И.О., Республика Татарстан, Дрожжановский район, с. Старое Шаймурзино,
-Индивидуальный предприниматель Низамов А.А., Республика Татарстан, Дрожжановский район, с. Старое Дрожжаное,
о признании незаконными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Палата имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан (далее в т.ч. - заявитель, Палата) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее в т.ч. - Управление, антимонопольный орган, Татарстанский УФАС России) о признании незаконными Решения и Предписания Татарстанского УФАС России по делу N 016/10/18.1-999/2022 в отношении Палаты имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции в порядке, предусмотренном ст. 51 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО "Эталон-Агро", ИП Алимова Р.Н., ИП Ефремова И.О. и ИП Низамова А.А.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2023 по делу N А65-20349/2022 в удовлетворении заявленных Палатой имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан требований было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Палата имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан обратилась с апелляционной жалобой в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе Палата имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела Татарстанское УФАС России представило письменный мотивированный Отзыв на апелляционную жалобу Палаты имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан, в котором просит суд апелляционной инстанции отказать в ее удовлетворении.
В проводимом судом апелляционной инстанции судебном заседании представитель Палаты имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан поддержал апелляционную жалобу.
В проводимом судом апелляционной инстанции судебном заседании представитель Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Палаты имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан.
В соответствии со ст.ст. 156 и 266 АПК РФ судебное заседание, с учетом мнения представителей сторон, проводится судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судом апелляционной инстанции судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке гл. 34 АПК РФ, оценив доводы Палаты имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан, изложенные в апелляционной жалобе, контрдоводы Татарстанского УФАС России, изложенные в Отзыве на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, изучив и оценив материалы по делу, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта суда первой инстанции.
Как следует из материалов по настоящему делу и было установлено судом первой инстанции, Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по рассмотрению жалоб в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрев в режиме видеоконференции жалобы заявителей ООО "Эталон-Агро", Алимова P.Н., Ефремова И.О. на действия организатора торгов - Палаты имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан при размещении Извещений от 22.04.2022 N 220422/1284155/06 и N 220422/1284155/07 на официальном Internet сайте - htlps://lorgi.go/.ni о праве подачи заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 16:17:160402:353, 16:17:160401:424 постановила:
-признать жалобу заявителя - ООО "Эталон-Агро" на действия организатора торгов - Палаты имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан при размещении Извещений от 22.04.2022 на официальном Internet сайте - torgi.gov.ru N 220422/1284155/06 и N 220422/1284155/07 о праве подачи заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 16:17:160402:353, 16:17:160401:424, обоснованной;
-признать жалобу заявителя - ИП Алимова Р.Н. на действия организатора торгов - Палаты имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан при размещении Извещений от 22.04.2022 на официальном Internet сайте - htlps://lorgi.go/.ni N 220422/1284155/06 и N 220422/1284155/07 о праве подачи заявлена о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:17:160402:353, 16:17:160401:424, необоснованной;
-признать жалобу заявителя - Ефремова И.О. на действия организатора торгов Палаты имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан при размещении Извещений от 22.04.2022 на официальном Internet сайте - https://torgi.gov.ru N 220422/1284155/06 и N 220422/1284155/07 о праве подачи заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 16:17:160402:353, 16:17:160401:424, обоснованной;
-признать организатора торгов - Палату имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан нарушившим требования п. 1 ст. 39.6, ч.ч. 4, 7 ст. 39.18 ЗК РФ, п. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
-выдать организатору торгов - Палате имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан Предписание об устранении нарушений действующего законодательства РФ.
Не согласившись с вынесенными Татарстанским УФАС России Решением и Предписанием Палата имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан обратилась в суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением.
Палата имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан считает, что у нее имелось право, предусмотренное ст. 39.18 ЗК РФ о допуске для участия только крестьянских (фермерских) хозяйств для обеспечения их деятельности, которое не противоречило п. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее в т.ч. - Закон об обороте земель).
При рассмотрении Палатой имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан указанного вопроса, в связи с обращением крестьянского (фермерского) хозяйства исходя из толкования закона включение п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель являлось дополнительным условием к действующему заявлению и регламентировало подачу обращений только крестьянских (фермерских) хозяйств, подлежащих нормам государственной поддержке.
Кроме того, по эпизоду связанному с тем, что ИП Ефремову И.О. не поступил ответ по результатам рассмотрения заявления о намерении участвовать в аукционе, Палата имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан указала, что ответ был направлен адресату письмом (не заказным), однако Комиссией Татарстанского УФАС России не был изучен факт отказа, исходя из ответа можно выяснить информацию о несоответствии участника, которое указывают о не возможности влияния на исход решения в ограничении ИП Ефремова И.О. при подаче заявки в виду несоответствия участника установленным критериям.
Повторно рассмотрев настоящее дело по правилам, установленным гл. 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Довод палаты о том, что антимонопольным органом неправомерно организатор торгов был признан нарушившим требования п. 1 ст. 39.6, ч.ч. 4, 7 ст. 39.18 ЗК РФ, п. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" был правомерно отклонен судом первой инстанции в качестве несостоятельного, по следующим основаниям.
Извещения N 220422/1284155/06 и N 220422/1284155/07 о праве подачи заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 16:17:160402:353, 16:17:160401:424 были размещены - 22.04.2022 на официальном Internet сайте - https://torgi.gov.ru.
Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи ЗК РФ.
В частности, к таким исключениям, в соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, относится заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при предоставлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с п. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном ст. 39.18 ЗК РФ.
Исходя из приведенных положений действующего законодательства РФ предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц.
В целях выявления таких лиц ст. 39.18 ЗК РФ предусмотрено опубликование извещения о предоставлении земельного участка для соответствующих целей.
Если по истечении 30ти дней со дня опубликования извещения заявления иных лиц о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган вправе предоставить земельный участок в аренду без торгов.
Согласно ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1)обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Internet;
2)принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 4 ст. 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Частью 7 ст. 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1)об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2)об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Из материалов по настоящему делу следует, что Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что на основании Заявления ИП Низамова А.А. организатором торгов на официальном Internet сайте - https://torgi.gov.ru были опубликованы Извещения от 22.04.2022 N 220422/1284155/06 и N 220422/1284155/07 о праве подачи заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 16:17:160402:353, 16:17:160401:424.
Заявители - ООО "Эталон-Агро" и ИП Алимов Р.Н. подали Заявления о намерении участвовать в аукционе по указанным земельным участкам.
Организатором торгов были приняты Решения об отказе в удовлетворении указанных заявок.
Согласно пояснениям организатора торгов и согласно Извещению, заинтересованные в предоставлении земельных участков лица должны соответствовать критерию крестьянские (фермерские) хозяйства, имеющие статус МСП.
В соответствии с п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель земельные участки предоставляются в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Судом первой инстанции было установлено, что на момент рассмотрения Заявлений участник - ИП Алимов Р.Н. не был участником программы государственной поддержки, участник - ООО "Эталон-Агро" не соответствовал порядку, предусмотренному ст. 39.18 ЗК РФ.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, в п. 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, сформулирована правовая позиция, согласно которой предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании п. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию.
В целях установления названных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 39.18 ЗК РФ.
Если по истечении 30ти дней со дня опубликования извещения заявления иных лиц о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган вправе предоставить земельный участок в аренду без торгов.
При наличии иных крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление земельного участка по основанию, предусмотренному п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель, заинтересованных в приобретении прав на указанный земельный участок и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, организатор торгов обязан приступить к процедуре проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4224/10 сформулирован правовой подход, заключающийся в том, что публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии заинтересованными лицами может быть подано заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан, закрепленному в подп. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Таким образом, как правомерно отмечено судом первой инстанции, предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения без проведения торгов участникам государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в любом случае должно осуществляться по правилам ст. 39.18 ЗК РФ.
При этом тот факт, что один из претендентов на получение в аренду земли участвует в государственных программах поддержки сельского хозяйства, не имеет специального правового значения при рассмотрении его заявления с учетом положений ст. 39.18 ЗК РФ.
Материалами по данному делу подтверждается, что на заседании Комиссии Татарстанского УФАС России ООО "Эталон-Агро" были представлены документы, отчеты (сведения об итогах сева под урожай, сведений о состоянии животноводства за 2021 год, предоставляемые субъектами малого предпринимательства, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность), подтверждающие, что общество, подавшее заявление, является лицом, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отклонение Палатой заявки ООО "Эталон-Агро" являлось неправомерным, так как данный участник соответствовал установленным требованиям.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции также установил, что ИП Алимовым Р.Н. указанные документы не были представлены.
Как верно указал суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте, в этой связи, учитывая, что имелось заявление от сельскохозяйственной организации - ООО "Эталон-Агро", организатор торгов должен был принять решение о проведении аукциона.
Доводы ИП Алимова Р.Н. были необоснованными.
Организатором торгов допущены нарушения п. 1 ст. 39.6, ч. 7 ст. 39.18 ЗК РФ, п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Разрешая возникший между сторонами спор суд первой инстанции правомерно отклонил в качестве несостоятельных доводы Палаты о том, что она имела право реализовать земельный участок спецсубъекту - получающему господдержку, поскольку они не влияют на правовую оценку обстоятельств дела, та как объявление об имеющемся претенденте на земельный участок является не конкурсом, как ошибочно полагает Палата, а действием по сбору информации для принятия решения о проведении конкурса и наличие заявок является критерием необходимости принятия положительного решения о проведении конкурса, на котором могут быть установлены дополнительные условия касающиеся требований к участникам.
С учетом установленных нарушений, Комиссия Татарстанского УФАС России правомерно приняла Решение о необходимости выдачи Палате Предписания об устранении нарушений действующего законодательства РФ.
Относительно довода палаты о направлении ответа ИП Ефремову И.О. по результатам рассмотрения Заявления о намерении участвовать в аукционе суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с п. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В соответствии с ч. 4 ст. 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Частью 7 ст. 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1)об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2)об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что на основании Заявления ИП Низамова А.А. организатором торгов на официальном Internet сайте - https://torgi.gov.ru были опубликованы Извещения от 22.04.2022 N 220422/1284155/06 и N 220422/1284155/07 о праве подачи заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 16:17:160402:353 и 16:17:160401:424.
Комиссией Татарстанского УФАС России был правильно установлен факт того, что ИП Ефремов И.О. подал Заявление о намерении участвовать в аукционе по указанным земельным участкам, направив его заказным почтовым отправлением, которое было доставлено адресату - 23.05.2022.
Вместе с тем, ответ по результатам рассмотрения поданного ИП Ефремовым И.О. Заявления (заявки) не поступил.
Согласно пояснениям организатора торгов, в адрес ИП Ефремова И.О. было направлено простое письмо (не заказное) с ответом о несоответствии Заявления (заявки), а также о том, что ИП Ефремовым И.О. был пропущен срок подачи Заявления (заявки), так как оно поступило после окончания срока подачи заявок.
Вместе с тем, как установил суд первой инстанции, в материалы дела организатором торгов в нарушение требований ч. 1 ст. 65 АПК РФ не было представлено надлежащих доказательств направления в адрес ИП Ефремова И.О. ответа о рассмотрении его Заявления (заявки).
Таким образом, факт направления указанного ответа Палатой не был доказан.
Таким образом, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что организатором торгов были нарушены требования ч.ч. 4, 7 ст. 39.18 ЗК РФ, что послужило предусмотренным законом основанием для вынесения Комиссией Татарстанского УФАС России оспариваемых Решения и Предписания, что свидетельствует об отсутствии со стороны антимонопольного органа нарушений действующего законодательства РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд первой инстанции верно указал, что в рассматриваемом случае доводы заявителя опровергаются имеющимися в данном деле доказательствами.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа может быть признан судом недействительными при одновременном наличии двух групп оснований - не соответствие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
Факты, изложенные антимонопольным органом в оспариваемом Решении, подтверждаются материалами дела, квалифицирующие признаки, изложенные в нем соответствуют диспозиции примененных правовых норм действующего законодательства РФ.
Кроме этого, заявитель в нарушение требований ч. 1 ст. 65 АПК РФ не представил надлежащих доказательств и не привел надлежащим образом аргументированных доводов о том, каким образом оспариваемое Решение Татарстанского УФАС России нарушает его права и законные интересы.
Суд первой инстанции правильно отметил, что и сам заявитель и сам антимонопольный орган заинтересованы в демонополизации области, регулирование которой им доверено законодателем, поэтому у них не может быть самостоятельного интереса, который бы не соответствовал интересам государства в целом.
Материалами данного дела не подтверждается нарушение оспариваемыми ненормативными правовыми актами антимонопольного органа прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, на основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые Палатой Решение и Предписание Татарстанского УФАС России соответствуют положениям закона, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявленных Палатой требований.
Суд апелляционной инстанции, в т.ч. поддерживая в качестве правомерных и обоснованных доводы Татарстанского УФАС России, изложенные в Отзыве на апелляционную жалобу, считает, что суд первой инстанции, разрешая возникший между сторонами спор, по правилам, установленным ст.ст. 71 и 162 АПК РФ, полно и всесторонне исследовал имеющиеся в деле доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований Палаты имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Доводы Палаты имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан, изложенные в апелляционной жалобе, по мнению суда апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства РФ, прямо опровергаются имеющимися в деле доказательствами и направлены на переоценку правомерных и обоснованных выводом суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Internet".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2023 по делу N А65-20349/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Харламов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20349/2022
Истец: Палата имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан, Дрожжановский район, с.Старое Дрожжаное
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: АО "Почта России" отделение Дрожжановского района Татарстана, ИП Алимов Р.Н., ИП Ефремов И.О., ИП Низамова А.А., Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "ЭТАЛОН - АГРО"