г. Тула |
|
23 апреля 2024 г. |
Дело N А62-15/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.04.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Егорье" (Смоленская область, Вяземский район, с. Туманово, ОГРН 1116722000636, ИНН 6722026369) - Атрощенковой В.А. (доверенность от 30.08.2023), от заинтересованного лица - министерства природных ресурсов и экологии Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1036758317144, ИНН 6730042156) - Слютиной О.А. (доверенность от 19.10.2023 N 0153-05), рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.12.2023 по делу N А62-15/2023 (судья Еремеева В.И.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Егорье" (далее - ООО "Егорье", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии (далее - департамент) о признании недействительным и отмене решения от 19.12.2022 о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного обществу по лицензии СМО 80078 ТЭ на пользование недрами.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 14.03.2023, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18.09.2023 решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.03.2023 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 по делу N А62-15/2023 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции исходил из того, что, признав факт исполнения выданного департаментом предписания не подтвержденным, суды не указали какие-либо конкретные нарушения, неустраненные обществом. Более того, неустранение обществом ранее выявленных нарушений в качестве основания для прекращения права общества на пользование недрами в оспариваемом решении не указано. Суды указали на выявленные департаментом факты, вмененные обществу в качестве нарушений, однако при этом не привели какие-либо конкретные нормы (включая статьи, пункты), устанавливающие соответствующие обязательные требования, нарушенные обществом. Кассационный суд отметил, что исходя из содержания оспариваемого решения департамента единственным основанием для прекращения права общества на пользование недрами в соответствии с вышеуказанной лицензией явилось возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в результате осуществления пользования недрами, что не может быть произвольно подменено иным основанием и в связи с чем необходимо оценить доказанность наличия в результате действий общества возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. При этом суд кассационной инстанции указал, что вопреки выводам судов, само по себе возникновение угрозы животному миру, почвам и древесным насаждениям пунктом 1 статьи 20 Закона N 2395-1 не поименовано в качестве основания для досрочного прекращения права пользования недрами. При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки и допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, оценить достаточность и взаимную связь доказательств и доводов участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доказанность наличия оснований для досрочного прекращения права пользования недрами исходя из содержания оспариваемого решения с учетом конкретно определенных фактов нарушений и соразмерности данной меры, и принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт с учетом требований статьи 170 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 26.12.2023 заявленные требования удовлетворены, решение департамента от 19.12.2022 о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного ООО "Егорье" по лицензии СМО 80078 ТЭ на пользование недрами, признано недействительным.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, министерство природных ресурсов и экологии Смоленской области (прежнее наименование - департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии, далее - министерство) обжаловало его в апелляционном порядке. Указывает, что в силу пункта 2 части 3 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь обязан обеспечить соблюдение требований технического проекта, в связи с чем борты карьера должны строго соответствовать проектным углам, то есть составлять 38°. Понятие "незначительное превышение" Закон N 2395-1 не содержит, в связи с чем вывод суда о незначительности превышения бортов карьера (40-46°) является нельзя признать обоснованным. Отмечает, что специалистом филиала СОГБУ "Смолнескавтодор" - "Управление карьерами" в 2023 году инструментально установлено, что на карьере ООО "Егорье" уже после попытки устранения обществом выявленных нарушений, имеются превышения углов откосов на 8°, что подтверждает недобросовестное отношение заявителя к процессу освоения месторождения. Отмечает, что в отношении ООО "Егорье" проведено 6 контрольных мероприятий, которые подтвердили необеспечение им безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, игнорирование требований законодательства и предписаний контрольного (надзорного) органа, а также наличие возникновения угрозы жизни или здоровью людей. В этой связи министерство полагает, что в рассматриваемом случае решение о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного ООО "Егорье" по лицензии СМО 80078 ТЭ на пользование недрами от 19.12.2022, отвечает требованиям справедливости, адекватно, соразмерно и является необходимой мерой для защиты интересов граждан, работающих на карьере, а также граждан, проживающих в населенных пунктах, находящихся в непосредственной близости от карьера.
ООО "Егорье" возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 10.04.2024 судом объявлялся перерыв до 16.04.2024. После перерыва судебное заседание продолжено.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, участок недр Егорье (песчано-гравийные породы) предоставлен заявителю в соответствии с лицензией СМО 80078 ТЭ на пользование недрами, зарегистрированной 06.04.2012, со сроком действия до 06.04.2033 (в редакции дополнений (изменений) от 26.12.2013 N 75).
Решением от 19.12.2022 на основании пункта 1 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - N 2395-1) департамент досрочно прекратил право пользования недрами, предоставленное ООО "Егорье" по лицензии СМО 80078 ТЭ на пользование недрами, указав при этом, что ООО "Егорье" осуществляет деятельность по добыче полезных ископаемых на основании лицензии СМО 80078 ТЭ на пользование недрами с нарушением лицензионных условий, что привело к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, животных, также нанесен непоправимый вред плодородному слою почв и древесным насаждениям.
Решение от 19.12.2022 N 0492/0103 вынесено на основании:
- материалов проверки МО МВД России "Вяземский" в октябре - ноябре 2022 года,
- справки Вяземской межрайонной прокуратурой о проведенной проверке в ноябре 2022 года,
- материалов департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии (переименован в министерство природных ресурсов и экологии Смоленской области) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, осуществленных по требованию и совместно с вышеуказанными государственными структурами.
Не согласившись с указанным решением департамента, ООО "Егорье" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с положениями статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, указанными в части первой статьи 21 названного Закона, в том числе в случаях: возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в результате осуществления пользования недрами; нарушения пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами (статья 20 Закона N 2395-1).
Принятие решения о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановлении осуществления права пользования недрами или об ограничении права пользования недрами осуществляется комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а в отношении участков недр местного значения - органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 21 Закона N 2395-1).
Как следует из материалов дела, решение от 19.12.2022 N 0492/0103 вынесено департаментом в соответствии с пунктом 1 части второй статьи 20 Закона N 2395-1 в связи с возникновением непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в результате осуществления пользования недрами.
В акте от 15.02.2022, составленном по результатам проверки, проведенной департаментом, протоколе осмотра от 10.08.2022, протоколе от 01.11.2022 отражено следующее.
Песчано-гравийные породы по классификации устойчивости относятся к III группе, исходя из этого угол их естественного (природного) откоса составляет 28-38°, допустимые углы бортов карьера в период разработки 45-35°, углы погашения (консервация) 40-25°. Точные углы бортов и их высоты должны определятся техническим проектом разработки месторождения.
При несоблюдении данных углов возникают различные виды нарушения устойчивости уступов, бортов и отвалов; осыпи, обрушения, оползни, просадки, оплывины и фильтрационные деформации. На рассматриваемом карьере возникает прямая угроза возникновения обрушений.
Обрушения захватывают значительные части массивов горных пород и возникают при углах откосов, превышающих 35°: активная стадия обрушений протекает практически мгновенно. Обрушения представляют наибольшую опасность для людей и механизмов, работающих на нижележащих уступах. На данном карьере углы откосов приближены к 90°, местами имеют отрицательный угол (нависание уступа). Не проводится обязательная заоткоска уступов для ликвидации нависей и козырьков. Указанное привело к созданию угрозы для людей находящихся на карьере.
Отсутствие охранных берм вдоль призмы обрушения создает опасность для людей и животных. Возникает высокая вероятность падения в карьер с большой высоты или попадания в обрушение откоса.
Из-за несоблюдения технических требований к углам бортов откосов и отсутствия рекультивационных работ ярко выражены следы водной эрозии, образованные во время снеготаяния и осадков. Происходит размывание бортов, оползание больших участков травяной и древесной растительности вместе с плодородным слоем.
Согласно пунктам 7.3, 8.15 Условий пользования недрами к лицензии СМО 80078 ТЭ на пользование недрами, выданной 06.04.2012, при разработке лицензионного участка недропользователь обязан обеспечивать безопасность жизни и здоровья производственного персонала при проведении работ по добыче и переработке минерального сырья; размещение отвалов и отходов горнодобывающего и перерабатывающего производства с наименьшим влиянием на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 37 раздела V Правил обеспечения устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.11.2020 N 439, оценка устойчивости бортов, уступов, откосов, определение их параметров производится с учетом природных и горнотехнических факторов на основе детерминированного и (или) вероятностного подходов методами:
предельного равновесия;
численного моделирования напряженно-деформированного состояния массива горных пород;
вариационным.
Расчетные схемы, метод расчета или их комбинация и перечень исходных данных определяются проектной документацией.
Песчано-гравийные породы по классификации устойчивости относятся к III группе, исходя из этого угол их естественного (природного) откоса составляет 28-38°, допустимые углы бортов карьера в период разработки 45-35°, углы погашения (консервация) 40-25°. Точные углы бортов и их высоты должны определяться техническим проектом разработки месторождения.
Согласно пунктом 5 приказа Ростехнадзора от 13.11.2020 N 439 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила обеспечения устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов" организация, эксплуатирующая объект ведения открытых горных работ, должна обеспечить:
контроль за соблюдением проектных параметров бортов и уступов карьера, разреза и откосов отвала;
проведение визуальных и инструментальных наблюдений за состоянием бортов, уступов и откосов.
Обязательные требования к углам откосов, их высоты определены представленным в материалы дела к отзыву от 13.11.2023 техническим проектом разработки месторождения и должны составлять 38° (в графическом приложении лист 12 к Проектной документации представлена схема сечения бортов карьера).
Как обоснованно отметил суд, в акте от 15.02.2022 сведения об осмотре участка отсутствуют; из приложенных к протоколам осмотра от 10.08.2022, от 01.11.2022 фототаблиц невозможно установить градус углов откоса карьера, маркшейдерские работы при осмотре участка в 2022 году не проводились, равно как и измерения сечения бортов уступов карьера.
Исследования проведены визуально без применения специальных технических средств, что не позволяет сделать вывод о достоверности полученных результатов.
Таким образом, сведения о замерах углов откосов, результатах таких замеров, примененных технических средствах в материалах дела отсутствуют.
При этом в 2022 году ООО "Егорье" сообщало департаменту о проведенных мероприятиях по устранению выявленных нарушений.
Согласно справке ООО "Доргеопроект" от 11.04.2024 в соответствии с техническим заданием к договору оказания услуг от 11.01.2021 N 02-21-МР ООО "Егорье" выдан Сводный план горных работ по состоянию на 27.11.2022, где указаны углы уступов 33°, 36° и 42°, что отвечает параметрам элементов системы разработки и не превышает проектных значений. Параметры элементов системы разработки на 2022 году установлены планом развития горных работ, согласованным протоколом Межрегионального технологического управления от 23.12.2021 N 44.
В обоснование своей позиции министерство сослалось также на материалы маркшейдерской экспертизы, проведенной в 2023 году. Специалистами филиала СОГБУ "Смоленскавтодор" - "Управление карьерами" (лицензия от 18.02.2016 N ПМ-04-026244 на производство маркшейдерских работ) осуществлен выезд на участок недр Егорье, расположенный в 29 км к северо-востоку от г. Вязьма, Вяземский район, Смоленская область, на основании маркшейдерской съемки произведены 16.10.2023 измерения сечения бортов уступов карьера и выявлены следующие нарушения:
1. борты карьера не соответствуют проектным углам откосов и превышают 38° (схема сечений бортов карьера представлена в приложении 1);
2. нерабочие борты карьера не соответствуют естественному углу откоса;
3. ведение вскрышных работ, не соответствующее технологии ведения открытых горных работ, а именно по бестранспортной схеме путем перевалки вскрышных пород в выработанное пространство экскаваторами, что приводит к дополнительным потерям при добыче полезного ископаемого. Данная технология используется только с применением экскаваторов типа (драглайн), длина стрелы которых позволяет переносить вскрышные породы на значительное расстояние от добычного уступа и не допускать потерь полезного ископаемого. На данном карьере вскрышные породы велись гидравлическими гусеничными экскаваторами;
4. расположение отвалов вскрышных пород не соответствует проекту разработки участка недр;
5. вскрышные и добычные работы велись с несоответствием календарного плана проведения работ согласно проекту разработки участка недр;
6. отсутствуют предохранительные бермы на уступах для предотвращения загрязнения полезного ископаемого, и обеспечения техники безопасности;
7. отсутствуют предохранительные валы на дневной поверхности около карьерных выработок;
8. не сплошная, выборочная разработка участка недр, что приводит к разубоживанию полезного ископаемого.
Измерения сечения бортов уступов карьера производилось электронным тахеометром.
Вместе с тем, маркшейдерское исследование, проведенное в октябре 2023 году, результаты которого не являлись основанием для принятия оспариваемого решения, не может служить доказательством наличия в декабре 2022 года оснований для досрочного прекращения права пользования недрами, предоставленного обществу по лицензии СМО 80078 ТЭ.
Кроме того, маркшейдерской экспертизой установлено незначительное превышение бортов карьера (40°-46°) относительно технического проекта.
Суд также верно отметил, что допущенные обществом в 2014 - 2017 годах нарушения, на которые указывает департамент, не являлись основанием для досрочного прекращения права пользования недрами, а потому не подлежат исследованию в рамках настоящего дела.
Исходя из содержания оспариваемого решения, единственным основанием для прекращения права пользования недрами явилось возникновение угрозы жизни или здоровью людей в результате осуществления пользования недрами, что не может быть произвольно подменено иным основанием.
Возникновение угрозы животному миру, почвам и древесным насаждениям, на что в числе прочего указано в решении департамента от 19.12.2022, пунктом 1 статьи 20 Закона N 2395-1 не поименовано в качестве основания для досрочного прекращения права пользования недрами.
Решение уполномоченного органа о досрочном прекращении (приостановлении, ограничении) пользования недрами следует расценивать как специальную меру государственного принуждения, которая должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты не только публичных интересов государства, связанных с его экономической и экологической безопасностью, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в сфере недропользования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1862-О-О, от 09.03.2017 N 565-О, от 25.11.2020 N 2839-О).
Таким образом, досрочное прекращение права пользования недрами, являясь крайней мерой административного воздействия, не может быть произвольным и без полной и всесторонней проверки вышеназванных обстоятельств, а также без оценки соразмерности данной меры не может быть признано допустимым.
Принимая во внимание, что проведенное в 2022 году исследование углов откоса осуществлено без применения специальных технических средств, что не позволяет сделать вывод о достоверности полученных результатов, учитывая, что маркшейдерской экспертизой в 2023 году установлено незначительное превышение бортов карьера (40°-46°) относительно технического проекта, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области об отсутствии оснований для применения к обществу крайней меры административного воздействия в виде досрочного прекращения права пользования недрами. Оспариваемое решение не отвечает принципам законности, справедливости и соразмерности при применении такой специальной меры государственного принуждения как досрочное прекращение пользования недрами.
На основании изложенного заявленные обществом требования удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Доводы жалобы проверены судом апелляционной инстанции и не могут повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.12.2023 по делу N А62-15/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-15/2023
Истец: ООО "ЕГОРЬЕ"
Ответчик: Департамент Смоленской области по природным ресурсам, ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ И ЭКОЛОГИИ
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2024 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1039/2024
26.12.2023 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-15/2023
18.09.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4069/2023
25.05.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2821/2023
14.03.2023 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-15/2023