г. Москва |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А40-124765/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ПАО "Россетти"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2022 по делу N А40-124765/22
по заявлению ПАО "ФСК ЕЭС" (в настоящее время ПАО "Россетти")
к Федеральному агентству железнодорожного транспорта
третьи лица: ОАО "РЖД" в лице ДКРС - Санкт Петербург ОАО "РЖД", Территориальное управление Росимущества по Мурманской области
о признании незаконным распоряжения,
при участии:
от заявителя: |
Семочкина С.С. по доверенности от 17.08.2021; |
от заинтересованного лица: |
Прошкина И.В. по доверенности от 29.12.2022; |
от третьего лица: |
1)Преображенская Э.В. по доверенности от 27.12.2021; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "ФСК ЕЭС" (далее - Заявитель, ПАО "ФСК ЕЭС", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральному агентству железнодорожного транспорта (далее - Заинтересованное лицо, Росжелдор) о признании незаконным Распоряжения Федерального агентства железнодорожного транспорта N АИ-133-р от 25.02.2022 "Об изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации объекта: "Мурманск - Петрозаводск, строительство вторых железнодорожных путей общего пользования. Второй путь на участке Оленегорск - Куна Октябрьской ж.д.".
К участию в деле в качестве Третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечены ОАО "РЖД" в лице Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта - Санкт-Петербург ОАО "РЖД", ТУ Росимущества по Мурманской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2022 в удовлетворении заявления ПАО "ФСК ЕЭС" отказано.
ПАО "Россети" (новое наименование ПАО "ФСК ЕЭС") обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Росжелдора с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третье лицо по делу - ТУ Росимущества по Мурманской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, Третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что 25.07.2010 между ПАО "ФСК ЕЭС" и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области заключен договор аренды N 247 земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации с кадастровым номером 51:13:000000:0035 (текущий номер 51:13:0000000:35), площадью 18 731 кв.м (далее - Земельный участок), под опоры линейного объекта - BJI ЗЗОкВ N400 ПС ЗЗОкВ N202 Оленегорск- ПС ЗЗОкВ N200 Выходной.
Линейный объект (высоковольтная линия электропередач) BJI ЗЗОкВ N 400 ПС ЗЗОкВ N 202 Оленегорск - ПС ЗЗОкВ N 200 Выходной в соответствии с данными Технического паспорта (копия прилагается) введен в эксплуатацию в 1976 году.
Заявитель является собственником вышеупомянутого линейного объекта электроэнергетики BJI ЗЗОкВ N 400 ПС ЗЗОкВ N 202 Оленегорск - ПС ЗЗОкВ N 200 Выходной (запись о гос.регистрации права от 24.10.2008 N 51-51- 01/061/2008-038, копия прилагается).
Между опорами N 96 и 97 В Л ЗЗОкВ N 400 ПС ЗЗОкВ N 202 Оленегорск-ПС ЗЗОкВ N 200 Выходной (далее - ВЛ) проходит ветка железной дороги ОАО "РЖД" (далее - РЖД). Параллельно существующим железнодорожным путям РЖД начало строительство второй ветки железной дороги и направило в филиал ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Северо-Запада обращение о выдаче соответствующих технических условий без урегулирования вопроса переустройства В Л и без учета переноса опоры N 97 (Исх. N исх-5779/ДКРС СПб от 06.08.2020). Филиал ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Северо-Запада в ответ выдал испрашиваемые технические условия без переноса опоры N97 (Исх. от 22.09.20 NМ7/7/3654).
Позднее Подрядчик РЖД - АО "Ленгипротранс" направил в филиал ПАО "ФСК ЕЭС" - Карельское ПМЭС проектную документацию, в которой отражено строительство подпорной стенки около опоры N 97 ВЛ, также без переустройства ВЛ и переноса опоры. Ответным письмом филиал ПАО "ФСК ЕЭС" - Карельское ПМЭС согласовал представленную АО "Ленгипротранс" проектную документацию (исх. от 20.11.20 N М7/П2/02/2814) также без переустройства ВЛ и переноса опоры.
Год спустя, представитель РЖД обратился с письмом в Филиал ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Северо-Запада о согласовании раздела Земельного участка под опорой N 97 (вх. от 09.12.21 NМ7/1/2141).
В связи с тем фактом, что ранее согласованной в 2020 году проектной документацией не предполагалось переустройство В Л и/или перенос опоры N 97, а Земельный участок и в дальнейшем нужен для эксплуатации ВЛ, в адрес РЖД был направлен отказ в согласовании раздела Земельного участка (исх. от 23.12.21 N М7/5/1971)
Впоследствии, 17.03.2022, в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" поступило Распоряжение Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Ответчик или Росжелдор) N АИ-133-р от 25.02.2022 "Об изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации объекта: "Мурманск - Петрозаводск, строительство вторых железнодорожных путей общего пользования. Второй путь на участке Оленегорск - Куна Октябрьской ж.д." (Вх. N 6-3135 от 17.03.2022) (далее - Распоряжение N АИ- 133-р от 25.02.2022).
В соответствии с приложением к вышеупомянутому распоряжению, изъятию подлежит, в том числе, часть земельного участка с кадастровым номером 51:13:0030102:31, площадью 70 кв.м., входящий в единое землепользование с кадастровым номером 51:13:0000000:35, находящийся у ПАО "ФСК ЕЭС в долгосрочном пользовании на основании договора аренды N 247 от 25.07.2010. На земельном участке с кадастровым номером 51:13:0030102:31 размещена опора N97 ВJ1 ЗЗОкВ N400 ПС ЗЗОкВ N202 Оленегорск - ПС ЗЗОкВ N200 Выходной.
Данный участок отнесен к категориям земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и находится в собственности РФ.
По факту получения Распоряжения N АИ-133-р от 25.02.2022 филиал ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Северо-Запада направил письмо в РЖД и АО "Ленгипротранс" о неправомерности изъятия Земельного участка без решения технических вопросов о переустройстве ВЛ и дальнейшего заключения компенсационного договора (исх. от 21.04.22 NМ7/5/428). По состоянию на текущую дату ответы от РЖД и/или АО "Ленгипротранс" в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" не поступали.
Отказывая в признании ненормативного акта недействительным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 10.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции, осуществляют подготовку документации по планировке территории и направляют такую документацию для утверждения в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Пунктом 5 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае планирования строительства, реконструкции линейного объекта подготовка документации по планировке территории является обязательной.
Согласно пунктам 3 и 4 части 1.1. статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно:
- правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции;
- субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 5.3.17 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, осуществляет полномочия по принятию решений о подготовке документации по планировке территории для размещения железнодорожных путей общего пользования, железнодорожных станций и (или) вокзалов, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта вдоль таких железнодорожных путей, разработке и утверждении указанной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) по объекту: "Мурманск - Петрозаводск, строительство вторых железнодорожных путей общего пользования. Второй путь на участке Оленегорск - Куна Октябрьской ж.д." утверждена распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от 31.08.2021 N АИ-400-р.
Согласно статье 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти, предусмотренные статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе обратиться организации, являющиеся субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения, указанных в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации и обеспечивающих деятельность этих субъектов.
Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 442, согласно которому организации, являющиеся субъектами естественных монополий, имеют право на обращение с ходатайствами об изъятии в случае изъятия земельных участков для размещения обеспечивающих деятельность этих организаций линейных объектов, инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Таким образом, как правильно установлено судом первой инстанции, Росжелдор не является разработчиком документации по планировке территории, а также инициатором изъятия земельных участков и объектов недвижимого имущества в рамках реализации вышеуказанного линейного объекта.
Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта филиал ОАО "Российские железные дороги" (далее - ДКРС ОАО "РЖД") является заказчиком по инвестиционному проекту "Мурманск - Петрозаводск, строительство вторых железнодорожных путей общего пользования. Второй путь на участке Оленегорск - Куна Октябрьской ж.д.".
Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от 31.08.2021 N АИ-400-р на объект "Мурманск - Петрозаводск, строительство вторых железнодорожных путей общего пользования. Второй путь на участке Оленегорск - Куна Октябрьской ж.д." утверждена документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории).
ОАО "РЖД" обратилось в Росжелдор с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство), представленным письмом Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта - филиала ОАО "РЖД" от 24.09.2021 N ИСХ-10887/ДКРС.
Ходатайство от 24 сентября 2021 года об изъятии земельного участка с КН 51:13:0030102:31, входящего в состав единого землепользования 51:13:0000000:35 было подготовлено на основании сведений из единого государственного реестра недвижимости (далее - сведения Росреестра) и проекта межевания территории (входит в состав проекта планировки территории, утвержденного распоряжением ФАЖТ от 31 августа 2021 года N АИ-400-р), согласно статье 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со сведениями Росреестра на земельном участке с КН 51:13:0030102:31 отсутствуют объекты недвижимого имущества и не установлено ни разрешенное использование, ни категория земель, при этом на основании натурного обследования и геодезической съемки в границах данного земельного участка объекты недвижимости также отсутствуют, что подтверждается топографической съемкой.
Таким образом, в Распоряжении Заинтересованного лица объективно отсутствуют сведения об объекте недвижимого имущества и потребности в получении технических условий на осуществление реконструкции каких-либо инженерных сооружений, поскольку изымаемый земельный участок не обременен недвижимым имуществом.
Соответственно, ссылка Заявителя на применение пункта 4 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в части расположения объекта недвижимости на изымаемом земельном участке ошибочна, ввиду того, что границы участка с КН 51:13:0030102:31 в ЕГРН находятся на значительном расстоянии от существующего инженерного сооружения Общества (опора N 97 BJI 330 кВ) и не совпадают с границами инженерного сооружения Общества.
Доводы Заявителя, со ссылкой на подпункт 8 статьи 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации о переносе инженерного сооружения, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, размещенного на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации правильно отклонены судом первой инстанции, поскольку основываются на ошибочной позиции, согласно которой на изымаемом земельном участке находится объект недвижимости.
Заявитель смешивает различные стадии процесса осуществления изъятия земельных участков, поскольку после принятия решения об изъятии в соответствии со статьей 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены стадии подготовки и заключения соглашения об изъятии.
Именно на стадии заключения соглашения об изъятии в пункте 8 статьи 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если при изъятии осуществляется перенос инженерного сооружения, то между правообладателем инженерного сооружения и лицом, в интересах которого осуществляется изъятие, заключается соглашение о реконструкции такого инженерного сооружения.
Так, заключение соглашения об изъятии, или принудительное изъятие (в случае, если правообладатель не подписывает соглашение об изъятии, предусмотрено пунктом 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации) не влияет на возможность заключения соглашения о реконструкции переносимого инженерного сооружения.
При этом для правообладателя инженерного сооружения и для лица, в интересах которого изымается земельный участок, на котором расположено переносимое инженерное сооружение, на основании пункта 8 статьи 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации заключение соглашения о реконструкции переносимого инженерного сооружения является обязательным.
При рассмотрении ходатайства Росжелдор использовал данные, полученные из ЕГРН и документации по планировке территории.
Согласно полученной информации объекты недвижимости на участке с кадастровым номером 51:13:0030102:31 (единое землепользование 51:13:0000000:35) отсутствуют.
На основании вышеуказанного ходатайства Росжелдором издано распоряжение от 25.02.2022 N АИ-133-р "Об изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации объекта: "Мурманск - Петрозаводск, строительство вторых железнодорожных путей общего пользования. Второй путь на участке Оленегорск - Куна Октябрьской ж.д.", в котором изъятию подлежат только земельные участки ввиду отсутствия на них объектов недвижимости.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в признании оспариваемого Заявителем Распоряжения Федерального агентства железнодорожного транспорта N АИ-133-р от 25.02.2022 "Об изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации объекта: "Мурманск - Петрозаводск, строительство вторых железнодорожных путей общего пользования. Второй путь на участке Оленегорск - Куна Октябрьской ж.д." незаконным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, процессуального нарушения, выразившегося в неотложении рассмотрения дела по ходатайству Заявителя, судом первой инстанции не допущено, суд правильно посчитал, что оснований для отложения рассмотрения дела не имелось.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.11.2022 по делу N А40-124765/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-124765/2022
Истец: ПАО "Россети", ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Третье лицо: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ