г. Тула |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А09-6815/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.03.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бычковой Т.В., судей Егураевой Н.В. и Грошева И.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куприковой А.С., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Выгоничского района на решение Арбитражного суда Брянской области от 22.11.2022 по делу N А09-6815/2022 (судья Кокотова И. С.), принятое по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Брянской области "Брянсккоммунэнерго" (г. Брянск, ИНН 3250054100, ОГРН 1043244003582) к администрации Выгоничского района (Брянская область, п. Выгоничи, ИНН 3208002852, ОГРН 1023201935393), третье лицо: финансовый отдел администрации Выгоничского района, п. Выгоничи Брянской области, о взыскании 82 780 руб. 04 коп.,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Брянской области "Брянсккоммунэнерго" (далее - ГУП "Брянсккоммунэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к администрации Выгоничского района (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 82 780 руб. 04 коп. задолженности.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Финансовый отдел администрации Выгоничского района.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 22.11.2022 по делу N А09-6815/2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Выгоничского района обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции принято решение при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также при недоказанности имеющих значение обстоятельств.
В суд апелляционной инстанции от государственного унитарного предприятия Брянской области "Брянсккоммунэнерго" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.01.2021 между ГУП "Брянсккоммунэнерго" (энергоснабжающая организация) и Администрацией Выгоничского района (заказчик) заключен контракт N 02Т-08000825/21 на оказание услуг по энергоснабжению тепловой энергией, по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется подавать согласованное количество тепловой энергии (приложение N1) в течение срока действия контракта, а заказчик оплачивать энергоснабжающей организации поданную тепловую энергию по ценам и в порядке, определенном настоящим контрактом.
Порядок расчетов и платежей по договору стороны согласовали в разделе 4 контракта N 02Т-08000825/21 от 28.01.2021.
В соответствии с п.п. 5.2, 5.3 контракта при нарушении режима потребления тепловой энергии, в том числе превышении фактического объема потребления тепловой энергии над договорным, при сливе теплоносителя из системы теплоснабжения до устранения утечки, или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, потребитель обязан оплатить объем сверхдоговорного, безучетного потребления или потребления с нарушением режима потребления с применением к тарифам повышающих коэффициентов, установленных органом, осуществляющим государственное регулирование тарифов.
В случае самовольного, без разрешения энергоснабжающей организации, присоединение теплопотребляющих энергоустановок к тепловым сетям, в том числе подключение объектов, осуществлённое путем срыва пломб, установленных представителем энергоснабжающей организации, и несогласованного с энергоснабжающей организацией присоединения иных абонентов, а также в случае самовольного водозабора сетевой воды, заказчик помимо оплаты за тепловую энергию (сетевую воду, полученную путем самовольного водозабора), потребленную с нарушением настоящего контракта, уплачивает количество потребленной ими энергии, которая определяется как произведение проектных максимальных часовых тепловых нагрузок самовольно и (или) несогласованное присоединенных объектов на количество часов потребления, исходя из количества потребления 24 часа в сутки.
Расчет стоимости потребленной тепловой энергии и сетевой воды с нарушением настоящего контракта, производится по тарифу, действующему на момент составления акта с применением повышающих коэффициентов, установленных органом, осуществляющим государственной регулирование тарифов.
Величина сверхнормативной утечки (т.е. сверх 0,25 объема теплоносителя в час) и самовольного водоразбора сетевой воды определяются энергоснабжающей организацией на основании акта с указанием объема утечки, подписанного обеими сторонами.
14.02.2022 между ГУП "Брянсккоммунэнерго" (энергоснабжающая организация) и Администрацией Выгоничского района (заказчик) заключен контракт N 02Т-08000825/22 на оказание услуг по энергоснабжению тепловой энергией с аналогичными условиями.
Согласно акту N 20/1 от 10.03.2022 представителями ГУП "Брянсккоммунэнерго" в присутствии представителя потребителя была выявлена несанкционированная врезка в систему теплоснабжения помещения (гаража), расположенного по адресу: Брянская область, Выгоничский район, п. Выгоничи, ул. Ленина, и установка двух кранов водоразбора диаметром 8 мм. и 15 мм. (т. 1 л.д. 9).
Согласно расчету утечки теплоносителя, составленному на основании акта N 20/1 от 19.02.2021, стоимость сверхнормативных потерь составила 82 780 руб. 04 коп. (т. 1 л.д. 10).
На основании указанного акта ответчику были выставлены счет-фактура N 0О0С002795 от 10.03.2022 и счет на оплату N 0О0С-ф13432 от 10.03.2022 в размере 82 780 руб. 04 коп. (т. 1 л.д. 6-7). 16.06.2022 истцом была направлена претензия N 01/2-02-3598 с требованием оплатить задолженность в сумме 82 780 руб. 04 коп. (т. 1 л.д. 24).
Поскольку обязательства по своевременной оплате ответчиком надлежащим образом не исполнены, в добровольном порядке задолженность ответчиком не оплачена, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с положениями статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. При этом согласно статье 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные ст.ст. 539-547 ГК РФ, если иное не установлено законом и иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в том числе, в случае отсутствия в точках учета приборов учета (пункт 1 части 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении).
Под бездоговорным потреблением тепловой энергии в пункте 29 статьи 2 Закона о теплоснабжении понимается потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
В соответствии с пунктами 7 - 8 статьи 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления.
Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, установленном Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства.
Проверка одного лица может осуществляться не чаще чем один раз в квартал. Теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
Как следует из материалов дела, 10.03.2022 сотрудниками истца составлен акт N 20/1 о выявлении факта несанкционированной врезки в систему теплоснабжения помещения и потребления тепловой энергии (теплоносителя) в виде самовольного разбора горячей воды (теплоносителя) в границах эксплуатационной ответственности потребителя путем установки двух кранов водоразбора (т. 1 л.д. 9), который подписан представителями ГУП "Брянсккоммунэнерго" и Администрации Выгоничского района без разногласий.
Согласно пункту 37 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 N 92 (далее - Рекомендации), при расчетах за тепловую энергию, отпускаемую с горячей водой, и за израсходованный теплоноситель оплате подлежит все количество тепловой энергии как потребленной, так и утраченной с не возвращенным в тепловую сеть или на источник тепла теплоносителем по установленному тарифу, а также количество сетевой воды, которую абонент не возвратил в тепловую сеть теплоснабжающей организации, по ценам, определяемым по стоимости исходной воды и ее химической очистки и устанавливаемым соглашением сторон.
В силу пункта 51 Рекомендаций абонент обязан не допускать утечки и разбор сетевой воды, не предусмотренных договором.
Пунктом 42 Рекомендаций предусмотрено, что сверхнормативные потери сетевой воды с утечкой (при авариях, несанкционированных сливах, водоразборе, технологические потери сетевой воды, превышающие обоснованные величины), выявленные и оформленные актами, относятся за счет стороны, в тепловых сетях и системах теплопотребления которых они происходили.
В силу пункта 114 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно подпункту "г" названного пункта, в соответствии с указанной методикой осуществляется, в том числе, определение расчетным путем количества тепловой энергии, теплоносителя при бездоговорном потреблении тепловой энергии.
На основании пункта 81 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр), определение количества тепловой энергии, теплоносителя при выявлении самовольного присоединения и (или) пользования системами централизованного теплоснабжения (бездоговорное потребление) производится расчетным путем.
Формула для расчета количества тепловой энергии, невозвращенной потребителем вместе с потерянным теплоносителем (утечка, несанкционированный разбор теплоносителя) изложена в пункте 63 Методики N 99/пр.
Составляющими данной формулы являются расчетная масса утечки теплоносителя, средневзвешенная энтальпия теплоносителя в обратном трубопроводе потребителя, средняя энтальпия холодной воды на источнике тепловой энергии.
Факт несанкционированной врезки в систему теплоснабжения помещения и потребления тепловой энергии (теплоносителя) в виде самовольного разбора горячей воды (теплоносителя) по адресу: Брянская область, Выгоничский район, п. Выгоничи, ул. Ленина, подтверждается материалами дела.
Доказательства демонтажа водосливных кранов в местах, где возможен непредусмотренный слив (водоразбор) теплоносителя, в материалы дела не представлены.
Доводы ответчика о том, что при составлении акта готовности к отопительному периоду N 18 от 28.08.2021, подписанного комиссией при участии начальника Выгоничского ПУ МУП "Брянсккоммунэнерго" не было выявлено каких-либо нарушений судом первой инстанции правомерно отклонено.
В пункте 6 статьи 20 Закона о теплоснабжении указано, что проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Суд области установил, что из акта готовности системы отопления и тепловых сетей потребителя к эксплуатации в отопительном периоде 2021- 2022 усматривается, что проверка системы проводилась посредством гидравлического испытания на тепловом узле потребителя. Согласно акту готовности системы отопления и тепловых сетей потребителя к эксплуатации в отопительном периоде 2021- 2022 также произведена гидропневмопромывка системы и сети.
В соответствии с пунктом 6.2.11 Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" гидравлические испытания трубопроводов водяных тепловых сетей проводятся с целью проверки прочности и плотности. Их следует проводить пробным давлением с внесением в паспорт.
Пунктом 6.2.14. Приказа установлен порядок проведения испытаний на прочность и плотность, который включает в себя проведение ряда последовательных действий.
О результатах испытаний трубопроводов на прочность и плотность необходимо составить акт установленной формы.
Из указанного акта следует, что при проведении проверки готовности к отопительному периоду были осуществлены мероприятия по проверке наличия в системы теплоснабжения неисправностей путем гидравлического испытания и гидропневмопромывка системы и сети.
В суде первой инстанции истец пояснил, что подготовка акта готовности системы теплоснабжения к отопительному периоду не предполагает обследование всей системы отопления, а лишь выявление неисправностей.
Сведений о том, что при проведении данных мероприятий осуществлялась проверка системы теплоснабжения на предмет выявления несанкционированного подключения, данный акт не содержит.
При этом факт несанкционированной врезки в систему теплоснабжения зафиксирован в акте N 20/1 от 10.03.2022, подписанном представителями ГУП "Брянсккоммунэнерго" и Администрации Выгоничского района без замечаний и разногласий.
Доказательств, опровергающих выявленные обстоятельства, ответчиком в нарушение статей 9, 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции, правомерно отклонил довод ответчика о том, что в материалы дела не представлено доказательств слива воды из системы отопления сотрудниками Администрации, утечки воды, полагая, что наличие сливных кранов в системе отопления само по себе не может свидетельствовать об отборе горячей воды из теплоносителя, поскольку данные обстоятельства не являются правоопределяющими, так как сам факт самовольной врезки в систему теплоснабжения предполагает применение к спорным правоотношениям императивных норм по определению количества потребленной тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем.
Как указано выше, факт наличия несанкционированной врезки в систему теплоснабжения зафиксирован в акте N 20/1 от 10.03.2022, подписанном представителями ГУП "Брянсккоммунэнерго" и Администрации Выгоничского района без замечаний и разногласий. Каких-либо доказательств, опровергающих данный факт, в материалы дела представлено не было.
В данном случае наличие врезки позволяло абоненту производить безучетный слив теплоносителя.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в заявленном размере в сумме 82 780 руб. 04 коп.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам. Оснований для иной оценки фактических обстоятельств дела у суда апелляционной инстанции не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 22.11.2022 по делу N А09-6815/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В. Бычкова |
Судьи |
И.П. Грошев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6815/2022
Истец: ГУП "Брянсккоммунэнерго"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫГОНИЧСКОГО РАЙОНА
Третье лицо: Финансовый отдел Администрации Выгоничского района