г. Москва |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А40-163571/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Елоева А.М.,
судей Лялиной Т.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2022 по делу N А40-163571/22 по иску ТСЖ "Гвардейская площадь 10" (ОГРН: 1146913000101) к ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037715046467), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284) о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика 1: Харькин А.В. по доверенности от 14.02.2023,
от ответчика 2: Харькин А.В. по доверенности от 26.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "Гвардейская площадь" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании:
- с Министерства обороны Российской Федерации задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с мая 2019 по июнь 2021 включительно в размере 45 286 руб. 08 коп., пени в размере 7 405 руб. 78 коп.,
- с Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств взыскать с Министерства обороны Российской Федерации, задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с апреля 2021 по май 2022 года включительно в размере 22 084 руб. 36 коп., пени в размере 736 руб.88 коп.
Решением суд от 21.12.2022 с Минобороны России в пользу ТСЖ "Гвардейская площадь" взыскана задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с мая 2019 по июнь 2021 в размере 45 286 рублей 08 коп., пени в размере 5 847 рублей 03 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 083 рублей; с ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности денежных средств с Министерства обороны Российской Федерации, в пользу ТСЖ "Гвардейская площадь" взыскана задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с апреля 2021 по май 2022 года включительно в размере 22 084 рубля 36 коп., пени в размере 582 рублей 80 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 914 рублей; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Минобороны России не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; ссылается на отсутствие правовых оснований для привлечения Минобороны России к субсидиарной ответстенности по обязательствам ТУИО, на несоразмерность начисленной пени последствиям нарушения обазятельства.
ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России также не согласилось с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; ссылается на несоразмерность начисленной пени последствиям нарушения обязательства, на недоказанность принадлежности спорных помещений на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России.
Истец направил письменный отзыв на апелляционные жалобы.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителей ответчиков, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционных жалоб и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность Минобороны России, владеющего на праве собственности жилыми помещениями по указанным в исковом заявлении адресам, по оплате взносов на капитальный ремонт за период с мая 2019 года по июнь 2021 год в сумме 45 286 рублей 08 коп., в связи с чем начислены пени в соответствии с ч.14.1 ст.155 ЖК РФ в сумме 7 405 рублей 78 коп.
Также истец указывает на неисполнение ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России обязательств по оплате взносов за капитальный ремонт в отношении квартир, принадлежащих ТУИО на праве оперативного управления, за период с апреля 2021 года по май 2022 года в сумме 22 084 рубля 36 коп., в связи с чем начислены пени в соответствии с ч.14.1 ст.155 ЖК РФ в сумме 736 рублей 88 коп.
Обязанность по внесению платы, в силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на помещение.
В силу пункта 3 ст.169 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта.
В соответствии с п.2 ст. 5 закона Тверской области от 28 июня 2013 года N 43-30 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа по проведению капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 N 690-пп утверждена региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы.
Согласно перечню многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества жилой дом по адресу: Тверская область г. Андреаполь, площадь Гвардейская, д. 10 включен в программу за номером 8.1.52.
Указанное постановление было официально опубликовано в газете "Тверская жизнь" N 240 от 31.12.2013.
Таким образом, начиная с 01 июля 2014 года у собственников помещений расположенных в жилом доме, расположенном по адресу: Тверская область, г. Андреаполь, площадь Гвардейская, д. 10 возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Размер минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2019, 2020, 2021 годы установлены в размере 5,60 руб./м2. (Постановление Правительства Тверской области N 78-пп от 12.03.2019, и Постановлением Правительства Тверской области N 525-пп от 20.11.2020).
Размер минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2022 год установлен в размере 5,84 руб./м2. (Постановление Правительства Тверской области N 740-пп от 30.12.2021).
12 апреля 2014 года собственниками помещений в многоквартирном доме по спорному адресу избран способ формирования: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет, открытый ТСЖ "Гвардейская площадь 10".
В п.27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) отмечено, что ст. 296, 298 Кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Согласно п. 4 Порядка закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3, эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
С учетом определения Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 по делу N 304-ЭС15-6285, обладатель права оперативного управления с момента его возникновения обязан нести расходы на содержание общего имущества.
В силу положений ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является казенным учреждением.
Согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств, в частности, отвечает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Разрешая вопрос о ставке пени, подлежащей взысканию в судебном порядке, Верховный Суд Российской Федерации в п.38 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом 28.06.2017, указал, что в соответствии с частями 5 и 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, не содержащими прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке, суд вправе применить размер ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент вынесения судебного решения, что позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора.
При этом Верховным Суд Российской Федерации также отметил, что не имеется оснований в отсутствие прямого указания в законе при расчете неустойки учитывать соответствующие периоды действия ставок рефинансирования ЦБ РФ в течение просрочки.
В связи с чем судом первой инстанции, с учетом факта неисполнения ответчиками вышеуказанного обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт, произведен перерасчет начисленной неустойки исходя из установленной на день принятии решения суда ставки рефинансирования Банка России в размере 7,5%.
Аналогичная правовая позиция подтверждается выводами постановления Арбитражного суда Московского округа от 28.12.2017 по делу N А41-14564/2017.
Перерасчет начисленных пени исследован судом апелляционной инстанции и признается выполненным верно.
Поскольку ответчики не представили доказательства надлежащего исполнения обязательств по внесению платы за капитальный ремонт в период владения спорными квартирами на территории Тверской области, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании документально подтвержденной задолженности с Минобороны России за период с мая 2019 года по июнь 2021 года в сумме 45 286 руб. 08 коп. и пени в сумме 5 847 рублей 03 коп., с ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России за период с апреля 2021 года по май 2022 года в сумме 22 084 руб. 36 коп. и пени в сумме 582 рублей 80 коп..
Таким образом, судом первой инстанции полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, основаны на нормах действующего законодательства. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционных жалоб о несоразмерности начисленной суммы неустойки последствиям нарушения обязательства и необходимости снижения суммы неустойки на основании ст.333 ГК РФ отклоняются.
Согласно п.п.71, 73-74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Возражая против заявления об уменьшении размера неустойки, кредитор не обязан доказывать возникновение у него убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ), но вправе представлять доказательства того, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего при сравнимых обстоятельствах разумно и осмотрительно, например, указать на изменение средних показателей по рынку (процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, валютных курсов и т.д.).
В настоящем случае ответчиками обоснованных доказательств несоразмерности взысканной суммы неустойки последствиям нарушения обязательства представлено не было.
Также не имеют обоснования доводы апелляционной жалобы Минобороны России об отсутствии правовых оснований для привлечения Минобороны России к субсидиарной ответственности по обязательства ТУИО.
Иные доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда, положенные в основу решения и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2022 по делу N А40-163571/22 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Т.А.Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-163571/2022
Истец: ТСЖ "ГВАРДЕЙСКАЯ ПЛОЩАДЬ 10"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12435/2023
12.03.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2672/2024
31.07.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12435/2023
28.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9499/2023
21.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-163571/2022