г. Москва |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А40-139477/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей Мухина С.М., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Н.А. Третяком,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2022 по делу N А40-139477/22 по заявлению Минобороны России к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения,
третье лицо: ПАО "МБКР" Кадастровый инженер Марцинкус Владимир Антанас,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Кривошеина М.А. по дов. от 11.10.2022;
от ответчика: Соков И.А. по дов. от 24.01.2023;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление, заинтересованное лицо, Росреестр) от 06.06.2022 N КУВД-001/2022-7312739/8 об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0005013:3637, по адресу: г. Москва, пер. Хользунова, д. 16, стр. 2; о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанности осуществить государственный кадастровый учет изменений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0005013:3637, по адресу г. Москва, пер. Хользунова, д. 16, стр. 2 в соответствии с техническим планом, подготовленным кадастровым инженером Марцинкусом Владимиром Антанасом от 31.03.2022.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.12.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Росреестр обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были извещены надлежащим образом в суде первой инстанции, признаются извещенными в суде апелляционной инстанции.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Росреестра поддержал доводы жалобы, озвучили свою позицию.
Представитель заявитель возражал по доводам жалобы, озвучил свою позицию, представил отзыв на жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0005013:3637, расположенного по адресу: г. Москва, пер. Хользунова, д. 16, стр. 2.
Решением Управления, оформленным уведомлением от 06.06.2022 N N КУВД-001/2022-7312739/8, Министерству обороны Российской Федерации отказано в государственном кадастровом учете изменений в отношении вышеуказанного объекта недвижимости.
Как следует из указанного уведомления, представленный заявителем на регистрацию технический план по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования):
Также Управление указало, что при проведении правовой экспертизы представленных документов им выявлены противоречия между сведениями, указанными в техническом плане и сведениями, указанными в представленном акте ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта от 22.11.2010 (далее - Акт) в части площади (согласно техническому плану - 3410, кв.м., согласно Акту - 3020,8 кв.м.). Кроме того, сведения об этажности и материале стен в акте отсутствуют.
Не согласившись с решением Росреестра от 06.06.2022 N КУВД-001/2022-7312739/8 об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0005013:3637, по адресу: г. Москва, пер. Хользунова, д. 16, стр. 2 Министерство обратилось с иском в суд.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыв, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2022 на основании следующего.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в пункте 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В силу части 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.
Управление Росреестра по Москве осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом N 218-ФЗ, а также в соответствии с ГК РФ и иными нормативными правовыми актами. Порядок проведения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрация прав определен указанным законом, который включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
В соответствии с пунктом 7.3 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ технический план является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Вступившие в законную силу судебные акты также на основании пункта 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов.
В части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами. Осуществление государственного кадастрового учета зданий, строений и сооружений в общем порядке производится на основании технического плана кадастрового инженера, подготовленного с соблюдением требований статьи 24 Закона N 218-ФЗ и прочих подзаконных нормативных актов.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Закона N 218-ФЗ, при отсутствии разрешения на строительство, сведения о здании, за исключением сведений о местоположении и площади этого здания, вносятся в технический план также на основании акта о приемке в эксплуатацию.
Сведения о здании, за исключением сведений о местоположении и площади этого здания, вносятся в технический план на основании разрешения на строительство и проектной документации (часть 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 13 статьи 24 Закона N 218-ФЗ площадь здания определяется в соответствии с требованиями органа нормативно-правового регулирования.
При этом Росреестром был принят приказ от 23.10.2020 г. N П/0393 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места".
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10 февраля 2021 г. N 99/2021/374870966 объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0005013:3637, расположенный по адресу: г. Москва, пер. Хользунова, д. 16, стр.2 принадлежит на праве собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
В целях предоставления в орган кадастрового учета заявления о государственном кадастровом учете изменений здания, расположенного по адресу: г. Москва, пер. Хользунова, д. 16, стр. 2 Министерством обороны Российской Федерации (заказчик кадастровых работ) подготовлен технический план здания от 31.03.2022.
Как обоснованно указывает заявитель, в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Москва, пер. Хользунова, д. 16, стр.2, в технический план сведения, за исключением сведений о местоположении и площади, были внесены в соответствии с частью 8 статьи 24, частью 4 статьи 71 Закона N 218-ФЗ на основании проектной документации и акта о приемке в эксплуатацию.
Площадь Объекта определена кадастровым инженером в соответствии с Требованиями к определению площади, утвержденными приказом Росреестра от 23.10.2020 N П/0393 (далее - Требования).
Так, в соответствии с пунктом 2 Требований площадь здания, площадь сооружения, основной характеристикой которых является площадь, площадь помещения или машино-места определяются на основании натурных измерений такого объекта как площадь простейшей геометрической фигуры (например, прямоугольник, трапеция, прямоугольный треугольник) или путем разбивки такого объекта на простейшие геометрические фигуры и суммирования площадей таких фигур (с округлением до 0,1 квадратного метра). Измерения для определения площади указанных объектов рекомендуется проводить по завершении строительных, в том числе отделочных, работ, результаты измерений отображать в графической части технического плана согласно требованиям к подготовке технического плана, установленным в соответствии с частью 13 статьи 24 N 218-ФЗ.
Согласно пункту 5 Требований, площадь жилого или нежилого здания, сооружения определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный и иные), а также эксплуатируемой кровли.
В соответствии с пунктом 8.3 Требований площадь этажа нежилого здания, сооружения определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен. Расстояния, применяемые для определения площади этажа, измеряются на высоте от нуля до 1,10 метра от уровня пола (при этом плинтусы, декоративные элементы, кабельные короба, системы отопления или кондиционирования воздуха не учитываются).
Пунктом 8.4 Требований установлено, что в площадь этажа нежилого здания, сооружения включаются площади: балконов (внутренних в зрительных и других залах), лоджий, террас и веранд, внутренних перегородок и стен, а также лестничных площадок и ступеней с учетом их площади в уровне данного этажа; всех площадок, ярусов этажерок и антресолей - в одноэтажном здании; площадок, ярусов этажерок и антресолей в пределах расстояния по высоте между отметками площадок, ярусов этажерок и антресолей площадью на каждой отметке более 40% площади пола этажа - в многоэтажном здании.
Из материалов дела следует, что в экспликации проектной документации указаны площади всех помещений в здании, которые по сумме равны площади в акте о приемке в эксплуатацию, что свидетельствует о том, что площадь в акте определена как сумма площадей помещений, то есть без учета внутренних перегородок и стен, разделяющих эти помещения.
Между тем, согласно Требованиям, кадастровый инженер определяет площадь здания как сумму площадей всех надземных и подземных этажей, а также эксплуатируемой кровли. При этом площадь этажа здания, сооружения определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен, то есть с учетом внутренних стен и перегородок.
Таким образом, как обоснованно указывает заявитель, разница в площади между техническим планом и актом о приемке в эксплуатацию связана с методикой подсчета.
Соответствующие пояснения с расчетами содержатся в разделе "Заключение кадастрового инженера" технического плана.
Различная методика подсчета площади здания, использованная при составлении акта ввода в эксплуатацию и при подготовке Технического плана, не свидетельствует о нарушении кадастровым инженером требований к подготовке технического плана.
В связи с указанным выше, изложенный в отзыве довод заинтересованного лица о том, что при определении площади не учитываются внутренние перегородки отклоняется судом, так как не соответствует закону.
Ссылку заинтересованного лица в отзыве на заявление на судебную практику по делу N А40-120112/2021-147-853 суд отклоняет как несостоятельную, поскольку в рамках этого дела исследовались иные фактические обстоятельства дела, отличные от настоящего спора.
В рамках дела N А40-120112/2021-147-853 судом было установлено, что представленный технический план не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования), а именно: согласно пункту 52 и пункту 59 Требований для оформления графической части технического плана применяются специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям.
В соответствии с вышеуказанными пунктами графической части технического плана не соответствует Требованиям на примере комнаты 11; в нарушении п. 61 Требований по центру Плана этажа, сверху на листе указывается тип этажа (например, цокольный этаж, 1-й этаж). Между тем, в составе технического плана "план этажа" не соответствует требованиям действующего законодательства именно техническому паспорту; имеются противоречия в графической части объекта недвижимости между сведениями содержащимися в техническом паспорте и сведениями содержащимися Едином государственном реестре недвижимости в части отображение оконного проем.
Таким образом, вышеуказанные основания Управления Росреестра по г. Москве в рамках дела N А40-120112/2021-147-853, послужившие основаниями для отказа в государственном кадастровом учете изменений касались неверного применения специальных условных знаков в техническом плане в части комнат, несоответствии плана этажа техническому плану, противоречии графической части технического плана сведениям, содержащимся в техническом паспорте и сведениям ЕГРН.
Кроме того, вопреки доводам Управления об отказе в кадастровом учете ввиду отсутствия сведений об этажности и материале стен в акте о приемке в эксплуатацию, суд отмечает следующее.
Исходя из Приложения ГСП 118.13330.2012 "СП 118.13330.2012 Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" этажность и количество этажей - это разные характеристики. При этом при определении этажности здания учитываются все надземные этажи. При определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный.
Формой технического плана и требованиями к его подготовки, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Приказ N 953) не предусмотрена такая характеристика, как этажность. Сведения об этажности объектов не подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с Приказом N 953 в техническом плане указываются сведения о количестве этажей.
Как следует из материалов дела, в отношении объекта по адресу: г. Москва, пер. Хользунова, д. 16, стр.2, сведения о количестве этажей в технический план были внесены на основании графической части проектной документации, что соответствует части 8 статьи 24 ФЗ-218. Из графической части проектной документации следует, что объект состоит из 7 этажей, в том числе 1 подземный.
Соответствующие пояснения содержатся в разделе "Заключение кадастрового инженера" технического плана.
В отношении Объекта по указанному выше адресу сведения о материале стен внесены в технический план на основании проектной документации, что соответствует части 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ.
Кроме того, часть 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ не содержит такое основание для приостановления кадастрового учета, как "В акте о приемке в эксплуатацию отсутствуют сведения об этажности и материале стен".
С учётом изложенного, представленный заявителем в орган регистрации прав технический план соответствует приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете изменений в отношении объекта по адресу: г. Москва, пер. Хользунова, д. 16, стр. 2. решение вынесенное Росреестром незаконно и нарушает права заявителя как собственника объекта недвижимого имущества по адресу: г. Москва, пер. Хользунова, д. 16, стр. 2.
Необходимо также отметить, что здание по адресу: г. Москва, пер. Хользунова, д.16, стр. 2 определено для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации задач Министерства обороны Российской Федерации, используется в интересах Вооруженных сил Российской Федерации, как фонды, используемые на постоянной основе ФГУ "9 Лечебно-диагностический центр Министерства обороны Российской Федерации" и рассматривается как составная часть общей сети военной медицины.
Заявленные в апелляционной жалобе доводы в основном направлены лишь на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств правомерно установленных судом, ввиду чего являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не могут быть положены в основу отмены решения.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2022 по делу N А40-139477/22/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-139477/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ПАО "МБКР" КАДАСТРОВЫЙ ИНЖЕНЕР МАРЦИНКУС ВЛАДИМИР АНТАНАС