28 марта 2023 г. |
Дело N А83-23712/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 марта 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю., судей Баукиной Е.А. и Рыбиной С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Логуновым К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атлант" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 ноября 2022 года по делу N А83-23712/2021,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Атлант"
к Государственному казенному учреждению Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым"
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "ЮжПромПроект", акционерного общества "Акционерный банк "Россия"
о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Атлант" - Орифова Дарья Леонидовна, представитель по доверенности от 23.04.2021 б/н, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена по паспорту гражданина Российской Федерации;
- от Государственного казенного учреждения Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым" - Горбунов Михаил Андреевич, представитель по доверенности от 28.12.2022 N 108-Д, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена по паспорту гражданина Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Атлант" (далее - ООО "Атлант") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым" (далее - ГКУ РК "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым") о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 12/ЕП-СМР от 13.08.2020, выраженное в письме исх. N 009-05/14138 от 29.10.2021.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21 ноября 2022 года по делу N А83-236712/2021 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Основанием для отмены указанного судебного акта заявитель апелляционной жалобы считает неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, что привело к ошибочным выводам и неверному применению норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка тому факту, что удорожание строительных материалов, приведшее к невозможности исполнения государственного контракта в 2021 году, официально было признано не риском подрядчика, а обстоятельством, не зависящим от сторон контракта.
Апеллянт также указывает на тот факт, что в процессе исполнения контракта у государственного заказчика имелась длительная просрочка в предоставлении действующего разрешения на строительство, а также внесении изменений в проектную и рабочую документацию, что в свою очередь продлевает срок выполнения работ по контракту.
При этом, ответчик указывает, что Приказом Минстроя России от 24.12.2019 г. N 861/пр утвержден "СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004", распространяющийся (п. 1.1) на следующие виды градостроительной деятельности - проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов (в части организации строительства).
Согласно п. 5.14 указанного Свода правил, рабочая документация передается застройщиком (техническим заказчиком) лицу, осуществляющему строительство (подрядной организации, генеральной подрядной организации), по акту в количестве, предусмотренном условиями договора, на бумажном и электронном носителях.
Подтверждение факта соответствия комплектов рабочей документации требованиям действующих НД и утверждённый проектной документации осуществляется путем визирования ответственного лица застройщика (технического заказчика) и простановки штампа "В производство работ" с датой на каждом листе комплектов рабочей документации (п. 5.12).
Передаваемые комплекты рабочей документации должны быть приняты (допущены) к производству работ застройщиком (техническим заказчиком) в соответствии с 5.12 (п. 5.15).
Основные требования к проектной и рабочей документации для строительства объектов различного назначения установлены "ГОСТ Р 21.101-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации".
Раздел 7 указанного стандарта регулирует правила внесения изменений в документацию. Изменение документа производится на основании разрешения.
Письма организации, осуществляющей авторский надзор, и разработанные ею проекты изменений, не являются изменениями в рабочую документацию. Государственный заказчик должен оформить листы изменений установленным порядком, и выдавать подрядчику изменения со штампом "В производство работ".
Однако государственный заказчик в рассматриваемой ситуации фактически уклонился от изменения документации, необходимость корректировки которой подтверждена авторским надзором.
Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2023 года апелляционная жалоба Общества принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
В судебном заседании 21.03.2023 представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представители третьих лиц явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте апелляционного арбитражного суда в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел", что подтверждается материалами дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.08.2020 Государственное казенное учреждение Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым", именуемое в дальнейшем "Государственный заказчик", с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью "Атлант", именуемое в дальнейшем "Подрядчик", с другой стороны, далее совместно именуемые "Стороны", с соблюдением требований Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в соответствии с ч. 66 ст. 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), распоряжения Главы Республики Крым от 07 августа 2020 года N 814-рг "Об определении единственного подрядчика" заключили государственный контракт N 12/ЕП-СМР на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство дошкольной образовательной организации в пгт. Вольное на 150 мест пр-кт Октябрьский, 27 Джанкойского района" (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 контракта Подрядчик в установленные сроки согласно Контракту обязуется выполнить все предусмотренные проектной и рабочей документацией строительно-монтажные работы по объекту, указанному в пункте 1.2 Контракта (далее - Работы, Объект), и передать Объект Государственному заказчику, а Государственный заказчик обязуется принять Объект и оплатить в соответствии с условиями Контракта. Конечным результатом Контракта является Объект, законченный строительством. Объект, законченный строительством - это объект, указанный в пункте 1.2 Контракта, в отношении которого подписан акт сдачи-приемки законченного строительством объекта (приложение N 6 к Контракту) (далее - Акт сдачи-приемки законченного строительством объекта) Сторонами и получивший заключение органа Государственного строительного надзора или Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - ЗОС).
Цена Контракта является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта и включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту, при котором цена Контракта (цена работ) составляет: 242 156 151 (Двести сорок два миллиона сто пятьдесят шесть тысяч сто пятьдесят один) рубль 93 копейки, в том числе налог на добавленную стоимость (п. 2.1 контракта).
Порядок оплаты определен в разделе 3 контракта.
Сроки выполнения - в разделе 4 контракта.
Согласно п.п. 4.1 - 4.3 контракта работы, предусмотренные Контрактом, выполняются в сроки и объемах в соответствии с Графиком выполнения строительномонтажных работ, который является Приложением N 2 к Контракту и его неотъемлемой частью, Детализированным графиком выполнения строительно-монтажных работ, который составляется по форме Приложения N 2.1 к Контракту и является неотъемлемой частью Контракта, совместно именуемые "Графики".
Начало работ - с момента подписания Контракта.
Окончание строительно-монтажных работ - не позднее "30" ноября 2021 г. Получение ЗОС и подписание Акта сдачи приемки законченного строительством объекта (окончание строительства) - не позднее "31" января 2022 г.
Срок начала строительства (реконструкции) Объекта, срок окончания строительства (реконструкции) Объекта (конечный срок), промежуточные сроки начала и окончания выполнения отдельных видов и/или этапов работ определены Графиками.
Объем работ по Контракту должен быть исполнен в соответствии с проектной и рабочей документацией в сроки, установленные Графиками.
Права и обязанности сторон оговорены в разделе 5 контракта. Приемка выполненных работ, приемка объекта - в разделе 7 контракта.
Контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до "30" июня 2022, но в любом случае до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту (п. 17.1 контракта).
15.09.2020 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение N 1 к контракту, которым внесены изменения в п. 3.3 контракта (лимиты бюджетных обязательств), а также изменены реквизиты подрядчика.
09.10.2020 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение N 2 к контракту, которым внесены изменения в п. 1.4 контракта (финансирование объекта), Приложение N 1 к контракту "Смета к контракту" изложено в новой редакции.
22.10.2020 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение N 3 к контракту, которым внесены в части регулирования отношений по авансированию работ.
26.11.2020 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение N 4 к контракту, которым внесены в части регулирования отношений по авансированию работ и обеспечению исполнения контракта.
27.11.2020 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение N 5 к контракту, которым внесены изменения в реквизиты сторон.
09.12.2020 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение N 6 к контракту, которым внесены изменения в п. 3.3 контракта (лимиты бюджетных обязательств).
19.01.2021 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение N 7 к контракту, которым внесены изменения в реквизиты сторон.
15.06.2021 сторонами подписано Дополнительное соглашение N 8 к контракту, которым сторонами достигнуто соглашение об уменьшении цены работ до 240 210 532,54 руб.
09.11.2021 по Почте России ООО "Атлант" получило решение Заказчика исх. N 009-05/14138 от 29.10.2021 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Полагая, действия заказчика по расторжению контракта в одностороннем порядке необоснованными, Общество с ограниченной ответственностью "Атлант" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В силу норм статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
Согласно положениям статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Заключенный сторонами договор по своей правовой природе является договором подряда, регулируется нормами параграфа 1, 5 главы 37 ГК РФ, а также положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 763 ГК РФ, подрядные строительные работы (статья 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (статья 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано Законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора (статья 717 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", и пункту 4 статьи 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Порядок изменения и расторжения контракта - в разделе 9 контракта.
Изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (п. 9.1 контракта).
Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; по решению суда; в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (пп. 9.2, 9.2.1, 9.2.2, 9.2.3 контракта).
Согласно пп. 9.5, 9.5.1-9.5.5 контракта Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
9.5.1 в случае отсутствия у Подрядчика лицензии па осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, в том числе, в случае прекращения их действия (пункт 3 статьи 450.1 ГК РФ);
9.5.2 если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным (пункт 2 статьи 715 ГК РФ);
9.5.3 если во время выполнения работ станет очевидным, что они не будут выполнены надлежащим образом, Государственный заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения Контракта (пункт 3 статьи 715 ГК РФ);
9.5.4 если отступления от условий Контракта или иные недостатки результата работ в установленный Государственным заказчиком разумный срок не были устранены Подрядчиком либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ);
9.5.5 если при нарушении Подрядчиком конечного срока выполнения работ, указанного в Контракте, исполнение Подрядчиком Контракта утратило для Государственного заказчика интерес (пункт 3 статьи 708 ГК РФ, пункт 2 статьи 405 ГК РФ).
Решение Государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в течение 3 (трех) рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется Подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Подрядчика, указанному в Контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Государственным заказчиком подтверждения о его вручении Подрядчику. Выполнение Государственным заказчиком требований настоящего пункта считается надлежащим уведомлением Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения Государственным заказчиком подтверждения о вручении Подрядчику указанного уведомления либо дата получения Государственным заказчиком информации об отсутствии Подрядчика по его адресу, указанному в Контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 (тридцати) календарных дней с даты размещения решения Государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в единой информационной системе (п. 9.7 контракта).
Решение Государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через 10 (десять) календарных дней с даты надлежащего уведомления Государственным заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта (п. 9.8 контракта).
Решение N 009-05/14138 от 29.10.2021 об одностороннем отказе от Контракта мотивировано следующим.
На основании п. 3.6 Контракта (в редакции дополнительного соглашения от 26.11.2020 N 4 к Контракту) Государственным заказчиком Подрядчику выплачен авансовый платеж в размере 48 431 230 руб. 38 коп. (платежные поручения от 09.12.2020 N 169681, от 16.12.2020 N 265883, от 13.04.2021 N 395991).
Строительная площадка в соответствии с п. 5.2.1 Контракта передана Подрядчику по акту приема - передачи площадки от 13.08.2020 и принята Подрядчиком без замечаний.
В соответствии с п. 5.2.2. Контракта Подрядчику по накладной от 12.08.2020 передана проектная и рабочая документация.
В обеспечение исполнения Контракта Подрядчиком предоставлена банковская гарантия от 23.10.2020 N ЭБГ-00381-2020 (в редакции изменений от 30.11.2020 N 1), выданная Акционерным обществом "Акционерный банк "РОССИЯ", на сумму 48 358 341, 00 руб., сроком действия до 28.02.2022.
В соответствии с п. 7.4.1 Контракта при завершении выполнения работ по Контракту, в том числе отдельных видов и/или этапов строительно-монтажных работ и иных предусмотренных Контрактом работ, определенных Графиками, Подрядчик обязан не позднее 20 числа текущего месяца письменно уведомить Государственного заказчика, лицо, осуществляющее строительный контроль от имени Государственного заказчика, об их завершении (далее - уведомление о завершении работ) с приложением документов, подписанных со своей стороны, в объеме, необходимом для сдачи-приемки выполненных работ.
По состоянию на 29.10.2021 Подрядчиком выполнены, а Государственным заказчиком приняты работы на сумму 53 768 148 руб. 36 коп., что подтверждается справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 от 14.10.2020 N 1, от 10.02.2021 N 2, от 15.03.2021 N 3, от 14.04.2021 N 4, от 11.05.2021 N 5, от 13.05.2021 N 6, от 15.06.2021 N 7, от 15.07.2021 N 8, в том числе в счет погашения аванса в размере 9 769 893 руб. 15 коп.
28.07.2021 Государственным заказчиком с участием представителя администрации Джанкойского района Привалова Д.А. составлен акт осмотра Объекта, в котором зафиксировано, что работы на Объекте не ведутся. Общая строительная готовность Объекта - 30 %, рабочие и инженерно-технический персонал па Объекте отсутствуют.
30.07.2021 Государственным заказчиком с участием представителя администрации Джанкойского района Привалова Д.А. составлен акт осмотра Объекта, в котором зафиксировано, что работы на Объекте не ведутся. Общая строительная готовность Объекта - 30%, рабочие и инженерно-технический персонал на Объекте отсутствуют.
25.08.2021 Государственным заказчиком с участием представителя администрации Джанкойского района Привалова Д.А. составлен акт осмотра Объекта, в котором зафиксировано, что работы на Объекте не ведутся. Отставание от Графика производства работ по строительно - монтажным работам - 20 недель. Общая строительная готовность Объекта - 30 %. Рабочие на Объекте отсутствуют, инженерно-технический персонал - 1 человек, строительная техника отсутствует, что не соответствует проекту-производства работ (далее - ПНР), разработанному Подрядчиком и согласованному Государственным заказчиком. Представитель Подрядчика от подписи в акте отказался.
30.08.2021 Государственным заказчиком с участием представителя администрации Джанкойского района Привалова Д.А. составлен акт осмотра Объекта, в котором зафиксировано, что работы на Объекте не ведутся. Отставание от Графика производства работ по строительно - монтажным работам - 21 неделя. Общая строительная готовность Объекта - 30%. Рабочие на Объекте отсутствуют, инженерно-технический персонал - 1 человек, строительная техника отсутствует. Представитель Подрядчика от подписи в акте отказался.
02.09.2021 Государственным заказчиком с участием представителя администрации Джанкойского района Привалова Д.А. составлен акт осмотра Объекта, в котором зафиксировано, что работы на Объекте не ведутся. Отставание от Графика производства работ по строительно- монтажным работам - 22 педели. Общая строительная готовность Объекта - 30%. Рабочие на Объекте отсутствуют, инженерно-технический персонал - 1 человек, строительная техника отсутствует. Представитель Подрядчика от подписи в акте отказался.
06.09.2021 Государственным заказчиком с участием представителя администрации Джанкойского района Привалова Д.Л. составлен акт осмотра Объекта, в котором зафиксировано, что работы на Объекте не ведутся. Отставание от Графика производства работ по строительно- монтажным работам - 23 недели. Рабочие па Объекте отсутствуют, инженерно-технический персонал - 1 человек, строительная техника отсутствует.
Представитель Подрядчика от подписи в акте отказался.
17.09.2021 Государственным заказчиком с участием представителя администрации Джанкойского района Привалова Д.Л. составлен акт осмотра Объекта, в котором зафиксировано, что общая строительная готовность Объекта - 30%, работы на Объекте не ведутся. Отставание от Графика производства работ по строительно-монтажным работам - 24 недели. Рабочие на Объекте отсутствуют, инженерно-технический персонал отсутствует, строительная техника отсутствует.
21.09.2021 Государственным заказчиком с участием представителя администрации Джанкойского района Привалова Д.А. составлен акт осмотра Объекта, в котором зафиксировано, что общая строительная готовность Объекта - 30%, работы на Объекте не ведутся. Отставание от Графика производства работ по строительно-монтажным работам - 25 недель. Рабочие на Объекте отсутствуют, инженерно-технический персонал отсутствует, строительная техника отсутствует.
28.09.2021 Государственным заказчиком с участием представителя администрации Джанкойского района Привалова Д.Л. составлен акт осмотра Объекта, в котором зафиксировано, что общая строительная готовность Объекта - 30 %, работы на Объекте не ведутся. Отставание от Графика производства работ по строительно-монтажным работам - 26 недель. Рабочие на Объекте отсутствуют, инженерно-технический персонал отсутствует, строительная техника отсутствует.
05.10.2021 Государственным заказчиком с участием представителя администрации Джанкойского района Привалова Д.Л., представителя Подрядчика - начальника участка Тихонович Н.А. составлен акт осмотра Объекта, в котором зафиксировано, что общая строительная готовность Объекта - 30 %, работы на Объекте не ведутся. Отставание от Графика производства работ по строительно-монтажным работам - 27 недель. Рабочие на Объекте отсутствуют, инженерно- технический персонал - 1 человек, строительная техника отсутствует.
Данные факты, по мнению заказчика, однозначно свидетельствуют о низких темпах строительно-монтажных работ па Объекте, недостаточном количестве рабочего и инженерно-технического персонала, строительных машин, механизмов и транспортных средств па строительной площадке.
Государственный заказчик обращался в адрес Подрядчика с требованием увеличить количество рабочих и техники на Объекте, ликвидировать допущенное отставание от графика производства строительно-монтажных работ (исх. от 23.07.2021 N 009-05/8793, от 24.09.2021 N009-05/12205).
В адрес Подрядчика Государственным заказчиком направлены претензии от 28.04.2021 N 009-05/5040, от 07.10.2021 N 009-05/12900 о взыскании неустойки (пени) за нарушение сроков выполнения работ.
Между тем, Подрядчик не приступил к мобилизации ресурсов и фактическому выполнению работ на Объекте в соответствии с условиями Контракта.
При указанных обстоятельствах, при существующей динамике строительства и освоения денежных средств, с учетом технологии производства работ, отсутствия намерения Подрядчика увеличить темпы производства работ на Объекте, заказчиком сделан вывод, что работы, предусмотренные Контрактом, не будут завершены Подрядчиком в установленный срок (30.11.2021), что приведет к срыву сроков реализации социально важного мероприятия федеральной целевой программы.
Кроме того, в ходе осуществления в соответствии е п. 5.1.9 Контракта строительного контроля на Объекте Государственным заказчиком были выявлены нарушения СПиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", СП 48.13330.2019 "Организация строительства", СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции", установлено, что Подрядчиком не выполняются требования ПОС, работы выполняются е отклонениями от рабочей и проектной документации, условий Контракта:
- подготовительные работы выполняются е нарушением СП. Не предоставлены схемы и акты освидетельствования геодезической разбивочной основы;
- применяемая арматура не соответствует проекту (0175200000419000151 320408-1- КЖ, лист 6);
-работы по гидроизоляции не соответствует проекту (0175200000419000151320408- 1-КЖ, лист 2, и. 3);
- отсутствует водопонижение в котловане (СП 45.13330.2017 "Земляные сооружения, основания и фундаменты п. 5);
- не выполнены требования проекта в части дорог и разворотных площадок на территории Объекта строительства согласно проекту организации строительства (п. 7.13 СП 48.13330.2011);
- не обеспечены требования к складированию и хранению арматуры (п. 5.4.1.12 Кон тракта);
- отсутствует защитное ограждение котлована (ПОС лист 1);
- не выполнено периметральное ограждение опасной зоны по плите перекрытия (СП 48.13330.2019);
- хранение арматуры организовано на открытом пространстве, не обеспечен навес из водонепроницаемых материалов (СП 48.13330.2019);
- не предоставлена исполнительная документация для поэтапного освидетельствования скрытых работ и получения разрешения на выполнение последующих работ (п. 8.12 СП 48.13330.2019, п. 7.21, п. 7.22, п. 7.3 СП 48.13330.2011, п. 5.4.35 Контракта).
По результатам осуществления строительного контроля па Объекте Подрядчику выданы предписания от 30.10.2020 N 785-У (срок устранения выявленных нарушений до 06.11.2020), от 05.11ю2020 N 793-У (срок устранения выявленных нарушений до 16.11.2020), от 07.11.2020 N 800-У (срок устранения выявленных нарушений до 23.11.2020), от 12.02.2021 N 869-У (срок устранения выявленных нарушений до 16.02.2021), от 02.03.2021 N 878У (срок устранения выявленных нарушений до 12.03.2021), 05.07.2021 N 969-У (срок устранения выявленных нарушений до 15.07.2021).
В установленные предписаниями сроки, нарушения, указанные в предписаниях, Подрядчиком не устранены, по состоянию на 18.10.2021 уведомления об устранении нарушений в адрес Государственного заказчика не поступали.
В адрес Подрядчика Государственным заказчиком направлены претензии от 15.03.2021 N 009-05/2808, от 07.10.2021 N 009-05/12902 о взыскании неустойки (штрафа) за нарушение условий контракта.
Учитывая медленное выполнение Подрядчиком работ, не устранение Подрядчиком нарушений в установленные сроки, полагая очевидным, что работы не будут выполнены надлежащим образом, руководствуясь п. 2, и. 3 ст. 715 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, и. 9.5 Контракта, ГКУ "Инвестстрой Республики Крым" принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 13.08.2020 N 12/ЕП-СМР.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Таким образом, коллегия приходит к выводу, что ответчик имел право на односторонний отказ от исполнения Договора, в связи с нарушением истцом условий Договора в части срока выполнения работ, решение об одностороннем отказе от исполнения Договора было надлежащим образом доведено до исполнителя.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска признан апелляционным судом правомерным и обоснованным.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отмечает, что они подлежат отклонению по следующим основаниям.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что при вынесении решения судом первой инстанции не было учтено, что риск удорожания строительных материалов в 2020-2021 годах отнесен к обстоятельствам, не зависящим от действий и воли сторон, что исключает возложение такого риска на подрядчика коллегия отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 704 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
Согласно п. 4 ст. 709 ГК РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно п. 1.3 Контракта обязательства Подрядчика по строительству (реконструкции) Объекта в соответствии с Контрактом признаются выполненными, а работы оконченными при получении Государственным заказчиком ЗОС и подписании Акта сдачи-приемки законченного строительством объекта.
Согласно п. 2.1 Контракта цена Контракта является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта и включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту, при котором цена Контракта (цена работ) составляет: 242 156 151, 93 руб., в том числе налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 20 процентов.
В цену Контракта включены стоимость всего объема Работ, определенного Контрактом и Приложениями, стоимость приобретения, поставки и монтажа необходимого для строительства и эксплуатации объекта оборудования, конструкций и материалов, поставляемых Подрядчиком с выполнением погрузочно-разгрузочных работ; прочие расходы, указанные в п. 2.1.4 Контракта.
Согласно п. 2.1.5 Контракта Подрядчик удовлетворен правильностью и достаточностью цены Контракта, указанной в п. 2.1 Контракта, и подтверждает, что в основу расчетов цены Контракта положены достоверные сведения в отношении характера и объема Работы.
Доводы Подрядчика о том, что он не выполнял работы в связи необходимостью увеличения цены Контракта в связи со значительным ростом цен на строительные материалы, не находят подтверждения в фактических обстоятельствах дела.
Мотивируя необходимость изменения цены Контракта, Подрядчик ссылается на письмо "О позиции Минфина России, Минстроя России и ФАС России по вопросу о возможности изменения цены и срока исполнения государственного контракта" от 10.06.2021.
При этом 15.06.2021 Сторонами достигнуто соглашение об уменьшении цены работ до 240 210 532 руб. 54 коп., в связи с чем, Стороны заключили дополнительное соглашение N 8 к Контракту.
Из указанного следует, что, соглашаясь на уменьшение цены Контракта в период уже идущих инфляционных процессов Подрядчик подтвердил, что установленная цена его устраивает и принял на себя обязательства исполнить Контракт за установленную цену, признавал ее правильной и достаточной для исполнения принятых обязательств по Контракту.
Согласно п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Коллегия судей учитывает тот факт, Государственный заказчик несмотря на то, что Подрядчиком была допущена просрочка исполнения обязательств по Контракту, приведшая к смещению сроков закупки необходимых материалов и оборудования, проанализировал конъюнктурный анализ и книги прайсов, направленные ООО "Атлант" письмом от 23.09.2021 N 442.К.
Анализ показал следующее: ответы ООО "КлассКомфорт", ООО "Центр школьной комплектации", ООО "Акватех", ИП Фуршаева С.Н., представленные ООО "Атлант" коммерческие предложения не выдавались, ЗАО "Арктика" на момент выдачи коммерческого предложения было ликвидировано, организация ООО "Айвинс" признана банкротом, также было выявлено значительное завышение стоимости оборудования.
В ответ на письмо Подрядчика от 12.10.2021 N 444.К Государственный заказчик направил ответ от 19.10.2021 N 009-05/13620, которым сообщил о недостоверности сведений, отраженных в коммерческих предложениях, в связи с чем, предъявил требование в срок до 28.10.2021 предоставить в адрес Государственного заказчика достоверный конъюнктурный анализ и обосновывающие документы по Объектам.
На дату принятия Решения, в адрес Государственного заказчика не поступало надлежащим образом оформленное предложение Подрядчика об изменении существенных условий Контракта с обоснованием существенного возрастания стоимости материалов и оборудования, оказывающих влияние на изменение (увеличение) цены Контракта (далее - Расчет).
Коллегия полагает, что подрядчик, как профессиональный участник рынка, имел возможность проанализировать риски, связанные с динамикой роста цен на строительные материалы, и учесть их при заключении контракта (дополнительного соглашения N 8) в целях добросовестного исполнения обязательств в установленные сроки в полном объеме.
ООО "Атлант" в апелляционной жалобе указано, что разрешение на строительство от 23.09.2020 N 91-R.U93503000-0119-2020 (далее - Разрешение на строительство) было направлено Государственным заказчиком в адрес Подрядчика письмом от 06.10.2020 N 009-05/9100, в связи с чем, срок выполнения работ подлежит продлению на 43 дня (срок задержи предоставления Разрешения на строительство), поскольку Подрядчик не мог выполнять работы в связи с возможной ответственностью Подрядчика, предусмотренной ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанный довод не соответствует фактическим обстоятельствам.
Согласно п. 4.1 Контракта работы, предусмотренные Контрактом, выполняются в сроки и в объемах в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является Приложением N 2 к Контракту и его неотъемлемой частью, Детализированным графиком выполнения строительно-монтажных работ, который составляется по форме Приложения N 2.1 к Контракту и является неотъемлемой частью Контракта, совместно именуемыми "Графики".
Начало работ - с момента подписания Контракта, окончание строительно-монтажных работ - не позднее 30.11.2021, получение ЗОС и подписание Акта сдачи-приемки законченного строительством объекта (окончание строительства) - не позднее 31.01.2022.
В соответствии с Перечнем видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и её компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации, порядке их выполнения, а также экологических требований к их выполнению, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2020 N 1798, до выдачи разрешения на строительство объектов федерального, регионального и местного значения могут выполняться, в том числе, работы по освобождению земельного участка от деревьев и иных насаждений в границах размещения Объекта; осуществление деятельности по обращению с отходами, образовавшимися при осуществлении подготовительных работ, в том числе разборке и сносе зданий, строений, сооружений, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами; работы по созданию геодезической разбивочной основы для строительства, разбивке осей зданий и сооружений, входящих в объект, и закреплению их пунктами и знаками; устройству ограждений строительной площадки,; устройству временных дорог и подъездных путей, обеспечению строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем, размещению некапитальных строений, сооружений (в том числе складских площадок и сооружений для материалов, конструкций и оборудования), необходимых для обеспечения строительства, реконструкции объекта и подлежащих сносу (демонтажу) после окончания такого строительства, реконструкции и т.д.
Согласно Графику производства строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к Контракту) в срок до 06.10.2020 (дата предоставления Разрешения на строительство) Подрядчик был обязан выполнить следующие работы: обследование территории на ВОП (срок сентябрь 2020); подготовительные работы (срок сентябрь 2020); валка деревьев с корчевкой пней и разделкой древесины (срок сентябрь 2020).
Для выполнения данных работ разрешение на строительство не требуется.
14.09.2020 Подрядчик предоставил Государственному заказчику акты выполненных работ, справку о выполненных работ по Объекту, что подтверждается письмом от 14.09.2020 N 283.К.
Согласно акту выполненных работ по форме КС-2 от 14.09.2021 Подрядчиком выполнены вышеуказанные работы, а также выполнены земляные работы, по которым установлен срок выполнения в соответствии с Графиком - октябрь 2020 года.
14.10.2020 Подрядчик письмом N 304.К предоставил Государственному заказчику откорректированные акт выполненных работ по форме КС-2 от 14.10.2020 N 1, справку о выполненных работ и затрат по форме КС-3 от 14.10.2020 N 1.
09.10.2020 письмом N 301.К Подрядчик сообщил Государственному заказчику, что временные здания и сооружения будут закончены до 30.10.2020, земляные работы выполнены в полном объеме, работы по устройству монолитной фундаментной плиты будут выполнены до 22.10.2020.
Таким образом, коллегия судей приходит к выводу, что у подрядчика был необходимый фронт работ и отсутствовали объективные препятствия для выполнения работ до получения Разрешения на строительство.
При этом, материалы дела не содержат обращений подрядчика к заказчику о невозможности выполнения работ по контракту, о приостановлении работ.
23.09.2020 Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым было выдано Разрешение на строительство. Срок действия разрешения - до 23.07.2021.
12.07.2021 Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым продлено действие Разрешения на строительство до 30.01.2022, после чего Разрешение на строительство с отметкой о продлении было передано Государственным заказчиком на строительную площадку Объекта, в связи с чем, подрядчик располагал информацией о продлении действия Разрешения на строительство, а довод о невозможности исполнить обязательства по контракту в связи с истечением срока Разрешения на строительство не нашел своего документального подтверждения.
Согласно п. 5.4.40 Контракта Подрядчик обязан немедленно известить Государственного заказчика и до получения от него указаний приостановить Работы при возникновении обстоятельств, угрожающих результату работ.
В соответствии с п. 1 ст. 719 ГК РФ Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 328).
При указанных обстоятельствах, коллегия судей полагает ошибочным довод апеллянта, что отсутствие действующего разрешения на строительство привело к фактическому продлению сроков работ на период просрочки заказчика.
В силу пунктов 1, 2 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении обстоятельств, которые создают невозможность ее завершения в срок. Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Также не нашел своего подтверждения довод апеллянта о фактическом уклонении заказчика от изменения документации, необходимость корректировки которой подтверждена авторским надзором.
На основании изложенного, принимая во внимание объем работ, фактически выполненных на момент реализации права заказчика на расторжение договора в одностороннем порядке 30%, не устранение выявленных нарушений, согласно предписаний, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при указанных темпах строительства выполнение работ к установленному сроку объективно невозможно, доказательств возможности наращивания темпов строительства (привлечение дополнительных технических средств и рабочего персонала) обществом не представлено.
В отсутствие доказательств объективной возможности завершить спорный объем работ, доводы апеллянта о наличии периодов просрочки, за которые отвечает заказчик, не являются правоопределяющими для разрешения настоящего спора, поскольку невозможность исполнения контракта исключительно по вине заказчика, подрядчиком не доказана.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит односторонний отказ от договора правомерным и соответствующим условиям договора и действующему нормативному регулированию.
В соответствии с положениями части 1 статьи 64, статей 71, 168, части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств путем их всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования и оценки.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Кроме того, они опровергаются материалами дела, не содержат фактов, которые в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, основаны на ошибочном толковании правовых норм.
Судом апелляционной инстанции основания для переоценки доказательств не установлены. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального права истолкованы и применены судом правильно.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Согласно нормам статей 110, 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины не подлежат возмещению заявителю жалобы в случае отказа в ее удовлетворении.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 ноября 2022 года по делу N А83-23712/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Атлант" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.