г. Санкт-Петербург |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А21-3272/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Мельниковой Н.А., судей Новиковой Е.М., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания Апхудовым А.А.
при участии:
от ответчика (должника): Фролов А.В. - дов от 30.10.20
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42334/2022) ООО "ЖЭУ N 7" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.11.2022 по делу N А21-3272/2022, принятое
по иску Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО "Город Калининград"
к ООО "ЖЭУ N 7"
3-е лицо: 1) УПРАВЛЕНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КАЛИНИНГРАДТЕПЛОСЕТЬ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛИНИНГРАД"; 2) Пыльник Анастасия Александровна; 3) ООО "ЖЭУ Сервис"
об обязании привести в первоначальное состояние систему теплоснабжения дома N 1 литер А, расположенного по ул. Иванникова в г. Калининграде, путем восстановления теплового пункта в помещении N 23 указанного здания; демонтировать незаконно установленный теплопункт в помещении с кадастровым номером 39:15:132309:902
УСТАНОВИЛ:
Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7" (далее - ответчик, Общество) об обязании привести в первоначальное состояние систему теплоснабжения дома N1 литер А, расположенного по ул. П. Иванникова в г. Калининграде, путем восстановления теплового пункта в помещении N 23 указанного здания; демонтировать незаконно установленный теплопункт в помещении с кадастровым номером 39:15:132309:902.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзор по Калининградской области; МП "Калининградтеплосеть"; Пильник Анастасии Александровны; ООО "ЖЭУ Сервис".
Решением суда от 17.11.2022 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что именно Общество осуществило перенос индивидуального теплового пункта (ИТП). Кроме того, податель жалобы полагает, что доказательств того, что ИТП ранее располагался в ином помещении, не представлено, на сегодняшний день технический паспорт здания не содержит сведений о нахождении в помещении N 23 теплового пункта.
В судебном заседании ответчик доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в силу статьи 156 АПК РФ спор рассмотрен в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество являлось арендатором по договору аренды N 6094 от 22.12.2009 муниципальных нежилых помещений 1 и 2 этажей литер V из лит. А площадью 456,7 кв.м, в том числе помещения, учтенного под N 23 в техническом паспорте от 07.12.2009 и кадастровом паспорте от 25.12.2009, имеющего назначение тепловой пункт.
На основании договора купли-продажи и залога недвижимого имущества N 242 от 12.12.2013 Общество приватизировало арендуемые нежилые помещения, в том числе помещение теплопункта, расположенное на 1 этаже здания литера А по ул. Иванникова, 1.
Таким образом, с 2009 года Общество эксплуатировало помещение теплопункта сначала на праве аренды, а затем уже на праве собственности.
В ходе рассмотрения дела N А21-11366/2020 установлено, что размещение теплового пункта, снабжающего теплом здание литеры А по ул. Иванникова, 1, на момент обследования перенесено из помещения N 23 литеры А в муниципальные помещения пристроенного здания литеры А2,А3, расположенного по тому же адресу, с нарушением установленных норм и требований: с нарушением п. 2.8 СП 41-101-95 "Проектирование тепловых пунктов" и п. 5.8 СТО 17330282.27.060.003-2008 "Тепловые пункты тепловых сетей. Условия создания. Нормы и требования".
Вместе с тем, как указывает истец, согласия всех собственников нежилого здания на переустройство системы теплоснабжения здания Общество не получало, с предложениями и документами к Комитету о необходимости переноса указанного теплопункта не обращалось. В МП "Калининградтеплосеть" тепловой пункт учтен в помещении N 23 литеры А, документы о переоборудовании (изменении) системы теплоснабжения, в том числе в связи с переносом индивидуального теплового пункта не поступали.
09.09.2021 произведено комиссионное обследование специалистами МП "Калининградтеплосеть" совместно с представителями управляющих организаций ООО "ЖЭУ N 7" и ООО "ЖЭУ 7 Сервис". По результатам обследования составлен акт технического обследования N 6114 подтверждающий, что оборудование ИТП в пом. N 23 отсутствует, заявления (обращения) о переносе ИТП и выдаче технических условий в адрес предприятия не поступали.
24.01.2022 специалистами Предприятия совместно с представителями Комитета проведено техническое обследование системы теплопотребления административного здания, по результатам которого также зафиксирован самовольный перенос теплового пункта. При этом, Технические условия на реконструкцию ИТП у МП "Калининградтеплосеть" не запрошены, проектно-техническая документация не предоставлялась. В заключение Обществу предписано восстановить ИТП в прежнее состояние и восстановить разводящие трубопроводы внутридомовой системы отопления в соответствии с проектно-технической документацией, техпаспортом административного здания и паспортом теплового пункта со сроком в течение 1 месяца со дня окончания отопительного периода 2021-2022 гг.
Общество в первоначальное состояние систему теплоснабжения не привело, что и явились основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с данным иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в полном объеме, правомерно руководствовался следующим.
К отношениям собственников нежилых объектов подлежат применению по аналогии нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 6 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64).
Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (статья 25 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Монтаж, реконструкция тепловых энергоустановок выполняются по проекту, утвержденному и согласованному в установленном порядке. Проекты тепловых энергоустановок должны соответствовать требованиям охраны труда и природоохранным требованиям (пункт 2.4.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115).
На основании части 3 статьи 26 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А21-11366/2020 установлено, что теплопункт нежилого здания литер А был перемещен из помещений нежилого здания литер А в помещение здания литер А2, А3 в период с 07.05.2007 по 02.11.2020, о чем свидетельствуют технические паспорта. Размещение теплового пункта выполнено с нарушением нормативных требований. Указанные обстоятельства подтверждаются и иными материалами дела, в частности из договоров аренды N 6094 от 22.12.2009 и купли-продажи 2013 года, заключенных ООО "ЖЭУ N 7", согласно которым под тепловой пункт использовалось помещение N 23 в здании литер А. Кроме того, согласно учетным данным единой теплоснабжающей организации - МП "Калининградтеплосеть" в здании литер А был учтен абонентский тепловой пункт, введенный в эксплуатацию в 1978 году. Доказательств правомерности нахождения теплового пункта в помещении здания литер А2, А3 не представлено.
Обстоятельства, установленные в рамках дела N А21-11366/2020, в силу статьи 69 АПК РФ для рассмотрения настоящего дела имеют преюдициально значение и не подлежат доказыванию вновь.
Таким образом, самовольный, без получения каких-либо разрешительных документов, без согласования с администрацией, без получения согласия всех собственников помещений спорного, перенос теплового пункта подтвержден в рамках рассмотрения дела N А21-11366/2020.
Доказательств того, что после рассмотрения дела N А21-11366/2020 Общество получило соответствующие документы и согласования на размещение ИТП не представлено, в связи с чем оснований считать, что ИПТ размещен в соответствии с требованиями законодательства, не имеется.
Самовольный перенос ИТП изменяет эксплуатационные характеристики (гидравлический и тепловой режимы) системы отопления всего нежилого здания, что нарушает требования обеспечения безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, предусмотренные нормами ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в соответствии с которыми параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания должны соответствовать требованиям проектной документации.
Нахождение и эксплуатация перенесенного без соблюдения проектных норм и правил теплового пункта может представлять угрозу как для жизни и здоровью граждан, так и для имущества собственников спорного задания.
Доводы подателя жалобы о том, что в материалы дела не представлено доказательств того, что именно Общество осуществило перенос ИТП, в данном случае не имеется правового значения, поскольку действующем законодательством (часть 3 статьи 26 ЖК РФ) именно на собственника помещения, которое было самовольно переустроено, возложена обязанность привести такое помещение в прежнее состояние, вне зависимости от того, в результате чьих действий осуществлен самовольный перенос ИТП.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что именно Общество обязано привести в первоначальное состояние систему теплоснабжения спорного здания, а значит, иск подлежит удовлетворению.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.11.2022 по делу N А21-3272/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3272/2022
Истец: Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО "Город Калининград"
Ответчик: ООО "ЖЭУ N7"
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КАЛИНИНГРАДТЕПЛОСЕТЬ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛИНИНГРАД", ООО "ЖЭУ Сервис", Пыльник Анастасия Александровна, УПРАВЛЕНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ