г. Санкт-Петербург |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А56-97710/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбатовской О.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Марковой А.А.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 22.03.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4397/2023) Жилищно-строительного кооператива N 504 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2022 по делу N А56-97710/2022, принятое по иску Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга" к Жилищно-строительному кооперативу N 504 об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга" (далее - истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к жилищно-строительному кооперативу N 504 (далее - ответчик, ЖСК N504) об обязании в 3-месячный срок со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу, включить в состав общего имущества многоквартирного дома по адресу: г.Санкт-Петербург, Гражданский пр-т, д.77, корп.2, лит. А подъемное устройство для инвалидов.
Решением от 28.12.2022 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, ЖСК N 504 обратился с апелляционной жалобой об его отмене, полагая решение неисполнимым, поскольку ответчик не наделен правом распоряжения общим долевым имуществом МКД.
В судебном заседании представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по основаниям, изложенным в отзыве.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечил. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" в период 2020-2021 годы Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга" (далее - "Калининское РЖА) в соответствии с согласованной в установленном порядке проектно-сметной документацией осуществлены работы по устройству подъемных оборудований для маломобильных групп населения (далее - МГН), в том числе в многоквартирном доме, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Гражданский пр., д. 77, корп.2, литера А, (далее -МКД), в котором проживают инвалиды.
В районную подкомиссию региональной межведомственной комиссии Санкт-Петербурга по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды от гражданки Дубровиной Н.В. (инвалид-колясочник) 19.04.2019 г, поступило заявление о проведении обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Гражданский пр., д. 77, корп. 2, литера А., в котором проживает инвалид.
Согласно акту обследования от 28.06.2019 N 509 жилого помещения инвалида и общего имущества комиссия пришла к выводам о наличии необходимости приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленной стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженным с необходимостью использования кресла-коляски в связи с несоответствием технических характеристик жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома требованиям. 05.09.2022 вся необходимая документация по подъемной платформе была передана в УК жилищно-строительный кооператив N504, которая осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: пр.Гражданский, д.77, корп.2, лит.А.
На основании заключенного Калининским РЖА 31.03.2022 государственного контракта на проведение мероприятий по созданию условий доступности для инвалидов и иных маломобильных групп в 2022 году по установке подъемной платформы для инвалидов в указанном МКД выполнены работы по установке подъемного устройства для инвалидов.
Поскольку ответчик в добровольном порядке включить подъемную платформу для инвалидов в состав общего имущества МКД отказалось, Учреждение обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Следовательно, конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
Частью 3 статьи 15 ЖК РФ установлены особые (дополнительные) требования, предъявляемые к жилым помещениям, а также общему имуществу многоквартирных домов, в которых проживают инвалиды.
В соответствии с пунктом 3 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом его потребностей.
Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181- ФЗ) Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме
В соответствии с частью 4.1 статьи 36 ЖК РФ приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 ЖК РФ, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
В силу подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" состав общего имущества может быть определен как собственниками помещения в многоквартирном доме, так и органами государственной власти (в целях контроля за содержанием общего имущества).
Нормативные положения действующего жилищного законодательства Российской Федерации не содержат запрета на включение в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома без проведения общего собрания собственников обоснованных с точки зрения необходимости обеспечения доступа в многоквартирный дом оборудования и устройств для инвалидов (пандусов, подъемных устройств и другое)
Как следует из материалов дела, спорная подъемная платформа была обустроена в МКД силами Учреждения за счет выделенных ему на указанные цели средств в целях обеспечения доступности многоквартирного дома для маломобильных групп населения.
Доказательств того, что при установке этого оборудования произведена реконструкция МКД в материалы дела не представлено. Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" статьи 2 ЖК РФ дополнена частью 5.1, в силу которой с 01.01.2016 государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Таким образом, при решении спорного вопроса проведения общего собрания не требуется, иное нарушало бы провозглашенные законом права инвалидов.
По смыслу приведенных правовых норм в отношении ответчика закреплена обязанность по осуществлению управления многоквартирным домом, обеспечению соблюдения прав и законных интересов собственников помещений, выполнению обязательств по договору и обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в МКД, в связи с чем требования Учреждения правомерно удовлетворены судом.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2022 по делу N А56-97710/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
О.В. Горбатовская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-97710/2022
Истец: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЖИЛИЩНОЕ АГЕНТСТВО КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: Жилищно-строительный кооператив N 504
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5181/2024
26.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-44766/2023
27.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8803/2023
29.03.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4397/2023
28.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-97710/2022