город Ростов-на-Дону |
|
29 марта 2023 г. |
дело N А32-18930/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Нарышкиной Н.В., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барановой М.С.,
при участии:
от заявителя: представитель Семенова Е.А. по доверенности от 09.01.2023;
от ответчиков: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12.08.2022 по делу N А32-18930/2022
по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ФКУ "Военный комиссариат Республики Адыгея", ГКУ Республики Адыгея "Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности", Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям
о признании незаконным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ФКУ "Военный комиссариат Республики Адыгея", ГКУ Республики Адыгея "Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности", Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям и просит:
1) признать незаконным и отменить распоряжения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея от 23.09.2020 N 23-674-р;
2) отразить в решении суда, что оно является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений об объекте недвижимости и зарегистрированном праве в отношении нежилого помещения кадастровый номер 01:08:0507095:71.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2022 по делу N А32-18930/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что при принятии оспариваемого распоряжения МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества) действовало как орган, наделенный публичными функциями в силу норм действующего законодательства. Таким образом, требования лица, оспаривающего ненормативный акт, вытекают из публичных правоотношений, не носят гражданско-правового характера и не рассматриваются в порядке искового производства, поскольку данные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, спор подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормами которого закреплен порядок рассмотрения в судах общей юрисдикции дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
На основании определения Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2023 года произведена замена судьи Маштаковой Е.А. на судью Новик В.Л. в связи с нахождением судьи Маштаковой Е.А. в отпуске.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи дело рассматривается сначала.
В судебное заседание не явились представители ответчиков, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле.
От истца поступило ходатайство о приобщении к материалам дела письменных пояснений, которое принято судом к рассмотрению и удовлетворено.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 4 указанной статьи предусматривает, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет, что суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии со статьей 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.
Принимая решение, суд в силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Согласно пункту 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд указывает также в мотивировочной части решения мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В этой связи ссылка истца в заявлении на не подлежащие применению, по мнению суда, в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Как видно из материалов дела на основании распоряжения МТУ Росимущества от 23.09.2020 N 23-674-р зарегистрировано право собственности Республики Адыгея и право оперативного управления ГКУ Республики Адыгея "Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности" на подвальное помещение Военного комиссариата Республики Адыгея площадью 792,2 кв. м, включающее в себя подвальные помещения площадью 294,10 кв. м, зарегистрированное за учреждением на праве оперативного управления.
В техническом паспорте на все подвальное помещение площадью 792,2 кв. м от 15.12.2009 отмечено, что часть помещения площадью 294,10 кв. м зарегистрирована за Майкопской КЭЧ района на праве оперативного управления.
Согласно п. 3 ст. 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации и ее субъектов могут осуществлять органы и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
В соответствии с п. 5 и пп. 71 п. 7 "Положения о Министерстве обороны Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, последнее осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
При этом согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Таким образом, с даты вступления в законную силу указанного постановления Министерство обороны Российской Федерации самостоятельно осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации, а Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не уполномочено распоряжаться подведомственными Министерству обороны Российской Федерации объектами недвижимости.
Учитывая вышеизложенное, МТУ Росимущества незаконно, в отсутствие предусмотренных законом полномочий, распорядилось имуществом, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации, издав распоряжение от 23.09.2020 N 23-674-р.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что в силу пункта 5 статьи 214 Гражданского кодекса отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии со статьями 2 (пункт 9) и 21 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" в целях обеспечения обороны страны, защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, государством разработана система мероприятий по гражданской обороне.
Статьями 1 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, предусмотрено, что для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ситуаций природного и техногенного характера создаются убежища, которые относятся к объектам гражданской обороны. Определение порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Пунктом 13 указанного постановления предусмотрено, что в мирное время объекты гражданской обороны могут быть использованы в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в состояние готовности к использованию по назначению. Учет защитных сооружений ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения, в журнале учета защитных сооружений (пункт 2.1 правил N 583).
Правилами N 583 предусмотрено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения гражданской обороны (абзац 2 пункта 1.2); документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения и который оформляется, в частности, после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны (пункт 2.2).
В силу пунктов 1 и 2 раздела III приложения N 1 к постановлению N 3020-1 защитные сооружения гражданской обороны, как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности. Таким образом, оснований для передачи спорного объекта в собственность субъекта Российской Федерации не имелось.
Поскольку нежилое помещение зарегистрировано в результате передачи по оспариваемому распоряжению в Едином государственном реестре недвижимости на праве собственности за Республикой Адыгея (запись о регистрации 01:08:0507095:71-01/036/2021-2), а также зарегистрировано право оперативного управления государственного казенного учреждения Республики Адыгея "Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности" на указанное помещение (запись о регистрации 01:08:0507095:71-01/034/2021-3 от 18.01.2021), то суд апелляционной инстанции считает возможным в качестве последствий признания незаконным распоряжения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея от 23.09.2020 N 23-674-р указать, что настоящее постановление является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности Республики Адыгея на объект недвижимости - нежилое помещение кадастровый номер 01:08:0507095:71, запись о регистрации 01:08:0507095:71-01/036/2021-2 от 12.01.2021, а также сведения о праве оперативного управления государственного казенного учреждения Республики Адыгея "Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности", запись о регистрации 01:08:0507095:71-01/034/2021-3 от 18.01.2021.
Таким образом, фактически требования заявителя по существу не были рассмотрены судом первой инстанции, оценка оспариваемому акту судом первой инстанции в решении не дана.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2022 по делу N А32-18930/2022 отменить.
Признать незаконным и отменить распоряжение Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея от 23.09.2020 N 23-674-р.
Постановление является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности Республики Адыгея на объект недвижимости - нежилое помещение кадастровый номер 01:08:0507095:71, запись о регистрации 01:08:0507095:71-01/036/2021-2 от 12.01.2021, а также сведения о праве оперативного управления государственного казенного учреждения Республики Адыгея "Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности", запись о регистрации 01:08:0507095:71-01/034/2021-3 от 18.01.2021.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18930/2022
Истец: ФГКУ "Северо-Каваказское ТУИО" Минобороны России, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Третье лицо: государственное казенное учреждение Республики Адыгея "Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности", Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям, Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Адыгея", ГКУ Республики Адыгея "Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности", Комитет Республики Адыгея по имущ. отн, Межрегиональное Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в КК и РА, ФКУ "Военный комиссариат Республики Адыгея"