город Москва |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А40-258286/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Стешана Б.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2023
по делу N А40-258286/22,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску АО "ПОЛТАВСКАЯ НЕФТЕБАЗА"
(ОГРН: 1022304034059, ИНН: 2336012371)
к ОАО "РЖД"
(ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
о взыскании штрафа в размере 440 040 руб., госпошлины в размере 11 800,80 руб., судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб., почтовых расходов в размере 1122,86 руб.,
УСТАНОВИЛ:
АО "ПОЛТАВСКАЯ НЕФТЕБАЗА" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ОАО "РЖД" о взыскании штрафа в размере 440 040 руб., а также госпошлины в размере 11 800,80 руб., судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб., почтовых расходов в размере 1122,86 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2023 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца сумму штрафа в размере 308 028 руб., сумму госпошлины в размере 11 800,80 руб., сумму почтовых расходов в размере 1122,86 руб., сумму судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой обратился ответчик, в которой считает его незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении иска.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела, и суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Просил решение суда оставить без изменений.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в апреле, мае и июне 2022 года, грузополучатель - АО "Полтавская нефтебаза" на станции Полтавская СевероКавказской железной дороги, в адрес перевозчика, направлял уведомления о завершении грузовых операций и готовности ж/д вагонов: N 50429653, N 53856431, N 73959017, N 51332690, N 50345974, N 51723617, N 75061101, N 50041342, N 50654201, N 50699255, N 51653657, N 50620301, N 50656784, N 57245755, N 50666965, N 56782998, N 56904113, N 73005316, N 50628122, N 56775992, N 54595061, N 75126656, N 50633841, N 55580476, N 73122186, N 57284267, N 54682778, N 54761911, N 73913550, N 51632925, N 50459445, N 51223766, N 56782790, N 54695564, N 75050815, N 50194216, N 74921156, N 73954224, N 57436982, N 51394575, N 57039828, N 73267080, N 73982506, N 57227605, N 73748386, N 53949822, N 50335413, N 73979866, N 70728068, N 51189405, N 73006645, N 54085840, N 75163279, N 73054751, N 50400944, N 50384452, N 73157703, N 50076652, N 51419539, N 51036218, N 54591722, N 50939891, N 51222818, N 56772395, N 50038272, N 50640762, N 52113198, N 54683669, N 51277044, N 53998092, N 52018348, N 73973711, N 73275281, N 51103711, N 74905837, N 54887815, N 50760230, N 50596220, N 73158180, N 73330581, N 75051946, N 51063006, N 74952524, N 50369685, N 50706761, N 50365048, N 52025715, N 57029886, N 55841274, N 73030462, N 54662853, N 70728241, N 73032344, N 51171148, N 51653186, N 54722863, N 51684389, N 51155885, N 51104446, N 51752814, N 75130005, N 50438530, N 50879048, N 74968413, N 50357581, N 57207169, N 51727428, N 51825842, N 54655030, N 51665032, N 74876525, N 53871976, N 51405702, N 75014449, N 51374759, N 57357253, N 53853149, N 57136343, N 50636109, N 54084322, N 51317196, N 55946628, N 74881186, N 73980625, N 73060212, N 50472786, N 51224079, N 57549057, N 50553775, N 74937541, N 54881941, N 74905472, N 50686021, N 55949820, N 75101675, N 51100386, N 74921438, N 54595343, N 50501659, N 51193316, N 58642901, N 57391245, N 51667392, N 51437002, N 51785442, N 74989062, N 73772782, N 51223485, к уборке с железнодорожного пути необщего пользования N 18А, которые были убраны перевозчиком с задержкой, с нарушением срока, что подтверждается памятками приемосдатчика и ведомостями подачи и уборки вагонов.
Перевозчиком указанных вагонов является ОАО "РЖД" (далее - ответчик или перевозчик), на основании договора N 315/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Полтавская нефтебаза" при железнодорожной станции Полтавская Северо-Кавказской железной дороги от 31.05.2019 г. Договор N 315/2 указан в ведомостях подачи и уборки вагонов. Время завершения грузовой операции и готовности вагонов к уборке указано в памятке приемосдатчика.
Согласно положению ст. 56 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав ж/д транспорта), подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузополучателями.
Нормой ст. 58 Устава ж/д транспорта определено, что договорами на подачу и уборку вагонов устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области
железнодорожного транспорта.
В силу пункта 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N26), сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов. Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
Договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 315/2 срок уборки вагона для Перевозчика не установлен свыше лимита определенного п.3.7 Правил и составляет 2 часа с момента получения уведомления о завершении грузовой операции.
Спорные вагоны убраны с места выгрузки ответчиком с нарушением срока.
Пунктом 4.5. Правил N 26 определено, что учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Документов (актов общей формы) подтверждающих причины задержки уборки вагонов с мест выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования, и о продолжительности этой задержки перевозчиком не представлены.
Из чего следует, что обязательство по уборке выше названных ж/д вагонов с мест выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования перевозчиком - ОАО "РЖД" не исполнялись надлежащим образом.
В соответствии со статьей 793 ГК РФ, за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно положению ст. 100 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав ж/д транспорта), за задержку по вине перевозчика уборки вагонов с мест выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов. За задержку цистерн размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза. Задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
Сумма штрафа за задержку уборки с места выгрузки в апреле 2022 года на железнодорожных путях необщего пользования грузополучателя АО "Полтавская нефтебаза" вагонов: N 50429653, N 53856431, N 73959017, N 51332690, N 50345974, N 51723617, N 75061101, N 50041342, N 50654201, N 50699255, N 51653657, N 50620301, N 50656784, N 57245755, N 50666965, N 56782998, N 56904113, N 73005316, N 50628122, N 56775992, N 54595061, N 75126656, N 50633841, N 55580476, N 73122186, N 57284267, N 54682778, N 54761911, N 73913550, N 51632925, N 50459445, N 51223766, N 56782790, N 54695564, N 75050815, N 50194216, N 74921156, N 73954224, N 57436982, N 51394575, N 57039828, N 73267080, N 73982506, N 57227605, N 73748386, N 53949822, N 50335413, N 73979866, N 70728068, N 51189405, N 73006645, N 54085840, N 75163279, N 73054751, N 50400944, N 50384452, N 73157703, N 50076652, N 51419539, N 51036218, N 54591722, N 50939891, N 51222818, N 56772395, N 50038272, составляет - 160 680 рублей (расчет приложен). Сумма штрафа за задержку уборки с места выгрузки в мае 2022 года на железнодорожных путях необщего пользования грузополучателя АО "Полтавская нефтебаза" вагонов: N 50640762, N 52113198, N 54683669, N 51277044, N 53998092, N 52018348, N 73973711, N 73275281, N 51103711, N 74905837, N 54887815, N 50760230, N 50596220, N 73158180, N 73330581, N 75051946, N 51063006, N 74952524, N 50369685, N 50706761, N 50365048, N 52025715, N 57029886, N 55841274, N 73030462, N 54662853, N 70728241, N 73032344, N 51171148, N 51653186, N 54722863, N 51684389, N 51155885, N 51104446, N 51752814, N 75130005, N 50438530, составляет - 104 600 рублей.
Сумма штрафа за задержку уборки с места выгрузки в июне 2022 года на железнодорожных путях необщего пользования грузополучателя АО "Полтавская нефтебаза" вагонов: N 50879048, N 74968413, N 50357581, N 57207169, N 51727428, N 51825842, N 54655030, N 51665032, N 74876525, N 53871976, N 51405702, N 75014449, N 51374759, N 57357253, N 53853149, N 57136343, N 50636109, N 54084322, N 51317196, N 55946628, N 74881186, N 73980625, N 73060212, N 50472786, N 51224079, N 57549057, N 50553775, N 74937541, N 54881941, N 74905472, N 50686021, N 55949820, N 75101675, N 51100386, N 74921438, N 54595343, N 50501659, N 51193316, N 58642901, N 57391245, N 51667392, N 51437002, N 51785442, N 74989062, N 73772782, N 51223485, составляет - 174 760 рублей.
Всего размер штрафа составляет 440 040 руб.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлены претензии: исх. N 53 от 30.06.2022 г., исх. N 62 от 24.08.2022 г. и исх. N 65 от 02.09.2022 г., с описью и уведомлением, оставлены ответчиком без удовлетворения.
Договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 315/2 установлена обязанность ОАО "РЖД" по уборке ж/д вагона после его разгрузке с места выгрузки на пути необщего пользования.
Согласно п. 2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав ж/д транспорта) отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
В силу абз. 3 п. 3.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, вагоны подаются и убираются перевозчиком на/с железнодорожный путь необщего пользования к местам погрузки, выгрузки.
В соответствии с абз. 5 п. 3.5 Правил N 26 для регистрации передачи уведомления о времени завершения грузовой операции на железнодорожном пути необщего пользования, передаваемого владельцем, пользователем или контрагентом, перевозчиком ведется книга уведомления о времени завершения грузовой операции. Порядок передачи уведомлений о времени завершения грузовой операции устанавливается в договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или в договоре на подачу и уборку вагонов.
Согласно п. 3.7 Правил N 26, сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов. Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с п. 4.5 Правил N 26 учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Факт задержки уборки вагонов ответчиком в апреле, мае и июне 2022 года с железнодорожного пути необщего пользования N 18А подтверждается представленными ведомостями подачи и уборки вагонов, памятками приемосдатчика, и уведомлениями о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке.
Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
По смыслу статей 329 и 330 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней) - определенной законом или договором денежной суммой, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (ст. 330 ГК РФ). При этом по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
ответчик указывает, что согласно представленным истцом уведомлениям о завершении грузовых операций в графе примечание по одному-нескольким (вплоть до всех вагонов, указанных в уведомлении) вагонам отмечено "В АС ЭТРАН отсутствует накладная или сведения о ней".
Контррасчет с указанием конкретных вагонов и ссылками на первичные документы ответчиком в нарушение положений ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
По уведомлениям, представленным Истцом, указано на согласование таких уведомлений о завершении грузовой операции (например, уведомления N 107, 108, 111, 112, 114, 115 и иные, т. 2 судебного дела), представлены транспортные железнодорожные накладные, памятки приемосдатчика, составление которых также основано на данных ЭТРАН.
Отсутствие данных в системе не является основанием для освобождения Ответчика от ответственности согласно условиям договора, иного в материалы дела не представлено.
Только отметка об отсутствии накладной в АС ЭТРАН не может являться единственным и достаточным доказательством освобождения Ответчика от ответственности.
В графах "Примечание" уведомлений по вагонам, указанным в исковом заявлении, указано "Перевозка согласована".
Факт своевременного уведомления о завершении операции отражен в памятках приемосдатчика.
К отзыву на исковое заявление Ответчиком не представлено ни одного документа, опровергающие первичные документы Истца по существу заявленных требований.
Ответчиком также не представлена информация об иных датах оформления заготовок собственником (владельцем) вагонов в ЭТРАН электронных уведомлений (железнодорожных накладных), которые бы подтверждали доводы Ответчика, акты общей формы также не представлены. Истец не является лицом, на которого возложены обязательства по составлению АОФ.
Таким образом, требования предъявлены Истцом правомерно, иного Ответчиком не доказано.
Кроме того, Устав ж/д транспорта регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 315/2 установлена обязанность ОАО "РЖД" по уборке ж/д вагона после его разгрузке с места выгрузки на пути необщего пользования.
Таким образом, доводы ответчика относительно отсутствия статуса грузоотправителя или грузополучателя отклонены обоснованно. Требование истца о взыскании штрафа обоснованно удовлетворено на сумму 308 028 руб. с учётом применения ст. 333 ГК РФ.
Доводы подателя апелляционной жалобы об обратном основаны на переоценке представленных в дело доказательств. Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Позиция апеллянта о невозможности взыскания почтовых расходов в размере 1122,86 руб. несостоятельна, так как по смыслу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оправку почтовых отправлений, связанные с обращением в арбитражный суд, являются отдельными судебными расходами, которые подлежат возмещению вне зависимости от определенной в договоре об оказании юридических услуг суммы вознаграждения.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Государственная пошлина относится на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268 - 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2023 по делу N А40-258286/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-258286/2022
Истец: АО "ПОЛТАВСКАЯ НЕФТЕБАЗА"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"