г. Санкт-Петербург |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А56-60948/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: предст. Варшавский В.Л. - доверенность от 14.12.2021
от заинтересованного лица: предст. Никулина С.В. - доверенность от 30.12.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1749/2023) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2022 по делу N А56-60948/2022 (судья Сундеева М.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юника Трейд"
к Балтийской таможне
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Юника Трейд" (далее - заявитель, Общество, ООО "Юника Трейд") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными решения Балтийской таможни (далее - таможенный орган, Таможня), оформленного письмом от 14.03.2022 N 24-11/08389, о непринятии в качестве документального подтверждения страны происхождения товаров по декларации на товары (далее - ДТ) N 10216170/080222/3038135 сертификата формы "EAV" N VN-RU 21/06/02770 от 25.11.2021 и его неприменимости для предоставления тарифных преференций. Общество также просило обязать Таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Юника Трейд" путем восстановления преференциального режима в отношении товара N 1 "мука из копры кокосового ореха...", ввезенного по ДТ N10216170/080222/3038135, и возврата излишне уплаченных денежных средств по ДТ N10216170/080222/3038135 в размере 330118 руб. руб. 78 коп.
Решением суда первой инстанции от 01.12.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 01.12.2022 отменить и отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме. Податель жалобы ссылается на то, что на основании подпункта b(iii) пункта 2 статьи 4.24 Соглашения о свободной торговле, заключенного 29.05.2015 между Социалистической Республикой Вьетнам и Евразийским экономическим союзом (далее - Соглашение), таможенные органы импортирующей стороны вправе отказать в предоставлении преференциального тарифного режима, если представленный сертификат о происхождении товара не заполнен в соответствии с требованиями по оформлению указанного сертификата, установленными в Приложении 5 к Соглашению. В соответствии с Инструкцией по заполнению сертификатов о происхождении товара (форма "EAV"), утвержденной Приложением 5 к Соглашению, в графе 8 сертификата о происхождении товара указывается подробное описание товара, включая 6-значный код Гармонизированной системы импортирующей стороны; при этом классификация товара в странах-участниках Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, заключенной в Брюсселе 14.06.1983, должна совпадать на уровне первых 6 знаков классификационного кода. Податель жалобы указывает на то, что в графе 33 ДТ N 10216170/080222/3038135 указан классификационный код товара 1106 30 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, при этом в графе 8 сертификата о происхождении товара формы "EAV" N VN-RU 21/06/02770 от 25.11.2021 содержатся сведения о 6-значном коде ГС-системы импортирующей стороны "COCONUT FLOUR H.S.Code 08011100", следовательно, по мнению таможенного органа, однозначно установить на какой именно товар выдан вышеуказанный сертификат не представляется возможным, в связи с чем таможенным органом правомерно на основании подпункта b(iii) пункта 2 статьи 4.24 Соглашения принято решение об отказе в предоставлении тарифных преференций. Податель жалобы, ссылаясь на положения статьи 4.30 Соглашения, также указывает, что выявленное несоответствие сведений о заявленном Обществом коде товара в декларации на товары сведениям, содержащимся в графе 8 сертификата о происхождении товара, не является основанием для обращения в уполномоченный или верифицирующий орган экспортирующей стороны.
В судебном заседании 14.03.2023 представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рамках внешнеторгового контракта от 30.10.2021 N 05/EXP-CONT/2021, заключенного с компанией ASIA SAIGON FOOD INGREDIENTS JOIN STOCK COMPANY (Вьетнам), Обществом (декларант) по ДТ N10216170/080222/3038135 ввезен на таможенную территорию ЕАЭС и задекларирован товар "мука из копры кокосового ореха" размер фракций 0-1 мм, для применения в пищевых целях, в мешках по 25 кг, кокосовая мука", страна происхождения - Вьетнам, код 1106 30 9 000 ТН ВЭД ЕАЭС.
При таможенном декларировании товаров по ДТ N 10216170/080222/3038135 тарифные преференции в отношении спорного товара не заявлялись.
Товары, задекларированные по ДТ N 10216170/080222/3038135, выпущены таможенным органом 08.02.2022 в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
18.02.2022 Общество с целью предоставления тарифных преференций обратилось в Таможню с заявлением о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/080222/3038135, а также представило сертификат о происхождении товара формы "EAV" от 25.11.2021 N VN-RU 21/06/02770.
По результатам таможенного контроля, проведенного по обращению Общества (акт проверки документов и сведений после выпуска товаров от 13.03.2022 N 10216000/024/1130322/А0256) Таможня пришла к выводу о том, что представленный Обществом сертификат о происхождении товара формы "EAV" от 25.11.2021 г. N VN-RU 21/06/02770 (далее - Сертификат) не может быть принять в качестве документального подтверждения страны происхождения товаров и не может быть применим для предоставления тарифных преференций в отношении товара N 1 ДТ N 10216170/080222/3038135.
В адрес Общества таможенным органом направлено письмо от 14.03.2022 N 24-11/08389, в котором также указано на непринятие Сертификата в качестве документального подтверждения страны происхождения товаров по ДТ N 10216170/080222/3038135 и его неприменимости для предоставления тарифных преференций.
Не согласившись с указанным решением Таможни, Общество обратилось в суд первой инстанции с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции от 01.12.2022 в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 28 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее по тексту - ТК ЕАЭС) определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе.3 Происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 29 ТК ЕАЭС).
В пункте 6 статьи 29 ТК ЕАЭС определено, что документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС под сертификатом о происхождении товара понимается документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза саран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Согласно пункту 4 статьи 49 ТК ЕАЭС тарифные преференции предоставляются в соответствии с Договором о Союзе и предусматривающими применение режима свободной торговли международными договорами Союза с третьей стороной. Тарифные преференции восстанавливаются в случаях и при соблюдении условий, которые определяются Комиссией.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 22.02.2019 N 64 "Об установлении случаев и условий восстановления тарифных преференций" предусмотрено, что тарифные преференции восстанавливаются по результатам проведения таможенного контроля при выполнении следующих условий:
в отношении товаров выполнены условия предоставления тарифных преференций;
в таможенный орган, который произвел выпуск товаров, декларантом таких товаров представлены в соответствии с разделом IV Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289:
мотивированное обращение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары;
корректировка декларации на товары;
сертификат о происхождении товара;
иные документы, подтверждающие соблюдение условий предоставления тарифных преференций;
обращение, указанное в абзаце четвертом настоящего пункта, зарегистрировано таможенным органом не позднее 12 месяцев со дня регистрации декларации на товары, а в случае, если правилами определения происхождения ввозимых товаров определен иной срок, - не позднее последнего дня срока, определенного такими правилами.
Пунктом 2 статьи 4.23 Соглашения установлено, что таможенные органы импортирующей Стороны предоставляют тарифный преференциальный режим товарам, происходящим из экспортирующей Стороны, при выполнении следующих условий: a) импортируемый товар отвечает критериям происхождения, установленным статьей 4.3 настоящего Соглашения; b) декларант демонстрирует соблюдение требований настоящей главы; c) таможенным органам импортирующей Стороны представлен действительный и заполненный в соответствии с требованиями Раздела II "Документальное подтверждение происхождения" оригинал сертификата о происхождении товара. Оригинал сертификата о происхождении товара может не предоставляться, когда Стороны внедрят ЭССВП, предусмотренную пунктом 5 статьи 4.16 настоящего Соглашения.
Приложением 5 к Соглашению утверждена Инструкция по заполнению сертификатов о происхождении товара (Форма EAV) (далее - Инструкция).
В силу пункта 8 Инструкции в графе 8 сертификата указывается подробное описание товаров, включая 6-значный код ГС импортирующей стороны и, если это применимо, модель и торговая марка, позволяющие идентифицировать товар.
Согласно пункту 2 статьи 4.18 Соглашения сертификат о происхождении товара выдается уполномоченным органом производителю, экспортеру или их уполномоченному представителю до или в момент экспорта товаров во всех случаях, когда подтверждение происхождения товаров на территории Стороны необходимо в соответствии с положениями настоящей Главы.
В силу пункта 3 статьи 4.16 Соглашения уполномоченный орган экспортирующей Стороны должен обеспечить, чтобы сертификаты о происхождении товара были надлежащим образом заполнены согласно требованиям, установленным Приложением 5 к Соглашению.
В соответствии с подпунктом b(iii) пункта 2 статьи 4.24 Соглашения таможенные органы импортирующей стороны вправе отказать в предоставлении преференциального тарифного режима, если представленный сертификат о происхождении товара не заполнен в соответствии с требованиями по оформлению указанного сертификата, установленными в Приложении 5 к Соглашению.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 4.19 Соглашения, если происхождение товара не вызывает сомнений, обнаружение незначительных расхождений между информацией, содержащейся в сертификате о происхождении товара, и информацией, содержащейся в документах, представленных таможенному органу импортирующей Стороны, не должно являться, само по себе, основанием для признания сертификата о происхождении товара недействительным, если сведения, указанные в нем, фактически соответствуют представленным товарам.
Как установлено в пункте 1 статьи 4.30 Соглашения, в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата о происхождении товара и/или соответствия товаров, заявленных в сертификате о происхождении товара, критериям происхождения, установленным в статье 4.3 настоящего Соглашения, а также при осуществлении простой выборочной проверки таможенные органы импортирующей Стороны могут обратиться в уполномоченный или верифицирующий орган экспортирующей Стороны с просьбой подтвердить достоверность сертификата о происхождении товара и/или соответствие товаров критериям происхождения, и/или предоставить, по запросу, документальные доказательства со стороны экспортера и/или производителя товаров.
Статья 314 ТК ЕАЭС предусматривает, что при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Согласно части 2 данной статьи таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров.
В силу части 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:
- не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 ТК ЕАЭС;
- по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;
- по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;
- государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
- иные случаи, определяемые Комиссией.
В рассматриваемом случае таможенный орган ссылается на то, что в графе 33 ДТ N 10216170/080222/3038135 указан классификационный код товара 1106 30 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, при этом в графе 8 Сертификата содержатся сведения о 6-значном коде ГС-системы импортирующей стороны "COCONUT FLOUR H.S.Code 08011100", следовательно, однозначно установить на какой именно товар выдан вышеуказанный сертификат не представляется возможным, в связи с чем таможенный орган полагает правомерным принятое на основании подпункта b(iii) пункта 2 статьи 4.24 Соглашения решение об отказе в предоставлении Обществу тарифных преференций.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, спорный Сертификат выдан уполномоченным органом Социалистической Республики Вьетнам экспортеру (производителю) товара - компании, зарегистрированной в Социалистической Республике Вьетнам, о чем содержится указание в графе 1 Сертификата "issued in...".
В силу пункта 3 статьи 4.16 Соглашения обязанность по надлежащему заполнению сертификата о происхождении товара возлагается на уполномоченный орган экспортирующей Стороны.
Соответственно, установленные Инструкцией правила по заполнению сертификатов о происхождении товара, включая правила пункта 8, относятся к экспортеру товара, как к лицу, которое обращается за выдачей сертификата (пункт 1 статьи 4.18 Соглашения).
Согласно пункту 1 статьи 4.19 Соглашения, если происхождение товара не вызывает сомнений, обнаружение незначительных расхождений между информацией, содержащейся в сертификате о происхождении товара, и информацией, содержащейся в документах, представленных таможенному органу импортирующей Стороны, не должно являться, само по себе, основанием для признания сертификата о происхождении товара недействительным, если сведения, указанные в нем, фактически соответствуют представленным товарам.
В рассматриваемом случае, расхождение в ДТ N 10216170/080222/3038135 и в Сертификате сведений о товаре (в части указания классификационного кода) является незначительным, поскольку наименование товара в Сертификате "COCONUT FLOUR" такое же, как и в дополнении к ДТ N 10216170/080222/3038135, где указано описание и характеристика товара "COCONUT FLOUR".
Расхождение заявленного кода ТН ВЭД ЕАЭС в ДТ N 10216170/080222/3038135 и 6-значного кода ГС-системы импортирующей стороны в графе 8 Сертификата вызвано особенностями классификации товара на территории ЕАЭС. При этом, избранная заявителем классификация товара по коду 1106 30 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС (мука тонкого и грубого помола и порошок из продуктов группы 08, в которую включаются орехи кокосовые) не оспорена таможенным органом и соответствует описанию спорного товара, приведенному в графе 33 ДТ N 10216170/080222/3038135 и графе 8 Сертификата.
Указанные таможенным органом расхождения заявленного кода ТН ВЭД ЕАЭС в ДТ N 10216170/080222/3038135 и 6-значного кода ГС-системы импортирующей стороны в графе 8 Сертификата сами по себе не опровергают достоверность Сертификата, не препятствуют идентификации импортированного товара N 1 по ДТ N10216170/080222/3038135, его соотнесения со спорным Сертификатом.
Таможенный орган не представил достаточных доказательств, опровергающих достоверность места происхождения товара, указанного в Сертификате (Социалистическая Республика Вьетнам).
Как правильно отметил суд первой инстанции, Таможня не обращалась в компетентные органы Социалистической Республики Вьетнам с запросом о подтверждении достоверности представленного Обществом сертификата.
Вместе с тем заявитель представил вместе с ДТ N 10216170/080222/3038135 в распоряжение таможенного органа также иные документы, подтверждающие страну происхождения товара: инвойс от 17.11.2021 N I54-05/EXP-CONT/2021, упаковочный лист от 17.11.2021 N Р54-05/EXP-CONT/2021, коносамент N490352005. При этом следует отметить, что в графе 11 Сертификата указан именно инвойс от 17.11.2021 N I54-05/EXP-CONT/2021, который был представлен при таможенном декларировании по ДТ N10216170/080222/3038135, что также позволяет соотнести ввезенный Обществом товар с товаром, поименованным в Сертификате.
Имеющиеся в представленном в таможенный орган Сертификате недостатки оформления не являются безусловным основанием для признания его недействительными и отказа в предоставлении Обществу соответствующих тарифных преференций.
Отличие в коде ТН ВЭД не препятствует установлению страны происхождения товара. Заявленные Обществом в ДТ N 10216170/080222/3038135 сведения о стране происхождения товара (Социалистическая Республика Вьетнам) не признаны таможней недостоверными. Дополнительные проверочные мероприятия, направленные на получение сведений от компетентных органов страны происхождения товаров, таможенным органом не проводились, соответствующие запросы не направлялись.
Таможней не представлено доказательств того, что спорный Сертификат является недействительным либо относится к иному товару.
В деле отсутствуют доказательства наличия иных обстоятельств, в силу которых Обществу не могли быть предоставлены тарифные преференции в отношении спорного товара.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Таможни правовых оснований для вынесения оспариваемого решения, оформленного письмом от 14.03.2022 N 24-11/08389, о непринятии в качестве документального подтверждения страны происхождения товаров по ДТ N10216170/080222/3038135 сертификата формы "EAV" N VN-RU 21/06/02770 от 25.11.2021 и его неприменимости для предоставления тарифных преференций.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ суд обязал Таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Юника Трейд" путем восстановления преференциального режима в отношении товара N 1 по ДТ N10216170/080222/3038135 и возврата излишне уплаченных денежных средств по указанной ДТ в размере 330118 руб. руб. 78 коп. (спор по сумме между сторонами отсутствует).
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда от 01.12.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 декабря 2022 года по делу N А56-60948/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-60948/2022
Истец: ООО "ЮНИКА ТРЕЙД"
Ответчик: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ