г. Самара |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А55-21741/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Буртасовой О.И., Деминой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новичковой Е.Д.,
с участием:
от истца - Крючкова Е.В., представитель (доверенность N РНТ-647/22 от 01.11.2022, диплом N 28565 от 12.07.2005);
от ответчика - Бегизардова Н.А., представитель (доверенность N КБШ-23/Д от 27.04.2022, диплом N 02848 от 06.07.2006),
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 марта 2023 года в зале N 1 помещения суда апелляционные жалобы акционерного общества "РН-Транс" и открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 декабря 2022 года по делу NА55-21741/2022 (судья Лигерман А.Ф.)
по иску акционерного общества "РН-Транс" (ОГРН 1026303117092, ИНН 6330017677), Самарская область, г.Новокуйбышевск,
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской железной дороги (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), г.Москва,
о взыскании 5464211 руб. 47 коп. - пени,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "РН-Транс" (далее - АО "РН-Транс", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании пени за просрочку доставки груза в сумме 5451226 руб. 88 коп. (с учетом принятого судом уменьшения размера исковых требований).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2022 исковые требования удовлетворены частично. С ОАО "РЖД" в пользу АО "РН-Транс" взысканы пени в размере 4885881 руб. 84 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 50049 руб. АО "РН-Транс" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 4033 руб.
Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новое решение, которым уменьшить размер неустойки на 50%, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права, а также на чрезмерность взысканной судом неустойки.
Истец также не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым взыскать с ОАО "РЖД" в пользу АО "РН-Транс" пени за просрочку доставки груза в размере 5451226 руб. 88 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 50256 руб., ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить, с доводами жалобы ответчика не согласился и просил оставить ее без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, с доводами жалобы истца не согласился и просил оставить ее без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционных жалобах сторон, отзыве истца на апелляционную жалобу ответчика, отзыве ответчика на апелляционную жалобу истца, заслушав выступления присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" (перевозчиком) от грузоотправителей для доставки грузополучателю - АО "РН-Транс" в период с декабря 2021 года по февраль 2022 года был принят груз по транспортным железнодорожным накладным N N ЭИ913428, ЭИ977909, ЭИ994275, ЭЙ069072, ЭЙ120397, ЭЙ121465, ЭЙ121466, ЭЙ127949, ЭЙ213553, ЭЙ232664, ЭЙ237829, ЭЙ250076, ЭЙ336855, ЭЙ351342, ЭЙ460465, ЭЙ495260, ЭЙ528830, ЭЙ532883, ЭЙ534741, ЭЙ537628, ЭЙ551894, ЭЙ576252, ЭЙ609043, ЭЙ609228, ЭЙ609383, ЭЙ624296, ЭЙ628070, ЭЙ628074, ЭЙ628078, ЭЙ628081, ЭЙ638421, ЭЙ639682, ЭЙ643693, ЭЙ646099, ЭЙ652147, ЭЙ674164, ЭЙ684023, ЭЙ687580, ЭЙ687580, ЭЙ699901, ЭЙ699989, ЭЙ700093, ЭЙ700259, ЭЙ709229, ЭЙ719571, ЭЙ732092, ЭЙ732094, ЭЙ732096, ЭЙ746101, ЭЙ746709, ЭЙ751918, ЭЙ754789, ЭЙ755475, ЭЙ758889, ЭЙ768725, ЭЙ773909, ЭЙ801601, ЭЙ801730, ЭЙ801731, ЭЙ806355, ЭЙ813400, ЭЙ814646, ЭЙ815550, ЭЙ825738, ЭЙ827324, ЭЙ829567, ЭЙ836043, ЭЙ838670, ЭЙ842496, ЭЙ871034, ЭЙ871647, ЭЙ883068, ЭЙ886161, ЭЙ886548, ЭЙ886730, ЭЙ888949, ЭЙ891150, ЭЙ894065, ЭЙ897980, ЭЙ899933, ЭЙ926837, ЭЙ926838, ЭЙ929846, ЭЙ930604, ЭЙ933106, ЭЙ935439, ЭЙ950181, ЭЙ950240, ЭЙ954416, ЭЙ959552, ЭЙ969720, ЭЙ972916, ЭЙ973053, ЭЙ981715, ЭЙ985722, ЭЙ986015, ЭЙ986231, ЭЙ992755, ЭЙ995812, ЭЙ999933, ЭК001729, ЭК001730, ЭК001732, ЭК002015, ЭК005973, ЭК013323, ЭК020937, ЭК021013, ЭК031863, ЭК038244, ЭК043339, ЭК045431, ЭК049019, ЭК052453, ЭК057882, ЭК058697, ЭК059648, ЭК059689, ЭК059727, ЭК104521, ЭК110901, ЭК117706, ЭК119202, ЭК128460, ЭК141862, ЭК143915, ЭК143920, ЭК149088, ЭК158673, ЭК176159, ЭК185483, ЭК195865, ЭК195872, ЭК220251, ЭК223968, ЭК224274, ЭК225005, ЭК225484, ЭК227292, ЭК228456, ЭК231489, ЭК232849, ЭК237846, ЭК289964, ЭК304563, ЭК319461, ЭК363430, ЭК363647, ЭК363772, ЭК364105, ЭК377126, ЭК377301, ЭК380882, ЭК380883, ЭК380884, ЭК381340, ЭК381342, ЭК381436, ЭК395448, ЭК407688, ЭК450062, ЭК478410, ЭК478411, ЭК490127, ЭК494045, ЭК510298, ЭК510470, ЭК510471, ЭК512676, ЭК516416, ЭК516417, ЭК521810, ЭК523048, ЭК525254, ЭК525343, ЭК543039, ЭК553507, ЭК567280, ЭК567347, ЭК567572, ЭК568734, ЭК593291, ЭК594398, ЭК604438, ЭК604479, ЭК627837, ЭК665165, ЭК675227, ЭК677390, ЭК677878, ЭК686051, ЭК686120, ЭК686121, ЭК686125, ЭК686774, ЭК708987, ЭК708988, ЭК732927, ЭК732964, ЭК733066, ЭК733069, ЭК733071, ЭК733072, ЭК734970, ЭК734980, ЭК751632, ЭК755687, ЭК759081, ЭК785510, ЭК785711, ЭК785901, ЭК786106, ЭК786276, ЭК786788, ЭК786934, ЭК787125, ЭК787283, ЭК787418, ЭК833783, ЭК851216, ЭК868554, ЭК869738, ЭК874449, ЭК911765, ЭК915707, ЭК924698, ЭК929830, ЭК936147, ЭК936148, ЭК936150, ЭК936152, ЭК937458, ЭК965443, ЭК965446, ЭК983942, ЭК994377, ЭК994453, ЭЛ007660, ЭЛ017173, ЭЛ022943, ЭЛ036254, ЭЛ045795, ЭЛ045820, ЭЛ050506, ЭЛ053325, ЭЛ072869, ЭЛ072942, ЭЛ099782, ЭЛ099783, ЭЛ099784, ЭЛ160013, ЭЛ171599, ЭЛ202423, ЭЛ203543, ЭЛ205792, ЭЛ208833, ЭЛ209480, ЭЛ224442, ЭЛ227585, ЭЛ229470, ЭЛ231474, ЭЛ231620, ЭЛ264690, ЭЛ277666, ЭЛ282798, ЭЛ291392, ЭЛ291421, ЭЛ293100, ЭЛ293758, ЭЛ335064, ЭЛ340694, ЭЛ346327, ЭЛ361152, ЭЛ387865, ЭЛ393083, ЭЛ395191, ЭЛ395646, ЭЛ412746, ЭЛ414076, ЭЛ415618, ЭЛ464397, ЭЛ505600, ЭЛ507312, ЭЛ507373, ЭЛ514207, ЭЛ534429, ЭЛ581021, ЭЛ657795, ЭЛ772006, ЭЛ772747.
Срок доставки установлен в каждой транспортной железнодорожной накладной и определен в соответствии с пунктами 2.1., 5.1. и 5.12. Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства Транспорта Российской Федерации N 245 от 07.08.2015 (далее - Правила N 245).
Ссылаясь на то, что груз по вышеуказанным железнодорожным накладным был доставлен ответчиком по истечении сроков его доставки, истец направил в адрес ответчика претензии N ПС-1483-У-2022 от 25.04.2022 и N ПС-1484-У-2022 от 25.04.2022 с требованиями перечислить пени за просрочку доставки груза в общем размере 5464211 руб. 47 коп.
Поскольку претензии оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик в отзыве на иск (л.д.29-38) указал, что основания для начисления пеней в размере 22469 руб. 28 коп. по железнодорожным накладным N N ЭИ250076, ЭК363430, ЭК363647, ЭК363772, ЭК364105 отсутствуют, поскольку истцом не учтены дополнительные сутки при проследовании станций Московского и Санкт-Петербургского железнодорожных узлов.
Также ответчик заявил о снижении размера пени за просрочку доставки груза на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, ссылаясь на то, что предъявленный размер пени несоразмерен последствиям нарушения обязательства, средний срок задержки груза составил 3 суток, в связи с чем не влечет для истца значительных убытков и свидетельствует о явной несоразмерности заявленной ко взысканию суммы возможным убыткам истца от просрочки доставки в связи с кратковременностью периода просрочки.
Истец заявил возражения против удовлетворения ходатайства ответчика о снижении размера пени за просрочку доставки груза на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, ссылаясь на то, что в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации конкретных доказательств явной несоразмерности начисленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства ответчик в материалы дела не представил, как и не представил доказательства того, что возможный размер убытков кредитора, который мог возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В силу пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) предусмотрено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
В соответствии со статьей 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245) установлено, что в соответствии с Уставом перевозчики обязаны доставлять грузы и порожние вагоны по назначению и в установленные сроки.
Исчисление срока доставки груза и порожних вагонов начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза и порожних вагонов для перевозки, указанного в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза и порожних вагонов в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов, определенная исходя из положений настоящих Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная).
Неполные сутки при исчислении сроков доставки считаются за полные. Расчетный срок приема груза и порожних вагонов к перевозке и прибытия на железнодорожную станцию назначения определяется по московскому времени (пункт 2.6. Правил N 245).
Пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В частности, необходимо иметь в виду, что в случаях, когда сроки доставки грузов исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с пунктом 5 указанных Правил. Поэтому при взыскании пеней за просрочку доставки груза необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом данного пункта.
В случае, если срок доставки груза не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительно увеличенного на соответствующее количество суток.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 245 нормативные сроки доставки грузов исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов, то есть, нормативный срок доставки грузов зависит от расстояния перевозки, а расстояние перевозки рассчитывается по кратчайшему пути.
При этом прохождение через Московский и Санкт-Петербургский узел не означает изменение маршрута следования и увеличение кратчайшего расстояния. Указанный факт прохождения через Московский узел учитывается для исчисления срока доставки.
В соответствии с пунктом 5.9. Правил N 245 сроки доставки груза, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются на 1 сутки - при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы.
Перечень станций, входящих в состав железнодорожных узлов, приведен в тарифном руководстве N 4 книга 3 "Тарифные расстояния между станциями на участках железных дорог" (утв. Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества).
Проанализировав представленный ответчиком расчет нормативного срока доставки груза с учетом кратчайшего расстояния перевозки, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что одни сутки транзита через Московский и Санкт-Петербургский узел не учтены в накладной при исчислении срока доставки груза.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что истцом необоснованно предъявлены исковые требования по накладным N N ЭИ250076, ЭК363430, ЭК363647, ЭК363772, ЭК364105 на сумму 22469 руб. 2810 коп.
Поскольку факт нарушения срока доставки груза подтвержден материалами дела и ответчиком не опровергнут, с учетом положений статей 309, 310, 329, 330, 331, 401, 784, 785, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 33, 97 Устава, Правил N 245, суд первой инстанции, установив период просрочки исполнения обязательств и проверив представленный истцом расчет неустойки, пришел к обоснованному выводу, что требование истца в части взыскания с ответчика пени в размере 5428757 руб. 60 коп. является правомерным.
Вместе с тем, руководствуясь статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции по ходатайству ответчика уменьшил подлежащую взысканию неустойку на 10%, то есть до 4885881 руб. 84 коп., и правомерно взыскал неустойку в указанном размере с ответчика в пользу истца.
Выводы суда первой инстанции о наличии оснований для уменьшения неустойки соответствуют обстоятельствам дела, статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 263-О от 21.12.2000, Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N81 от 22.12.2011 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 11680/10 от 13.01.2011, пунктах 69-81 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", пункте 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", которыми установлены критерии несоразмерности неустоек, а также сформирована практика рассмотрения и применения судами указанной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. По существу доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию сторон с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое сторонами решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам подлежат отнесению на заявителей жалоб.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 декабря 2022 года по делу N А55-21741/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы акционерного общества "РН-Транс" и открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Морозов |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-21741/2022
Истец: АО "РН-Транс"
Ответчик: ОАО "РЖД" в лице Куйбышевской железной дороги
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги"