г. Хабаровск |
|
30 марта 2023 г. |
А73-19478/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Поса": Коплунов Д.Н. по доверенности б/н от 20.11.2022;
от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Таран Е.В., по доверенности от 09.01.2023 N 21;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Свои": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поса"
на решение от 18.01.2023
по делу N А73-19478/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поса"
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
об оспаривании решения
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Свои"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Поса" (далее - заявитель, ООО "Поса") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - управление контроля, управление) с заявлением о признании недействительным решение управления контроля от 09.11.2022 N 682.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Свои" (далее - ООО "Свои", третье лицо).
Решением суда от 18.01.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Поса" обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что обязанность управляющей организации по размещению решений в системе ГИС ЖКХ в настоящем случае не наступила, поскольку у последней отсутствовали подлинники решений. Кроме того указывает на то, что ООО "Поса" обратилось в управление с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий обосновывая свои заявления протоколами общих собраний, принятых 154.08.2022 и 12.09.2022. Протоколы собраний от 08.11.2022 не представляло. Просит решение отменить, заявленное требование удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель управления в заседании суда, а также в представленных возражениях на жалобу выразил несогласие с доводами последней, просил оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
ООО "Свои" участие в судебном заседании апелляционной инстанции не принимало, отзыв на жалобу не представили.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Комсомольск-на-Амуре, пр-кт Ленина, д. 44 корп. 2; пр-кт Ленина, д. 44 корп. 3; ул. Дикопольцева, д. 31 корп. 5, в 2022 находились под управлением ООО "Свои".
15.09.2022 в Главное управление от ООО "Поса" поступили заявления о внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края в связи с заключением договоров управления вышеуказанными многоквартирными домами на основании решений собственников помещений данных домов, оформленных протоколами общих собраний от 15.08.2022 и 12.09.2022.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5, подпунктом "в" пункта 7, подпунктом "а" пункта 10, пунктом 16 Порядка N 938/пр, с учетом изложенной в заключении от 28.09.2022 N 558 информации, управлением принято решение от 28.09.2022 N 558 о приостановлении рассмотрения заявлений ООО "Поса" от 15.09.2022 на срок до 09.11.2022.
09.11.2022 в управление поступили подлинники протоколов общих собраний собственников помещений поименованных МКД от 08.11.2022 о выборе в качестве управляющей организации ООО "Поса".
Наряду с этим 09.11.2022 в управление поступило заявление ООО "Управдом" о внесении изменений в реестр лицензий, в связи с заключением договоров управления в отношении МКД, расположенных по адресам: г. Комсомольск-на-Амуре, пр-кт Ленина, д. 44 корп. 2; пр-кт Ленина, д. 44 корп. 3; ул. Дикопольцева, д. 31 корп. 5 на основании решений общих собраний собственников, оформленных протоколами общих собраний от 08.11.2022. Также представлены подлинники данных протоколов.
Проведя анализ представленных в управление документов, последнее вынесло решение от 09.11.2022 N 682 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий ООО "Поса", в отношении поименованных МКД ввиду наличия недостоверных сведений в части размещения скан-образов решений (бланков голосования) в ГИС ЖКХ, а также по причине наличия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в МКД, оформленных протоколами от 08.11.2022 (кворум менее 50%).
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 7 статьи 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Вместе с этим по правилам статьи 192 ЖК РФ и пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра установлены статьей 198 ЖК РФ.
В силу части 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
Согласно пункту 2 Порядка от 25.12.2015 N 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр.
На основании пункта 5 Порядка N 938/Пр следует, что в ходе рассмотрения Заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка N 938/Пр;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка N 938/Пр;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в ГИС ЖКХ, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка N 938/пр, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 названного Порядка (пункт 6 Порядка N 938/пр).
В силу пункта 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 10 Порядка N 938/пр основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным, среди прочих, подпунктом "б" пункта 5 данного порядка: б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 данного порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома.
По материалам дела судом установлено, что 15.09.2022 в управление поступили заявления ООО "Поса" о внесении изменений в реестр лицензий в связи с заключением договора управления в отношении МКД расположенных по адресам: г. Комсомольск-на-Амуре, пр-кт Ленина д. 44 корп. 2, пр-кт Ленина д. 44, корп. 3; ул. Дикопольцева д. 31 корп. на основании решений собственников, оформленных протоколами общих собраний от 15.08.2022, от 12.09.2022.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5, подпунктом "в" пункта 7, подпунктом "а" пункта 10, пунктом 16 Порядка N 938/пр, с учетом изложенной в заключении от 28.09.2022 N 558 информации, управлением контроля принято решение от 28.09.2022 N 558 о приостановлении рассмотрения заявлений ООО "Поса" от 15.09.2022 на срок до 09.11.2022, в адрес последнего направлен запрос, в ответ на который от общества 09.11.2022 поступили подлинники протоколов общих собраний собственников помещений спорных МКД о выборе в качестве управляющей организации ООО "Поса".
Также 09.11.2022 в управление поступили заявления от ООО "УМД" о внесении изменений в реестр лицензий, в связи с заключением договоров управления в отношении тех же МКД, на основании решений общих собраний собственников помещений, оформленных протоколами общих собраний от 08.11.2022, при этом представлены подлинники данных протоколов.
Проведя анализ представленных протоколов общих собраний собственников помещений МКД N 31/5, 44/2, 44/3 от 08.11.2022 управлением было установлено, что в один и тот же период проходило два общих собрания, на повестку которых вынесены аналогичные вопросы (о выборе управляющей организации). При этом, в данных собраниях принимали участие одни и те же собственники помещений и принимали взаимоисключающие решения о выборе управляющей организации. В связи с чем, главным управлением, с целью определения действительного волеизъявления собственников, бланки голосования в которых собственники помещений голосовали за выбор обоих управляющих организаций ООО "Поса" и ООО "УМД", не были учтены.
Согласно подсчетам управления, кворум общих собраний собственников помещений МКД N 31/5, 44/2, 44/3 от 08.11.2022 о выборе ООО "Поса" в качестве управляющей организации составил: ул. Дикопольцева, д. 31, корп. 5 -307,06 кв. м (5,66%); ул. Ленина, д. 44, корп. 2 - 658,1 кв. м (15,65%); ул. Ленина, д. 44, корп. 3 - 400,4 кв. м (8,89%); кворум общих собраний собственников помещений МКД N 31/5, 44/2, 44/3 от 08.11.2022 о выборе ООО "УМД" в качестве управляющей организации составил: ул. Дикопольцева, д. 31, корп. 5 -576,64 кв. м (10,63%); ул. Ленина, д. 44, корп. 2 - 454,7 кв. м (10,8%); ул. Ленина, д. 44, корп. 3-5 613 кв. м (12,46%).
Частью 3 статьи 45 ЖК РФ определено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 6 статьи 48 ЖК РФ при голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных
вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются.
Частью 9 статьи 161 ЖК РФ императивно установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, учитывая, что в ходе проверки заявления ООО "Поса" и документов, прилагаемых к нему, установлено несоответствие требованиям, установленными подпунктами "б", "е" пункта 5 Порядка N 938/пр управлением контроля принято обоснованное решение от 09.11.2022 N 682 об отказе ООО "Поса" во внесении изменений в реестр лицензий в отношении указанных МКД.
При этом доводы ООО "Поса" о том, что последнее обратилось в управление с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий обосновывая свои заявления протоколами общих собраний, принятых 15.08.2022 и 12.09.2022, не могут быть приняты во внимание, ввиду поступления в главное управление протоколов общих собраний собственников помещений МКД N N 44/2, 44/3, 31/5 от 08.11.2022 о выборе ООО "УМД" в качестве управляющей организации, которые отражают более позднее волеизъявление собственников помещений данных домов.
Также подлежат отклонению доводы жалобы об отсутствии у ООО "Поса" обязанности по размещению скан-образцов решения (бланков голосования) в ГИС ЖКХ.
Так, правила направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в органы государственного жилищного надзора устанавливаются приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" (далее - Порядок N 44/пр).
Пунктом 2 приложения N 2 к Порядку N 44/пр установлено, что управляющая организация обязана направить подлинники решений и протоколов, представленных им в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором провели общее собрание.
В соответствии пунктом 5 приложения 2 Порядка N 44/пр направление подлинников решений, протоколов должно осуществляться, в том числе путем размещения в открытом доступе в ГИС ЖКХ или региональной информационной
системе, используемой для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования.
Таким образом, обязанность по размещению подлинников решений общего собрания в системе ГИС ЖКХ жилищное законодательство возлагает именно на управляющую организацию.
Суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними. При этом, доводы жалобы аналогичны доводам, изложенным в заявлении общества в суде первой инстанции, которые были оценены и правомерно отклонены судом.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.01.2023 по делу N А73-19478/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-19478/2022
Истец: ООО "ПОСА"
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
Третье лицо: ООО "СВОИ", ООО "УПРАВДОМ", ООО Коплунов Денис Николаевич представитель "ПОСА"