город Москва |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А40-157127/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Стешана Б.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.01.2023
по делу N А40-157127/22,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284)
к ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295)
о взыскании 186 741 руб. 09 коп.
УСТАНОВИЛ:
Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании 186 741 руб. 09 коп. пени за просрочку доставки груза N 1/ДТО-2022/4671219 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок (далее - Услуги) для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении от 06.01.2022.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.01.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой обратился истец, в которой считает его незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить и удовлетворить иск в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что выводы суда не соответствуют обстоятельства дела, и суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Просил решение суда оставить без изменений.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено, что между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель) был заключен государственный контракт N 1/ДТО-2022/4671219 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок (далее - Услуги) для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении от 06.01.2022, в соответствии с которым Исполнитель обязуется в установленный Контрактом срок оказать Услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным Контрактом.
В соответствии с пунктом 11.2 Контракта срок оказания Услуг по Контракту - с 01.01.2022 по 31.12.2022 включительно.
Услуги по доставке грузов на станции Калининградской железной дороги Исполнителем оказаны с просрочкой, что подтверждают Дорожные ведомости, указанные в приложении N 1 к исковому заявлению.
Согласно п. 7.3 Контракта в случае просрочки исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, стороны несут ответственность, предусмотренную Уставом железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 97 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров).
Таким образом, расчет пени складывается из следующих показателей: размер платы за перевозку грузов х срок просрочки (суток) * 6%.
Сумма пени составляет 186 741,09 руб., расчет пени приведен в Приложении N 1 к исковому заявлению.
По условиям Контракта Заказчиком в адрес Исполнителя направлена претензия от 22.04.2022 N 207/8/1866, которая оставлена без удовлетворения.
В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
На основании ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Вопреки позиции апеллянта, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при расчете исковых требований Истцом по ст.97 УЖТ РФ не учтены положения Устава железнодорожного транспорта, Общих коммерческих условий.
Верховный Суд Российской Федерации дважды 03.08.2021 и 09.12.2021 по спору между Минобороной России и ОАО "РЖД" указал, что в расчет пени нельзя включать дополнительные платежи. Расчет должен производиться только от размера провозной платы перевозчика (определения Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2021 по делу N А40-95759/2020, от 09.12.2021 по делу N А40-248055/2020).
В рассматриваемом деле при расчете суммы пени Минобороны России в состав провозной платы необоснованно включены дополнительные платежи, что противоречит вышеуказанной позиции Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой дополнительные платежи не подлежат включению в расчет пеней за просрочку доставки грузов.
Так, истец неверно рассчитал сумму пени за просрочку доставки, поскольку включил в расчет пени не только провозную плату, но и:
1) плату за услуги по накатке/выкатке вагонов на паром;
2) плату Федеральному государственному унитарному предприятию "Росморпорт";
3) плату за привлечение подвижного состава.
Указанные дополнительные платежи не могут быть включены в провозную плату при расчете пени за нарушение сроков доставки.
В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
За перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (ст. 790 ГК РФ).
Как следует из п. 1 ст. 793 ГК РФ, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст. 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 6% платы за перевозку, но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" установлено, что:
"тариф" - ценовая ставка за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) субъектами регулирования;
"сбор" - не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы (услуги), выполняемой (оказываемой) субъектами регулирования.
Согласно ст. 2 УЖТ РФ сбор - это не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы.
В силу положений ст. 10 УЖТ РФ работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, а также работы, которые выполняются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) по просьбам владельцев инфраструктур или перевозчиков и цены на которые указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон.
Постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 утвержден Прейскурант N 1001 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2).
Указанный нормативно-правовой акт зарегистрирован в Минюсте России, официально опубликован и устанавливает обязательные правила поведения для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
В соответствии с Прейскурантом 10-01 определены тарифы:
на перевозки грузов, выполняемые РЖД по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей РЖД;
на услуги по использованию инфраструктуры РЖД.
Таким образом, согласно Прейскуранту N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1), утвержденному постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5, плата за привлечение подвижного состава и компенсация за условный порожний пробег не являются составляющими тарифа за перевозку, то есть не входят в плату за перевозку грузов.
Истец ошибочно отождествляет понятия "стоимость воинских железнодорожных перевозок", которое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации N 1590 от 31.12.2016 и "плата за перевозку (тариф)", предусмотренное УЖТ РФ, Прейскурантом N 10-01.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 1590 от 31.12.2016 под действующим тарифом в настоящем документе понимаются размеры тарифа, сбора и платы за услуги железнодорожного транспорта, действующие на момент перевозки, предусмотренные соответствующим тарифным руководством и определенные с учетом применения к базовым ставкам таких тарифов, сборов и платы коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Таким образом, "стоимость воинских железнодорожных перевозок" более широкое понятие, чем понятие "плата за перевозку (тариф)", что и указано в Постановлении Правительства N 1590 от 31.12.2016.
Статья 97 УЖТ РФ в качестве базы начисления законной неустойки предусматривает именно плату за перевозку (тариф), которая согласно Прейскуранту 103 01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1), не включает плату за привлечение вагонов и за работу паромных комплексов. Кроме того, исчисление размера неустойки исходя из всех платежей, уплаченных при заключении договоров перевозки, противоречит принципу ограниченной ответственности перевозчика.
Изложенный Верховным Судом Российской Федерации подход к расчету пени единообразен в практике рассмотрения споров между ОАО "РЖД" и Минобороны:
N N А40-95694/20, А40-217150/20, А40-198473/20, А40-222959/20, А40-196197/20, А40-196201/20, А40-260663/20, А40-103816/20, А40-252324/20, А40-195796/20, А40-195837/20, А40-222871/20, А40-248590/20, А40-71116/20, А40-95375/20, А40-158077/20, А40-151533/20 А40-151426/20, А40-196182/20, А40-218478/20, А40-252322/20, А40-196208/20, А40-95768/20, А40-151554/20, А40-241311/20, А40-196260/20, А40-212969/20, А40-158085/20, А40-248055/20, А40-260663/20, А40-264031/20, А40-573/21, А40-10988/21, А40-102716/21, А40-164222/21, А40-147414/21, А40-147409/21, А40-46931/21, А40-58330/21, А40-126740/21, А40-267243/21, А40-164222/21, А40-126575/21, А40-101356/21, А40-9896/22.
Таким образом, вопреки позиции апеллянта, по накладным Ф128456, Х508115 сумма пени неправомерно заявлена истцом в размере 135 192 руб. 15 коп.
Обоснованными являются и выводы суда первой инстанции о том, что при расчете исковых требований не учтены Общие коммерческие условия.
Минобороны России согласно п. 5.18 Приложения N 1 к Государственному контракту от 06.01.2022 N1/ДТО-2022/4671219 присоединился к Общим коммерческим условиям.
С учетом Общих коммерческих условий срок доставки по накладным N Ф128456, Х508115 не нарушен.
Согласно абз. 1 ст. 33 УЖТ РФ сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
В соответствии с п. 5.2 Общих коммерческих срок доставки груза с участием паромной переправы во внутригосударственном сообщении продлевается на все время задержки в пути следования, в том числе на все время нахождения вагонов в ожидании накатки на паром и их выкатки с парома по причинам, не зависящим от железной дороги, во всех видах сообщения.
Таким образом, всего на основании Общих коммерческих условий в соответствии с оформленными на станции Лужская Октябрьской железной дороги актами общей формы ГУ-23ВЦ, а также с отметками в накладных N Ф128456, Х508115 срок доставки груза продлевается на все время задержки: на 8 суток по отправке NФ128456 на основании актов общей формы ГУ-23ВЦ N11/7287 от 30.12.2021; N11/7293 от 31.02.2022; N108 от 05.01.2022; на 3 суток по отправке N Х508115 на основании актов общей формы ГУ-23ВЦ N11/7137 от 26.12.2021, N11/7215 от 29.12.2021.
В настоящее время имеется устоявшаяся судебная практика по применению п. 5.2 Общих коммерческих условий в редакции изменений N 6, согласно которой суды признают правомерным продление срока доставки в связи с неприемом перевозчиком морского транспорта на время задержки в пути следования на основании актов общей формы станции Лужская Октябрьской железной дороги.
Так как срок доставки по накладным N Ф128456, Х508115 не нарушен, основания для начисления пени отсутствуют, на что справедливо указал суд в решении.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что иск удовлетворению не подлежит.
Доводы подателя апелляционной жалобы об обратном основаны на переоценке представленных в дело доказательств. Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Девятый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, верно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Государственная пошлина относится на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268 - 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.01.2023 по делу N А40-157127/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157127/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"