г. Москва |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А40-217244/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Виталаб"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2022 по делу N А40-217244/22
по заявлению ООО "Виталаб"
к Московскому городскому фонду обязательного медицинского страхования
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Бобылева О.А. по доверенности от 28.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ВитаЛаб" (далее - Заявитель, ООО "ВитаЛаб", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Московскому городскому Фонду обязательного медицинского страхования (далее - Заинтересованное лицо, МГФОМС) о признании незаконным решения МГФОМС, изложенного в протоколе о несоответствии уведомления правилам и срокам его формирования от 31.08.2022.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2022 в удовлетворении заявления ООО "ВитаЛаб" отказано.
ООО "ВитаЛаб" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель МГФОМС с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
ООО "ВитаЛаб", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "ВитЛаб" 31.08.2022 посредством государственной информационной системы обязательного медицинского страхования направило в МГФОМС Уведомление о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций на 2023 год (далее - Уведомление).
МГФОМС осуществлена проверка представленного ООО "ВитаЛаб" Уведомления на его соответствие предъявляемым законодательством требованиям, по результатам которой составлен Протокол от 31.08.2022 о несоответствии Уведомления правилам и срокам его формирования.
Основанием для принятия Протокола от 31.08.2022 послужили следующие выявленные недостатки: "Неполная или некорректная информация об адресах оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации или расположенных по данным адресам обособленных структурных подразделениях и структурных подразделений медицинской организации", а также "Неполная или некорректная информация о предлагаемых объемах медицинской помощи".
В частности, в Приложении N 3 к Уведомлению ООО "ВитаЛаб" представлены сведения об адресах оказания медицинской помощи в г. Курске (ул. Ленина, д. 108; пр-д Московский 2-й, д.П; ул. Сумская, д. 37/5. пом. 3; ул. 50 лет Октября, д. 4/2. пом. 11: ул. Обоянская, д. 14а), а также в г. Москве (ул. 1905 года, д. 1; пр-д Мукомольный, д. 2).
При этом в Приложении N 4 к Уведомлению, содержащем сведения об объемах медицинской помощи на плановый год, информация об объемах медицинской помощи приведена только по месту оказания медицинской помощи, расположенному по адресу: г. Курск, пр-д Московский 2-й, д. 11.
По иным указанным в Приложении N 3 к Уведомлению адресам оказания ООО "ВитаЛаб" медицинской помощи в г. Курске, а также в г. Москве предложения о планируемых к выполнению объемах медицинской помощи на плановый год не приведены.
Отказывая в признании ненормативного акта недействительным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Исходя из положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестры медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам обязательного медицинского страхования, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Медицинская организация включается в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам обязательного медицинского страхования, на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд обязательного медицинского страхования до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ),
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ реестр медицинских организаций ведется территориальным фондом обязательного медицинского страхования, размещается в обязательном порядке на его официальном сайте в сети "Интернет" и может дополнительно опубликовываться иными способами. Порядок ведения, форма и перечень сведений реестра медицинских организаций устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 105 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС), медицинская организация включается территориальным фондом обязательного медицинского страхования в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, на основании уведомления о включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, подаваемого ею в сроки, устанавливаемые в соответствии со статьей 15 Федерального закона N 326-ФЗ. Уведомление формируется в форме электронного документа в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования и подписывается усиленной квалифицированной подписью лица, уполномоченного действовать от имени медицинской организации.
Названное уведомление должно содержать в том числе сведении об адресах оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации, расположенных по данным адресам обособленных структурных подразделениях медицинской организации и (или) наименованиях структурных подразделений, расположенных по данным адресам (при наличии), а также предложения о планируемых к выполнению объемах медицинской помоши на плановый год по видам и условиям оказания медицинской помощи в разрезе профилей, врачей-специалистов, количества вызовов скорой медицинской помощи, клинико-профильных/клинико-статистических групп заболеваний по детскому и взрослому населению, а также планируемых к выполнению объемах диагностических и (или) консультативных услуг на плановый год взрослому и детскому населению согласно номенклатуре медицинских услуг (подпункты 15, 18 пункта 105 Правил ОМС).
В соответствии с пунктом 106 Правил ОМС территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет проверку на соответствие уведомления правилам его формирования, предусмотренным Правилами ОМС, и срокам подачи уведомления, установленным статьей 15 Федерального закона N 326-ФЗ, и при установлении соответствия формирует запись реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, по указанной медицинской организации и направляет медицинской организации в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования протокол о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
При выявлении несоответствия уведомления, направленного медицинской организацией в соответствии с пунктом 105 Правил ОМС, правилам его формирования, предусмотренным Правилами ОМС, и (или) срокам подачи уведомления, установленным статьей 15 Федерального закона N 326-ФЗ, территориальный фонд обязательного медицинского страхования направляет медицинской организации в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования протокол о несоответствии уведомления правилам и срокам его подачи.
В данном случае ООО "ВитаЛаб" представлена информация, не соответствующая требованиям пункта 105 Правил ОМС и не позволяющая установить адреса оказания медицинской помощи и планируемые объемы ее оказания на территории г.Москвы, поскольку забор биоматериала не относится к деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.
Таким образом, оспариваемое решение МГФОМС является законным, соответствует действующему законодательству и не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления ООО "ВитаЛаб".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.12.2022 по делу N А40-217244/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-217244/2022
Истец: ООО "ВИТАЛАБ"
Ответчик: МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ