г. Самара |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А65-33393/2022 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Корнилова А.Б.,
без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 февраля 2023 года по делу N А65-33393/2022 (судья Шайдуллин Ф.С.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Гаревского Владимира Юрьевича к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, с участием ООО "Сити Ассист" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, о признании незаконным и отмене определения от 26.08.2022 N б/н,
УСТАНОВИЛ:
Гаревский Владимир Юрьевич (далее - Заявитель; Потребитель; клиент) обратился в Арбитражный суд РТ с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по РТ (далее -ответчик; Управление) о признании незаконным и отмене определения от 26.08.2022 N б/н об отказе в возбуждении в отношении ООО "Сити Ассист" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.7 и ч. 2 ст.14.8 (далее -оспариваемое определение).
Заявление принято судом к производству и рассмотрено в упрощенном порядке.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Сити Ассист" (далее - Общество).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 февраля 2023 года суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт.
Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 07.03.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, а также учитывая п. 47 Постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10 апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Управление 12.08.2022 поступило обращение (жалоба) Потребителя на незаконные действия Исполнителя, выраженные в нарушении права потребителя при реализации услуги с просьбой провести проверку и при наличии оснований привлечь к административной ответственности с привлечением его самого к участию в деле в качестве потерпевшего.
Должностным лицом Управления по результатам рассмотрения жалобы Потребителя и приложенных к ней материалов 26.08.2022 вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Сити Ассист" со ссылкой на отсутствие в действиях последнего состава административного правонарушения, поскольку заявителем представлен собственноручно подписанный сертификат, означающий в силу пункта 5.3 договора факт оказания ему услуг в полном объеме.
Заявитель, не согласившись с данным определением, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании определения Управления незаконным со ссылкой на то, что ценность услуги, заключающейся в предоставлении доступа к базе данных, отсутствует.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В пункте 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что поскольку согласно части 1 статьи 29.9 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении именуется как постановление о назначении административного наказания, так и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, постановления обоих указанных видов могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Кроме того, поскольку в силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
В рассматриваемом случае потребитель обратился в административный орган с жалобой на действия Общества на предмет наличия либо отсутствия в их действиях событий административного правонарушения.
Тем самым, потребителем в административный орган направлена жалоба, содержащая данные, указывающие на наличие в действиях указанных лиц события административного правонарушения, что в силу п. 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законными представителями этих лиц, а также защитникам и представителям названных выше лиц.
Потерпевшим признается физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (часть 1 статьи 25.2 КоАП РФ).
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Таким образом, в случае обжалования в арбитражный суд постановления о прекращении дела об административном правонарушении либо определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном нормами параграфа 2 главы 25 АПК РФ, принимая во внимание то обстоятельство, что нормы КоАП РФ не предусматривают вынесение должностным лицом административного органа какого-либо правоприменительного акта о признании соответствующего лица потерпевшим, арбитражный суд обязан установить, каким образом обжалуемое постановление или определение затрагивает права и законные интересы лица, считающим себя потерпевшим. Указанное обстоятельство подлежит установлению при рассмотрении заявления по существу.
Судом первой инстанции установлено, что заявление о признании незаконным определения от 26.08.2022, полученного заявителем из Управления по почте 19.11.2022, направлено заявителем в суд почтой 28.11.2022, то есть в пределах установленного срока.
Как следует из материалов дела, что при получении заявителем в банке кредита в целях приобретения автомобиля, между Потребителем и Исполнителем 03.08.2022 заключен договор абонентского обслуживания (далее - Договор), согласно пунктам 1 и 2 которого услугами компании являются:
- предоставление клиенту на годичный срок права требовать предоставления услуг консультационно-справочного центра (абонентское обслуживание);
- предоставление клиенту доступа к электронным информационным материалам "Персональная энциклопедия автолюбителя + бизнес - справочник автопредпринимателя, направленных на самосовершенствование клиента как водителя автомобиля и автопредпринимателя.
Стоимость услуг составляет 50 000 рублей, из них 2 500 руб. стоимость абонентского обслуживания, 47 500 руб. стоимость доступа к платформе.
По факту навязывания дополнительных услуг, потребитель обратился в административный орган с жалобой, в которой просил привлечь Общество к административной ответственности.
Согласно статье 23.49 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.7, 14.8 КоАП РФ, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23.49 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов вправе, в том числе, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, их заместители. Частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Пунктами 4 и 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.
Следовательно, заявитель обоснованно обратился к ответчику с жалобой по факту включения Обществом в договор условий, ущемляющий права потребителя.
Согласно части 2 статьи 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
На основании части 1 статьи 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
По результатам рассмотрения условий абонентского договора N КАН-С3-0000000101 (Сопровождение - 3) от 03.08.2022 г. должностным лицом Управление указало, что из приложенных к обращению документов, не представляется возможным установить, что потребитель на момент подписания договора, в оказании вышеуказанных услуг не нуждался. Проставление потребителем собственноручной подписи в сертификате, в совокупности с его последующим поведением по оплате стоимости дополнительной услуги свидетельствует о его согласии на получение дополнительной услуги, выраженном прямо, недвусмысленно и таким способом, который исключал бы сомнения относительно его намерения. Действующее законодательство не содержит возможности возврата денежных средств за оказанные услуги надлежащего качества.
На основании вышеизложенного, административным органом вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, указав что в обращении заявителя в отношении ООО "Сити Ассист" не содержатся документы, указывающие на административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.7, ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. Согласно положению пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо не может быть привлечено к административной ответственности в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, вывод Управления в оспариваемом определении является не правомерным по следующим основаниям.
Из анализа условий Договора следует, что стоимость абонентского обслуживания консультационно-справочного центра осуществляется путем выдачи клиенту сертификата на право обращаться за консультациями по двадцати направлениям (например, консультация по лицензированию) со стоимостью каждого наименования услуги 125 рублей (2500=20х125).
При этом, стоимость услуги, направленной (как указано в самом договоре) на самосовершенствование клиента как водителя автомобиля и как предпринимателя, называемая "платформой" составляет 47 500 руб. и заключается в предоставлении доступа к некой платформе с предоставлением в письменном виде логина и пароля.
Такое изложение сути предоставляемых дорогостоящих, заведомо ненужных потребителю "услуг" свидетельствует о явном обмане Исполнителем Потребителя, стоимость "услуг" является неразумной, ничем не обоснованной и может быть мотивирована только целями обмана потребителя. При этом, стоимость этих же "услуг" в договорах с другими потребителями являются разными и произвольными, вероятно, в зависят от суммы получаемого кредита и марки приобретаемого потребителем автомобиля, что также свидетельствует об отсутствии реальности и потребительской ценности услуг.
Из материалов дела следует, что в тот же день клиентом (потребителем) подписан сертификат к Договору, который подменяет собой Акт об оказании услуг, из содержания которого буквально следует, что во исполнение договора компания на полную сумму Договора оказала иные услуги путем предоставления некоего номера телефона, логина и пароля, со ссылкой на то, что описание услуг и правила их оказания размещены на сайте.
В данном случае, в указанном сертификате суд первой инстанции усмотрел подмену Исполнителем понятий, направленную также на обман потребителя.
Ни Акт об оказании услуг, ни сам сертификат не содержат достоверные доказательства фактического оказания услуг по обеспечению клиенту доступа к сервису, не говоря о получении самих услуг.
Наличие подписи потребителя в акте об оказании услуг само по себе не может быть признано судом достоверным доказательством фактического оказания Исполнителем услуг. Потребитель в данном случае, является экономически слабой стороной и нуждается в особой защите со стороны государственного органа, уполномоченного защите прав потребителей, каковым является Управление.
Следовательно, вывод Управления в оспариваемом определении о подтверждении факта оказания Исполнителем Потребителю всего комплекса услуг собственноручной подписью самого Потребителя, подтверждающего, по мнению Управления, и актуальность (ценность) дорогостоящей и невнятной услуги консультаций по самосовершенствованию, сделан по не полно исследованному материалу и влечет признание оспариваемого определения незаконным.
Под обманом следует понимать преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки.
Указание в диспозиции статьи на иной обман потребителей также предусматривает умышленные действия по введению потребителя в заблуждение (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2015 г. N 307-АД15-12933).
В постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2016 г. N 301-АД16-5189 также разъяснено, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, выражается, в том числе, в совершении действия, состоящего в обмане, то есть преднамеренном введении одного лица в заблуждение другим лицом путем ложного заявления, обещания, искажения фактов, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки. При этом такие действия являются скрытыми, невидимыми для потребителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое определение административного органа не соответствует закону, в связи с чем подлежит отмене.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
На основании части 4 статьи 208 АПК РФ, части 4 статьи 30.1 и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности (определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 февраля 2023 года по делу N А65-33393/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-33393/2022
Истец: Гаревский Владимир Юрьевич, г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан ( Роспотребнадзор), г.Казань
Третье лицо: ООО "Сити Ассист", г.Казань