г. Санкт-Петербург |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А56-71342/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Пивцаева Е.И.
судей Семиглазова В.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Васильевой Я.А.
при участии:
от заявителя: представитель Маслова Д.А. по доверенности от 23.09.2022;
от ответчиков: 1 - представитель Баранча Н.В. по доверенности от 17.05.2022;
2 - не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42802/2022) Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2022 по делу N А56-71342/2022 (судья Целищева Н.Е.), принятое
по заявлению государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области"
к 1) отделу водных ресурсов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления,
2) Комитету по природным ресурсам Ленинградской области
о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к отделу водных ресурсов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления (далее - Управление), Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) о признании незаконным решения Управления об отказе в регистрации в государственном водном реестре решения Комитета о предоставлении водного объекта в пользование Предприятию с целью сброса сточных вод в водный объект - р. Волхов; об обязании Управления осуществить регистрацию решения Комитета о предоставлении водного объекта в пользование Предприятию с целью сброса сточных вод в водный объект - р. Волхов.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2022 удовлетворены заявленные требования.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требований Предприятия отказать.
В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что суд первой инстанции, сделав неправильный вывод о нарушении Управлением пределов проверки представленных на государственную регистрацию документов, не дал надлежащей правовой оценки тем нарушениям, которые послужили основаниями для отказа в государственной регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование. По мнению подателя жалобы, отказ Управления в государственной регистрации соответствует закону, поскольку решение о предоставлении водного объекта в пользование не содержит описание границ водного объекта, в пределах которых разрешается осуществлять водопользование ; решение о предоставлении водного объекта в пользование не содержит код по ОКВЭД по основной деятельности, соответствующей цели предполагаемого водопользования.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Предприятия возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Комитет, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Предприятия и Управления, апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 12.04.2022 в адрес Предприятия от Комитета письмом исх. N 02-6924/2022 (вх. N вх-2211/2022) поступил отказ Управления в регистрации в государственном водном реестре решения Комитета о предоставлении водного объекта в пользование Предприятию с целью сброса сточных вод в водный объект - р. Волхов.
Посчитав указанный отказ незаконным и создающим препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Предприятием требования, придя к выводу об отсутствии у Управления в рассматриваемом случае оснований для отказа в государственной регистрации в государственном водном реестре решения Комитета о предоставлении водного объекта в пользование Предприятию с целью сброса сточных вод в водный объект - р. Волхов.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 2.1 Устава Предприятия, утвержденного распоряжением Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области от 15.12.2020 N 249, установлено, что Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результате оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, обеспечению населения питьевой водой и получения прибыли.
В соответствии с ч. 6 ст. 8, ч. 8 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" услуги по водоснабжению и водоотведению оказываются на основании утвержденных тарифов, в связи с чем, Приказом Комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области от 20.12.2021 N 562-пн установлены тарифы на услуги водоотведения, оказываемые Предприятием населению Волховского муниципального района Ленинградской области.
Таким образом, Предприятие является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, оказывающей услуги водоотведения на основании утвержденных тарифов, в том числе, населению Волховского района Ленинградской области.
Частями 1 и 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) установлено, что для приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями в целях сброса сточных вод необходимо получение решения о предоставлении соответствующего водного объекта в пользование.
Статьей 23 ВК РФ установлен порядок принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В силу ч. 1 ст. 23 ВК РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 этого Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
В течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывает в предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование, если иной срок не предусмотрен федеральным законом (часть 2 той же статьи).
В соответствии со статьей 23 ВК РФ Постановлением Правительства РФ от 19.01.2022 N 18 утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее - Правила N 18).
Предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в случаях, указанных в пункте 2 этих Правил, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 этих Правил, а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 5 Правил N 18).
В соответствии с п. 2.4 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 N 341, на территории Ленинградской области исполнительным органом власти, осуществляющим предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной или региональной собственности и расположенных на территории Ленинградской области, в пользование на основании решений о предоставлении таких водных объектов в пользование, является Комитет.
В связи с этим Предприятие в порядке, предусмотренном ст. 23 ВК РФ и Правилами N 18, 09.03.2022 направило заявление о предоставлении водного объекта в пользование - КОС г. Волхов Волховского района Ленинградской области с приложением необходимых документов (письмо от 09.03.2022 N исх-6759/2022).
Рассмотрев данное заявление на предмет соответствия требованиям, установленным Правилами N 18, проверив соответствие указанных заявителем параметров водопользования установленным схемами комплексного использования и охраны водных объектов квотам забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод, а также нормативам допустимого воздействия на водные объекты, Комитет принял решение о предоставлении водного объекта в пользование Предприятию с целью сброса сточных вод в водный объект - река Волхов.
В соответствии с ч. 5 ст. 23 ВК РФ, п. 32 Правил N 18 после принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование оно подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре в установленном порядке и вступает в силу с даты его регистрации в государственном водном реестре.
В соответствии с п. 3.2, 3.2.1 Положения об отделе водных ресурсов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, утвержденного Приказом Невско-Ладожского бассейнового водного управления от 04.03.2016 N 26а, Управление осуществляет ведение государственного водного реестра, включая государственную регистрацию решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В связи с этим решение Комитета о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод в водный объект - река Волхов было направлено в Управление на регистрацию.
Пунктом 9 Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утвержденных Приказом Минприроды России от 22.08.2007 N 216 (далее - Правила N 216), предусмотрено, что в случае установления несоответствия представленных на государственную регистрацию документов требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 5 этих Правил, органом регистрации направляется мотивированный отказ в государственной регистрации представленных на государственную регистрацию документов по указанному отправителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Согласно пункту 5 Правил N 216 при государственной регистрации орган регистрации осуществляет прием документов, представляемых на государственную регистрацию; выдачу расписки в получении документов (в случае получения по почте (высылку расписки с уведомлением о вручении); проверку комплектности представленных на государственную регистрацию документов, указанных в пункте 2 этих Правил; проверку на предмет соответствия их требованиям законодательства Российской Федерации, включая проверку:
- полномочий лиц, подписавших договор водопользования и изменения в него, договор о переходе прав и обязанностей, соглашение о расторжении договора водопользования, а также правомочности органа, принявшего решение о предоставлении водного объекта в пользование, новое решение о предоставлении водных объектов в пользование, решение о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование;
- на соответствие заявленной цели водопользования планируемого использования водного объекта для целей и случаев, установленных частями 2, 3 статьи 11, частью 1 статьи 15, частями 1, 2 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации;
- на наличие нераспределенного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, сброса сточных вод, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах; возможности использования водного объекта для целей производства электроэнергии; на наличие обособленного водопользования;
- на наличие согласований условий водопользования с федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) и с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к их компетенции, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
- расчета платы за пользование водным объектом;
- на соответствие заявляемых координат места водопользования единым государственным системам координат в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2000 N 568 "Об установлении единых государственных систем координат".
Таким образом, Правилами N 216 предусмотрены пределы проверки, осуществляемой органом регистрации при государственной регистрации в государственном водном реестре решений о предоставлении водных объектов в пользование (исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации, установленный пунктом 5).
Как следует из письма Управления от 12.04.2022 N Р6-28-2127, основаниями для принятия Управлением решения об отказе в регистрации в государственном водном реестре решения Комитета о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод в водный объект - река Волхов послужило отсутствие сведений в государственном водном реестре в форме 1.8.1-гвр "Сведения о местоположении береговой линии (границы водного объекта)" о водном объекте - р. Волхов о местоположении береговой линии водного объекта, а также то обстоятельство, что в решении Комитетом указаны сведения об основном виде деятельности Предприятия по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) - 37.00 "Сбор и обработка сточных вод", однако согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.03.2022 основным видом деятельности Предприятия является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд (код ОКВЭД - 36.00.1), а деятельность по коду ОКВЭД - 37.00 является дополнительным видом деятельности.
Вместе с тем, как следует из содержания пункта 5 Правил N 216, такие основания для отказа в осуществлении регистрации в государственном водном реестре решения о предоставлении водного объекта в пользование как отсутствие в решении о предоставлении водного объекта в пользование сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в государственном водном реестре, а также несоответствие кода по ОКВЭД по основной деятельности цели использования водного объекта названными Правилами не предусмотрены.
При таком положении судом первой инстанции правильно признан обоснованным довод Предприятия о том, что Управление при осуществлении проверки на предмет соответствия представленных на государственную регистрацию документов требованиям законодательства Российской Федерации вышло за нормативно установленные пределы такой проверки.
Возражения Управления, указавшего, что содержащийся в пункте 5 Правил N 216 перечень видов проверки, которые необходимо произвести органу регистрации в рамках осуществления проверки соответствия представленных на государственную регистрацию документов требованиям законодательства Российской Федерации, является открытым, правомерно отклонены судом первой инстанции как безосновательные.
Вопреки позиции Управления, оснований для вывода о том, что любое несоответствие представленных на государственную регистрацию документов, в том числе решения о предоставлении водного объекта в пользование, требованиям действующего законодательства является достаточным основанием для отказа в государственной регистрации, у суда не имеется.
Таким образом, правовая позиция органа регистрации прав, изложенная в оспариваемом письме об отказе в государственной регистрации и впоследствии поддержанная Управлением в отзыве на заявление Предприятия, не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.
Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377, сведения о местоположении береговых линий содержатся в ЕГРН.
При этом установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется:
а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации;
б) Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей (п. 5 указанных Правил).
Поскольку сведения о местоположении береговой линии водного объекта - р. Волхов отсутствуют в ЕГРН, следовательно, данные сведения не могли быть указаны Комитетом в решении о предоставлении водного объекта в пользование Предприятию с целью сброса сточных вод в водный объект - р. Волхов.
Приняв во внимание содержание пункта 5 Правил N 216, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Управления в рассматриваемом случае оснований для отказа в государственной регистрации в государственном водном реестре решения Комитета о предоставлении водного объекта в пользование Предприятию с целью сброса сточных вод в водный объект - р. Волхов.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2022 по делу N А56-71342/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Пивцаев |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-71342/2022
Истец: ГУП "ВОДОКАНАЛ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8365/2023
01.08.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42802/2022
29.03.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42802/2022
08.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-71342/2022