город Томск |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А27-18909/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2023 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.
Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-1721/2023) на решение от 10.02.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18909/2022 (судья М. А. Сарафанникова) по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740), город Кемерово (с учетом смены наименования с 01.01.2023) к обществу с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасский машиностроительный завод" (ОГРН 1194205012803, ИНН 4217194743), Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк о взыскании штрафа в размере 51 500 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к обществу с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасский машиностроительный завод" (далее - ООО "ЮКМЗ", общество, страхователь) о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год, нарушение срока для предоставления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (отменяющая) за отчетные периоды - май, июнь 2021 года в размере 51 500 руб.
Решением от 10.02.2023 Арбитражного суда Кемеровской области отказано в удовлетворении ходатайства Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о процессуальном правопреемстве. Изменено наименование заявителя с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу. Оставлено без рассмотрения требование заявителя в части взыскания штрафа в размере 1 000 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за май и июнь 2021 года. В остальной части заявленные требования удовлетворены частично. С ООО "ЮКМЗ" в доход соответствующего бюджета взыскан штраф за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в размере 5 050 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано. С ООО "ЮКМЗ" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина за рассмотрение спора судом в размере 202 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Пенсионный фонд в апелляционной жалобе просит состоявшийся судебный акт отменить по основаниям неправильного применения норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт.
Указывает на правомерность привлечения общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), отсутствие оснований для снижения исчисленного штрафа.
Отзыв на апелляционную жалобу, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направили.
На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие участников процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда..
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2023), ООО "ЮКМЗ" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В результате проверки Пенсионным фондом установлен факт непредставления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период - 2021 год в отношении 101 застрахованного лица, по которому в форме СЗВ-М за отчетные периоды - январь 2021 - июнь 2021 года содержатся данные о факте работы.
04.03.2022 страхователю по почте заказным письмом направлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий.
Страхователем 12.04.2022 почтовым отправлением представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за отчетный период - 2021 год в отношении 101 застрахованного лица, что подтверждается почтовым отправлением со штемпелем от 12.04.2022, протоколом проверки отчетности от 20.04.2022.
Таким образом, ООО "ЮКМЗ" не представлены в установленный срок сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период - 2021 год в отношении 101 застрахованного лица, а также нарушен срок представления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых Пенсионным фондом страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий.
С учетом данного обстоятельства 15.04.2022 специалистом Пенсионного фонда составлен акт N 052S18220002684 и 26.05.2022 принято решение N 052S19220003720 о привлечении ООО "ЮКМЗ" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 50 500 руб. Указанное решение направлено в адрес страхователя.
Требование об уплате финансовых санкций от 22.06.2022 N 052S01220004386 в добровольном порядке не исполнено.
В результате проверки Пенсионным фондом выявлено в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период - 2021 год отсутствие данных за май 2021 года в отношении 1 застрахованного лица, по которому в форме СЗВ-М за отчетные периоды - май 2021 года содержатся данные о факте работы.
21.04.2022 страхователю по почте заказным письмом направлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий.
11.05.2022 в Пенсионный фонд страхователем почтовым отправлением представлены сведения по форме СЗВ-М (отменяющая) за отчетный период - май 2021 года в отношении 1 застрахованного лица, что подтверждается конвертом почтового отправления со штемпелем от 11.05.2022, протоколом проверки отчетности от 18.05.2022.
В связи с представлением страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2021 года позже установленного Законом N 27-ФЗ срока, в отношении 1 застрахованного лица, Пенсионным фондом 24.05.2022 составлен акт N052S18220003782.
28.06.2022 Пенсионным фондом принято решение N 052S19220004661 о привлечении ООО "ЮКМЗ" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 руб.
Требование об уплате финансовых санкций от 22.07.2022 N 052S01220005588 в добровольном порядке страхователем не исполнено.
В результате проверки Пенсионным фондом выявлено в представленных ООО "ЮКМЗ" сведениях индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период - 2021 год отсутствие данных за июнь 2021 года в отношении 1 застрахованного лица, по которому в форме СЗВ-М за отчетные периоды - июнь 2021 года содержатся данные о факте работы.
21.04.2022 страхователю по почте заказным письмом направлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий.
11.05.2022 в Пенсионный фонд страхователем почтовым отправлением представлены сведения по форме СЗВ-М (отменяющая) за отчетный период - июнь 2021 года в отношении 1 застрахованного лица, что подтверждается конвертом почтового отправления со штемпелем от 11.05.2022, протоколом проверки отчетности от 18.05.2022.
В связи с представлением страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2021 года позже установленного Законом N 27-ФЗ срока, в отношении 1-го застрахованного лица, специалистом Пенсионного фонда составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N052S18220003783 и 28.06.2022 принято решение N052S19220004662 о привлечении ООО "ЮКМЗ" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 руб.
Требование об уплате финансовых санкций от 22.07.2022 N 052S01220005589 в добровольном порядке страхователем не исполнено.
Неисполнение вышеуказанных требований явилось основанием для обращения Пенсионного Фонда в арбитражный суд.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Решением от 20.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14515/2021 ООО "ЮКМЗ" признано банкротом по упрощенной процедуре отсутствующего должника.
В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В пункте 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, разъяснено, что штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности (например, за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120, 122, 123, 126 Налогового кодекса Российской Федерации), признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения - выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве.
Заявление о признании ООО "ЮКМЗ" банкротом принято к производству - 27.07.2021. В данном случае нарушение статьи 11 Закона N 27-ФЗ допущено обществом до даты возбуждения в отношении него производства по делу о банкротстве (сведения за май и июнь 2021 года в установленные сроки - до 15.06.2021 и 15.07.2021 соответственно не были представлены).
Квалификация требования об уплате штрафа зависит от даты совершения правонарушения.
Согласно правовому подходу, сформулированному в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20.12.2016, квалификация требования об уплате штрафа в качестве текущего зависит от момента обнаружения компетентным органом длящегося правонарушения. Если такое правонарушение обнаружено после принятия заявления о признании должника банкротом, то штраф будет носить текущий характер.
Поскольку нарушение не является длящимся, а считается оконченным после наступления срока представления сведений, то настоящее требование Фонда о взыскании финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах нельзя признать текущим.
Дата выставления требования об уплате штрафа, дата принятия решения о привлечении к ответственности не имеют значения с точки зрения правовой квалификации платежей в качестве текущих или реестровых.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции оставил без рассмотрения требования о взыскании штрафа за нарушение срока для предоставления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (отменяющая) за отчетные периоды - май, июнь 2021 года.
При рассмотрении требования о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год суд первой инстанции обоснованно исходит из следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Закона N 27-ФЗ общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно преамбуле Закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона от 01.04.1996 N 27- ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что ООО "ЮКМЗ" не представлены в установленный срок сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период - 2021 год в отношении 101 застрахованного лица, а также нарушен срок представления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий.
Требование об уплате финансовых санкций от 22.06.2022 N 052S01220004386 в добровольном порядке страхователем - ООО "ЮКМЗ" не исполнено.
У общества имелась обязанность по направлению соответствующих сведений по установленным законом формам о работающих (работавших) у общества лицах, вне зависимости от факта наличия у общества работников на момент предоставления сведений. Факт передачи конкурсному управляющему документов общества только 02.03.2022 не освобождает его от ответственности за нарушение Закона N 27-ФЗ и не подтверждает невозможность исполнения уведомления от 04.03.2022 в установленный срок.
В обоснование позиции по делу общество указало, что руководитель ООО "ЮКМЗ" должен был предоставить сведения по форме СЗВ-М за период с января 2021 года по март 2021 года - 15.04.2021 и за период с января 2021 года по июнь 2021 года - 15.07.2021.
В период с 30.10.2020 по 19.08.2021 генеральным директором общества являлся Килин Г. А. Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему. Документы от бывшего руководителя ООО "ЮКМЗ" Килина Г. А. длительное время не передавались конкурсному управляющему, истребованы судом. Имеющиеся у бывшего руководителя документы переданы конкурсному управляющему лишь 02.03.2022. Работники у ООО "ЮКМЗ" на дату введения процедуры и в настоящее время отсутствуют. В случае банкротства общества СЗВ-СТАЖ сдают до представления в арбитражный суд отчета управляющего о результатах конкурсного производства, то есть при завершении процедуры конкурсного производства. 16.03.2022 конкурсным управляющим ООО "ЮКМЗ" получено извещение о непредставлении в Пенсионный фонд сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а именно СЗВ-СТАЖ за 2021 год. Данный реестр содержит указание на 101 застрахованное лицо. При этом реестр не содержит сведений о ФИО, ИНН, СНИЛС, датах увольнения застрахованных лиц. Для заполнения и подготовки формы отчета СЗВ-СТАЖ конкурсным управляющим проведена дополнительная работа по получению необходимых сведений, в том числе путем получения необходимых данных через Пенсионный фонд. По имеющейся в настоящее время в распоряжении конкурсного управляющего информации, все работники ООО "ЮКМЗ" были уволены в начале 2021 года задолго до процедуры банкротства. Отчет СЗВ-СТАЖ за 2021 год в настоящее время направлен конкурсным управляющим в Пенсионный фонд. Удовлетворение заявления о взыскании с ООО "ЮКМЗ" штрафа приведет к дополнительной финансовой нагрузке общества-банкрота, тем самым уменьшит конкурсную массу, которая могла бы быть направлена на расчеты с бывшими работниками, которые являются менее защищенной категорией по сравнению с государством.
Оценив имеющиеся материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные и иные указанные конкурсным управляющим обстоятельства являются смягчающими, с учетом этого снизил размер штрафа.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обществом представлены сведения о застрахованных лицах позже установленного Законом N 27-ФЗ срока; данный закон не содержит норм, регламентирующих возможность и порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств при привлечении к ответственности; Пенсионным фондом доказано наличие в действиях страхователя состава вменяемого правонарушения и оснований для привлечения страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, подлежат отклонению исходя из следующего.
Действительно, Закон N 27-ФЗ не содержит норм, регламентирующих возможность и порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств при привлечении к ответственности.
Вместе с тем, согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"), с 01.01.2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Соответственно, при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Из положений статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что смягчающими обстоятельствами могут быть признаны любые обстоятельства, так или иначе связанные с совершенным правонарушением.
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым.
Право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, предоставлено суду при рассмотрении дела.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза.
Из системного толкования статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что примененная органом контроля мера ответственности за совершение конкретного правонарушения проверяется судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
При рассмотрении вопроса о размере назначенных Пенсионным фондом финансовых санкций за совершенное нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, суд первой инстанции правомерно руководствовался правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, согласно которой, исходящее из принципа справедливости, конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
По смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а так же характеру совершенного деяния. Размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае, должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
С учетом позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Ответственность должна быть соразмерной характеру совершения деяния, то есть должна быть дифференцированной и предусматривать возможность снижения санкции с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных обстоятельств. Санкции в экономических отношениях не должны носить карательный характер.
Арбитражный суд при оценке обоснованности и законности заявленного требования вправе проверять соразмерность примененной меры ответственности тяжести совершенного правонарушения, и с учетом, установленных в судебном порядке обстоятельств, смягчающих ответственность, вправе изменить заявленное требование в части определения размера наказания.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив характер правонарушения, принимая во внимание формальный характер состава правонарушения, совершение правонарушения впервые (иного не доказано), объективную невозможность предоставления конкурсным управляющим общества сведений в установленный срок, незначительное нарушение срока для устранения недочетов, указанного в уведомлении от 04.03.2022, отсутствие негативных последствий для бюджета ПФР (иного не доказано), несоответствие размера штрафа тяжести совершенного правонарушения, а также то, что штраф в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица установлен как за непредставление, так и за несвоевременное представление сведений, а также представление неполных и (или) недостоверных сведений, и вне зависимости от срока такого непредставления, то есть возможность дифференциации наказания в зависимости от тяжести содеянного и степени вины нарушителя данной правовой нормой не предусмотрена (размер штрафа зависит только от количества застрахованных лиц), суд первой инстанции, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, которыми должны отвечать санкции штрафного характера, пришел к выводу о возможности снижения штрафа за совершение страхователем правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в 10 раз - до 5050 руб.
Доказательств, опровергающих правомерность выводов суда относительно наличия основания для снижения размера финансовых санкций, Пенсионным фондом в материалы дела в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено, ущерб внебюджетному фонду от совершенного страхователем правонарушения не причинен (обратное из материалов дела не следует и Пенсионным фондом не доказано), суд первой инстанции не освободил страхователя от ответственности, а снизил размер санкций исходя из наличия смягчающих вину обстоятельств.
Определенная судом первой инстанции сумма финансовой санкции соответствует общим принципам и целям наказания, тяжести совершенного правонарушения, связанного с несвоевременным представлением территориальному органу Пенсионного фонда сведений персонифицированного учета на застрахованных лиц, достаточна для реализации превентивного характера штрафных санкций с учетом фактических обстоятельств.
Снижение судом первой инстанции размера финансовых санкций не было произвольным, произведено с учетом конкретных обстоятельств дела, действующих норм права и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.02.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18909/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18909/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области- Кузбассу
Ответчик: обществу с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасский Машиностроительный Завод"