город Ростов-на-Дону |
|
31 марта 2023 г. |
дело N А32-27054/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ООО "ГРАНД-ВИНО": представители Григорьева Т.Е. по доверенности от 09.01.2023, удостоверение; Коваленко В.В. по доверенности от 09.01.2023, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранд-Вино"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.02.2023 по делу N А32-27054/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГРАНД-ВИНО"
(ИНН: 2315091252, ОГРН: 1032309078537)
к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ИНН: 2311290803, ОГРН: 1192375047622)
при участии третьего лица: Государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" (ИНН: 2308093957, ОГРН: 1032304161460)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГРАНД-ВИНО" (далее - заявитель, ООО "ГРАНД-ВИНО", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Южное межрегиональное управление Россельхознадзора) от 26.04.2022 N 16 - 28/2022-135 о привлечении к административной ответственности и наложении штрафа в размере 400 000 рублей за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Кубаньземконтроль" (далее - ГКУ КК "Кубаньземконтроль").
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ГРАНД-ВИНО" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что на момент возникновения у заявителя права аренды на спорный земельный участок, предыдущим арендатором ИП Невшупой А.А. уже был проведен ряд мероприятий, направленных на расчистку земельного участка от древесно-кустарниковой растительности и обработке почвы. За период с 2019 года до начала 2023 года обществом затрачено на выполнение работ по расчистке земельного участка от древесно-кустарниковой и иной растительности и обработке почвы 2 614 650 руб. Работы по обработке земельного участка осуществлялись с целью дальнейшего его освоения и высадки саженцев винограда. Однако, суд первой инстанции сделал выводы о том, что обществом не выполнялось никаких работ по расчистке участка и обработке почвы, основываясь исключительно на вывода ГКУ КК "Кубаньземконтроль", изложенных в Акте обследования земельного участка от 20.12.2021 N 387, которые опровергаются описанными выше документами по проведению работ на участке, которые приобщены в материалы дела с подтверждением их оплаты. Заявителем не допущено нарушения своих обязанностей, предусмотренных договором аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 08.08.2011. Как следует из материалов административного дела, возбужденного в отношении ООО "Гранд-Вино", отсутствуют доказательства причинения вреда окружающей среде, а также не установлен и не доказан факт деградации (ухудшения свойств) земли, ухудшения экологической обстановки и (или) нарушения почвенного слоя обследуемого земельного участка в следствие действий (бездействия) ООО "Гранд-Вино", что указывает на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного п. 8.7. КоАП РФ, а именно, объективной и субъективной его стороны. Заявитель полагает необоснованными выводы суда об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса. Статья 4.1.1 КоАП РФ предусматривает возможность и основания для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Южное межрегиональное управление Россельхознадзора просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу ГКУ КК "Кубаньземконтроль" просит апелляционную жалобу рассмотреть по существу.
От ООО "ГРАНД-ВИНО" поступили дополнительные доводы в обоснование апелляционной жалобы.
Суд приобщил представленные дополнительные доводы в обоснование апелляционной жалобы к материалам дела.
От Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору поступило дополнение к отзыву на апелляционную жалобу.
Суд приобщил представленное дополнение к отзыву на апелляционную жалобу к материалам дела.
Представитель ООО "ГРАНД-ВИНО" в судебном заседании заявил ходатайство об исследовании видеозаписи.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об исследовании видеозаписи. Суд обозрел видеозапись.
В судебном заседании представители ООО "ГРАНД-ВИНО" доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела земельный участок с кадастровым номером 23:47:0101001:467, площадью 281 400 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для развития отрасли виноградорства, находится в аренде у ООО "Гранд-Вино" на основании договора уступки права аренды земельного участка от 21.09.2019, заключенного между Невшупа А.А. и ООО Гранд-Вино" и договора аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения от 08.08.2011 N 0000002465. Право аренды зарегистрировано за ООО "Гранд-Вино" 30.09.2019.
На основании распоряжения заместителя директора, начальника отдела земельного контроля ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 09.12.2020 N 79 в рамках осуществления контрольно-надзорных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения в отношении общества была проведена выездная проверка арендуемого заявителем земельного участка с кадастровым номером 23:47:0101001:467 с целью выявления и пресечения нарушений обязательных требований природоохранного законодательства Российской Федерации.
По итогам проведенной выездной проверки специалистами ГКУ КК "Кубаньземконтроль" составлен Акт обследования земельного участка от 20.12.2021 N 387, который поступил в Южное межрегиональное Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору 30.12.2021 вх. 32153.
На момент обследования 20.12.2021 на земельном участке площадью 128400 кв.м. сельскохозяйственная деятельность не ведется. Земельный участок зарос древесной, кустарниковой и травянистой растительностью, земельный участок не используется для сельскохозяйственного производства, не осуществляется охрана земель, не проводятся агротехнические и фитосанитарные мероприятия, что способствовало зарастанию древесной, кустарниковой и травянистой растительностью.
Управлением установлено, что в бездействии юридического лица ООО "Гранд-Вино" содержится вина в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
По данному факту в отношении ООО "Гранд-Вино" составлен протокол об административной ответственности от 28.02.2022 N 16-28/2022-135.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении управлением вынесено постановление от 26.04.2022 N 216-28/2022-135, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Заявитель считает указанное решение незаконным по основаниям, изложенным в заявлении, в связи с чем, обратился в арбитражный суд.
Согласно части 2 статьи 8.7 Кодекса невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Цель указанной нормы состоит в обеспечении охраны земли, как важнейшего фактора жизнеобеспечения населения и средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей народного хозяйства, а также как элемента окружающей среды, находящегося в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими - водными ресурсами, лесами, животным и растительным миром.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения территории Российской Федерации. Состав административного правонарушения формальный, наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение. Объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.
Основным квалифицирующим признаком административного правонарушения является факт невыполнения мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду. Закон определяет основное нарушение в случае непринятия мер по предотвращению возможных ухудшающих показателей.
Как следует из материалов дела в Управление поступили материалы контрольных мероприятий, проведенных специалистами ГКУ КК Кубаньземконтроль" в соответствии с планом по контролю за эффективным использованием земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края на территории муниципального образования г. Новороссийск на 2021 год, на основании распоряжения заместителя директора, начальника отдела земельного контроля ГКУ КК "Кубаньземконтроль" N 79 от 09.12.2020 года, на земельном участке категории сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 23:47:0101001:467. площадью 281400 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск ст. Натухаевская, на котором осуществляет свою деятельность юридическое лицо ООО "Гранд-Вино", для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Факт нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Гранд-Вино" земельного законодательства установлен и зафиксирован специалистами ГКУ КК "Кубаньземконтроль" в рамках проводимого ими контрольно-надзорного мероприятия, что отражено в Акте обследования земельного участка N 387, от 20 декабря 2021 года с приложением, которые поступили в Управление 30.12.2021 вх.
N 32153.
Из представленных материалов установлено событие административного правонарушения, за невыполнение обязательных требований и мероприятий по защите и охране почвы от процессов, ухудшающих ее качественное состояние, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Шумиловым А.В. в отношении юридического лица ООО "Гранд-Вино" составлен протокол об административном правонарушении от 28.02.2022 16-28/2022-135 по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В рамках контрольных мероприятий 20.12.2021 года проводимых специалистами ГКУ КК "Кубаньземконтроль", составлен Акт обследования N 387, от 20 декабря 2021 года земельного участка с категорией сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 23:47:0101001:467, площадью 281400 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск ст. Натухаевская, из которого установлено следующее.
На момент обследования 20.12.2021 на земельном участке, площадью 1281400 кв.м. сельскохозяйственная деятельность не ведется. Земельный участок зарос древесной, кустарниковой и травянистой растительностью, 100% зарастание земельного участка древесной, кустарниковой и травянистой растительностью.
Земельный участок, площадью 281400 кв.м. сельскохозяйственного назначения не используется для сельскохозяйственного производства, не осуществляется охрана земель, не проводятся агротехнические (в том числе обработка почвы) и фитосанитарные мероприятия, что способствовало зарастанию древесной, кустарниковой и травянистой растительностью. Зарастание земельных участков сорной и древесно-кустарниковой растительностью, несет риск их распространения и попадания в семена культурных посевов. Кроме этого, не проведение агротехнических и фитосанитарных мероприятий способствует образованию сухостоя (сухая трава), что в связи с пожароопасной ситуацией в Краснодарском крае и нахождением земельного участка на небольшом расстоянии от населенного пункта несет угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан и возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Правообладателем земельного участка категории сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:47:0101001:467 в настоящее время является юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью "Гранд-Вино" согласно договору уступки права аренды земельного участка от 21.09.2019 номер регистрационной записи 23:47:0101001:467-23/021/2019-3 от 30.09.2019 по договору аренды земельного участка N 0000002465 от 08.08.2011. Ограничений прав и обременении в пользу других лиц не зарегистрировано.
Земельный участок с кадастровым номером 23:47:0101001:467 относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования для ведения сельскохозяйственного производства.
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что Управлением не представлено доказательств деградации земельного участка и выявленные нарушения требований, установленных ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, не повлекли за собой существенного снижения плодородия почв и не причинили вред окружающей среде ввиду следующего.
В силу ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
На основании ст. 4 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд: атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Пунктом 1 ст. 13 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Пунктом 2 статьи 13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и к виду разрешенного использования, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшению плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; обеспечить доступ к земельным участкам представителям федерального бюджетного государственного учреждения, указанного в статье 15 настоящего Федерального закона, при проведении ими почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных статьей 15 настоящего Федеральною закона: информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании: выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, при заключении договора аренды, ООО "Гранд-Вино" должно было знать о запретах и ограничениях, требованиях и обязанностях, связанных с осуществлением сельскохозяйственной деятельности на землях категории сельскохозяйственного назначения способами, не противоречащими ГОСТом 16265-89 "Земледелие. Термины и определения" установлено, что обработкой почвы является воздействие на почву рабочими органами машин и орудий с целью улучшения почвенных условий жизни сельскохозяйственных культур и уничтожения сорняков. Этим же ГОСТом определено, что сорные растения (сорняки) -дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях и снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшают его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.
ГОСТом 26640-85 "Земли. Термины и определения" утверждено, что охрана земель - это комплекс организационно-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.
Обязанность выполнения требований по защите и охране почв от процессов, ухудшающих ее качественное состояние (обозначенных законодательством РФ) возникает с момента начала отношений, определенных договором или иной формой собственности, в рассматриваемом случае - правом аренды земельного участка категории сельскохозяйственного назначения. Права и обязанности по соблюдения требований земельного законодательства, возникают с момента появления права пользования и распоряжения земельным участком категории сельскохозяйственного назначения.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ от 18.01.2022 N ЮЭ9965-22-18903893 ООО "Гранд-Вино" зарегистрировано 01.07.2002. Основным видом деятельности ООО "Гранд-Вино" является - производство напитков (код 11.0). В дополнительных видах деятельности - выращивание семян масличных (код 01.11.3).
Таким образом, занимаясь деятельностью, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур ООО "Гранд-Вино", должно было знать о запретах и ограничениях, требованиях и обязанностях, связанных с осуществлением сельскохозяйственной деятельности на землях категории сельскохозяйственного назначения способами, не противоречащими действующему земельному законодательству РФ, но не приняло все зависящие меры по соблюдению правил и норм земельного законодательства на земельном участке, что повлекло его зарастание сорной и древесно-кустарниковой растительностью различного видового состава.
В бездействии юридического лица ООО "Гранд-Вино" содержится вина в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Субъектом административного правонарушения является юридическое лицо - ООО "Гранд-Вино", объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной земель, как важнейшего компонента окружающей среды на территории Российской Федерации.
Объективную сторону образует бездействие юридического лица - ООО "Гранд-Вино", то есть невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Способы (комплекс мероприятий) защиты и охраны почвы от процессов, ухудшающих ее качественное состояние, землепользователи выбирают самостоятельно, учитывая требования, закрепленные законодательством РФ: Федеральными законами, нормативно-правовыми актами, ГОСТ и не противоречащими им.
Состав ст. 8.7 КоАП РФ является формальным, то есть не требует наступления каких-либо негативных последствий, таким образом, ответственность наступает за факт зарастания и невыполнения обязательных требований по защите почвы на части земельного участка, вне зависимости от того, причинило ли данное бездействие какой-либо вред почве, как объекту охраны окружающей среды.
В соответствии с определением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2022 09.12.2022 состоялся совместный осмотр земельного участка с кадастровым номером 23:47:0101001:467, по результатам которого составлен акт. В соответствии с актом осмотра земельного участка N 3, на земельном участке проведены работы по расчистке земельного участка от древесно-кустарниковой растительности, по периметру складирована древесно-кустарниковая растительность после корчевания, на части земельного участка площадью 80105,21 кв.м произрастает древесно-кустарниковая растительность и сухостой травянистой растительности. В границах земельного участка имеется пониженный рельеф местности без водной глади с камышовой растительностью на площади 925,33 кв.м, часть земельного участка площадью 104,94 кв.м представляет собой пониженный рельеф с водной гладью. По земельному участку проходят полевые грунтовые дороги.
Поскольку заявитель не представил доказательства, подтверждающие принятие им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение обязательных требований по защите земель, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 Кодекса.
Нарушений управлением требований Кодекса в ходе производства по делу об административном правонарушении не выявлено; срок давности и порядок привлечения заявителя к административной ответственности, административным органом соблюдены.
Установив, что объективная возможность для выполнения требований законодательства в сфере защиты и охраны земель у заявителя имелась, однако им не были приняты необходимые для этого меры, судом первой инстанции сделан верный вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих обязанностей, с учетом важности охраняемых при этом отношений - охране окружающей среды.
Совершенное заявителем правонарушение посягает на установленный Земельным кодексом Российской Федерации порядок, в сфере регулирования охраны земель сельскохозяйственного назначения, и поэтому данное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Апелляционной коллегией не принимаются доводы общества о возможности замены штрафа на предупреждение.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 -19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
Системное толкование вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что совершение административного правонарушения впервые недостаточно для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Обязательным условием для применения указанной нормы является также отсутствие вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба в результате совершения административного правонарушения.
Находясь рядом с землями лесного фонда, неиспользуемый земельный участок создает угрозу возникновения пожароопасной ситуации. Произрастание сорной растительности на земельном участке способно оказывать негативное влияние на состояние почвы и является причиной возникновения весенних/осенних палов сухой травы.
Управление считает, что в данном случае невыполнение обязательных требований создает угрозу причинения вреда окружающей среде, следовательно, замена штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, на предупреждение, в данном случае не может быть произведена
Как следует из материалов дела, ООО "Гранд-Вино" не включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Апелляционная коллегия отмечает, что при назначении административного штрафа, в рамках нарушенной нормы, ООО "Гранд-Вино", как юридическому лицу, назначен минимальный размер штрафа.
Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2023 по делу N А32-27054/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27054/2022
Истец: ООО "ГРАНД-ВИНО"
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Кубаньземконтроль", Южное Межрегиональное Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору