г. Хабаровск |
|
31 марта 2023 г. |
А73-19885/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Рассвет": Ланихина Е.Г., по доверенности от 27.03.2023;
от управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска: Денисюк А.А. по доверенности от 10.01.2023 N 9.6-16/1;
от третьего лица: муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах"; Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: явка не обеспечена;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Рассвет"
на решение от 18.01.2023
по делу N А73-19885/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Рассвет"
к управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска
о признании незаконными приказов
третьи лица: муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах"; Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Рассвет" (далее - заявитель, ООО "УК "Рассвет") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда Администрации города Хабаровска (далее - Управление ЖКХ) о признании незаконными приказов Управления ЖКХ от 22.11.2022: N 1888 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом N 17 по ул. Калараша"; N 1889 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом N 20 по ул. Урицкого"; N 1890 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом N 1а по пер. Бурейскому".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края (далее - Управление контроля, третье лицо), Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах" (далее - МУП г. Хабаровска "УО МКД", третье лицо).
Решением от 18.01.2023 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "УК "Рассвет" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование доводов жалобы ООО "УК "Рассвет" указало, что управление МКД осуществляло МУП г. Хабаровска "УО МКД", сведения о которой были размешены в ГИС ЖКХ, договор управления с которой был пролонгирован. Поскольку данный договор был пролонгирован, односторонняя смена с МУП г. Хабаровска "УО МКД" на ООО УК "Рассвет" являлась преждевременной и незаконной.
В судебном заседании представитель ООО "УК "Рассвет", поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управление ЖКХ в представленных возражениях и в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление контроля в представленном отзыве, отклонило доводы апелляционной жалобы, как несостоятельные.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в заседании суда апелляционной инстанции не принимали. Жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствие с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив представленные материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, распоряжением Управления контроля от 20.07.2021 N 4057-р ООО "УК "Рассвет" предоставлена лицензия от 20.07.2021 N 027-000354 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
27.10.2022 ООО "УК "Рассвет" при подаче заявки на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Хабаровск, ул. Подгаева, д. 2а, д. 3, д. 3а, д. 4, д. 4а выразило в установленном порядке свое согласие на включение Общества в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Приказом Управления ЖКХ от 11.11.2022 N 1798 ООО "УК "Рассвет" включено в Перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания (далее - Перечень), формируемый в соответствии с Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616.
В связи с приближением окончания срока действия договоров управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: пер. Бурейский, д. 1а, ул. Калараша, д. 17, ул. Урицкого, д. 20 Управлением ЖКХ с учетом необходимости обслуживания этих домов в зимний период 20.10.2022 был объявлен конкурс по отбору управляющей организации для управления, в том числе указанными домами.
22.11.2022 указанный конкурс признан не состоявшимся в силу отсутствия заявок от претендентов.
Приказами Управления ЖКХ от 22.11.2022 N N 1888, 1889, 1890 ООО "УК "Рассвет" определено в качестве управляющей организации для управления многоквартирными домами N 17 по ул. Калараша, N 29 по ул. Урицкого, N 1а по пер. Бурейский, со сроком действия приказов не более 1 года.
02.12.2022 в адрес Управления ЖКХ поступило заявление ООО "УК "Рассвет" об исключении из перечня временных управляющих организаций г. Хабаровска.
Приказом Управления ЖКХ от 06.12.2022 N 2031 ООО "УК "Рассвет" исключено из перечня организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Не согласившись с приказами Управления ЖКХ от 22.11.2022 N N 1888, 1889, 1890, считая их незаконными и необоснованным, ООО "УК "Рассвет" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
Частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) закреплено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 этой статьи, но не более одного года.
В силу пункта 5 Правил N 1616 в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в Перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В Перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в Перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в Перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Управляющие организации включаются в Перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в Перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке) (пункт 6 Правил N 1616).
В силу подпункта "д" пункта 7 Правил N 1616 Перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня наступления перечисленных в пункте 7 Правил N 1616, в частности, со дня поступления заявления управляющей организации об исключении ее из перечня организаций. При этом согласно абзацу третьему пункта 8 Правил N 1616 управляющая организация, определенная решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, вправе подать заявление об исключении из Перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из данного Перечня.
Из взаимосвязанного толкования подпункта "д" пункта 7 и абзаца 3 пункта 8 Правил N 1616 следует, что исключение из Перечня осуществляется по заявлению организации, являющейся управляющей многоквартирным домом, а не только включенной в Перечень организаций для управления многоквартирным домом, и целью такого порядка актуализации Перечня, учитывая положения статьи 161 ЖК РФ и пункта 4 Правил N 1616, является защита гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации права граждан на жилище, прав и законных интересов собственников помещений и пользователей помещениями в многоквартирных домах, в которых собственники помещений не выбрали способ управления или не реализовали выбранный способ управления, не определили управляющую организацию, с тем, чтобы такие многоквартирные дома не находились без управления, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Подавая заявление на включение в Перечень, управляющая организация добровольно на свой риск принимает на себя обязательство по заключению договора управления на условиях, предусмотренных Правилами N 1616.
Исходя из положений части 17 статьи 161 ЖК РФ, на управляющую организацию будет возложено управление таким многоквартирным домом до выбора способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, но на срок не более одного года. Осуществление управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, не является основанием для непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 4 Правил N 1616).
Из данных положений следует, что управляющая организация, определенная в соответствии с Правилами N 1616, будет осуществлять временное управление многоквартирным домом сроком не более одного года.
ООО "УК "Рассвет" включено Управлением ЖКХ в Перечень (приказ от 11.11.2022 N 1798) на основании заявления от 27.10.2022.
На момент обращения ООО "УК "Рассвет" с заявлением от 17.11.2022 N 22-2022 об исключении из данного Перечня общество еще не было определено управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом. Следовательно, оснований для исключения общества из Перечня у Управления ЖКХ не имелось.
Заявление ООО "УК "Рассвет" об исключении из Перечня временных управляющих организаций г. Хабаровска в адрес Управления ЖКХ поступило 02.12.2022.
Приказом Управления ЖКХ от 06.12.2022 N 2031 ООО "УК "Рассвет" исключено из перечня организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Оспариваемые заявителем приказы Управления ЖКХ изданы 22.11.2022, то есть в период нахождения ООО "УК "Рассвет" в перечне организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
С учетом изложенного, нарушений процедуры определения управляющей организации для управления вышеуказанными домами ответчиком не допущено.
В связи с тем, что ООО "УК "Рассвет" по собственной инициативе был включен Управлением ЖКХ в вышеуказанный Перечень, нарушений каких либо прав и законных интересов ООО "УК "Рассвет" со стороны Управления ЖКХ не усматривается.
Довод заявителя о том, что управление МКД осуществляет другая управляющая организация МКД - МУП г. Хабаровска "УО МКД", сведения о которой размешены в ГИС ЖКХ, договор управления с которой был пролонгирован, правомерно отклонен судом первой инстанции с учетом положений части 17 статьи 161 ЖК РФ о предельном сроке управления МКД - не более одного года.
Довод заявителя о том, что невозможно эффективно управлять домами, которые относятся к аварийному жилфонду, также обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку признание многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не является основанием по прекращению его обслуживания, в том числе управляющей организацией до полного его расселения.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" предусмотрено ограничение выполнения ремонтных работ в домах, подлежащих реконструкции и (или) сносу. В таких домах выполнение ремонтных работ производится в рамках мероприятий по подготовке к сезонной эксплуатации и наладке инженерного оборудования.
Осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами является коммерческой деятельностью, осуществляемой гражданами и юридическими лицами на свой страх и риск, с учетом установленных требований законодательства.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, фактически повторяют доводы рассмотренного судом первой инстанции заявления, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.01.2023 по делу N А73-19885/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-19885/2022
Истец: ООО "УК "Рассвет"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА
Третье лицо: Главное управление регионального государственного контроля и лиценззирования Правительства Хабаровского края, МУП города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах"