город Омск |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А81-11959/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-927/2023) Управления муниципального имущества Администрации города Муравленко на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2022 по делу N А81-11959/2022 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению акционерного общества "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" (ОГРН 1028900703963, ИНН 8905000428, адрес: 629807, город Ноябрьск, улица Ленина, дом 59/87) к Управлению муниципального имущества Администрации города Муравленко (ОГРН 1028900766927, ИНН 8906004016, адрес: 629603, город Муравленко, улица 70 Лет Октября, дом 30А) о признании недействительным решения от 22.07.2022 N 89-145-18/01-06/9595,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" - Комлев Константин Андреевич (по доверенности N Д-145 от 28.12.2021 сроком действия по 01.08.2024, по доверенности от 21.06.2021 сроком действия по 01.08.2024).
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" (далее - заявитель, Общество, АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению муниципального имущества Администрации города Муравленко (далее - заинтересованное лицо, Управление, административный орган) о признании недействительным решения от 22.07.2022 N 89-145-18/01-06/9595.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2022 по делу N А81-11959/2022 требования заявителя были удовлетворены в полном объеме. Суд признал недействительным решение Управления от 22.07.2022 N 89-145-18/01-06/9595 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
В качестве способа восстановления прав заявителя суд обязал Управление в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз".
Кроме того, суд первой инстанции взыскал с Управления в пользу АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не соглашаясь с решением суда, Управление в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая свои требования, Управление указывает на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне городских лесов (Р2); в силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) городские леса относятся к рекреационной зоне, предназначенной для отдыха граждан и туризма. Ссылаясь на положения пункта 4 части 2 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), части 3 статьи 116 ЛК РФ, заинтересованное лицо утверждает о том, что исключение территории вновь образуемого земельного участка из границ функциональной зоны лесов будет означать уменьшение их площади, так как на территории города Муравленко отсутствуют иные территории, которые могут быть отнесены к городским лесам. Управление отмечает, что в городских лесах строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых не предусмотрены.
Также Управление заявляет о том, что судом первой инстанции неправомерно не были привлечены к участию в судебном разбирательстве органы, осуществляющие функции подготовки и утверждения правил землепользования и застройки муниципального образования город Муравленко.
АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" представило отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому оспаривало доводы жалобы Управления.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" является собственником объекта недвижимого имущества: скважина глубокого бурения, назначение: иное, глубина 2737 м, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, Западно-Суторминское м/р, скважина N 108Р (далее по тексту - скважина), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 21.12.2005 N 72 НК 124726.
Согласно техническому паспорту скважина 108Р построена и введена в эксплуатацию в 1989 году.
06.07.2022 в целях формирования участка под указанным объектом и оформления на него прав, АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" обратилось в Управление с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.
К заявлению были приложены: схема расположения земельного участка, свидетельство о государственной регистрации прав, документ, подтверждающий полномочия заявителя.
22.07.2022 Управление направило письмо от 22.07.2022 исх. N 89-175-18/01-06/9595, в котором сообщило, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне городских лесов (Р2), на которую установлен градостроительный регламент (приложение N 1), в котором не предусмотрен вид разрешённого использования "недропользование (6.1)".
Полагая, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, является недействительным, Общество обратилось в суд с заявлением.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2022 по делу N А81-11959/2022 требования заявителя были удовлетворены в полном объеме, что явилось основанием для подачи Управлением апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
В соответствии со статьей 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах, Закон N 2395-1) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ и включает в себя ряд последовательных этапов, в том числе, подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон N 218-ФЗ).
Порядок образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен статьей 11.3 ЗК РФ, согласно которой образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
На основании части 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 3 статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно части 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
В силу части 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Статьей 39.15 ЗК РФ регламентирована процедура предварительного согласования предоставления земельного участка.
Предварительное согласование предоставления земельного участка оформляется решением властного органа. Для получения такого решения заинтересованным лицам надлежит обращаться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 ЗК РФ).
Перечень оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержится в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ, в соответствии с которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Законом N 218-ФЗ, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Подпунктами 1 и 14 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Как следует из материалов дела, отказ Управления был мотивирован обстоятельствами того, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне городских лесов (Р2), на которую установлен градостроительный регламент (приложение N 1), в котором не предусмотрен вид разрешённого использования "недропользование (6.1)". На это же обстоятельство указано и в апелляционной жалобе.
Суд первой инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего. Согласно пункта 4 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых, в силу чего отказ Управления не является правомерным.
Поддерживая выводы суда, суд апелляционной инстанции исходит из выводов о том, что использование земельных участков для добычи полезных ископаемых может осуществляться только в соответствии с Законом о недрах. Земельные участки для добычи полезных ископаемых предоставляются в аренду в особом порядке (без учета градостроительного регламента территориальной зоны), а условия использования земельного участка определены лицензий на право пользования недрами.
Земельный участок для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых формируется без учета требований градостроительного регламента, так как действие градостроительного регламента на него не распространяется и без учета территориальных зон.
Таким образом, предоставление земельного участка, испрашиваемого в целях добычи полезных ископаемых, не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств его нахождения в той или иной территориальной зоне, установленной градостроительными регламентами.
Доводы Управления о необходимости применения в спорной ситуации градостроительного регламента и привлечения к участию в судебном разбирательстве органов, осуществляющих функции подготовки и утверждения правил землепользования и застройки муниципального образования город Муравленко, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку согласно представленному в материалы дела техническому паспорту скважина 108Р построена и введена в эксплуатацию в 1989 году, то есть ранее утверждения Правил землепользования и застройки (утверждены постановление Администрации города Муравленко 20.06.2008 N 417, от 25.01.2022 N 125).
Отклоняя довод Управления о том, что в городских лесах (в зоне которой размещен испрашиваемый земельный участок) строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых не предусмотрены, суд апелляционной инстанции также исходит из следующего.
Действительно, положениями пункта 4 части 2, части 3 статьи 116 ЛК РФ предусмотрено, что в городских лесах запрещаются разведка и добыча полезных ископаемых, а изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Между тем, в пункте 5 части 2 статьи 116 ЛК РФ указано, что в городских лесах запрещаются строительство объектов капитального строительства, за исключением, в частности, гидротехнических сооружений.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к числу гидротехнических сооружений отнесены плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Поскольку скважина АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" относится к иным объектам, предназначенным для использования водных ресурсов, то таковая является гидротехническим сооружением, строительство которой в городских лесах предусмотрено положениями статьи 116 ЛК РФ.
Кроме того, согласно пункту 1.1.6 главы 1 Решения Городской Думы города Муравленко от 26.08.2021 N 100 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Муравленковского лесничества муниципального образования город Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа на 2021 - 2027 годы" леса Муравленковского лесничества относятся к категории защитных лесов - городские леса, в соответствии со статьей 111 ЛК РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2022 N 1084-р утвержден перечень объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня к объектам капитального строительства, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений в защитных лесах относятся, в том числе, объекты системы управления гидротехническими сооружениями, насосные станции.
Таким образом, вопреки позиции административного органа, Управление было вправе принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз".
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Управление освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления муниципального имущества Администрации города Муравленко оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2022 по делу N А81-11959/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-11959/2022
Истец: АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз"
Ответчик: Управление муниципального имущества Администрации города Муравленко