г. Вологда |
|
06 марта 2024 г. |
Дело N А05-10128/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 марта 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от Козьминского муниципального унитарного производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства конкурсного управляющего Тчанниковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Ленский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 ноября 2023 года по делу N А05-10128/2023,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Архангельской области (адрес: 163002, город Архангельск, проспект Новгородский, дом 15; далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Ленский муниципальный район" (ОГРН 1022901363880, ИНН 2915000962; адрес: 165780, Архангельская область, Ленский район, село Яренск, улица Братьев Покровских, дом 19; далее - администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Архоблвод" (ОГРН 1172901004363, ИНН 2901284489; адрес: 163046, Архангельская область, город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 152, помещение 1; далее - ООО "Архоблвод", общество) о признании недействительным соглашения от 06.04.2023 об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства по обеспечению водоснабжения и водоотведения на территории села Козьмино и поселка Гыжег муниципального образования "Козьминское" Ленского муниципального района Архангельской области; о применении последствий недействительности сделки путем возложения на ООО "Архоблвод" обязанности возвратить администрации муниципальное имущество, переданное по соглашению об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства по обеспечению водоснабжения и водоотведения на территории села Козьмино и поселка Гыжег муниципального образования "Козьминское" Ленского муниципального района Архангельской области от 06.04.2023:
1. Водопроводные сети 29:09:000000:148, протяженностью 6 765 м, дата ввода в эксплуатацию - 1976 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино);
2. Водонапорная башня 29:09:000000:772, дата ввода в эксплуатацию - 1976 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино);
3. Система водоснабжения 29:09:030601:58, протяженностью 3309 м, дата ввода в эксплуатацию - 1975 год (Архангельская область, Ленский район, поселок Гыжег);
4. Шахтный колодец 29:09:030601:211, дата ввода в эксплуатацию - 2014 год (Архангельская область, Ленский район, поселок Гыжег);
5. Наружные сети водопровода 11-ти квартирного жилого дома 29:09:030101:353, протяженностью 47 м, дата ввода в эксплуатацию - 2015 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино, улица Центральная, дом 5);
6. Наружные сети водопровода 11-ти квартирного жилого дома 29:09:030101:345, протяженностью 30 м, дата ввода в эксплуатацию - 2015 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино, улица Школьная, дом 3);
7. Наружные сети водопровода 11-ти квартирного жилого дома 29:09:030101:342, протяженностью 37 м, дата ввода в эксплуатацию - 2015 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино, улица Школьная, дом 1);
8. Наружные сети водопровода 12-ти квартирного жилого дома 29:09:030101:351, протяженностью 141 м, дата ввода в эксплуатацию - 2015 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино, улица Центральная, дом 4);
9. Водопроводная сеть с двумя шахтными колодцами, протяженностью 800 м, дата ввода в эксплуатацию - 1975 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино);
10. Канализационные очистные сооружения 29:09:000000:1229, протяженностью 2142 м, дата ввода в эксплуатацию - 1977 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино);
11. Наружные сети водопровода 11-ти квартирного жилого дома 29:09:030101:347, протяженностью 64 м, дата ввода в эксплуатацию - 2015 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино, улица Школьная, дом 2);
12. Наружные сети канализации 12-ти квартирного жилого дома 29:09:030101:352, протяженностью 31 м, дата ввода в эксплуатацию - 2015 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино, улица Центральная, дом 4);
13. Наружные сети канализации 11-ти квартирного жилого дома 29:09:030101:349, протяженностью 57 м, дата ввода в эксплуатацию - 2015 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино, улица Центральная, дом 5);
14. Наружные сети канализации 11-ти квартирного жилого дома 29:09:030101:343, протяженностью 41 м, дата ввода в эксплуатацию - 2015 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино, улица Школьная, дом 1);
15. Воздушная линия электропередач напряжением 0,4 кВ водозабор Козьмино, протяженностью 800 м, дата ввода в эксплуатацию - 1975 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Козьминское муниципальное унитарное производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН 1042901401828, ИНН 2915003297; адрес: 165787, Архангельская область, Ленский район, село Козьмино, улица Первомайская, дом 45; далее - предприятие).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме: оспариваемое соглашение признано недействительным; применены последствия недействительности сделки в виде возложения на общество обязанности возвратить администрации муниципальное имущество, переданное по этому соглашению; с ООО "Архоблвод" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 3 000 руб.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Указывает на то, что подписание с обществом спорного соглашения носило вынужденный и временный характер - до заключения в предусмотренном законом порядке концессионного соглашения, но не более чем на 360 дней. Считает, что наличие обременения в виде зарегистрированного права хозяйственного ведения на текущий момент является объективным препятствием для заключения концессионного заключения, а признание судом недействительным спорного соглашения не может повлиять на возникшее ранее правоотношения в связи с принятием постановления администрации от 06.04.2023 N 214 "О введении режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории сельского поселения "Козьминское" Ленского муниципального района". Также считает, что признание судом оспариваемого соглашения недействительным не ликвидирует угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку самостоятельно осуществлять обслуживание и эксплуатацию систем централизованного водоотведения и водоснабжения орган местного самоуправления не вправе и не может.
От прокурора, общества и третьего лица отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Представитель предприятия в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокурор, администрация, общество надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя предприятия, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, администрацией (заказчик) и ООО "Архоблвод" (исполнитель) заключено соглашение от 06.04.2023 об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства по обеспечению водоснабжения и водоотведения на территории с. Козьмино и п. Гыжег муниципального образования "Козьминское" Ленского муниципального района Архангельской области (далее - соглашение).
В соответствии с пунктом 1.1 названного соглашения заказчик поручает, а исполнитель - принимает на себя обязательства по оказанию услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и круглосуточному аварийно-диспетчерскому обслуживанию объектов жилищно-коммунального хозяйства, по обеспечению водоснабжения и водоотведения на территории села Козьмино и поселка Гыжег муниципального образования "Козьминское" Ленского муниципального района Архангельской области согласно перечню (приложение 1 к настоящему соглашению).
По указанному соглашению обществу переданы следующие объекты:
1. Водопроводные сети 29:09:000000:148, протяженностью 6 765 м, дата ввода в эксплуатацию - 1976 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино);
2. Водонапорная башня 29:09:000000:772, дата ввода в эксплуатацию - 1976 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино);
3. Система водоснабжения 29:09:030601:58, протяженностью 3309 м, дата ввода в эксплуатацию - 1975 год (Архангельская область, Ленский район, поселок Гыжег);
4. Шахтный колодец 29:09:030601:211, дата ввода в эксплуатацию - 2014 год (Архангельская область, Ленский район, поселок Гыжег);
5. Наружные сети водопровода 11-ти квартирного жилого дома 29:09:030101:353, протяженностью 47 м, дата ввода в эксплуатацию - 2015 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино, улица Центральная, дом 5);
6. Наружные сети водопровода 11-ти квартирного жилого дома 29:09:030101:345, протяженностью 30 м, дата ввода в эксплуатацию - 2015 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино, улица Школьная, дом 3);
7. Наружные сети водопровода 11-ти квартирного жилого дома 29:09:030101:342, протяженностью 37 м, дата ввода в эксплуатацию - 2015 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино, улица Школьная, дом 1);
8. Наружные сети водопровода 12-ти квартирного жилого дома 29:09:030101:351, протяженностью 141 м, дата ввода в эксплуатацию - 2015 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино, улица Центральная, дом 4);
9. Водопроводная сеть с двумя шахтными колодцами, протяженностью 800 м, дата ввода в эксплуатацию - 1975 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино);
10. Канализационные очистные сооружения 29:09:000000:1229, протяженностью 2142 м, дата ввода в эксплуатацию - 1977 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино);
11. Наружные сети водопровода 11-ти квартирного жилого дома 29:09:030101:347, протяженностью 64 м, дата ввода в эксплуатацию - 2015 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино, улица Школьная, дом 2);
12. Наружные сети канализации 12-ти квартирного жилого дома 29:09:030101:352, протяженностью 31 м, дата ввода в эксплуатацию - 2015 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино, улица Центральная, дом 4);
13. Наружные сети канализации 11-ти квартирного жилого дома 29:09:030101:349, протяженностью 57 м, дата ввода в эксплуатацию - 2015 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино, улица Центральная, дом 5);
14. Наружные сети канализации 11-ти квартирного жилого дома 29:09:030101:343, протяженностью 41 м, дата ввода в эксплуатацию - 2015 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино, улица Школьная, дом 1);
15. Воздушная линия электропередач напряжением 0,4 кВ водозабор Козьмино, протяженностью 800 м, дата ввода в эксплуатацию - 1975 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино).
Согласно пункту 1.3 соглашения передаваемые заказчику объекты жилищно-коммунального хозяйства предназначены для обеспечения населения и организаций села Козьмино и поселка Гыжег муниципального образования "Козьминское" Ленского муниципального района услугами водоснабжения и водоотведения и не могут быть использованы исполнителем для иных целей.
Пунктом 5.1 соглашения предусмотрено, что оно действует с 06.04.2023 на период введения режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории сельского поселения "Козьминское" Ленского муниципального района, либо до заключения в установленном законом порядке концессионного соглашения на объекты жилищно-коммунального хозяйства, по обеспечению водоснабжения и водоотведения, являющиеся предметом настоящего соглашения, но не более чем на 360 дней, то есть до 30.03.2024 включительно.
Вышеперечисленные объекты жилищно-коммунального хозяйства переданы администрацией обществу в безвозмездное пользование.
Факт передачи заказчику указанных объектов жилищно-коммунального хозяйства подтверждается актом приема-передачи от 06.04.2023.
Ссылаясь на то, что установленный законом порядок передачи объектов коммунальной инфраструктуры соблюден не был, конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении указанного имущества не проводился, объекты были переданы в пользование не на основании концессионного соглашения, а на основании договора аренды, прокурор в порядке статьи 52 АПК РФ обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, признал исковые требования обоснованными по праву и удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В силу абзаца третьего части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 1 статьи 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 2 названной статьи сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166 ГК РФ).
В пункте 1 статьи 422 ГК РФ указано, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как разъяснено в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ, иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В связи с принятием Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 01.01.2014, за исключением отдельных положений, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ, Закон о водоснабжении).
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Следовательно, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, в отношении муниципальных объектов водоснабжения и (или) водоотведения, имеющих значительный период эксплуатации (более 5 лет), установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования - только по концессионным соглашениям, который призван обеспечивать более широкие по сравнению с арендой возможности реализации инвестиционных программ по модернизации и замене морально устаревшего оборудования на объектах жилищно-коммунального назначения.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 115-ФЗ целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Частью 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ к объектам концессионного соглашения отнесены объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии (пункт 10), объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (пункт 11).
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право его заключения (за исключением случаев, предусмотренных законом), порядок проведения конкурса и существенные условия данного соглашения урегулированы Законом N 115-ФЗ.
С учетом приведенных правовых норм для правильного рассмотрения спора по настоящему делу необходимо установить срок ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения, переданных администрацией обществу по оспариваемому соглашению, а также наличие или отсутствие у общества на момент заключения данного договора прав владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, частью которой является переданное по оспариваемому договору имущество, и технологическую связь этого имущества с указанной сетью.
Как установлено судом и следует из материалов дела, все объекты, переданные в безвозмездное пользование обществу по оспариваемому соглашению, введены в эксплуатацию в период с 1975 года по 2015 год, то есть более чем за пять лет до заключения администрацией с обществом спорного соглашения.
Таким образом, в рассматриваемом случае, с учетом вышеизложенных нормативных требований, передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения возможна только по концессионному соглашению, которое в силу части 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ подлежит заключению путем проведения конкурса.
Администрацией не отрицается тот факт, что торги по передаче спорного имущества не проводились.
При этом администрацией не указаны положения федерального закона, разрешившие предоставить обществу муниципальное имущество без проведения названной выше процедуры.
Кроме того, согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения настоящего дела установлено и апеллянтом не отрицается и документально не опровергнут тот факт, что переданные по соглашению от 06.04.2023 обществу объекты жилищно-коммунального хозяйства, а именно на водопроводные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Ленский район, село Козьмино, кадастровый номер 29:09:000000:148; водонапорная башня, расположенная по адресу: Архангельская область, Ленский район, село Козьмино, кадастровый номер 29:09:000000:772 и система водоснабжения, расположенная по адресу: Архангельская область, Ленский район, поселок Гыжег, кадастровый номер 29:09:000000:58, до настоящего времени находятся на праве хозяйственного ведения у предприятия.
Указанные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 июля 2023 года по делу N А05-13414/2022.
Доказательств, подтверждающих передачу объектов жилищно-коммунального хозяйства от третьего лица администрации, подателем жалобы в материалы дела не представлено.
Следовательно, как верно установлено судом, в настоящее время вышеперечисленное имущество не является свободным от прав третьих лиц.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами может быть осуществлена исключительно по концессионному соглашению и свободному от прав третьих лиц.
Поскольку рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом по общему правилу является конкурентным, заключение соглашения о безвозмездном пользовании таким имуществом вне предусмотренных законом обязательных конкурсных процедур нарушает права муниципального образования на эффективное и рациональное использование муниципального имущества, а также на развитие добросовестной конкуренции, создает обществу (ООО "Архоблвод") преимущественные условия доступа на рынок предоставления услуг водоснабжения и водоотведения села Козьмино и поселка Гыжег муниципального образования "Козьминское" Ленского муниципального района.
При заключении спорного соглашения его сторонами нарушено право муниципального образования на эффективное и рациональное использование муниципального имущества, собственником которого оно является, на поступление доходов в бюджет от использования муниципального имущества, а также на развитие добросовестной конкуренции на территории муниципального образования.
В пункте 75 Постановления N 25 разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. При этом само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Приведенный администрацией в апелляционной жалобе довод со ссылкой на то, что заключение спорного соглашения было вызвано срочной необходимостью обеспечения населения коммунальными ресурсами, отклоняется коллегией судей как несостоятельный ввиду следующего.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) органами местного самоуправления при местном уровне реагирования вводится режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций специальными подразделениями МЧС.
Согласно этому же Закону чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Таким образом, организация обеспечения надлежащего водоснабжения и водоотведения не является обстоятельством, установленным Законом N 68-ФЗ в качестве чрезвычайной ситуации.
Документов в обоснование наличия ситуации срочности и чрезвычайной необходимости заключения спорного соглашения в обход установленной процедуры ответчиками в материалы дела не представлено.
Постановление администрации от 06.04.2023 N 214 "О введении режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории сельского поселения "Козьминское" Ленского муниципального района", которым отделу по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации поручено заключить с ООО "Архоблвод" спорное соглашение, а также которым главе муниципального образования "Козминское" совместно с заместителем главы администрации поручено в период действия режима повышенной готовности обеспечить постоянный контроль за нормальным функционированием системы жизнеобеспечения населения и работой социальных учреждений на территории поселения, таким доказательством не является, приведенные администрацией в обоснование причин заключения спорного соглашения обстоятельства не обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.
Кроме того, частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Вместе с тем, как указано в пункте 15 приложения 1 к оспариваемому соглашению от 06.04.2023, по которому обществу также в безвозмездное пользование передана воздушная линия электропередач напряжением 0,4 кВ водозабор Козьмино, протяженностью 800 м, дата ввода в эксплуатацию - 1975 год (Архангельская область, Ленский район, село Козьмино), в отношении данного объекта только производится постановка на кадастровый учет и право муниципальной собственности будет оформлено через три месяца после постановки объекта на кадастровый учет.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что правообладателем этого имущества на момент заключения администрацией с обществом оспариваемого соглашения и передачи обществу объекта, указанного в пункте 25 приложения 1 к соглашению, являлось муниципальное образование "Ленский муниципальный район".
Таким образом, администрация не доказала наличие у нее на основании статьи 51 Закона N 131-ФЗ законного права распоряжаться от имени от имени муниципального образования объектом, указанным в пункте 15 приложении 1 к соглашению, и передавать это имущество обществу.
Ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе администрацией не приведено нормативно обоснованных доводов относительно законности заключенного ею с обществом соглашения в части названного объекта.
При таких обстоятельствах исковые требования правомерно удовлетворены судом в полном объеме.
Каких-либо доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции и могли бы являться основаниями для его отмены, апелляционная жалоба администрации не содержит.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 ноября 2023 года по делу N А05-10128/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Ленский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10128/2023
Истец: Прокуратура Архангельской области
Ответчик: Администрация муниципального образования "Ленский муниципальный район", ООО "Архоблвод"
Третье лицо: Козьминское муниципальное унитарное производственное предприятие жилищно-коммунальлного хозяйства, АС Архангельской обл