г. Самара |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А55-14493/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 27 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 31 марта 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
с участием: от Акционерного общества "Самарская сетевая компания" - представителя Левиной Е.С. (доверенность от 06.05.2022 N 199),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - представителя Шаталовой А.В. (доверенность от 23.09.2022 N 681/22/5),
от Говорухина Елена Владимировна - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Акционерного общества "Самарская сетевая компания" на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 января 2023 года по делу N А55-14493/2022 (судья Матюхина Т.М.), по заявлению Акционерного общества "Самарская сетевая компания", (ОГРН 1056367019136, ИНН 6367047389), г.Самара, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г.Самара, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечена Говорухина Елена Владимировна, об отмене постановления Самарского УФАС исх. N181адм-22/5 от 04.05.2022 по делу 063/04/9.21-148/2022 о назначении административного наказания АО "ССК" и прекращении производства по делу об административном правонарушении N063/04/9.21 -148/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Самарская сетевая компания" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - ответчик), об отмене постановления Самарского УФАС исх. N 181адм-22/5 от 04.05.2022 по делу 063/04/9.21-148/2022 о назначении административного наказания АО "ССК" и прекращении производства по делу об административном правонарушении N 063/04/9.21 -148/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечена Говорухина Елена Владимировна.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 января 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Акционерное общество "Самарская сетевая компания" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт по делу, которым отменить постановление Самарского УФ АС исх. N 181адм-22/5 от 04.05.2022 по делу 063/04/9.21-148/2022 о назначении административного наказания АО "ССК" и прекратить производство по делу об административном правонарушении N 063/04/9.21-148/2022.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что должностное лицо АО "ССК" директор по развитию Голин Р.В. постановлением Самарского УФАС от 04.05.2022 также привлечен к административной ответственности по делу N 063/04/9.21-149/2022 по признакам нарушения ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, по обстоятельствам, аналогичным делу N 063/04/9.21-148/2022, возбужденному в отношении юридического лица.
Податель жалобы также указал, что АО "ССК" приняты все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм технологического присоединения к электрическим сетям объектов заявителея Говорухиной Е.В., а именно: сетевой организацией созданы все необходимые условия для выполнения должностными лицами своих обязанностей, в том числе, по обеспечению заключения и выполнения условий договоров технологического присоединения (формирование дирекции, к компетенции которой отнесены вопросы технологического присоединения, кадровая обеспеченность, материально-техническая обеспеченность (наличие финансирования мероприятий, оргтехники, программного обеспечения, позволяющего работать в личном кабинете и т.д.), обеспечение надлежащего функционирования всех направлений деятельности сетевой организации).
АО "ССК" указало, что выявленные нарушения относятся к компетенции должностного лица Голина Р.В., за что постановлением Самарского УФАС от 04.05.2022 по делу N 063/04/9.21-149/2022 Голин Р.В. привлечен к административной ответственности. Постановление исполнено.
Податель жалобы полагает, что одновременное привлечение добросовестно действующего юридического лица и должностного лица к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение нарушает права АО "ССК" и не отражает смысл применения нормы права, введённой в действие ФЗ от 26.03.2022 N 70-ФЗ (ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ).
Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель Акционерного общества "Самарская сетевая компания" в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Говорухина Елена Владимировна не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Говорухина Елена Владимировна обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области с заявлением (вх. N 577-ЭП/22 от 19.01.2022 г.) на действия (бездействие) АО "ССК".
По результатам административного расследования, постановлением от 04.05.2022 по делу N 063/04/9.21-148/2022 на основании протокола об административном правонарушении от 19.04.2022 АО "ССК" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ за правонарушение, выразившееся в нарушении требований Правил технологического присоединения, а именно совершено административное правонарушение, выразившееся:
- в нарушении пунктов 3, 7, подпункта "б" пункта 16 Правил ТП путем нарушения срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта Говорухиной Е.В., расположенного по адресу: Самарская обл., Волжский район, массив Воскресенка с/т СМПО им. Фрунзе, линия 20, участок 60;
- в нарушении подпункта "б" пункта 16 Правил ТП путём указания в ТУ N 169/13 -ТУ неверного срока осуществления мероприятий по технологическом} присоединению (6 месяцев вместо 4 месяцев);
- в нарушении пункта 109 Правил ТП путём нарушения срока размещения акта допуска прибора учета в эксплуатацию в личном кабинете потребителя;
в нарушении пункта ПО Правил ТП путём нарушения срока размещения акта об осуществлении технологического присоединения в личном кабинете потребителя.
Не согласившись с указанным постановлением АО "ССК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее -Правила N 861).
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно.
Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужили следующие обстоятельства.
Говорухина Е.В. в своем заявлении указала, что 04.06.2021 г. обратилась в адрес АО "ССК" с заявкой на осуществление технологического присоединения объекта, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, массив Воскресенка с/т СМПО им. Фрунзе, линия 20, участок 60. На момент подачи заявки действовали Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 в редакции N 85 от 11.08.2021 г. (начало действия редакции-24.08.2021 г.).
На основании заявки заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 169/13 от 18.06.2021 г. В указанную дату действовали Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 в редакции N 83 от 26.04.2021 г. (начало действия редакции-05.05.2021 г.).
В соответствии с пунктом 3 Правил ТП, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 7, настоящие Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже) к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, - обеспечение сетевой организацией возможности осуществить действиями заявителя фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии.
Для целей настоящих Правил под осуществлением действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя. Фактический прием напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата, расположенного после прибора учета (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Пункт 14 Правил ТП устанавливает, что в заявке, направляемой заявителем -физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) место жительства заявителя;
в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил;
г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 Правил ТП установлено, что в заявке, направляемой заявителем, должны быть в зависимости от конкретных условий указаны следующие сведения:
наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;
сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);
наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи поставки) электрической энергии (мощности)).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил ТП, договор должен содержать следующие существенные условия:
срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:
в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;
4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт; в иных случаях:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих элекгрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;
6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;
года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии.
Согласно заявке Говорухиной Е.В., максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 15 кВт при напряжении 0,38 кВ, заявляемая категория надёжности энергопринимающих устройств - III.
Следовательно, Говорухина Е.В. относится к категории заявителей, предусмотренной пунктом 14 Правил ТП.
АО "ССК АО "ССК" в адрес Говорухиной Е.В. посредством личного кабинета на сайте АО "ССК" были направлены Технические условия N 169/13-ТУ от 18.06.2021 г. и счёт на оплату N 169/13 от 18.06.2021 г.
Пунктом 13 ТУ N 169/13-ТУ предусмотрено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
Оплата счёта по Договору N 169/13 произведена Говорухиной Е.В. 29.06.2021 г., что подтверждается представленным потерпевшим чек-ордером. Следовательно, Договор N 169/13 заключен 29.06.2021 г.
В заявлении (вх. N 577-ЭП/22 от 19.01.2022 г.) Говорухина Е.В. указала, что на момент подачи данного заявления мероприятия по технологическому присоединению не были осуществлены.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил ТП, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в отношении энергопринимающих устройств Говорухиной Е.В. составляет 4 месяца.
Самарское УФАС России на основании представленных материалов вынесло определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 063/04/9.21 -148/2022 и проведении административного расследования (исх. N 1264/5 от 21.02.2022 г.).
Самарское УФАС России определением (исх. N 1265/5 от 21.02.2022 г.) направило в адрес Говорухиной Е.В. запрос информации для всестороннего, полного и объективного рассмотрения заявления.
Самарским УФАС России в адрес АО "ССК" определением (исх. N 1265/5 от 21.02.2022 г.) направлен запрос информации для выяснения причин и Условий нарушения законодательства.
В ответ на определение АО "ССК" представило следующие письменные пояснения (вх. N 2734/22 от 01.03.2022 г.).
В письменных пояснениях АО "ССК" указало, что технологическое присоединение не было осуществлено своевременно ввиду задержки поставки прибора учета, подлежащего установке потребителю. Между АО "ССК" и ООО "Энерго-сервисная компания" заключен договор N 10818 от 07.10.2020 г. В рамках этого договора АО "ССК" направило заявку на поставку счетчиков. В ходе закупки от завода-изготовителя приборов учета, запланированных к закупке, поступило письмо о том, что данный тип счетчиков снят с производства. В дальнейшем поступили письма о вариантах замены нужного прибора учета. В связи с этим потребовалось время для согласования подходящих приборов учета, проведение повторной закупки. Был заключен договор N 14503 от 06.12.2021 г., в тот же день подана заявка, получены приборы учета.
Между тем, как верно указал суд, вне зависимости от наличия трудностей, связанных с задержкой поставки оборудования, сетевая организация обязана надлежащим образом исполнить соответствующие мероприятия в соответствии с условиями договора.
Материалами дела не подтверждается представление заявителем доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства Российской Федерации в установленный срок.
По пункту 1.3 определения Самарского УФАС России в части соблюдения подпункта "б" пункта 16 Правил ТП АО "ССК" пояснило, что в соответствии с пунктом 16 Правил ТП установлен срок выполнения мероприятий в 6 месяцев, так как в технические условия включен пункт, предусматривающий реконструкцию распределительных электросетей путем установки соответствующей коммутационной аппаратуры, устройств сбора данных измерительного комплекса, вводного и фидерного учета электроэнергии.
Пунктом 10.2 ТУ N 169/13-ТУ предусмотрено, что сетевая организация осуществляет на своих сетях технические мероприятия, обеспечивающие технологическое присоединение объекта и передачу заявленной мощности в объёме 15 кВт, а именно реконструкцию распределительных сетей путём установки соответствующей коммутационной аппаратуры, устройств сбора данных измерительного комплекса, вводного и фидерного учёта электроэнергии.
Согласно пункту 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Основная номенклатура работ по реконструкции в электрических сетях приведена в таблице 3 РД 153-34.3-20.409-99.
Так, к реконструкции воздушных и кабельных линий электропередачи всех классов напряжения, волоконно-оптических линий связи относится: строительство воздушной, кабельной линии электропередачи взамен ликвидируемой, вынос участков воздушной, кабельной линии на новую трассу в связи со строительством энергетических или других объектов, сплошная замена на участках воздушной линии опор новыми (из того же или другого материала, а также опорами другого типа) при общей длине участка более 15 % протяженности линии, замена дефектных опор воздушной линии на деревянных опорах новыми (из того же или другого материала, а также опорами другого типа) или подстановка дополнительных при общем количестве вновь устанавливаемых опор более 30 % установленных на линии, сооружение волоконно-оптической линии связи на опорах действующей воздушной линии электропередачи в составе ее реконструкции.
Соответственно, установку приборов учета, коммутационной аппаратуры на опорах нельзя признать мероприятием по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства.
Согласно позиции ФАС России, выраженной в информационном письме (исх. N ВК/17850/21 от 11.03.2021 г.), в случае отсутствия необходимости выполнения работ, влекущих изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, мероприятия, реализуемые в рамках технологического присоединения объектов заявителей, не могут быть отнесены к работам по реконструкции линейного объекта.
Согласно ТУ N 169/13-ТУ, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств потерпевшего составляет 15 кВт; категория надёжности -III; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществлялось технологическое присоединение - 0,22 кВ.
Следовательно, срок выполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения объекта Говорухиной Е.В. составлял 4 месяца и истёк 29.10.2021 г.
По пункту 1.6 определения Самарского УФАС России АО "ССК" представило схему сетей в районе расположения объекта Говорухиной Е.В., из которой следует, что расстояние от объектов электросетевого хозяйства АО "ССК до объекта Говорухиной Е.В. составляет 5 метров. Объект заявителя расположен в Волжском районе Самарской области, расстояние от точки присоединения до границ участка заявителя не превышает 500 метров, установленных для сельской местности пунктом 16 Правил ТП.
Самарское УФАС России определением (исх. N 1731/5 от 09.03.2022 г.) продлило срок административного расследования по делу N 063/04/9.21 -148/2022 об административном правонарушении в связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств дела, получением дополнительных материалов (документов).
В ответ на определение АО "ССК" представило следующие письменные пояснения (вх. N 3490/22 от 15.03.2022 г.).
По пункту 4.1. определения АО "ССК" пояснило, что необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя отсутствовала.
По п. 4.2 определения АО "ССК" сообщило, что в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций) мероприятия по технологическому присоединению Говорухиной Е.В. не подлежали включению и не включались.
По п. 4.6 определения АО "ССК" сообщило, что акт о выполнении технических условий составлен 21.01.2022. Данный акт выложен в личный кабинет заявителя вместе с актом об осуществлении технологического присоединения 31.01.2022.
По п. 4.7 определения АО "ССК" пояснило, что проверка прибора учета проведена 13.12.2021. Акт допуска в эксплуатацию составлен 21.01.2022. В личный кабинет заявителя данный акт выложен 26.01.2022.
Однако, согласно пункту 109 Правил ТП, после осуществления допуска в эксплуатацию прибора учета сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, когда был осуществлен допуск в эксплуатацию прибора учета, обязана разместить в личном кабинете потребителя акт допуска прибора учета в эксплуатацию, оформленный в соответствии с требованиями раздела X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, о чем сетевая организация в течение 1 рабочего дня со дня размещения в личном кабинете потребителя акта допуска прибора учета в эксплуатацию обязана уведомить заявителя и субъекта розничного рынка, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил.
Как установил суд и следует из материалов дела, акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 21.01.2022 г. размещен в личном кабинете Говорухиной Е.В. 26.01.2022 г., следовательно срок размещения, установленный пунктом 109 Правил ТП, нарушен.
Также согласно пункту ПО Правил ТП по результатам выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями (в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) -13(5) и 14 настоящих Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которых осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, - сетевой организацией и таким заявителем) сетевая организация составляет в электронной форме и размещает в личном кабинете потребителя акт о выполнении технических условий по форме, предусмотренной приложением N 15 к настоящим Правилам, содержащий перечень мероприятий, реализованных в соответствии с техническими условиями, и акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, о чем сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, в течение которого были составлены и размещены указанные документы, обязана уведомить заявителя.
Согласно представленным материалам, акт об осуществлении технологического присоединения от 26.01.2022 г. размещен в личном кабинете Говорухиной Е.В. 31.01.2022 г., следовательно срок размещения, установленный пунктом 110 Правил ТП, нарушен.
В ответ на определение Говорухина Е.В. представила следующие письменные пояснения (вх. N 3285-ЭП/22 от 14.03.2022 г.).
Заявитель сообщила, что опора АО "ССК" 202/9 ВЛ-0,4 кВ от КТП-604/400кВА на момент заключения договора имелась, что подтверждается фотографией 2020 года.
АО "ССК" направило пояснения (вх. N 6060/22 от 25.04.2022 г.; вх. N 6289/22 от 29.04.2022 г.), в которых указано, что отсутствие прибора учета в качестве причины нарушения срока исполнения обязательств по договору было указано ошибочно, так как неверные сведения имелись у исполнителя, предоставлявшего информацию для подготовки ответа на определение Самарского УФАС от 21.02.2022.
Прибор учета не был поставлен абоненту вовремя из-за того, что не было возможности проехать к данному абоненту по территории СНТ. Как только появилась возможность счетчик был установлен.
Также АО "ССК" пояснило, что обязанности по осуществлению установки приборов учета лежат на старших контролерах и контролерах 2 разряда, составлению актов о допуске прибора учета в эксплуатацию, а также по поручению непосредственного руководителя акты о выполнении технических условий, об осуществлении технологического присоединения - на контролерах 2 разряда. В декабре 2021 года 2 контролеров 2 разряда отсутствовали по причине болезни 3 рабочих дня с 29.12.2021.
Между тем, судом верно указано, что вне зависимости от трудностей, связанных с нехваткой персонала, сетевая организация обязана надлежащим образом выполнять свои функции и соблюдать Правила ТП.
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства Российской Федерации в установленный срок не представлено.
Статьей 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в следующих сферах:
- транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам (нефтепроводам, нефтепродуктопроводам);
- транспортировки газа по газопроводам;
- оказания услуг по передаче электрической энергии;
- оказания услуг по передаче тепловой энергии;
- водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
АО "ССК" является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, принадлежащими на праве собственности/владения АО "ССК", оказывает услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям.
Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.12.2020 г. N 883 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области" устанавливались индивидуальные тарифы АО "ССК" на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области в период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Следовательно, АО "ССК" является субъектом естественной монополии.
АО "ССК" как субъект естественной монополии, профессиональный участник товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств обязано соблюдать Правила ТП.
Пунктом 10.3 ТУ N 242/50-ТУ предусмотрено, что сетевая организация осуществляет на своих сетях технические мероприятия, обеспечивающие технологическое присоединение объекта и передачу заявленной мощности в объёме 15 кВт, а именно реконструкцию распределительных сетей путём установки соответствующей коммутационной аппаратуры, устройств сбора данных измерительного комплекса, вводного и фидерного учёта электроэнергии.
Согласно пункту 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Основная номенклатура работ по реконструкции в электрических сетях приведена в таблице 3 РД 153-34.3-20.409-99.
Так, к реконструкции воздушных и кабельных линий электропередачи всех классов напряжения, волоконно-оптических линий связи относится: строительство воздушной, кабельной линии электропередачи взамен ликвидируемой, вынос участков воздушной, кабельной линии на новую трассу в связи со строительством энергетических или других объектов, сплошная замена на участках воздушной линии опор новыми (из того же или другого материала, а также опорами другого типа) при общей длине участка более 15 % протяженности линии, замена дефектных опор воздушной линии на деревянных опорах новыми (из того же или другого материала, а также опорами другого типа) или подстановка дополнительных при общем количестве вновь устанавливаемых опор более 30 % установленных на линии, сооружение волоконно-оптической линии связи на опорах действующей воздушной линии электропередачи в составе ее реконструкции.
Соответственно, установку приборов учета, коммутационной аппаратуры на опорах нельзя признать мероприятием по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства.
Согласно позиции ФАС России, выраженной в информационном письме (исх. N ВК/17850/21 от 11.03.2021 г.), в случае отсутствия необходимости выполнения работ, влекущих изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, мероприятия, реализуемые в рамках технологического присоединения объектов i заявителей, не могут быть отнесены к работам по реконструкции линейного объекта.
С учетом изложенного судом верно указано, что в установленный законодательством срок сетевой организацией не приняты меры для выполнения договора, а также в нарушение Правил ТП данные необходимые для осуществления подключения мероприятия не содержатся в технических условиях.
Общество не представило в материалы административного доказательства выполнения мероприятий, перечисленных в технических условиях. При этом в течение длительного срока не выполнены указанные мероприятия: сетевой организацией не подтверждено, несмотря на запрос административного органа, указанная в ТУ реконструкция распределительных сетей, организация на границе коммерческого учета электроэнергии.
Фактически технологическое присоединение не осуществлено, а просрочка исполнения обязательств составила 89 дней.
Доказательства невозможности соблюдения заявителем требований Правил ТП в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
АО "ССК" ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, что подтверждается постановлением по делу N 063/04/9.21-8/2021 и платёжным поручением от 28.05.2021 г., постановлением по делу N 063/04/9.21-177/2021 и платёжным поручением от 02.06.2021 г., постановлением по делу N 063/04/9.21-444/2021 и платёжным поручением от 03.08.2021 г., постановлением по делу N 063/04/9.21 -614/2021 и платёжным поручением от 17.12.2021 г., постановлением по делу N 063/04/9.21 -1201/2021 и платёжным поручением от 13.04.2022 г., постановлением по делу N 063/04/9.21 -1205/2021 и платёжным поручением от 13.04.2022 г.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что в действиях АО "ССК" содержится нарушение части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по технологическому присоединению, общество не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований Правил N 861.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Также следует указать, что заявителю назначено наказание в минимальном размере в виде административного штрафа в пределах половины от санкции предусмотренной части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в сумме 300 000 руб.
Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам совершенного деяния, наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению требований законодательства, обществом не представлено.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление управления является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 211 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления УФАС по Самарской области N 063/04/9.21- 148/2022 от 04.05.2022 не подлежащим исполнению, в связи с привлечением в рамках спорной проверки к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ директора по развитию АО "ССК" Голина Р.В. с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. При этом
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06.04.2022 часть 5 статьи 2.1 КоАП РФ, в соответствии с которой, если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности.
Следовательно, в соответствии с названной нормой, основанием для непривлечения должностного лица или иного работника юридического лица к административной ответственности является факт привлечения непосредственно юридического лица к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа, который должен быть установлен по правилам пункта 3 или 5 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ.
В силу пункта 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной начальной (максимальной) цене гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением или иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 - 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - контракт), цене контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В свою очередь в рассматриваемом случае административный штраф АО "ССК" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, назначенный постановлением административного органа от 04.05.2022 составил 300 000 руб., и был исчислен по правилам абзаца 1 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ.
Доказательства того, что административный штраф был назначен обществу с учетом пункта 3 или 5 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ материалы дела не содержат.
Кроме того, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (приложение 24) разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Оценив наличие возможности для предотвращения совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии доказательств того, что АО "ССК" были предприняты все зависящие от общества меры по соблюдению Правил технологического присоединения в части соблюдения: пунктов 3, 7, подпункта "б" пункта 16 Правил ТП, пункта 109, пункта 110 Правил ТП.
Согласно части 4 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Доказательств, подтверждающих, что электросетевая организация предприняла все зависящие от нее меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
В этой связи суд апелляционной инстанции отклоняет довод подателя жалобы, со ссылкой на положения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, как о наличии оснований улучшающих положение лица, привлекаемого к административной ответственности, за вменяемое правонарушение по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18 января 2023 года по делу N А55-14493/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14493/2022
Истец: АО "Самарская сетевая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Самарской области
Третье лицо: Говорухина Е.В.