г. Владивосток |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А59-3805/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-1107/2023
на решение от 19.01.2023
судьи Е.М. Александровской
по делу N А59-3805/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по исковому заявлению Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (ИНН 6500005551, ОГРН 1026500532960) к обществу с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Башня" (ИНН 6501130629, ОГРН 1036500605382)
о взыскании ущерба,
третье лицо: Доценко Юрий Владимирович
при участии в заседании: стороны и третье лицо не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (далее - истец, пенсионный фонд, учреждение, Фонд) обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Башня" (далее - ответчик, общество, страхователь, ООО "Охранное агентство "Башня") о взыскании ущерба в размере 93 694 руб. 65 коп. (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора суд привлек застрахованное лицо - Доценко Юрия Владимировича (далее - третье лицо, Доценко Ю.В.).
С 01.01.2023 Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области реорганизовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области.
Решением от 19.01.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт.
Согласно доводам жалобы апеллянт настаивает на том, что общество не представило в установленный законом срок сведения в отношении застрахованного лица Доценко Юрия Владимировича по форме СЗВ-М за апрель 2020 года, что повлекло переплату пенсионных выплат третьему лицу за период с 01.04.2020 по 30.11.2021 в сумме 93 694,64 руб. По мнению Фонда, указанное обстоятельство свидетельствует о наличии вины страхователя, в связи с чем учреждение обязано возместить соответствующий ущерб.
ООО "Охранное агентство "Башня" согласно представленному в материалы дела отзыву на апелляционную жалобу возражает против доводов жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Третье лицо отношение к жалобе не выразило, отзывы на апелляционную жалобу не представило.
Стороны и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Башня" является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области в отношении третьего лица - Доценко Юрия Владимировича, вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) с 01.04.2020.
07.05.2020 страхователь представил сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за апрель 2020 года, согласно которым Доценко Ю.В. является не работающим пенсионером на апрель 2020 года.
Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области в отношении третьего лица - Доценко Юрия Владимировича, вынесено решение N 1/В о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) с 01.04.2020.
05.06.2020 страхователь представил сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за май 2020 года.
Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области в отношении третьего лица - Доценко Юрия Владимировича, вынесено решение N 1/В о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) с 01.08.2020.
Согласно служебной записки дата решения о выплате страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом индексаций в отношении Доценко Юрия Владимировича - 16.06.2020.
Доплата пенсии в повышенном размере за апрель, май, июнь 2020 года Доценко Ю.В. осуществлена по платежному документу от 26.06.2020.
14.10.2020 страхователь представил сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая) за апрель 2020 года, согласно которым Доценко Ю.В. является работающим пенсионером на апрель 2020 года.
Пенсионный фондом на основании представленной обществом отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М в период с 01.04.2020 по 30.11.2021 проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
12.11.2011 территориальным органом Пенсионного фонда составлен протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и социальных выплат N 164504, которым установлен факт излишней выплаты пенсии за период с 01.04.2020 по 30.11.2021 в размере 93 694,64 руб.
10.11.2021 Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области в отношении третьего лица - Доценко Юрия Владимировича, вынесено решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии.
Посчитав, что ответчик несвоевременно представил отчетность по форме СЗВ-М за апрель 2020 года, истец произвел расчет излишне выплаченных сумм за период с 01.04.2020 по 30.11.2021 на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), в соответствии с которым, сумма излишне выплаченных третьему лицу сумм составила 93 694,64 руб.
По мнению истца, в результате неправомерных действий ответчика - страхователя по обязательному пенсионному страхованию, который несвоевременно представил сведения о работающих у него застрахованных лицах, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, работающему пенсионеру выплачена за период с 01.04.2020 по 30.11.2021 повышенная фиксированная сумма страховой пенсии по старости с учетом индексации как неработающему пенсионеру, чем истцу причинен ущерб на сумму 93 694,64 руб.
Отделением пенсионного фонда в адрес общества направлено письмо от 31.01.2022 N 1428-04 с предложением добровольного погашения возникшей переплаты страховой пенсии в отношении третьего лица, возникшей по вине страхователя.
Направленная ответчику претензия оставлена им без удовлетворения, ущерб истцу не возмещен, что явилось основанием обращения истца с исковым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" Федеральный закон от 28,12.2013и N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) дополнен статьей 26.1, определяющей порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 названного Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с названным Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 названного Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1-3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Положения части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ корреспондируют с положениями части 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), которым установлена обязанность страхователи представлять предусмотренные пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 названной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Из пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ следует, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности осуществляется с 01.01.2019 на основании пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Закон N 350-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 10 Закона N 350-ФЗ размер страховой пенсии в 2019-2024 годах корректируется с 1 января каждого года.
Статьей 8 Закона N 350-ФЗ установлен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Закона N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
На основании части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 названной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Пенсия пенсионеру, возобновившему трудовую деятельность, выплачивается в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности. При этом пенсия с учетом повышения выплачивается только в случае возобновления работы после осуществления.
Согласно части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность 6 сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 названного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, названные законоположения устанавливают ответственность страхователя по возмещению Пенсионному фонду РФ причиненного ущерба, если к возникновению такого ущерба привели его виновные действия.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 1064 ГК РФ для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.
Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
При этом действующее законодательство не допускает возложения на гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате необоснованного назначения трудовой пенсии перерасхода средств на выплату трудовых пенсий Пенсионному фонду Российской Федерации при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела судом установлено, что ООО "Охранное агентство "Башня" представило отчетность по форме СЗВ-М "исх" за апрель 2020 года - 07.05.2020, за май 2020 года - 05.06.2020.
14.10.2020 ООО "Охранное агентство "Башня" представило отчетность по форме СЗВ-М "доп" за апрель 2020 года.
В связи с недостоверными сведениями о застрахованном лице по форме СЗВ-М за апрель 2020 года, полученными от страхователя истец, посчитав, что третье лицо прекратило осуществление трудовой деятельности, принял решение от 16.06.2020 о выплате страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии как неработающему пенсионеру начиная с 01.04.2020, что подтверждается представленной в материалы дела служебной запиской.
Фактическая выплата осуществлена пенсии в повышенном размере за апрель, май, июнь 2020 года Доценко Ю.В. осуществлена по платежному документу от 26.06.2020.
Как следует из материалов дела, за май 2020 года сведения за указанный период представлены страхователем в установленные пунктом 2.2 Законом N 27-ФЗ сроки, то есть не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, из которой следует, что Доценко Ю.В. не прекращал трудовую деятельность у общества и является работником ответчика.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения о застрахованных лицах, представленные страхователем.
Согласно пункту 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н (действовавших в рассматриваемый период), в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
В свою очередь, частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
На основании пункта 101 названных Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Таким образом, основанием для принятия органом пенсионного обеспечения решения о выплате страховой пенсии с учетом индексации или без таковой является представление страхователем сведений индивидуального персонифицированного учета о застрахованных лицах. При этом такие решения принимаются в месяце, следующем за месяцем, в котором возникли обстоятельства, как для установления индексации, так и для прекращения ее выплаты.
Как установлено арбитражным судом и подтверждается материалами дела, 07.05.2020 ответчиком представлена в пенсионный фонд отчетность по форме СЗВ-М "исх" за апрель 2020 года в отношении застрахованного лица Доценко Ю.В.
14.10.2020 ООО "Охранное агентство "Башня" представило отчетность по форме СЗВ-М "доп" за апрель 2020 года.
Недостоверное представление сведений за апрель 2020 года способствовали принятию региональным отделением решения от 16.06.2020 о выплате страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии как неработающему пенсионеру с 01.04.2020, фонд посчитал, что третье лицо прекратило осуществление трудовой деятельности.
Исходя из расчета переплат, представленного истцом в материалы дела, размер пенсии застрахованного лица, положенной к выплате за период с 0.04.2020 по 30.11.2021, составляет 93 694,64 руб.
Однако сведения за указанные периоды были представлены в установленные пунктом 2.2 статьи Закона N 27-ФЗ сроки - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Например, за май 2020 года страхователь представил отчетность по форме СЗВ-М "исх" - 05.06.2020.
Согласно указанным сведениям третье лицо является работником ответчика.
Таким образом, из ранее представленных сведений следовало, что Доценко Ю.В. не прекращал трудовую деятельность.
Следовательно, в силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, с учетом представления ответчиком надлежащих сведений индивидуального учета по форме СЗВ-М за май 2020 года, истец должен был уточнить факт осуществления пенсионером работы уже в июне 2020 (по состоянию на 01.06.2020).
На момент принятия пенсионным фондом решения о выплате (16.06.2020) и распоряжения о перерасчете размера пенсии, истец располагал сведениями об осуществлении третьим лицом трудовой деятельности.
Таким образом, пенсионный фонд не был лишен возможности на основании указанных сведений принять решения о назначении выплаты пенсии в размере, установленном законом для работающих пенсионеров.
Вместе с тем, пенсионный фонд продолжал начисление и выплату пенсии застрахованному лицу в индексированном размере, несмотря на наличие у него информации о факте работы застрахованного лица в ООО "Охранное агентство "Башня".
Таким образом, довод истца о виновности страхователя в излишней выплате страховой пенсии апелляционной коллегией не принимается, поскольку учреждением не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о том, что выплата пенсии третьему лицу в повышенном размере за период с 01.04.2020 по 30.11.2021, произошла именно в результате противоправных действий ответчика. Вина ответчика в убытках истца, выразившихся в излишне выплаченной пенсии третьим лицам, отсутствует.
Указанная позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.11.2019 N 303- ЭС19-20197.
При таких обстоятельствах, исковые требования в части взыскании ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Доценко Юрия Владимировича в размере 93 694,64 руб. удовлетворению не подлежат в связи с недоказанностью истцом наличия причинно-следственной связи между причиненным вредом и противоправным поведением ответчика.
С учетом изложенного судебная коллегия поддерживает выводы арбитражного суда и, как следствие, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствуют нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Соответственно оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 19.01.2023 по делу N А59-3805/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-3805/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Охранное агентство "Башня"
Третье лицо: Доценко Юрий Владимирович