г. Пермь |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А50-27642/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Шаламовой Ю.В.
судей Муравьевой Е.Ю., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, общества с ограниченной ответственностью "Суксунские минеральные воды",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 26 декабря 2022 года
по делу N А50-27642/2022
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (ОГРН 1055901619168, ИНН 5904122386) в лице Центрального территориального отдела
к обществу с ограниченной ответственностью "Суксунские минеральные воды" (ОГРН 1135908002416, ИНН 5908054105)
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - Управление) в лице Центрального территориального отдела обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Суксунские минеральные воды" (далее - ООО "Суксунские минеральные воды", Общество) по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26 декабря 2022 года ООО "Суксунские минеральные воды" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Суксунские минеральные воды" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
В апелляционной жалобе Общество настаивает на том, что совершенное административное правонарушение является малозначительным. Отсутствует опасная угроза охраняемым отношениям, вред интересам и здоровью граждан. Ссылается на наличие доказательств незамедлительного устранения всех несоответствий законодательству. Кроме того, обращает внимание на то, что общество является субъектом малого предпринимательства. Полагает, что назначенный размер административного наказания является обременительным для общества и не соотносится с обстоятельствами допущенного нарушения. Считает, что имеются основания для применения такой меры административного наказания как предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Центральным территориальным отделом Управлением в период с 19.08.2022 по 30.08.2022 в связи с исполнением требования прокуратуры Пермского края от 10.08.2022 N 7-73-2022/6806-22-20570001 (вх. N 59-26351-2022 от 16.08.2022) на основании решения Управления о проведении внеплановой выездной проверки от 18.08.2022 N 1799 (л.д. 27-29) проведена выездная внеплановая проверка соблюдения Обществом санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении предпринимательской деятельности. Проверкой было установлено следующее:
1) на воду газированную природную питьевую лечебно-столовую "Славяновская" представлена Декларация о соответствии ЕАЭС N RU-Д- RU.РА01.В.03694/22, согласно которой Общество заявляет, что вода питьевая обработанная "Славяновская" газированная и негазированная, упакованная в потребительскую упаковку (бутылки полимерные), ёмкостью 0,5 л, 1 л, 1,5 л, произведённая Обществом соответствует требованиям TP ЕАЭС 044/2017, TP ТС 021/2011, TP ТС 029/2012. Декларация, подтверждающая соответствие "Воды газированной природной питьевой лечебно-столовой СЛАВЯНОВСКАЯ. Изготовитель: ООО "Суксунские минеральные воды" установленным требованиям, не представлена. Согласно единому реестру сертификатов соответствия и деклараций о соответствии: (https://pub.fsa.gov.ru/rds/declaration), внесение в который деклараций о соответствии является обязательным в силу ч. 6 ст. 24 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), а их действие (также в силу вышеприведённой части) начинается с момента присвоения номера в данном реестре, за изготовителем Обществом деклараций о соответствии на лечебно-столовую воду не значится. В реестре свидетельств о государственной регистрации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отсутствует свидетельство о государственной регистрации на пищевой продукт "Вода газированная природная питьевая лечебно-столовая "Славяновская", изготовителем которого является Общество. В реестре для данного изготовителя найдены сведения о двух свидетельствах о государственной регистрации: RU.59.55.11.006.E.000036.09.14 от 01.09.2014 на воду питьевую "Суксунские источники" первой категории (газированная и негазированная, расфасованная в емкости); RU.77.99.19.006.E.002806.04.14 от 11.04.2014 на воду минеральную питьевую лечебно-столовую "Ключи". По мнению административного органа, допущен оборот продукции, соответствие установленным требованиям которой в предусмотренном законодательством порядке не подтверждено, что является нарушением ч. 1 ст. 23, ч. 2 ст. 24 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - TP ТС 021/2011);
2) при проведении осмотра 22.08.22 по адресу производства в цехе розлива, по технологическому процессу изготовления готового продукта вода проходит, основные этапы: фильтрация, обеззараживание через УФ лампу, газация сатуратором (устройством для получения газированной воды). При изучении ТУ 11.07.11-001-26597857-2021 "Вода питьевая очищенная, негазированная, расфасованная в емкости "Славяновская" по содержанию выделяют главы и описывают: 1. Технические требования по лабораторным показателям (1.1-1.2 Органолептическим свойствам, свойствам солевого и газового состава); 2. Содержание токсичных металлов; 3. Радиационная безопасность; 3. Микробиологические показатели); 7. Требование к сырью и материалам; 8. Упаковка; 9. Маркировка; 10. Правила приемки готового продукта; 11. Приемочный контроль готового продукта; 12. Методы контроля; 13. Правила транспортирования и хранения; 14. Гарантии изготовителя; Перечень нормативных документов. Также по программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий с планом внедрения и поддержания процедур, основанных на принципах ХАССП на предприятии по производству минеральной воды и воды обработанной упакованной Обществом технологический процесс изготовления воды не описан, тем самым, по мнению административного органа, выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции отсутствует, не определены контролируемые этапы технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программе производственного контроля, что не соответствует требованиям пп. 1, 3 п. 3 ч. 3 ст. 10 ТР ТС 021/2011;
3) допущено нарушение требования к указанию в маркировке места нахождения изготовителя пищевой продукции, а именно: согласно информации, на маркировке лечебно-столовой сульфатной магниево-кальциевой питьевой газированной минеральной воды "Ключи", "Изготовитель: ООО "Суксунские минеральные воды". Юридический адрес: 614113, Россия, г. Пермь, ул. Гальперина, 6". Согласно выписки из ЕГРЮЛ юридический адрес Общества: 614025, Пермский край, г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 98, к. 7, этаж цокольный, что не совпадает с информацией указанной на маркировке пищевой продукции, что, по мнению административного органа, является нарушением требований пп. 2 п. 4.8 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее - TP ТС 022/2011), ст. 11, п. 5 ст. 15, п. 3 ст. 39 Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ);
4) в складском помещении для хранения пищевых продуктов (бутилированный воды) отсутствует контрольно-измерительный прибор для измерения температуры воздуха и относительной влажности, в результате чего, по мнению административного органа, не представляется возможным проконтролировать условия хранения пищевой продукции, что является нарушением требований п.п. 7, 12 ст. 17 TP ТС 021/2011, ст. 11, п. 5 ст. 15, п. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ;
5) допущено содержание производственных помещений (поверхности полов, стен) в состоянии, не исключающем загрязнение пищевой продукции, а также препятствует проведению качественной ежедневной и генеральной уборки, дезинфекции помещений, а именно: в помещениях предназначенных для приёма, хранения пищевой продукции (бутилированной воды), а также в помещении для хранения упаковочного материала и этикеток стены с неровностями, покрыты побелкой; в помещениях предназначенных для приёма, хранения пищевой продукции поверхность пола неоднородная (пол бетонный частично покрыт листами железа); в помещении для хранения упаковочного материала и этикеток пол частично покрыт кусками линолеума, под линолеумом в центре помещения находится канализационный люк, крышка которого находится выше поверхности пола, создавая тем самым дополнительные неровности, что, по мнению административного органа, является нарушением требований пп. 8 п. 3 ст. 10, пп. 1, 2 п. 5 ст. 14 гл. 3 TP ТС 021/2011, ст. 11, п. 5 ст. 15, п. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ;
6) для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства не поддерживается процедура содержания помещений, обеспечивая качественную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, а именно: в помещении цеха розлива полы имеют неровности и выполнены из плитки со сколами; санитарно-бытовое помещение, для разведения дез. растворов и хранения баллонов для газации воды на стенах отхождение штукатурки и подтеки, что, по мнению административного органа, не соответствует требования п. 8 ч. 3 ст. 10 TP ТС 021/2011;
7) производственные цеха, тамбуры туалетов, расположенных в производственных цехах, не обеспечены дезинфицирующими ковриками (при входе), как введено предприятием согласно программе производственного контроля, основанной на принципах ХАССП, утвержденной генеральным директором Общества пп 8 п. 6.1 гл. 6, что, по мнению административного органа, не соответствует требованиям пп. 8 ч. 3 ст. 10 TP ТС 021/2011;
8) в производственных помещениях установлена раковина для мытья рук. Инструкции по обработке рук отсутствуют, тем самым, по мнению административного органа, не поддерживаются процедуры по выбору способов и обеспечения соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции, что является нарушением требований п. 9 ч. 3 ст. 10 гл. 3 TP ТС 021/2011;
9) согласно штатного расписания, работает 7 сотрудников. Личные медицинские книжки представлены. Медицинский осмотр, профессиональная гигиеническая подготовка и аттестации пройдены в полном объеме. В личных медицинских книжках отсутствуют сведения об обязательной вакцинации (ВГВ, корь, дифтерия) сотрудников Севидовой Т.Э., Безнадежных В.И., Шадрина Р.С., Мирошниченко Е.С., Караваева В.А., что, по мнению административного органа, не соответствует требованиям Приказа Минздрава России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", ст. 35 Закона N 52-ФЗ, ст. 9 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ).
Результаты проверки отражены в акте от 30.08.2022 N 1746 (л.д. 30-34).
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, 13.09.2022 ведущий специалист-эксперт Центрального территориального отдела Управления Поникаровская Е.В. составила в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 2662 (л.д. 12-13).
С соответствующим заявлением о привлечении Общества к административной ответственности Управление обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 150000 руб.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст.ст. 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В части 2 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно статье 2 Закона N 184-ФЗ под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Эта же статья определяет безопасность продукции и связанных с ней процессов эксплуатации, хранения, перевозки (далее - безопасность) как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (абзац третий).
Согласно статьям 6, 7 Закона N 184-ФЗ защита жизни и здоровья граждан, окружающей среды является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.
Частью 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно части 5 статьи 15 Закона N 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии со статьей 35 Закона N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 157-ФЗ национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.
Обязательные требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования, к которым относятся пищевая продукция, а также связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, установлены ТР ТС 021/2011.
На основании части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться процедуры, к числу которых относится определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля (п. 3); содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции (п. 8); выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции (п. 9).
Согласно части 5 статьи 14 ТР ТС 021/2011 части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны соответствовать требованиям, к числу которых, в том числе, относятся следующие: поверхности полов должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, быть доступными для проведения мытья и, при необходимости, дезинфекции, а также их надлежащего дренажа (п. 1); поверхности стен должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, которые можно подвергать мойке и, при необходимости, дезинфекции (п. 2).
Статьей 17 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (ч. 7); при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем (ч. 12).
Пищевая продукция, выпущенная в обращение на таможенной территории Таможенного союза, подлежит подтверждению соответствия требованиям технического регламента в форме декларирования соответствия (ч. 1 ст. 23 ТР ТС 021/2011).
Согласно части 1 статьи 24 ТР ТС 021/2011 специализированная пищевая продукция подлежит государственной регистрации.
К специализированной пищевой продукции относятся, в том числе, продукция, изготавливаемая Обществом.
Согласно части 2 статьи 24 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, указанная в части 1 указанной статьи, допускается к производству (изготовлению), хранению, перевозке (транспортированию) и реализации после ее государственной регистрации в установленном техническим регламентом порядке.
ТР ЕАЭС 044/2017 устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) требования безопасности упакованной питьевой воды (включая природную минеральную воду), выпускаемой в обращение на таможенной территории Союза и предназначенной для реализации потребителям, требования к процессам ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке питьевой воды для обеспечения ее свободного обращения на таможенной территории Союза.
Согласно пункту 2 части 4.8 статьи 4 ТР ТС 022/2011 в информации, предоставляемой потребителю (приобретателю), следует использовать официально зарегистрированное наименование и место нахождения (адрес, включая страну) изготовителя. При несовпадении с адресом изготовителя также указывают адрес(а) производств(а) и лица, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей (приобретателей) на ее территории (при наличии).
Как следует из материалов дела, Управлением в пределах предоставленных ему полномочий установлено и вменено в вину Обществу нарушение требований технических регламентов обязательных требований к продукции.
Факт нарушения вышеуказанных норм и технических регламентов установлен судом, подтверждается материалами дела, в том числе актом выездной внеплановой проверки от 30.08.2022 N 1746, протоколами осмотра от 22.08.2022 (л.д. 35-38), информационными письмами Общества (л.д. 47-48), фотоматериалами (л.д. 20-21), протоколом об административном правонарушении от 13.09.2022 и Обществом по существу не оспаривается.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела не представлено, так же как и не представлено доказательств соблюдения Обществом требований технических регламентов.
Допущенные Обществом нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей. Производство воды питьевой осуществляется в отсутствие декларации о соответствии, в помещениях в состоянии, не исключающем загрязнение пищевой продукции и препятствующем проведению уборки и дезинфекции помещений, не поддерживаются процедуры по выбору способов и обеспечения соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции, отсутствие сведений об обязательной вакцинации работников, что может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний и, безусловно, влечет угрозу жизни и здоровья населения.
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, является установленным.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств объективной невозможности соблюдения обществом требований технического регламента, а также принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, обществом не представлено.
Чрезвычайных и иных объективно непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне контроля общества, исключающих возможность соблюдения норм действующего законодательства, судами не установлено.
Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Решение о привлечении общества к административной ответственности принято судом с соблюдением установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Вопреки доводам заявителя жалобы, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Исключительность ситуации, в которой было совершено правонарушение, из материалов дела не усматривается.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В силу части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
С учетом взаимосвязанных положений статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса, в том числе, при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Как ранее было указано, допущенные Обществом нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей. Производство воды питьевой осуществляется в отсутствие декларации о соответствии, в помещениях в состоянии, не исключающем загрязнение пищевой продукции и препятствующем проведению уборки и дезинфекции помещений, не поддерживаются процедуры по выбору способов и обеспечения соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции, отсутствие сведений об обязательной вакцинации работников, что может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний и, безусловно, влечет угрозу жизни и здоровья населения.
На основании изложенного, учитывая, что совершенное обществом деяние создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, апелляционная коллегия считает, что в рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, не имеется.
Соответствующие доводы заявителя жалобы, приведенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд находит обоснованными.
Мера наказания (административного штрафа) определена судом в размере 150 000 руб. (снижен ниже низшего предела в два раза).
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неправильном определении судом первой инстанции размера назначенного обществу наказания и наличии в связи с этим оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в силу 06.04.2022) внесены изменения в КоАП РФ, который дополнен статьей 4.1.2 "Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям".
Частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ в КоАП РФ, вступили в силу 06.04.2022. Таким образом, на момент принятия судом первой инстанции решения статья 4.1.2 КоАП РФ уже действовала и подлежала применению судом при определении размера административного наказания.
Принимая во внимание, что общество с 01.08.2016 является субъектом малого предпринимательства, относится к микропредприятиям, санкция ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ предусматривает наказание для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой), административное наказание подлежало определению с учетом правил ч.1 ст. 4.1.2 КоАП РФ, то есть в размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность общества, судом апелляционной инстанции не установлены.
С учетом изложенного, при действующем на момент рассмотрения апелляционной жалобы нормативно-правовом регулировании порядка назначения административного наказания, суд апелляционной инстанции считает возможным назначить обществу "Суксунские минеральные воды" административное наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.43 КоАП РФ для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть в размере 30 000 рублей.
Назначаемое обществу административное наказание соответствует минимальному пределу санкции, установленной в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В данном случае, такая мера ответственности согласуется с характером совершенного правонарушения, отвечает целям административного наказания, установленным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, а равно принципам законности, справедливости и соразмерности наказания совершенному деянию.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит изменению в части назначения административного наказания на основании части 1 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 декабря 2022 года по делу N А50-27642/2022 изменить в части, изложив абзац 2 резолютивной части в следующей редакции:
"Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Суксунские минеральные воды" (ОГРН 1135908002416, ИНН 5908054105, адрес (место нахождения) - 614025, Пермский край, г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 98, к. 7, этаж цокольный) к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.".
В остальной части решении суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-27642/2022
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Ответчик: ООО "Суксунские минеральные воды"