город Томск |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А45-3615/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Молокшонова Д.В.,
судей Подцепиловой М.Ю.,
Сухотиной В.М.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Сухих К.Е. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Кека Вадима Викторовича (N 07АП-1224/2023 (1) на решение от 23.12.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-3615/2022 (судья Амелешина Г.Л.)
по иску Кека Вадима Викторовича (г. Новосибирск) (финансовый управляющий Ламова Яна Андреевна (ИНН 222209630670, регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих N 13633, адрес для направления почтовой корреспонденции: 656050, г. Барнаул, а/я 2237), к обществу с ограниченной ответственностью "СМУ N 9 ФАСАД" (ОГРН 1085405019369, г. Новосибирск) об обязании предоставить документы, взыскании судебной неустойки,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, директора ООО "СМУ N 9 ФАСАД" Ибрагимова Рената Гаязетдиновича,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца "онлайн": Кочетков А.И. по доверенности от 06.12.2021;
от ответчика "онлайн": Горбунова М.К. по доверенности от 08.04.2022;
от третьего лица: без участия (извещено).
Суд
УСТАНОВИЛ:
участник общества с ограниченной ответственностью "СМУ N 9 ФАСАД" Кек Вадим Викторович (далее - истец, Кек В.В.) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об обязании общества с ограниченной ответственностью "СМУ N 9 ФАСАД" (далее - ответчик, ООО "СМУ N 9 ФАСАД", Общество) предоставить ему в течение 2 рабочих дней после вступления решения в законную силу по адресу регистрации ООО "СМУ N 9 ФАСАД" (ОГРН 1085405019369): г. Новосибирск, ул. Есенина, 67, оф. 05 надлежащим образом изготовленные и заверенные копии документов о деятельности ООО "СМУ N 9 ФАСАД" (ОГРН 1085405019369):
1.1. Документы по инвентаризации имущества и финансовых обязательств ООО "СМУ N 9 ФАСАД" по установленным формам, по состоянию на конец финансового года за период с 2015 года по 31.12.2021, а именно:
- приказы о создании инвентаризационных комиссий (форма N ИНВ-22);
- книга контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-23);
- расписки материально-ответственных лиц, полученные перед началом инвентаризации (в свободной форме/утвержденной внутри организации);
-инвентаризационная опись ОС (форма N ИНВ-1);
- сличительная ведомость инвентаризации ОС (форма N ИНВ-18);
- инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3);
- акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, отгруженных (форма N ИНВ-4);
- сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (форма N ИНВ-19) (при наличии);
- акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма N ИНВ-11):
- акт инвентаризации наличных денег (форма N ИНВ-15) (при наличии);
- инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма N ИНВ-16) (при наличии);
- акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами, и кредиторами (форма N ИНВ-17);
- протоколы инвентаризационных комиссий (в свободной форме/утвержденной внутри организации);
- ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26).
1.2. Документы о материально-производственных запасах ООО "СМУ N 9 ФАСАД" за период с 2015 года по 31.12.2020 (код годовой бухгалтерской отчётности 1210), по утвержденным формам Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" либо ООО "СМУ N 9 ФАСАД" (с приложением документа, утвердившего формы первичных документов) в том числе:
- "Доверенности" (формы N М-2, N М-2а);
- "Приходные ордера" (форма N М-4);
- "Акты о приемке материалов" (форма N М-7);
- "Лимитно-заборная карта" (форма N М-8);
- "Требование-накладная" (форма N М-11);
- "Накладная на отпуск материалов на сторону" (форма N М-15);
- "Карточка учета материалов" (форма N М-17);
- "Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений" (форма N М-35);
- иные документы, предусмотренные в ООО "СМУ N 9 ФАСАД" по учету материально-производственных запасов (при наличии).
1.3. Утвержденное штатное расписание, сведения о фактической численности работников по состоянию на 2020 г. (с учетом уточнения в судебном заседании).
1.4. Гражданско-правовые сделки, заключенные с юридическими лицами индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, с приложениями и закрывающими документами (акты выполненных работ, товарных накладных, универсально-передаточных документов и прочее) и документы о выполнении обязательств сторонами по всем сделкам, за период с 2015 года по 15.02.2022, за исключением: договора аренды N 1 от 12.01.2021 с ООО "СЭК" (требуются акты сверок и акты оказанных услуг за период действия договора за период действия договора); договора аренды нежилого помещения N 01/2022 от 01.02.2022 с ООО "Сибтепло Н" (требуются акты сверок и акты оказанных услуг за период действия договора за период действия договора); договора аренды нежилого помещения N 09/2020 от 03.09.2020 с ООО "СЭК-Строитель" (требуются акты сверок и акты оказанных услуг за период действия договора); договора поставки с ООО "Сибтепло Н", УПД (счета фактуры NN 104 от 25.05.2020, 113 от 26.05.2020, 116 от 26.05.2020, 139 от 15.06.2020, 155 от 30.06.2020, 156 от 30.06.2020, 157 от 30.06.2020, 158 от 30.06.2020, 159 от 30.06.2020, 160 от 30.06.2020, 161 от 30.06.2020 (требуются иные УПД (счета-фактуры), акты сверок за период действия договора); договора займа N 2/05-2019 с ООО "СЭК" и акта сверки на 31.12.2021 (требуются выписки с расчетного счета ООО "СМУ N 9 ФАСАД", подтверждающие осуществление перечисления денежных средств за период действия договора); УПД (счета фактуры N 1984379687 от 30.07.2021, 1984373748 от 26.07.2021, 1984370647 от 22.07.2021, 1984339518 от 25.06.2021, 1984334796 от 22.06.2021, 1984314627 от 02.06.2021, 1984320299 от 08.06.2021, 1984329868 от 17.06.2021, 1984333284 от 21.06.2021, 1984304193 от 25.05.2021, 1984293337 от 14.05.2021, 1984294365 от 14.05.2021 с АО "Хилти Дистрибьюшн ЛТД" (иные УПД (счета фактуры), акты сверок за период действия договора);
1.5. Документы, подтверждающие государственную регистрацию прав собственности ООО "СМУ N 9 ФАСАД" на имущество, имущественные права, иные документы, подтверждающие права ООО "СМУ N 9 ФАСАД" на принадлежащее ему имущество и имущественные права, в том числе, договоры долевого участия, договоры уступки права требования и прочее на текущую дату, а также по состоянию на 31 декабря 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 и 2021 годы, за исключением нежилого помещения с кадастровым номером 54:35:015055:1308 (офис ООО "СМУ N 9 ФАСАД");
1.6. Полный перечень документов, подтверждающих траты на управленческие расходы за период с 2015 года по 15.02.2022, в том числе по строчке 2220 "Управленческие расходы" Отчета о финансовых результатах за 2020 год, в размере 10 497 тыс. руб.;
1.7. Договоры (односторонние сделки), являющиеся крупными сделками ООО "СМУ N 9 ФАСАД" и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность за период с 2015 года по 15.02.2022;
1.8. Выписки по счетам из всех кредитных организации, в которых открыты счета ООО "СМУ N 9 ФАСАД" за период с 2015 года по 15.02.2022, за исключением:
Выписки Промсвязь банк за 2018 и 2021 год;
Выписки ПАО "Сбербанк" за 2019, 2020 и 2021 год.
1.9. База бухгалтерской программы для ведения автоматизированного бухгалтерского учета 1С, ООО "СМУ N 9 ФАСАД" за период с 2015 года по 15.02.2022, в том числе компьютерную специализированную бухгалтерскую программы "1С: Бухгалтерия 8", редакция 3.0." (за период с 01.01.2021 по 15.02.2022), на электронном носителе.
Также истец просил взыскать с ответчика в пользу истца в целях гарантии своевременного исполнения судебного акта денежные средства в размере 10 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта по настоящему делу с момента вступления его в силу (согласно статье 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен директор ООО "СМУ N 9 ФАСАД" Ибрагимов Ренат Гаязетдинович.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.12.2022 иск удовлетворен частично.
Суд обязал ООО "СМУ N 9 ФАСАД" в течение 2 рабочих дней после вступления решения в законную силу передать Кеку В.В. по адресу регистрации общества копии документов:
- утвержденное штатное расписание на 2020 год;
- документы, подтверждающие государственную регистрацию права собственности ООО "СМУ N 9 ФАСАД" (ОГРН 1085405019369) на имущество и имущественные права, подтверждающие права ООО "СМУ N 9 ФАСАД" (ОГРН 1085405019369) на принадлежащее ему имущество и имущественные права, в том числе договоры долевого участия, договоры уступки права требования и прочие на текущую дату и по состоянию на 31.12.2019, 2020, 2021, за исключением документов на нежилое помещение с кадастровым номером: 54:35:015055:1308 (офис ООО "СМУ N 9 ФАСАД");
- выписки по счетам из всех кредитных организаций за 2019, 2020 г.г., в которых открыты счета ООО "СМУ N 9 ФАСАД" за период 2019, 2020, по 15.02.2022 за исключением: выписки из Промсвязьбанка за 2018, 2021; выписки из ПАО Сбербанк за 2019, 2020, 2021 г.г.
В удовлетворении остальной части иска судом отказано.
На случай неисполнения судебного акта судом установлен астрент в размере 1 000 руб. в день.
Кек В.В., не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просят решение в части отказа в удовлетворении требований отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению апеллянта, обоснованность предоставления документов за период превышающий, установленный пп. 3 п. 4 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), является наличие длящегося корпоративного конфликта между двумя участниками общества, а также ведение вторым участником общества конкурирующей деятельности в иных хозяйственных обществах с безвозмездным использованием ресурсов и материальной технической базы ООО "СМУ N 9 ФАСАД". Факт того, что истец ознакомился с частью документов, не освобождает ответчика от обязанности предоставить копии тех документов, с которыми истец ознакомился. Истребуемая в п. 1.1 и 1.2 документация относиться к документации бухгалтерского учета, которая в обязательном порядке должна вестись и храниться у ответчика, вместе с тем доказательств, подтверждающих наличие объективных причин отсутствия документов в обществе, не представлено. Вывод суда о невозможности истребовать информацию, содержащуюся в компьютерных файлах за период с 2015 по 15.02.2022 годы по причине затопления, является необоснованным, поскольку документов, подтверждающих факт затопления, не представлено, как не представлено доказательств того, что именно в данном системном блоке хранились документы бухгалтерского учета. В связи с ограничением доступа к счетам общества у истца отсутствует возможность составления перечня договоров с контрагентами. С документами, изложенными в п. 1.6 исковых требований, истец не знакомился, копий не получал.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 АПК РФ, ООО "СМУ N 9 ФАСАД" с доводами апеллянта не согласилось, просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указав на наличие оснований для прекращения производства по апелляционной жалобе, поданной с пропуском срока на обжалование судебного акта. По существу спора ответчик ссылается на подтверждение факта предоставления документов общества истцу посредством почтовой связи, а также лично истцом под расписку, сведениями о совершенных обществом сделках истец обладал и обладает в настоящее время. Истцом не доказано наличие истребуемых в п. 1.1 и 1.2 документов у общества, сведения о результатах инвентаризации отражены в годовых отчетах и в бухгалтерской отчетности, однако данные документы истцом не требовал. Действующим законодательством не предусмотрено предоставление базы данных бухгалтерского учета, поскольку оно не соответствует понятию документ.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 АПК РФ, финансовый управляющий Кека В.В. Ламова Я.А. просит апелляционную жалобу удовлетворить. Отказывая в удовлетворении требований Кека В.В. об истребовании первичных документов бухгалтерского учета Общества, суд вышел за пределы своей компетенции, поскольку фактически освободил общество от ведения первичного бухгалтерского учета, как того требуют положения Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) и иные нормативные акты. В данном споре имеется явное злоупотребление правом со стороны ответчика и указанные действия нарушают права и законные интересы кредиторов Кека В.В., поскольку в случае установления факта неполучения Кеком В.В. прибыли от деятельности Общества, данную прибыль надлежит истребовать у Общества и распределить между кредиторами.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило, ходатайств об отложении заседания не поступало.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьего лица.
В судебном заседании представители истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, заявил ходатайство о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал против восстановления срока на обжалование решения, доводы отзыва на жалобу поддержал.
Суд апелляционной инстанции, учитывая, что срок апелляционного обжалования пропущен незначительно, признал доводы апеллянта о наличии оснований для его восстановления обоснованными, восстановил пропущенный апеллянтом срок для подачи апелляционной жалобы.
Поскольку решение арбитражного суда по настоящему делу обжалуется истцом только в части отказа удовлетворения исковых требований, и от лиц, участвующих в деле, не поступило возражений против частичной проверки решения арбитражного суда, суд апелляционной инстанции, основываясь на части 5 статьи 268 АПК РФ проверяет решение арбитражного суда только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей истца и ответчика, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Судом первой инстанции установлено, и подтверждается материалами дела, что Кек В.В. является участником ООО "СМУ N 9 ФАСАД" с долей 50% уставного каптала, размер вклада (в рублях) 6 250 (ГРН записи в ЕГРЮЛ от 30.03.2011 N 2115476366949).
Другим участником ООО "СМУ N 9 ФАСАД" является Ибрагимов Р.Г. с долей 50% уставного капитала, размер вклада (в рублях) 6 250 (ГРН записи в ЕГРЮЛ от 30.03.2011 N 2115476366949).
Согласно доводам Кека В.В., он направил требование о предоставлении документов в адрес Общества, и предоставил обязательство о неразглашении сведений, содержащихся в истребуемых документах ООО "СМУ N 9 ФАСАД", что не отрицалось ответчиком.
Отказ ответчика предоставить истцу копии испрашиваемых документов, истец расценил как действия, препятствующие ему в доступе к документам Общества, участником которого он является, что повлекло предъявление рассматриваемого иска.
В то же время ответчик последовательно утверждал об отсутствии у него намерений уклоняться от предоставления истцу документов, передавая их истцу либо обеспечивая ознакомление с ними представителя истца в ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции, в связи с чем, истец неоднократно уточнял свои требования.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 10, 67, 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Закона N 14-ФЗ, Закона N 402-ФЗ, правовыми позициями, сформированными в пунктах 1, 2, 3, 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" (далее - Информационное письмо N 144), в пунктах 22, 23, 28, 31, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), исследовав и оценив представленные доказательства и доводы сторон, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, установив судебную неустойку в размере 1 000 руб. за каждый день просрочки исполнения настоящего судебного акта.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта с учетом следующего.
В соответствии с положениями абзаца 3 пункта 1 статьи 65.2 ГК РФ участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) вправе в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации, знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией.
Из положений статьи 8 Закона N 14-ФЗ следует, что все участники общества вправе участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом общества; получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его уставом порядке.
Предоставление информации о деятельности общества является необходимым условием для реализации участником общества его правомочий на участие в управлении делами общества, а также иных правомочий, предусмотренных законом.
В силу пункта 1 статьи 50 Закона N 14-ФЗ общество обязано хранить документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Закона N 14-ФЗ общество по требованию участника общества обязано обеспечить ему доступ к следующим документам:
1) договор об учреждении общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения и дополнения;
2) протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решение о создании общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества;
3) документ, подтверждающий государственную регистрацию общества;
4) внутренние документы общества;
5) положения о филиалах и представительствах общества;
6) решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
7) протоколы общих собраний участников общества, заседаний ревизионной комиссии общества;
8) списки аффилированных лиц общества;
9) заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
10) судебные решения по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем, а также судебные акты по таким спорам, в том числе определения о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления либо заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска;
11) протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества;
12) договоры (односторонние сделки), являющиеся крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность;
13) иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 50 Закона N 14-ФЗ указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть предоставлены обществом для ознакомления в течение пяти рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования участником общества в помещении исполнительного органа общества, если иное место не определено уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества и опубликованным на его сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Общество по требованию участника общества обязано предоставить ему копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление таких копий, не может превышать затраты на их изготовление и, если в требовании указано на необходимость их отправки по адресу, указанному участником, соответствующие расходы на пересылку.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 402-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 402-ФЗ организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. При этом экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений на основании пункта 3 статьи 29 названного Закона.
Пунктом 7 статьи 10 Закона N 402-ФЗ установлено, что в случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа.
Согласно пункту 10.7. Устава Общества, утвержденного протоколом внеочередного общего собрания участников общества от 21.07.2020, директор и главный бухгалтер Общества несут личную ответственность за соблюдение порядка ведения, достоверность учета и отчетности.
Пунктом 10.8. Устава предусмотрено, что оригиналы хранящихся в Обществе документов должны быть беспрепятственно представлены участнику Общества для ознакомления на основании его письменного запроса. При этом местом ознакомления с документами является место их хранения. Ознакомление с документами может производиться в рабочее время, но в любом случае - не позднее двух рабочих дней с момента поступления соответствующего запроса в Общество. Организация ознакомления с документами (оповещение о времени и месте ознакомления, оборудование места для ознакомления, предоставление документов и контроль обеспечения их сохранности) возлагается на директора Общества.
В соответствии с пунктом 10.9. Устава копии любых хранящихся в Обществе документов могут быть представлены участнику Общества на основании письменного запроса, поступившего в Общество. Обязанность подготовки и предоставления таких копий возлагается на директора Общества. Копии передаются участнику Общества или его представителю в месте хранения документов, либо направляются по почте по указанному в запросе адресу. Плата за предоставление копий документов определяется директором Общества и не может превышать расходов на их изготовление.
Таким образом, в Уставе ООО "СМУ N 9 ФАСАД" отсутствуют ограничения порядка или условий доступа к документации Общества.
При реализации своего права на получение информации участники хозяйственных обществ, по общему правилу, не обязаны раскрывать цели и мотивы, которыми они руководствуются, требуя предоставления информации об обществе, а также иным образом обосновывать наличие интереса в получении соответствующей информации, за исключением случаев, вытекающих из закона (пункт 1 Информационного письма N 144).
Согласно пункту 3 Информационного письма N 144 участник имеет право требовать любые имеющиеся у общества документы, которые связаны с деятельностью этого общества.
Участнику хозяйственного общества может быть отказано в удовлетворении требования о предоставлении информации, если будет доказано, что его право на информацию обществом не нарушено.
Следовательно, Кек В.В., являясь участником ООО "СМУ N 9 ФАСАД", имеет право требовать предоставления любых документов, которые имеют ценность с точки зрения их экономического и юридического анализа.
Согласно абзацу 4 пункта 1 Информационного письма N 144, суд может отказать в удовлетворении требования участника, если будет доказано наличие в его действиях злоупотребления правом. Так, о злоупотреблении участником правом на информацию может свидетельствовать то, что участник, обратившийся с требованием о предоставлении информации, является фактическим конкурентом хозяйственного общества (либо его аффилированным лицом), а запрашиваемая информация носит характер конфиденциальной, относится к конкурентной сфере и ее распространение может причинить вред коммерческим интересам общества.
В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Вместе с тем, исходя из обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, злоупотребление правом в действиях истца, реализующего право участника общества на получение информации, отсутствует.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылки ответчика о злоупотреблении Кеком В.В. правом участника, о безосновательном истребовании всего уточненного перечня документов, как направленные на умышленное лишение участника Кека В.В. права на получение информации о деятельности общества, находясь в корпоративном конфликте с истцом.
В данной части решение суда не является предметом апелляционного обжалования, возражения против выводов суда и установленных обстоятельств участвующие в деле лица не заявили.
В силу пункта 4 статьи 50 Закона N 14-ФЗ общество вправе отказать в предоставлении документов при наличии хотя бы одного из следующих условий:
1) электронная версия запрашиваемого документа на момент предъявления участником общества требования размещена на сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в свободном доступе либо раскрыта в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации;
2) документ запрашивается повторно в течение трех лет при условии, что первое требование о его предоставлении было надлежащим образом исполнено обществом;
3) документ относится к прошлым периодам деятельности общества (более трех лет до момента обращения участника общества с требованием), за исключением документов, перечисленных в подпунктах 1 - 9 пункта 2 настоящей статьи.
Отказывая в удовлетворении требования истца об обязании ответчика предоставить документы за период с 2015 г. по 13.12.2018 г. (более трех лет до момента обращения с требованием), суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Оценка наличия деловой цели, ее разумности, а также обоснованности интереса участника в получении информации предполагают установление разумной связи между запрошенной информацией и реализацией соответствующих корпоративных прав. В частности, деловая цель, с которой запрашивается документ, является разумной, если она состоит в подготовке участника к общему собранию участников или к обращению или в выявлении обстоятельств, подтверждающих наличие оснований для обращения в суд с требованием об обжаловании решения органа или оспаривании сделки общества либо о возмещении причиненных обществу или участнику убытков и при этом указаны известные участнику обстоятельства, свидетельствующие о возможном наличии оснований для предъявления таких требований.
По утверждению истца, сбор документов, начиная с 2015 г., определен контролем над активами Общества, контролем в отношении совершенных сделок Обществом, которые, в случае совершения в ущерб интересам истца, будут оспорены в судебном порядке, а при установлении противоправных действий директора Ибрагимова Р.Г., к последнему будут приняты меры по привлечению к установленной ответственности.
При этом согласно доводам ответчика, не опровергнутым документально истцом, в ООО "СМУ N 9 ФАСАД" и в подконтрольном истцу предприятии - ООО "СМУ 9" с 2011 г. до 15.02.2019 был один главный бухгалтер Посканова С.А., а также единая база данных; общества находились по одному и тому же адресу: ул. Лескова, 15, что указывает на осведомленность истца о деятельности ООО "СМУ N 9 ФАСАД", его активах и обязательствах, об отсутствии корпоративного конфликта в указанный период.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что доводы истца о деловой цели носят предположительный характер; разумная деловая цель получения истребуемых документов с учетом спорного периода истцом не приведена и не обоснована, не приведены сведения, касающиеся действительного нарушения его прав и интересов, как участника, начиная с 2015 г., не заявлены обстоятельства, свидетельствующие о конкретных противоправных действиях Ибрагимова Р.Г., о конкретных негативных последствиях и ущербе для Общества и истца вследствие совершения Ибрагимовым Р.Г. каких-либо противоправных действий.
Между тем, такие последствия, при их наличии, с 2015 г., то есть за 7 лет, должны были бы приобрести явный характер, что не имеет место в рассматриваемом случае. Кроме того, истец, осуществляя должным образом корпоративный контроль за деятельностью Общества, мог и должен был бы знать об ущербе Обществу и нарушенных его правах и интересах участника, при наличии таковых в действительности.
Таким образом, истцом вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ не заявлены документально подтвержденные обстоятельства, обосновывающие наличие деловой цели получения документов за прошлый период деятельности Общества - более трех лет до момента обращения истца с требованием о предоставлении документов.
Учитывая истечение срока исковой давности для оспаривания сделок, в отсутствие сведений о ценности документов с точки зрения их анализа (экономического, юридического), в том числе, по причине истечения сроков исковой давности, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований истца о представлении части документов, относящихся к прошлым периодам деятельности (более трех лет до момента обращения с требованием).
Отказ суда первой инстанции в удовлетворении иска в остальной части, также является обоснованным, исходя из следующего.
В предмет доказывания по настоящему иску входит обоснование действительного фактического наличия истребуемых документов у ответчика, поскольку выносимое арбитражным судом решение должно быть не только законным и обоснованным (часть 3 статьи 15 АПК РФ), но и обладать свойством исполнимости (часть 1 статьи 16 АПК РФ).
Принимая во внимание разъяснения, изложенные в пунктах 22, 23 Постановления N 7, суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, может сделать вывод об объективной невозможности исполнения обязательства по передаче документа, и отказать в удовлетворении искового требования в данной части.
Таким образом, отсутствие в Обществе испрашиваемых документов исключает возможность удовлетворения иска в соответствующей части.
Отказывая в предоставлении истцу информации, содержащейся в компьютерных файлах, используемых бухгалтерской программой 1С на диске за период с 2015 г. по 15.02.2022, суд приял во внимание доводы ответчика и справку Общества об отсутствии такой информации у ООО "СМУ N 9 ФАСАД" по причине того, что 09.03.2022 в помещении по адресу: ул. Есенина, 67-5, имело место затопление помещения и компьютер, на котором велся учет, был затоплен и пришел в негодность.
Данное обстоятельство истцом в суде первой инстанции не оспаривалось, подтверждается представленным в суд апелляционной инстанции актом осмотра от 09.03.2022 исполненным в составе с представителями управляющей организации.
Предоставление базы возможно за период 10.03.2022, однако, истец ее не требует.
Как следует из материалов дела и документально подтвержденных справкой объяснений ответчика, в обществе отсутствуют следующие испрашиваемые истцом документы по следующим обоснованиям:
1.1 приказы о создании инвентаризационных комиссий (форма N ИНВ-22); книга контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-23); расписки материально-ответственных лиц, полученные перед началом инвентаризации (в свободной форме/утвержденной внутри организации); инвентаризационная опись ОС (форма N ИНВ-1); сличительная ведомость инвентаризации ОС (форма N ИНВ-18); инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3); акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, отгруженных (форма N ИНВ-4); сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (форма N ИНВ-19) (при наличии);акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма N ИНВ-11): акт инвентаризации наличных денег (форма N ИНВ-15) (при наличии); инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма N ИНВ-16) (при наличии);акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами, и кредиторами (форма 3 ИНВ-17); протоколы инвентаризационных комиссий (в свободной форме/утвержденной внутри организации); ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26):
Согласно справке ООО "СМУ N 9 ФАСАД" и объяснениям ответчика, документы по инвентаризации имущества и финансовых обязательств по указанным истцом формам не применяются, отсутствуют.
1.2. документы о материально-производственных запасах ООО "СМУ N 9 ФАСАД" за период с 2015 года по 31.12.2020 (код годовой бухгалтерской отчётности 1210), по утвержденным формам Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" либо ООО "СМУ N 9 ФАСАД" (с приложением документа, утвердившего формы первичных документов) в том числе: "Доверенности" (формы N М-2, N М-2а); "Приходные ордера" (форма N М-4); "Акты о приемке материалов" (форма N М-7); "Лимитно-заборная карта" (форма N М-8); "Требование-накладная" (форма N М-11); "Накладная на отпуск материалов на сторону" (форма N М-15); "Карточка учета материалов" (форма N М-17); "Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений" (форма N М-35); иные документы, предусмотренные в ООО "СМУ N 9 ФАСАД" по учету материально-производственных запасов.
Согласно справке и объяснениям ООО "СМУ N 9 ФАСАД", формы, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве", не являются обязательными к применению, в ООО "СМУ N 9 ФАСАД" не применяются.
Данная позиция отражена в письме Минфина Российской Федерации от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ПЗ-10/2012)", согласно которому с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.
В ООО "СМУ N 9 ФАСАД" учет запасов осуществляется на основании товарных накладных, универсальных передаточных документов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, копии которых за период 2018, 2019, 2020, 2021 г.г. предоставлены Кеку В.В., доступ к данным документам обеспечен.
Данный факт подтверждается расписками Кека В.В. от 25.07.2022, от 04.08.2022, от 08.08.2022.
Доверенности, которые выданы Обществом, не хранятся, а в случае их оформления, передаются лицу, на представительство перед которым и на получение ТМЦ у которого выдавалась доверенность.
Доверенностей от иных лиц на получение ТМЦ в ООО "СМУ N 9 ФАСАД" не имеется; ТМЦ по доверенности не передавались.
Согласно Постановлению Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве", приходный ордер применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально-ответственное лицо в день поступления ценностей на склад.
В ООО "СМУ N 9 ФАСАД" учет запасов осуществляется на основании товарных накладных, универсальных передаточных документов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных; склада у Общества нет.
Акты о приемке материалов применяются для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляются также при приемке материалов, поступивших без документов, являются юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.
В Обществе претензии по качеству и количеству не составлялись, необходимость в составлении указанных актов отсутствовала.
Лимитно-заборная карта применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, для перемещения из разных подразделений.
В Обществе производства нет, подразделений, между которыми бы перемещались МТЦ, также не имеется.
Требование накладная применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.
В Обществе производства нет, подразделений, между которыми бы перемещались МТЦ, также не имеется.
Накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15) применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других документов.
В ООО "СМУ N 9 ФАСАД" указанных операций не было.
Карточка учета материалов применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру.
В Обществе склада нет, а потому использование указанных документов не осуществлялось.
Формы, применяемые для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разработке и демонтаже зданий, сооружений, пригодных для использования при производстве работ.
В обществе таких работ и остатков от демонтажа не имеется.
В Обществе учет запасов осуществляется на основании товарных накладных, универсальных передаточных документов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, на основании которых Общество приобретает ТМЦ и которые за период 2018, 2019, 2020, 2021 г.г. переданы Кеку В.В. и скопированы им самостоятельно.
1.4. гражданско-правовые сделки, заключенные с юридическими лицами индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, с приложениями и закрывающими документами (акты выполненных работ, товарных накладных, универсально-передаточных документов и прочее) и документы о выполнении обязательств сторонами по всем сделкам, за период с 2015 года по 15.02.2022, за исключением: договора аренды N 1 от 12.01.2021 с ООО "СЭК" (требуются акты сверок и акты оказанных услуг за период действия договора за период действия договора); договора аренды нежилого помещения N 01/2022 от 01.02.2022 с ООО "Сибтепло Н" (требуются акты сверок и акты оказанных услуг за период действия договора за период действия договора); договора аренды нежилого помещения N 09/2020 от 03.09.2020 с ООО "СЭК-Строитель" (требуются акты сверок и акты оказанных услуг за период действия договора); договора поставки с ООО "Сибтепло Н", УПД (счета фактуры N 104 от 25.05.2020, 113 от 26.05.2020, 116 от 26.05.2020, 139 от 15.06.2020, 155 от 30.06.2020, 156 от 30.06.2020, 157 от 30.06.2020, 158 от 30.06.2020, 159 от 30.06.2020, 160 от 30.06.2020, 161 от 30.06.2020 (требуются иные УПД (счета фактуры), акты сверок за период действия договора); договора займа N 2/05-2019 с ООО "СЭК" и акта сверки на 31.12.2021 (требуются выписки с расчетного счета ООО "СМУ N 9 ФАСАД", подтверждающие осуществление перечисления денежных средств за период действия договора); УПД (счета фактуры N 1984379687 от 30.07.2021, 1984373748 от 26.07.2021, 1984370647 от 22.07.2021, 1984339518 от 25.06.2021, 1984334796 от 22.06.2021, 1984314627 от 02.06.2021, 1984320299 от 08.06.2021, 1984329868 от 17.06.2021, 1984333284 от 21.06.2021, 1984304193 от 25.05.2021, 1984293337 от 14.05.2021, 1984294365 от 14.05.2021 с АО "Хилти Дистрибьюшн ЛТД" (иные УПД (счета фактуры), акты сверок за период действия договора).
Ответчиком указано и не опровергнуто истцом, что все имеющиеся гражданско-правовые сделки за период с 01.01.2018 по 15.02.2022, с приложениями и закрывающими документами (акты выполненных работ, товарных накладных, УПД и др.) предоставлены Кеку В.В. для ознакомления и копирования.
Кек В.В. ознакомился с документами и снял фотокопии в объеме, определенном им самостоятельно.
Факт ознакомления и снятия копий с указанных документов, подтверждается расписками Кека В.В. от 25.07.2022, 04.08.202, 08.08.2022.
Иных сделок с приложениями и закрывающими документами в Обществе не имеется.
Истец, согласно расписке от 08.08.2022, получил хранящиеся в Обществе копии договоров за 2017, 2018, 2019, 2020 г.г.
При наличии соответствующих возражений ответчика у суда не имелось оснований для удовлетворения требований об обязании предоставить договоры и иные документы за период до 14.12.2018, т.е. в связи с истечением трехлетнего периода предоставления документов со дня запроса от 13.12.2021.
В апелляционной жалобе сведений о том, что ответчик не получил какие-либо договоры, датированные позже 14.12.2018, не имеется.
1.6. Полный перечень документов, подтверждающих траты на управленческие расходы за период с 2015 года по 15.02.2022, в том числе по строчке 2220 "Управленческие расходы" Отчета о финансовых результатах за 2020 год, в размере 10 497 тыс. руб.
Согласно справке и объяснениям Общества, Перечень документов, подтверждающих траты на управленческие расходы, не является внутренним документом, общим собранием участников не утверждался, в виде отдельного документа отсутствует.
Все расходы общества осуществляются посредством оформления первичных учетных документов (акты выполненных работ/оказанных услуг, товарные накладные, УПД, счета-фактуры, счета, транспортные накладные и прочие), в том числе, подтверждающие траты Общества, и заносятся в предоставленные истцу в подшитом виде в составе книги покупок/продаж за 2018, 2019, 2020, 2021 г.г. для ознакомления и копирования и им скопированы.
Факт ознакомления и снятия копий с документов за период с 2018 г. по 2021 г. подтверждается расписками Кека В.В. от 25.07.2022, 04.08.2022, 08.08.2022, а также расписками истца на подшивках документов.
1.7. Договоры (односторонние сделки), являющиеся крупными сделками ООО "СМУ N 9 ФАСАД" и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность за период с 2015 года по 15.02.2022 года.
Согласно справке и объяснениям ответчика, информация о крупных сделках и сделках с заинтересованностью предоставлена в письменном виде с ответом от 08.04.2022 в ответ на требование от 06.04.2022 с приложением договоров, актов сверки (вручено лично Кеку В.В. по расписке от 11.04.2022, согласно которой им получена информация о сделках с заинтересованностью и о крупных сделках).
Крупные сделки Обществом не заключались.
Сделки с заинтересованностью: договоры аренды от 12.01.2021 с ООО "СЭК", с ООО СЭК Строитель, с ООО Сибтепло Н предоставлены 30 марта 2022 г., что подтверждается распиской от 30.03.2022.
Письменный ответ на вопросы Кека В.В. от 16.05.2022, в котором отражен факт предоставления первичных документов, а также предоставление информации и разъяснение по ТМЦ, предоставлен истцу 17.05.2022 в день проведения общего собрания.
Иные договоры в Обществе отсутствуют, что апеллянтом не опровергнуто и предоставлены быть не могут.
В соответствии с пунктом 1 статьи 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
По смыслу данной нормы и разъяснений, приведенных в пункте 28 Постановления N 7, суд может присудить денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебную неустойку) в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре. Судебная неустойка является дополнительной мерой воздействия на должника, мерой стимулирования и косвенного принуждения.
Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение (пункт 32 Постановления N 7).
Устанавливая судебную неустойку в размере 1 000 руб. за каждый день просрочки, суд первой инстанции исходил из того, что размер судебной неустойки 10 000 руб. был заявлен истцом за непредоставление перечня документов, в том числе отклоненного судом, принимая во внимание передачу ответчиком имеющихся у него документов истцу в ходе судебного разбирательства добровольно, а также, то, что не представление указанных истребованных документов не повлекло негативных последствий и причинение вреда истцу.
Конкретных обстоятельств, свидетельствующих о несоразмерности установленного судом размера судебной неустойки, апеллянтом не приведено.
Мотивированных возражений относительно взыскания судебной неустойки в апелляционной жалобе не содержится.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Несогласие апеллянта с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобе относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.12.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-3615/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Д.В. Молокшонов |
Судьи |
М.Ю. Подцепилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-3615/2022
Истец: Кек Вадим Викторович, Представитель Кек В.В. Кочетков А.И
Ответчик: ООО "СМУ N 9 ФАСАД"
Третье лицо: ООО "СМУ N 9 ФАСАД" для директора Ибрагимова Рената Гаязетдиновича, Кочетов Антон Игоревич, Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд, Финансовый управляющий Кека В.В. - Ламова Яна Андреевна