г. Санкт-Петербург |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А56-51642/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Семиглазова В.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Марковой А.А.
при участии:
от истца (заявителя): Иванова К.В. по доверенности от 23.05.2022
от ответчика (должника): Махров И.В. по доверенности от 09.01.2023
от 3-их лиц: 1) Махров И.В. по доверенности от 27.12.2022, Цой Г.Г. по доверенности от 09.01.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1812/2023) Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2022 по делу N А56-51642/2022 (судья Корчагина Н.И.), принятое
по заявлению акционерного общества "Клуб физического развития "Лидер"
к Правительству Санкт-Петербурга
3-и лица: 1) Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга; 2) Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании незаконным Распоряжения Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга N 154-р от 22.03.2022, обязании Правительства Санкт-Петербурга в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить заявителю в аренду земельный участок с кадастровым номером 78:38:0022126:13 для размещения спортивной базы,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Клуб физического развития "Лидер" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Правительству Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным Распоряжение Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга N 154-р от 22.03.2022; обязании Правительства Санкт-Петербурга в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить АО "Клуб физического развития "Лидер" в аренду земельный участок с кадастровым номером 78:38:0022126:13 для размещения спортивной базы; в случае неисполнения решения суда взыскать с Правительства Санкт-Петербурга 100 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда.
Решением суда от 27.11.2022 заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным Распоряжение Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга N 154-р от 22.03.2022. Также суд первой инстанции обязал Правительство Санкт-Петербурга в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить АО "Клуб физического развития "ЛИДЕР" в аренду земельный участок с кадастровым номером 78:38:0022126:13 для размещения спортивной базы. В случае неисполнения решения суда по настоящему заявлению решено взыскать с Правительства Санкт-Петербурга в пользу АО "Клуб физического развития "ЛИДЕР" 100 руб. за каждый день неисполнения решения суда, в остальной части в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик и Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга подали апелляционную жалобу, в которой просят обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податели указывают, что вывод суда первой инстанции в части незаконного отказа Комитета в предоставлении участка Обществу без проведения торгов в соответствии с пп.14.1 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) противоречит нормам материального права и представленным в дело доказательствам, поскольку испрашиваемый участок находится в зоне охраны объектов культурного наследия, для которых предусмотрен специальный режим использования земель. Полагают, со ссылкой на позицию КГИОП, что размещение спортивной базы на данном участке повлечет за собой вырубку средообразующих зеленых насаждений, что противоречит требованиям ЗРЗ(38)19. Считают, что правовой режим использования и застройки участка определяется градостроительным регламентом и совокупностью ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ, а в п.1.1.8 приложения к ПЗЗ СПб в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, указано, что не допускается размещение объектов капитального строительства, если это противоречит требованиям, установленным режимами землепользования. Полагают, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территорий, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка. Указывает на содержащийся в специальном режиме ЗАЗ(38)19 запрет вырубки средообразующих деревьев. Считают, что строительство спортивной базы приведет к изменению рельефа участка, что окажет негативное влияние на существующую гидромелиоративную систему. Ссылаются на неверное определение судом первой инстанции характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, поскольку Закон Санкт-Петербурга N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" не применим в данном случае, а применению подлежат ЗК РФ и Закон N 820-7, Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга. Указывают на неверное определение судом первой инстанции круга обстоятельств, подлежащих установлению в рамках настоящего дела.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он доводы апелляционной жалобы оспаривает и просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представители ответчика и третьего лица доводы апелляционной жалобы поддержали, на ее удовлетворении настаивали.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга (далее - Комитет) с заявлением исх. N 06 от 25.02.2022 (далее - заявление), зарегистрированным 25.02.2022 за N 01-58-1911/22-0-0 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022126:13 (далее - земельный участок) для размещения спортивной базы.
Распоряжением N 154-р от 22.03.2022 Обществу было отказано в предоставлении земельного участка.
Не согласившись с вынесенным распоряжением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, признав требования заявителя обоснованными, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления, снизив размер подлежащей взысканию судебной неустойки.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 39.6 Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Исключения из этого правила предусмотрены в п. 2 названной статьи.
Так, в частности, согласно пп. 3 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 282-43) основанием для целевого предоставления земельного участка для размещения объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и для реализации масштабных инвестиционных проектов является распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ и Законом Санкт-Петербурга N 282-43 принято распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 21.07.2015 N 12-рг "О предоставлении земельных участков юридическим лицам для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов" (далее - Распоряжение N 12-рг).
Согласно п. 1.1 Распоряжения N 12-рг предоставление земельных участков юридическим лицам в аренду без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, являющихся объектами недвижимости, реализации масштабных инвестиционных проектов осуществляется при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным в п. 4 - 6 ст. 8 Закона Санкт-Петербурга N 282-43.
Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка, предусматривающий в качестве финального этапа заключение договора купли продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Из пп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, и, в случае выявления по результатам указанных рассмотрения и проверки хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона Санкт-Петербурга N 282-43 заявление потенциального инвестора о предварительном согласовании предоставления земельного участка для целей строительства подается в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 3.14 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 N 1042 (далее - Положение), Комитет уполномочен рассматривать заявления потенциальных инвесторов о предоставлении земельного участка без проведения торгов, возвращать заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов, принимать решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 282-43.
В рамках рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов Комитет и подведомственное ему Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций" осуществляют ряд предусмотренных Положением действий, направленных на установление возможности предоставления земельного участка, в том числе, направляют запросы в уполномоченные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в целях получения заключений в рамках их компетенции.
По результатам рассмотрения комплекта документов, представленного заявителем, и поступивших заключений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в соответствии с разделом 5 Положения, Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга принимается одно из следующих решений:
- при наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка без торгов, предусмотренных земельным законодательством, осуществляется подготовка распоряжения Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга об отказе в предоставлении земельного участка;
- при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка без торгов, предусмотренных земельным законодательством, осуществляется подготовка проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка и его согласование в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100.
Как прямо указано в Положении, издание распоряжения Комитета об отказе в предоставлении земельного участка возможно лишь в случае, когда основание для такого отказа предусмотрено земельным законодательством, то есть, по основаниям, указанным в ст. 39.16 ЗК РФ.
При этом следует отметить, что перечень для отказа в предоставлении земельного участка является исчерпывающим, иные основания для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов земельным законодательством не предусмотрены.
Как следует из оспариваемого распоряжения, причиной отказа в предоставлении Обществу земельного участка послужил пп. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ: испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" участок расположен в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия, расположенных за пределами исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга, ЗРЗ (38)19 Курортного района Санкт-Петербурга.
Пунктом 7.8.21.2 части 4 Приложения N 9 в Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524, установлены специальные требования режима в ЗРЗ (38)19, запрещающие вырубку средообразующих зеленых насаждений, за исключением рубок, направленных на сохранение исторической системы озеленения.
Размещение спортивных баз на Участке повлечет за собой вырубку средообразующих зеленых насаждений, что противоречит требованиям ЗРЗ (38)19.
Между тем, как правильно установлено судом первой инстанции, при рассмотрении заявления заинтересованным лицом не были учтены следующие обстоятельства.
Как следует из п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к зонам с особыми условиями использования территорий относятся: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (далее - Закон N 73-ФЗ) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
В п. 2 ст. 34 Закона N 73-ФЗ приведены понятия каждой зоны охраны объекта культурного наследия. Земельный участок по адресу Санкт-Петербург, поселок Репино, Новгородская улица, участок 1, (северо-западнее пересечения Песочной улицы и Новгородской улицы) с кадастровым номером 78:38:0022126:13, площадью 15070+/- 43 кв.м., расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ (38) 19, вид разрешенного использования - "спортивные базы".
Под "зоной регулирования застройки и хозяйственной деятельности" подразумевается территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, а также определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений (согласно абзацу второму п. 2 ст. 34 Закона N 73-ФЗ).
Границы объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга и режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга утверждены Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" (далее - Закон 820-7).
В соответствии с п. 4.1 раздела 4 Приложения N 2 к вышеупомянутому Закону виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются с учетом необходимости обеспечения соблюдения требований, установленных Режимами.
Из материалов дела следует, что участок имеет следующие специальные требования режима в ЗРЗ(38)16, ЗРЗ(38)17, ЗРЗ(38)19 (7.8.21):
7.8.21.1. Осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства допускается при условии сохранения принципа застройки рассредоточенными зданиями.
7.8.21.2. Запрещается вырубка средообразующих зеленых насаждений, за исключением рубок, направленных на сохранение исторической системы озеленения; запрещается изменение рельефа и гидрологического режима территории. Настоящий запрет не распространяется на случаи сохранения и восстановления (регенерации) природной среды объекта (объектов) культурного наследия.
7.8.21.3. Запрещается установка глухих ограждений высотой более 1,8 м.
7.8.21.4. Ограничения по высоте зданий, строений, сооружений на территории земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022102: 3883 - не более 18 м.
7.8.22. Специальные требования к градостроительным регламентам в ЗРЗ(38)16, ЗРЗ(38)17, ЗРЗ(38)19:
7.8.22.1. Максимальная площадь застройки: жилой - 500 кв. м; нежилой - 700 кв. м. таким образом, режим ЗРЗ (38)19 не устанавливает запрет на строительство на земельном участке при условии соблюдения соответствующих требований.
Статьей 7 (п. 1) ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Спорный земельный участок относится к "землям населенных пунктов", расположен в функциональной зоне Р3 -"Зона, предназначенная для отдыха, занятия физической культурой и спортом, зона пляжей".
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Спорный земельный участок не отнесен к зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса) Р2, как следует из адресной Программы территории зеленых насаждений общего пользования местного значения на территории внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга поселок Репино в 2022 году.
Как установлено п.10 Постановления Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации" режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в том числе единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, устанавливаются с учетом следующих требований: ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений (подпункт "а"); ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений (подпункт "б"); обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде (подпункт "в"); ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде (подпункт "г"); сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде (подпункт "д"); соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также охраняемого природного ландшафта (подпункт "е"); иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде (подпункт "ж").
Таким образом, обязательным в рассматриваемом случае является соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также охраняемого природного ландшафта (подпункт "е" п.10 Постановления Правительства РФ от 12.09.2015 N 972).
Спорный участок не относится территориально к охраняемым элементам исторической ландшафтно-композиционной структуры (Приложение N 1 к режимам использования земель и требованиям к градостроительным регламентам в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга вышеупомянутого Закона).
При этом, в соответствии с требованиями ст.9 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.2010 N 396-88 " зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" повреждение или уничтожение зеленых насаждений является правомерным в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного разрешения на строительство, а также строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, для строительства, реконструкции, капитального ремонта которых получение разрешения на строительство не требуется в соответствии со ст. 51 ГрК РФ.
Рубка и (или) пересадка, а также любое другое правомерное повреждение или уничтожение зеленых насаждений в Санкт-Петербурге производится в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным в сфере озеленения и благоустройства.
В порубочном билете указываются количество деревьев и кустарников, подлежащих рубке, их породы, диаметр ствола (для деревьев), площадь газонов, подлежащих уничтожению.
При осуществлении рубки и (или) пересадки, а также при любом другом правомерном повреждении или уничтожении зеленых насаждений порубочный билет (копия порубочного билета) должен (должна) немедленно предъявляться на месте производства работ по требованию любого должностного лица органов государственной власти Санкт-Петербурга или местного самоуправления внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга.
Порубочные билеты включают сведения, позволяющие идентифицировать каждое зеленое насаждение на местности, в том числе местоположение (на схеме), уникальный идентификационный номер (при его наличии).
Таким образом, законодательство субъекта, а именно Закон Санкт-Петербурга от 28.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге", предусматривает нормативное регулирование случаев вырубки средообразующих зеленых насаждений растительности с сохранением исторической системы озеленения.
В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений (часть 1).
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды (часть 2).
В рассматриваемом случае необходимо учитывать, что спорный участок расположен в функциональной зоне Р3 -"Зона, предназначенная для отдыха, занятия физической культурой и спортом, зона пляжей", на земельном участке, не отнесенном к зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса) Р2, в населенном пункте со сложившейся исторической системой озеленения, предполагающей озеленение застроенной территории в соответствии с функциональным зонированием, следовательно, предоставление земельного участка для размещения спортивной базы при условии соблюдения требований к сохранению качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, является правомерным и отвечающим требованиям законодательства.
Ссылка на заключение Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга не может рассматриваться как основание для отказа в предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка, в виду того, что Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга не участвует в сборе имущественно-правового статуса (ИПС), а само заключение было подготовлено (15.07.2022), то есть за пределами срока рассмотрения заявки Общества и спустя три месяца после вынесения Распоряжения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов от 22.03.2022.
Также согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.02.2020 N 41-КА19-13, при разрешении вопроса о предоставлении земельного участка без проведения торгов и определении соответствия разрешенного использования земельного участка целям его использования следует руководствоваться сведениями ЕГРН.
Таким образом, действующими нормами закона установлен запрет на предоставление земельных участков без проведения торгов в случае, если вид разрешенного использования земельного участка, указанного в ЕГРН, не соответствует испрашиваемому виду разрешенного использованию земельного участка.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 26.04.2022 разрешенное использование данного земельного участка - Спортивные базы.
Цель, указанная в заявлении - Спортивные базы.
Таким образом, заявленная цель использования земельного участка соответствует виду разрешенного использования, объект имеет социально-культурное назначение, что дает Обществу право на получение данного земельного участка без проведения торгов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что распоряжение Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга N 154-р от 22.03.2022 издано при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без торгов, предусмотренных пп. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ, нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем правомерно признал указанное распоряжение незаконным.
При этом суд апелляционной инстанции признает необоснованной ссылку подателей жалобы на п. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ в части зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ), поскольку испрашиваемый земельный участок, как уже было указано ранее, расположен в границах зон, которые допускают размещение заявленного объекта (спортивная база).
Согласно ст. 105 ЗК РФ одним из видом ЗОУИТ является ЗРЗ.
Согласно Закону N 820-7 испрашиваемый Заявителем земельный участок расположен в границах режима зоны охраны объектов культурного наследия ЗРЗ 38 (19).
В соответствии с указанным Законом N 820-7 зона ЗРЗ(38)19, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, прямо разрешает осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения принципа застройки рассредоточенными зданиями.
То есть, запрошенная Заявителем при обращении в Комитет по инвестициям цель использования земельного участка (для размещения спортивных баз) допускается исходя из положения Закона N 820-7.
При этом, согласно Закону N 820-7, в зоне ЗРЗ 38(19) запрещается вырубка средообразующих зеленых насаждений, за исключением рубок, направленных на сохранение исторической системы озеленения; запрещается изменение рельефа и гидрологического режима территории. Настоящий запрет не распространяется на случаи сохранения и восстановления (регенерации) природной среды объекта (объектов) культурного наследия.
Истребуемый земельный участок также расположен зоне ЗОУИТ "Водоохранная зона водного объекта" (менее 10% земельного участка), что подтверждается сведениями с сайта Региональная геоинформационная система Санкт-Петербурга https://mis.spb.ru/.
Согласно п. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
При этом следует отметить, что вышеуказанные требования по соблюдению режима использования земельного участка в зоне ЗРЗ 38(19) в части сохранения средообразующих зеленых насаждений при строительстве объектов и по соблюдению требований водоохранной зоны при строительстве объектов обеспечиваются нормами градостроительного законодательства при проектировании объекта и выдаче разрешения на строительство объекта.
Согласно ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, требование зоны ЗРЗ 38(19) в части сохранения средообразующих зеленых насаждений обеспечивается Распоряжением Комитета по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга от 25.01.2018 N б-р "Об утверждении Административного регламента Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга по выдаче порубочных билетов при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного разрешения на строительство, а также строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, для строительства, реконструкции, капитального ремонта которых получение разрешения на строительство не требуется в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с указанным распоряжением не допускается вырубка или пересадка зеленых насаждений без порубочных билетов.
Таким образом, зоной ЗРЗ 38(19) и водоохранной зоной водного объекта разрешается строительство спортивной базы с сохранением средообразующих зеленых насаждений и с соблюдением режима использования земель в водоохраной зоне. Соблюдение режимов зоны ЗРЗ 38(19) и водоохранной зоны водных объектов, согласно градостроительному законодательству, обеспечивается вышеперечисленными нормами законодательства, то есть не на стадии принятия решения о предоставления земельного участка, а на стадии проектирования и выдачи разрешения на строительство объекта владельцу земельного участка (арендатору, собственнику).
Заявление инвестора о предоставлении земельного участка для размещения спортивной базы соответствует территориальной зоне и установленному виду разрешенного использования земельного участка.
Согласно Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ТРЗ-2 - зона рекреационного назначения объектов туризма и санаторно-курортного лечения, гостиниц и пансионатов, иных объектов для отдыха граждан с включением объектов инженерной инфраструктуры.
Исходя из сведений ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 78:38:0022126:13 имеет основной вид разрешенного использования: спортивные базы, что соответствует виду разрешённого использования зоны ТРЗ-2.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении требования заявителя у Комитета и заинтересованного лица не имелось.
Заявитель в качестве способа устранения допущенных прав и законных интересов просит обязать Правительство Санкт-Петербурга в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить заявителю в аренду земельный участок с кадастровым номером 78:38:0022126:13 для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг.
Поскольку судом первой инстанции правомерно установлена незаконность отказа в предоставлении земельного участка по основанию, указанному в распоряжении от 22.03.2022, а иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка, указанных в ЗК РФ заинтересованными лицами не приведено, суд первой инстанции обоснованно посчитал допустимым способом восстановления нарушенных прав возложение на Правительство Санкт-Петербурга обязанности по предоставлению Обществу спорного земельного участка.
Также истцом было заявлено требование об установлении судебной неустойки за неисполнение решения суда в размере 100 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда.
Положениями п. 1 ст. 308.3 ГК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст. 330 ГК РФ) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1).
Аналогичная норма содержится в ч. 4 ст. 174 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд по требованию истца вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере, определяемом арбитражным судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
По смыслу указанных норм и разъяснений, приведенных в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N7), суд может присудить денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебную неустойку) в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре.
Судебная неустойка является дополнительной мерой воздействия на должника, мерой стимулирования и косвенного принуждения.
В соответствии с п. 31 Постановления Пленума N 7 суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 32 Постановления N 7, удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения. Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ).
В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение.
Исходя из принципов разумности, справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из недобросовестного поведения, необходимость соблюдения баланса интересов участвующих в деле лиц, с учетом конкретных обстоятельства дела, суд первой инстанции установил размер подлежащей взысканию неустойки из расчета 100 рублей в день до даты фактического исполнения. Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции и полагает его разумным и обоснованным.
Руководствуясь вышеуказанным суд апелляционной инстанции признает апелляционную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении иска и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2022 по делу N А56-51642/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51642/2022
Истец: АО "КЛУБ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ "ЛИДЕР"
Ответчик: Администрация Губернатора Санкт-Петербурга, Правительство Санкт-Петербурга
Третье лицо: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, КОМИТЕТ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Администрация Курортного района Санкт-Петербурга, ВМО поселок Репино, КОМИТЕТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ВНУТРИГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСЕЛОК РЕПИНО