г. Санкт-Петербург |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А56-67514/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Горбатовской О.В., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Евстегнеевой Е.В.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Белова С.С. - по доверенности от 05.10.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3226/2023) Общества с ограниченной ответственностью "ЖКС N 3 Центрального района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2022 по делу N А56-67514/2022 (судья Бугорская Н.А.), принятое
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района" (адрес: 191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр-кт, 60, ОГРН 1089847185746);
к Обществу с ограниченной ответственностью "Азертон Балтия" (адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 16, лит. А, пом. 3Н, офис 1, ОГРН: 1097847069902,
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью ""Жилкомсервис N 3 Центрального района" (далее - истец, Жилкомсервис) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Азертон Балтия" (далее - ответчик, Общество) об обязании ответчика предоставить истцу доступ в нежилые помещения N 3-Н и 38-Н, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 16, лит. А для обследования на предмет самовольной перепланировки, переустройства нежилых помещений 3-Н и 38-Н, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 16, лит. А, в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением суда от 28.11.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Жилкомсервис подал апелляционную жалобу, в которой просил решение от 28.11.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что ответчик, как собственник нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, необоснованно не предоставил доступ в помещения, тем самым своими действиями незаконно препятствует Жилкомсервису в осуществлении установленной обязанности по проведению обследования указанных нежилых помещений в соответствии с частью 3 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и установления срока и порядка приведения помещений в прежнее состояние в случае установления факта их самовольного переустройства.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просило решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, поддержал доводы отзыва.
Жилкомсервис, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Жилкомсервис на основании договора на управление многоквартирным домом от 01.08.2008 N 526/08 ЖКС-3 является управляющей организацией многоквартирным домом (далее - МКД), расположенным по адресу: Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 16, лит. А.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.06.202 Обществом является собственником помещений N 3-Н и N 38-Н, расположенных в указанном МКД.
Для обследования на предмет самовольной перепланировки, переустройства нежилых помещений N 3-Н и N 38-Н, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 16, лит. А, истцом направлено в адрес Общества уведомление от 29.03.2022 N б/н о необходимости предоставления помещений для осмотра на предмет наличия либо отсутствия незаконной перепланировки, либо представления разрешительной документации.
Вместе с тем, доступ в помещения, равно как и разрешительная документация Обществом представлены не были, что зафиксировано Жилкомсервисом в комиссионном акте от 11.05.2022 N б/н.
Поскольку в добровольном порядке требования ответчиком исполнены не были, истец обратился с заявленным требованием в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у пользователей жилым/нежилым помещением обязанности предоставлять доступ управляющей организации для обследования помещения на предмет его самовольной перепланировки, а также отсутствии доказательств того, что Общество препятствует истцу в доступе к общедомовому имуществу, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказал.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене ввиду следующего.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (пункт 1 статьи 290 ГК РФ).
Из пунктов 1, 2 части 2 статьи 44, части 1 статьи 46 ЖК РФ следует, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и осуществляется большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Порядок переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме определен в главе 4 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме, перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно частям 6, 7, 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (часть 10 статьи 55.24 ГрК РФ).
Перечень общего имущества в многоквартирном доме, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме, содержится также в части 1 статьи 36 ЖК РФ, пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Согласно подпунктам "а", "б" и "г" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пункт 10 Правил N 491).
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пункты 11, 13 Правил N 491).
Согласно пункту 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги - абзац седьмой пункта 2 данных Правил) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В силу подпункта "е" пункта 34 указанных Правил, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 данных Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки и устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
По смыслу приведенных норм, требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность. При этом техническое состояние внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, является условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) (подпункт "е" пункта 3 Правил N 354).
Приведенные нормы определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров и выполнения работ по восстановлению функционирования систем, для чего он имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя.
Таким образом, право частной собственности ответчика на принадлежащие ему нежилые помещения может быть реализовано с учетом приведенных ограничений, направленных на обеспечение безопасности и комфорта всех собственников МКД, а потому Жилкомсервис, являясь управляющей организацией многоквартирного дома, исполняя свои обязанности по предоставлению коммунальных услуг, контролю за техническим и санитарным состоянием внутриквартирного оборудования, вправе требовать от ответчика доступа в принадлежащие ему помещения целью реализации вышеуказанных полномочий на предмет установления технического состояния здания, в том числе в части несущих стен, относящихся к общему имуществу собственников помещения МКД.
Указанное также соответствует разъяснениям, приведенным в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, согласно которым управляющая компания, на которую возложена обязанность по осуществлению эксплуатационного контроля за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, имеет право требовать допуска своих представителей в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение.
В свою очередь ответчик, не обеспечивая истцу доступа в помещения для проведения их обследования на предмет самовольной перепланировки и переустройства, препятствует истцу выполнять обязанности по устранению недостатков предоставления услуг, установленных законом, что может привести к наступлению неблагоприятных последствий, затронуть права других жильцов названного дома.
При таких обстоятельствах, повторно исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что исковые требования Жилкомсервиса об обязании Общества предоставить доступ в нежилые помещения, расположенные в спорном МДК, с учетом неоднократного уведомления истцом ответчика о необходимости предоставления помещения для осмотра являются обоснованными, правомерными и подлежат удовлетворению.
С учетом приведенного, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2022 по делу N А56-67514/2022 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении требований Жилкомсервсиа в полном объеме.
Удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 174 АПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства (пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7).
Учитывая тот факт, что для исполнения судебного акта по настоящему делу Обществу не требуется значительных трудозатрат, фактически требуется лишь предоставить Жилкомсервсису доступ к помещениям, суд апелляционной инстанции находит разумным срок в 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу на исполнение соответствующей обязанности.
По результатам рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ с Общества в пользу Жилкомсервиса также подлежат взысканию 9 000 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2022 по делу N А56-67514/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Азертон Балтия" предоставить Обществу с ограниченной ответственностью "ЖКС N 3 Центрального района" доступ в нежилые помещения N 3-Н и 38-Н, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 16, лит. А, для обследования на предмет самовольной перепланировки, переустройства нежилых помещений 3-Н и 38-Н, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 16, лит. А, в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Азертон Балтия" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ЖКС N 3 Центрального района" 9 000 руб. 00 коп. расходов на уплату государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
О. В. Горбатовская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-67514/2022
Истец: ООО "ЖКС N3 Цетрального района"
Ответчик: ООО "Азертон Балтия"