г. Челябинск |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А76-26799/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2022 по делу N А76-26799/2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании приняли участие представитель Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области - Зыбина Е.П. (паспорт, доверенность от 16.01.2023, диплом).
Представители от иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Администрация Пышминского городского округа (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю Центрального районного отдела судебных приставов г. Челябинска Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области Ямщиковой С.А. (далее - заинтересованное лицо, судебный пристав-исполнитель Ямщикова С.А.) о признании недействительным постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства от 06.07.2022, об обязании судебного пристава-исполнителя возбудить исполнительное производство по исполнительному листу N ФС 036008922 от 26.05.2022.
Определением от 12.08.2022 к участию в деле в качестве обязательного соответчика в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее - соответчик, УФССП России по Челябинской области, Управление).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Денисов Константин Владимирович (далее - третье лицо, Денисов К.В.), судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Камышловскому и Пышминскому районам Алферова А.А. (далее - третье лицо, судебный пристав-исполнитель Алферова А.А.).
Впоследствии в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрацией представлено заявление об изменении предмета заявленных требований, просила:
1. Признать незаконным направление Управлением Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области исполнительного листа серия ФС N 036008922 от 26.05.2022 в Центральный районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по г. Челябинску.
2. Обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области устранить допущенные нарушения, а именно направить исполнительный лист серия ФС N 036008922 от 26.05.2022 в соответствующее подразделение судебных приставов.
Решением суда от 21.12.2022 заявленные требования удовлетворены. Действия Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области по направлению исполнительного листа серия ФС N 036008922 от 26.05.2022 в Центральный районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по г.Челябинску признаны незаконными. Суд обязал Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области восстановить нарушенные права и законные интересы Администрации Пышминского городского округа с учетом выводов по настоящему делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Главное Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ее податель ссылается на отсутствие оснований для признания незаконными оспариваемых действий Управления.
Апеллянт указывает, что сведения о структурных подразделениях Управления находятся в открытом доступе на официальном сайте Управления r74.fssp.gov.ru, также на указанном сайте имеется возможность поиска соответствующего структурного подразделения Управления.
По мнению подателя жалобы, доводы заявителя о невозможности самостоятельно установить соответствующее структурное подразделение является необоснованным. Доказательств нарушения прав и законных интересов оспариваемыми действиями (бездействием) заявитель в материалы дела не представил.
По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы материального права, не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд посчитал установленными, неполно выяснены обстоятельства дела.
К дате судебного заседания со стороны Администрации Пышминского городского округа в материалы дела поступил отзыв, согласно которому сторона ссылается на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.09.2021 по делу N А60-28090/2021 удовлетворены исковые требования Администрации Пышминского городского округа об обязании индивидуального предпринимателя Денисова Константина Владимировича в течение месячного срока с момента вступления в законную силу настоящего решения устранить недостатки, отраженные в акте об обнаружении недостатков (дефектов) в гарантийный срок по муниципальному контракту N 01622000118190016560001 от 13.08.2019, а именно: устранить фильтрацию через тело плотины вдоль правой стороны шахты по направлению реки; устранить вымывание грунта вдоль правой стены ГТС и открылков справа; обеспечить возможность открытия шлюзов.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 15.04.2022 по делу N А60-28090/2021 с индивидуального предпринимателя Денисова Константина Владимировича в пользу Администрации Пышминского городского округа взыскана судебная неустойка за неисполнение решения Арбитражного суда Свердловской области от 14.09.2021 по делу N А60-28090/2021 в размере 1 000 руб. 00 коп. за каждый день неисполнения судебного акта, начиная со дня вступления определения суда в законную силу по день фактического исполнения решения суда.
26.05.2022 Арбитражным судом Свердловской области Администрации выдан исполнительный лист на взыскание с ИП Денисова К.В. судебной неустойки ФС N 036008922, который письмом Администрации от 14.06.2022 N 3528 направлен взыскателем в адрес УФССП России по Челябинской области (материалы электронного дела, документы от 09.08.2022).
Письмом Управления от 21.06.2022 N 74906/22/41211 исполнительный лист ФС N 036008922 направлен на исполнение в Центральное РОСП г. Челябинска.
06.07.2022 судебным приставом-исполнителем Ямщиковой С.А. вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу N ФС 036008922 от 26.05.2022, выданному Арбитражным судом Свердловской области по делу N А60-28090/2021, поскольку исполнительский документ предъявлен не по месту совершения исполнительских действий. Постановление получено заявителем 02.08.2022.
Считая, что действия Управления не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые действия Управления соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием) в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ, Закон о судебных приставов), судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
При совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель обязан руководствоваться нормами Федерального закона N 229-ФЗ.
Согласно статьи 2 Федерального закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно статьи 6.5 Закона о судебных приставах на органы принудительного исполнения возлагаются задачи по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Законом об исполнительном производстве актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц).
Положения статьи 12 Закона о судебных приставах обязывают судебного пристава-исполнителя в процессе исполнения судебных актов и актов других органов принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
В силу статьи 13 Федерального закона N 118-ФЗ сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.
При этом в силу части 1 статьи 33 данного Закона если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.
Частью 4 статьи 30 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.
В данном случае, поскольку взыскатель не располагал сведениями о месте нахождения собственности должника Денисова К. В., а был осведомлен лишь о месте регистрации последнего и не имел возможности определить в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство по исполнительному листу N ФС 036008922 от 26.05.2022, соответствующий исполнительный лист направлен в адрес Управления.
Копией паспорта должника подтверждается факт его регистрации по месту жительства в Калининском, а не Центральном районе города Челябинска.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Денисов К.В. подтвердил факт своего проживания по месту жительства в Калининском, а не Центральном районе города Челябинска.
Соответствующие сведения об адресе индивидуального предпринимателя доступны Управлению как уполномоченному государственному органу из служебной части ЕГРИП.
В письме Управления от 21.06.2022 N 74906/22/41211 указан полный и точный адрес должника, такой же адрес указан и в постановлении судебного пристава-исполнителя Ямщиковой С.А. об отказе в возбуждении исполнительного производства от 06.07.2022.
В связи с чем ссылка Управления на неполноту отражения адреса должника в исполнительном листе ФС N 036008922 (пропущена часть наименования улицы) правомерно не принята судом первой инстанции как не имеющая правового значения.
Довод Управления о том, что из общедоступных источников следует, что адрес места жительства должника относится к Центральному району города Челябинска, материалами дела не подтверждается. Напротив, обращение к соответствующим общедоступным ресурсам, например, справочным информационным системам "2 ГИС", "Яндекс.карты" с очевидностью подтверждает расположение места жительства должника в Калининском районе г. Челябинска.
Таким образом, у Управления отсутствовали правовые и фактические основания для направления исполнительного листа ФС N 036008922 в Советский РОСП.
Как верно отмечено судом первой инстанции, оспариваемыми действия Управления нарушены положения частей 3, 4 статьи 30, части 1 статьи 33 Федерального закона N 229-ФЗ.
Довод Управления о том, что права и законные интересы взыскателя оспариваемыми действиями не нарушены, судом первой инстанции правомерно не приняты, поскольку допущенное Управлением нарушение требований Закона об исполнительном производстве привело к вынесению 06.07.2022 судебным приставом-исполнителем Ямщиковой С. А. постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу N ФС 036008922 от 26.05.2022, что привело к затягиванию возбуждения исполнительного производства, нарушению права взыскателя на возбуждение исполнительного производства, а соответственно на своевременное исполнение требований исполнительного документа.
Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции, что сама по себе конструкция нормы части 4 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ относит к компетенции именно территориального органа Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения правильное определение соответствующего территориального подразделения судебных приставов.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем доказан факт нарушения его прав и охраняемых законом интересов в области экономической деятельности оспариваемыми действиями Управления, которые не соответствуют материально-правовому закону, нарушают права и законные интересы заявителя.
Таким образом, совокупность условий для удовлетворения заявленных требований материалами дела установлена.
Учитывая, что исполнительный лист ФС N 036008922 на момент рассмотрения настоящего дела в распоряжении Управления не находился, суд первой инстанции правомерно обязал Управление восстановить нарушенные права и законные интересы взыскателя.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на его законность и обоснованность.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2022 по делу N А76-26799/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-26799/2022
Истец: Администрация Пышминского городского округа
Ответчик: СПИ ОСП по Камышловскому и Пышминскому районам Алферова А.А., СПИ Центрального РОСП УФССП России по Челябинской области Ямщикова С.А., УФССП по Челябинской области
Третье лицо: Денисов Константин Владимирович