г. Хабаровск |
|
31 марта 2023 г. |
А04-9506/2022 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Иноземцева И.В.
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление"
на решение от 19.01.2023
по делу N А04-9506/2022
Арбитражного суда Амурской области
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску государственного казенного учреждения управления автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор" (ОГРН: 1022800511458, ИНН: 2801025890, адрес: 675004, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Зейская, д. 206)
к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" (ОГРН: 1092813000653, ИНН: 2806007037, адрес: 676770, Амурская область, г. Райчихинск, ул. Милицейская, д. 24, оф. 207)
о взыскании 151531,99 руб.
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение управление автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор" (далее - ГКУ "Амурупрадор", учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" (далее - ООО "СМУ", ответчик) о взыскании неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом на выполнение работ от 11.05.2021 N К.2021.0836 за период с 17.06.2021 по 28.07.2021 в размере 151 531,99 руб..
Определением Арбитражного суда Амурской области от 24.11.2022 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
По результатам рассмотрения дела Арбитражным судом Амурской области в соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ 19.01.2023 вынесена и размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" резолютивная часть решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В связи с поступлением апелляционной жалобы 02.02.2023 Арбитражным судом Амурской области изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об оставлении искового заявления без рассмотрения. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, поскольку имеются основания для списания начисленной неустойки, так как ответчиком обязательства по контракту исполнены, ссылается на акт выполненных работ от 30.08.2021 N 3.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023 апелляционная жалоба принята к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве". Истцу предложено не позднее 23.03.2023 представить в апелляционный суд мотивированный отзыв по каждому доводу апелляционной жалобы с приложением документа, подтверждающего направление отзыва заявителю жалобы.
В установленный срок истцом в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
На основании статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по истечении срока, установленного в определении апелляционного суда единолично судьей без вызова сторон и по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11.05.2021 между ГКУ "Амурупрадор" (государственный заказчик) и ООО "СМУ" (подрядчик) заключен государственный контракт N К.2021.0836, в соответствии с которым подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Амурской области с установкой элементов обустройства автомобильных дорог, а государственный заказчик обязуется осуществить приемку выполненных работ и оплатить их в соответствии с условиями настоящего контракта.
В состав работ по контракту входит выполнение работ по ремонту участков автомобильных дорог "Верхний Уртуй - Зеньковка", км. 7 + 100 -- км 8+400, "Новотроицкое - Ключи", км 0+000 - км 1+500.
Сроки выполнения работ: начало - с момента заключения контракта, окончание - не позднее 15.09.2021 (пункт 1.2 контракта).
Начальный и конечный сроки выполнения работ, указанные в пункте 1.2 контракта, а также промежуточные сроки выполнения объемов работ, определенные графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2 к контракту), являются исходными для определения имущественных санкций в случаях нарушения указанных сроков подрядчиком (пункт 4.7 контракта).
Место выполнения работ: Амурская область, Константиновский район, с. Новотроицкое, автомобильные дороги "Верхний Уртуй - Зеньковка", км. 7 + 100 - км 8+400, "Новотроицкое - Ключи", км 0+000 - км 1+500.
Согласно пункту 1.4 контракта подрядчик полностью ознакомлен со всеми условиями, связанными с выполнением работ по Контракту, и принимает на себя все расходы, риск и трудности выполнения работ.
Подрядчик изучил все материалы контракта и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки, стоимость и качество работы. Никакая иная работа подрядчика не является приоритетной в ущерб работам по контракту (пункт 1.5 контракта).
На основании пункта 3.1 контракта общая стоимость работ по контракту (цена контракта) составляет 70 377 795, 66 руб., в том числе НДС 20%.
Цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и может быть изменена, только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения, государственных и муниципальных нужд".
Основанием для оплаты работ являются оформленные в установленном порядке акт(ы) о приемке выполненных работ и справка(и) о стоимости выполненных работ и затрат, которые подписываются государственным заказчиком и подрядчиком или его представителем, уполномоченным на то надлежащим образом оформленной доверенностью. В случае создания государственным заказчиком приемочной комиссии акт(ы) о приемке выполненных работ подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается государственным заказчиком (пункт 3.4).
Оплата выполненных работ производится государственным заказчиком в безналичной форме в течение 30 (тридцати) дней со дня подписания государственным заказчиком акта(ов) о приёмке выполненных работ и справки(ок) о стоимости выполненных работ и затрат по реквизитам, указанным в разделе 19 контракта (пункт 3.5).
Пунктом 7.1.2 контракта предусмотрено, что подрядчик не позднее 16 числа текущего месяца направляет государственному заказчику сообщение (уведомление) о готовности к сдаче работ, выполненных в отчетном периоде (с 16 числа предыдущего месяца по 15 число текущего месяца), и прилагает к указанному уведомлению исполнительную производственно-техническую документацию.
В соответствии с пунктом 9.3.2 контракта предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства предусмотренного контрактом (в том числе гарантийного обязательства, предусмотренного пунктом 14.3.1 контракта), начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных подрядчиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Согласно графику выполнения работ подрядчик обязан не позднее 16.06.2021 сдать государственному заказчику работы, предусмотренные к выполнению в июне 2021 года на сумму 8 130 383,19 руб., не позднее 16.07.2021 сдать работы, предусмотренные к выполнению в июле 2021 года на сумму 29 825 190,62 руб.
По состоянию на 28.07.2021 работы подрядчиком заказчику в полном объеме не сданы, что подтверждается актом о приемке выполненных работ от 28.07.2021 N 1.
Период просрочки по выполнению работ по контракту предусмотренных в июне 2021 года составил 42 дня, в июле 2021 года составил 12 дней.
Учитывая факт просрочки исполнения обязательства ответчиком, истец начислил неустойку в размере 151 531, 99 руб., и направил претензию от 28.07.2021 N 02-2549
Претензия ответчиком оставлена без удовлетворения.
Неисполнение ответчиком претензионных требований истца явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, и изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Сложившиеся правоотношения сторон регламентируются параграфов 1,3 главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ), положениями Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), общими нормами об исполнении обязательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения муниципальных нужд, осуществляются на основе муниципального контракта на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, гак и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой под которой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Согласно части 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности, в том числе, исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного удержания), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В силу пункта 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
В соответствии с пунктом 9.3.1 контракта, в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства, обязательства, предусмотренного п. 14.3.1 настоящего контракта), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнений подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В порядке пункта 9.3.2 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом (в том числе обязательства, предусмотренного пунктом 14.3.1 настоящего контракта), начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федераций установлен иной порядок начисления пени.
Материалами дела подтвержден факт просрочки исполнения обязательства подрядчиком, т.к. по состоянию на 28.07.2021 заказчику не были сданы работы, а именно:
по работам, выполнение которых предусмотрено в июне 2021 года на сумму 8 130 383,19 руб. просрочка с 17.06.2021 по 28.07.2021 составила 42 дня;
по работам, выполнение которых предусмотрено в июле 2021 года на сумму 29 825 190,62 руб. просрочка с 17.07.2021 по 28.07.2021 составила 12 дней.
На основании условий контракта об ответственности в виде неустойки в размере 1/300 ключевой ставки Банка России (действовала 6,5 % годовых) сумма пени от неисполненных обязательств в июне 2021 года за период с 17.06.2021 по 28.07.2021 (42 дня) с суммы 8 130 383,19 руб. составила 73 986,49 руб.;
сумма пени от неисполненных обязательств в июле 2021 года за период с 17.07.2021 по 28.07.2021 (12 дней) с суммы 29 825 190,62 руб. составила 77 545,50 руб.
Общая сумма неустойки 151 531,99 руб. начислена правомерно.
Ответчиком расчет не спорен, однако возражая против удовлетворения указанных требований, ответчик указал на необходимость списания неустойки на основании части 42.1 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу части 42.1 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.04.2018 N 108-ФЗ) начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 2020, 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020, 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила N 783), которыми определен порядок и случаи осуществления заказчиком списания сумм таких неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с Правилами N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым в 2015, 2016, 2020, 2021 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В силу положений части 6.1 статьи 34, части 42.1 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ и указанных Правил N 783 правила о списании неустоек носят императивный характер, соответственно, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, является обязанностью государственного (муниципального) заказчика и не зависит от его волеизъявления.
На основании вышеуказанных норм списание неустойки невозможно, поскольку работы по контракту не выполнены в полном объеме.
Ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств опровергающих данное обстоятельство в материалы дела не представлено.
Ссылка на акт выполненных работ от 30.08.2021 N 3 отклонена апелляционным судом ввиду отсутствия документального подтверждения.
В этой связи оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, по содержащимся в ней доводам, не имеется.
Решение суда, принято при правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение дела, и норм материального права, отмене не подлежит.
Судебные расходы по оплате госпошлины по иску и апелляционным жалобам распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.02.2023 по делу N А04-9506/2022 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9506/2022
Истец: ГКУ управление автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор"
Ответчик: ООО "Строительно-монтажное управление"
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2023 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-724/2023