г. Челябинск |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А07-18537/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ширяевой Е.В., судей Баканова В.В., Лукьяновой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дроздовой К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Аслановой Арзу Юсибали Кызы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.11.2022 по делу N А07-18537/2022.
В судебном заседании посредством видеоконференц-связи приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор "Эко-Сити": Кропалова И.А. (паспорт, доверенность N 68 от 30.03.2022, диплом),
индивидуального предпринимателя Аслановой Арзу Юсибали Кызы: Шагиев Ф.В. (паспорт, доверенность от 09.02.2023, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью Региональный оператор "Эко-Сити" (далее - истец, ООО РО "Эко-Сити") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением индивидуальному предпринимателю Аслановой Арзу Юсибали Кызы (далее - ответчик, ИП Асланова А.Ю. Кызы) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 по декабрь 2021 в размере 413 360 руб. 70 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.11.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИП Асланова А.Ю. Кызы (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель отмечает, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 23.08.2021 N 0256-007280, на который ссылается истец, ответчиком не был получен, соответственно возможности представить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора у ответчика не было.
Податель апелляционной жалобы полагает, что суд первой инстанции необоснованно принял в качестве доказательства акт осмотра от 23.08.2021 о деятельности, розничной торговли ответчика по адресу: Республика Башкортостан, г. Белорецк, ул. Точисского, д. 21, поскольку считает, что истец не является уполномоченным лицом или ведомством по проверке осуществления предпринимательской деятельности ответчика и, соответственно, указанный акт не может являться надлежащим доказательством.
Истцом также не представлены универсальные передаточные акты, подписанные обеими сторонами.
Апеллянт не согласен с выводом суда о том, что расчет долга следует исчислять с 01.01.2019, а не с 23.08.2021, то есть даты, указанной в договоре.
Кроме того, заявитель жалобы указывает, что деятельность ответчика связана с реализацией промтоваров, соответственно большая часть отходов это бумажные упаковки, картон, с которыми ответчик справлялся самостоятельно путем сдачи в пункт приема по вторсырью.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2023 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению на 07.03.2023.
До начала судебного заседания от ООО РО "Эко-Сити" поступил отзыв на апелляционную жалобу, вопрос о приобщении которого оставлен судом открытым.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы отложено на 28.03.2023.
В связи с нахождением судьи в отпуске, в соответствии с частями 3, 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 37 Регламента Арбитражных судов Российской Федерации определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2023 произведена замена в составе суда судьи Тарасовой С.В. на судью Лукьянову М.В.
Во исполнение определения суда от 07.03.2023 от ООО РО "Эко-Сити" поступили письменные пояснения с приложением дополнительных доказательств (вх. N 16473 от 20.03.2023, вх. N 18692 от 28.03.2023, вх. N 18507 от 27.03.2023), а именно территориальная схема сбора ТКО, отчет о координатно-временных параметров транспортных средств, осуществляющих вызов ТКО из автоматизированный информации системы ГЛОНАСС.
Отзыв, представленный ООО РО "Эко-Сити" к судебному заседанию, назначенному на 07.03.2023 (вх. N 13002 от 03.03.2023), приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ИП Аслановой А.Ю. Кызы поступили возражения на отзыв истца на апелляционную жалобу (вх. N 18145 от 27.03.2023), приобщенные к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представителем ответчика заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела выписки из ЕГРИП, фотографий магазина с целью подтверждения того какую фактически деятельность осуществляет ответчик.
Указанное ходатайство отклонено апелляционным судом, поскольку сведения ЕГРИП являются общедоступными, относимость и допустимость фотоматериалов применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела апелляционным судом не установлена.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, на основании соглашения с Министерством экологии Республики Башкортостан от 23.04.2018, заключенного по результатам конкурсного отбора, ООО РО "Эко-Сити" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне N 3 в Республике Башкортостан, в том числе в г. Стерлитамак.
Согласно акту осмотра от 23.08.2021 ответчик ведет деятельность розничной торговли промтоварами по адресу: Республика Башкортостан, г. Белорецк, ул. Торчисского, д. 21.
Истцом в адрес ответчика 27.01.2021 направлен на подписание проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 23.08.2021 N 0256-007280, с приложениями и согласием на обработку персональных данных.
Между договор ответчиком не подписан и оставлен без рассмотрения.
На основании вышеизложенного договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 23.08.2021 N 0256-007280 считается заключенным на условиях типового договора.
В соответствии с типовым договором региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 4 договора датой начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является - 01.01.2019.
В силу пункта 7 договора оплата осуществляется следующим способом:
- 30 процентов стоимости услуг по обращению с ТКО в месяц, за который осуществляется оплата, вносится до 18 числа текущего месяца.
- оплата за фактически оказанные в истекшем месяце услуги по обращению с ТКО с учетом средств, ранее внесенных ответчиком в качестве оплаты за такие услуги, оказанные в расчетном периоде, осуществляются до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от 12 октября 2017 N 466 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории РБ" утверждены нормативы накопления ТКО для предприятий торговли (промтоварные магазины) - 0,68 куб.м, в год на 1 кв. м. общей площади.
Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Башкортостан "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью Региональный оператор "Эко-Сити" в зоне деятельности регионального оператора N 3 Республики Башкортостан" от 30.11.2018 N 414 установлены тарифы на услугу регионального оператора на 2019 год с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 497,96 руб./куб.м., с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 516,94 руб./куб.м.
Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Башкортостан "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью Региональный оператор "Эко-Сити" в зоне деятельности регионального оператора N 3 Республики Башкортостан" от 29.11.2019 N 488 установлены тарифы на услугу регионального оператора на 2020 год с 01.01.2020 по 31.12.2020 - 593,36 руб./куб.м.
Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Башкортостан "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью Региональный оператор "Эко-Сити" в зоне деятельности регионального оператора N 3 Республики Башкортостан" от 26.11.2020 N 418 установлены тарифы на услугу регионального оператора на 2021 год с 01.01.2021 по 31.12.2021 - 591,43 руб./куб.м.
Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Башкортостан "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью Региональный оператор "Эко-Сити" в зоне деятельности регионального оператора N 3 Республики Башкортостан" от 09.12.2021 N 595 установлены тарифы на услугу регионального оператора на 2022 год с 01.01.2022 по 31.12.2021 - 590,34 руб./куб.м.
Сроком оплаты считается день поступления денежных средств на расчетный счет регионального оператора.
Во исполнение договора истцом оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, что подтверждается следующими универсальными передаточными документами:
Период |
Универсальный передаточный документ |
Сумма выставлена, согласно УПД (с НДС), в руб. |
Оплата по выставленным УПД, в руб. |
Задолженность |
Январь-Декабрь 2019 |
УПД от 24.08.2021 N 0057193 |
140 242 руб. 86 коп. |
0 |
140 242 руб. 86 коп. |
Январь-декабрь 2020 |
УПД от 24.08.2021 N 00057194 |
136 781 руб. 40 коп. |
0 |
136 781 руб. 40 коп. |
Январь-июль 2021 |
УПД от 24.08.2021 N 0057195 |
79 529 руб. 59 коп. |
0 |
79 529 руб. 59 коп. |
Август 2021 |
УПД от 31.08.2021 N 0057196 |
11 361 руб. 37 коп. |
0 |
11 361 руб. 37 коп. |
Сентябрь 2021 |
УПД от 16.11.2021 N 0083909 |
11 361 руб. 37 коп. |
0 |
11 361 руб. 37 коп. |
Октябрь 2021 |
УПД N от 31.10.2021 0082469 |
11 361 руб. 37 коп. |
0 |
11 361 руб. 37 коп. |
Ноябрь 2021 |
УПД от 16.11.2021 N 0083909 |
11 361 руб. 37 коп. |
0 |
11 361 руб. 37 коп. |
Декабрь 2021 |
УПД от 31.12.2021 N 0100620 |
11 361 руб. 37 коп. |
0 |
11 361 руб. 37 коп. |
|
ИТОГО: |
413 360 руб. 70 коп. |
Таким образом по расчету истца за ответчиком образовалась задолженность в размере 413 360 руб. 70 коп.
Поскольку оплата услуг потребителем не производилась, истцом в адрес ответчика направлена претензия от 27.01.2022 N 293, которая оставлена предпринимателем без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ООО РО "Эко-Сити" в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, признаются сделками.
В силу пункта 3 статьи 154 Гражданского кодекса Российской Федерации, для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Положениями Правил N 1156, установлено, что потребитель - это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердых коммунальных отходов.
На основании пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I.1 настоящих Правил.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердых коммунальных отходов может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждена Правилами N 1156.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором.
Частью 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В силу пунктов 8(4) - 8(5) Правил N 1156, договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
Согласно пункту 8 (11) указанных правил, потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо), в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Как указано в пункте 8 (15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) названных Правил.
В силу пункта 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Составление и подписание акта оказанных услуг Правилами N 1156 и условиями типового договора не предусмотрено.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 10 пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее: фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В связи с тем, что ответчик в нарушение требований части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ не заключил с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО, услуги оказывались истцом в соответствии с типовым договором и нормами накопления ТКО.
Факт вывоза ТКО в спорный период подтверждается отчетами о координатно-временных параметрах транспортных средств, осуществляющих вывоз ТКО из автоматизированной информационной системы ГЛОНАСС за 2019 - 2021 год.
По факту оказания ООО РО "Эко-Сити" услуг истцом для оплаты выставлены счета фактуры:
- за январь - декабрь 2019 года УПД от 24.08.2021 N 00519 на сумму 140 242 руб. 86 коп.,
- за январь - декабрь 2020 года УПД от 24.08.2021 N 005194 на сумму 136 781 руб. 40 коп.,
- январь - июль 2021 года УПД от 24.08.2021 N 005195 на сумму 79 529 руб. 59 коп.,
- за август 2021 года УПД от 31.08.2021 N 0057196 на сумму 11 361 руб. 37 коп.,
- за сентябрь 2021 года УПД от 16.11.2021 N 0083909 на сумму 11 361 руб. 37 коп.,
- за октябрь 2021 года УПД от 31.10.2021 N 0082469 на сумму 11 361 руб. 37 коп.,
- за ноябрь 2021 года УПД от 30.11.2021 N 0083910 на сумму 11 361 руб. 37 коп.,
- за декабрь 2021 года УПД от 31.12.2021 N 0100620 на сумму 11 361 руб. 37 коп.
Ответчиком доказательства оплаты оказанных услуг в полном объеме не представлены (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылки апеллянта на то, что большая часть отходов ответчика это бумажные упаковки, картон, которые самостоятельно сдаются в пункт приема вторсырья во внимание апелляционного суда не принимаются, поскольку сам по себе факт сдачи макулатуры не свидетельствует, что в результате деятельности ответчика не образуются иные отходы.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст) под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, ненаходящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.
В силу статьи 4.1. Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков (происхождению, условиям образования, принадлежности к определенному производству, технологии, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме), определен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 22 мая 2017 N 242 (далее - ФККО).
Для классификации отходов в ФККО используется вид отходов, представляющий собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы (пункт 7 Порядка N 792).
Как указывалось выше, из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, следует, что образование твердых коммунальных отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, поэтому отсутствие на территории ответчика соответствующих условий для сбора отходов еще не свидетельствует о не накоплении таковых.
Следовательно, для опровержения указанной презумпции ответчику необходимо доказать, что у него не образовывались твердые коммунальные отходы за спорный период, либо он самостоятельно осуществлял вывоз твердых коммунальных отходов со своей контейнерной площадки, представить доказательства согласования с органом местного самоуправления месторасположения твердых коммунальных отходов (своей контейнерной площадки), организации самостоятельного сбора и вывоза твердых коммунальных отходов к месту их размещения.
Таким образом, единственным основанием для снятия с ответчика обязанности по оплате начисленной платы за вывоз твердых коммунальных отходов, является доказанность того обстоятельства, что такая услуг в спорном периоде ему не оказана.
Судом апелляционной инстанции учтено, что истец является единственной специализированной организацией, осуществляющей сбор, хранение, транспортировку и утилизацию твердых бытовых отходов в зоне деятельности ответчика. Доказательств иного в материалы настоящего дела ответчиком не представлено.
Оказание региональным оператором услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.
Само по себе возможное невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов, в соответствии с действующим законодательством, не является основанием для освобождения потребителя от обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств заключения договора на вывоз твердых коммунальных отходов в спорный период с иным лицом или, что твердых коммунальных отходов вывозились ответчиком собственным транспортом.
Ответчиком также не представлены в материалы дела документы о том, что со стороны регионального оператора имеются какие-либо нарушения требований санитарных правил и норм или условий заключенного договора по обращению с твердыми бытовыми отходами, в частности, наличие несанкционированных свалок на принадлежащей ответчику территории, обращения на несвоевременный вывоз твердых бытовых отходов за вышеуказанный период, с составлением актов.
Из материалов дела следует, что доказательств составления ответчиком и направления региональному оператору актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору, не представлено, равно как и сведений о том, что ответчик был вынужден обратиться за оказанием услуг по вывозу твердых коммунальных отходов к иному оператору в связи с неоказанием соответствующих услуг региональным оператором.
Таким образом, факт надлежащего исполнения истцом обязательств по оказанию услуг по вывозу твердых коммунальных отходов ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не оспорен, доказательств направления претензий относительно качества оказания услуг, в материалы дела не представлено.
Доказательств оказания услуг в меньшем объеме, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком, в материалы дела также не представлено.
Истцом представлены доказательства наличия у него статуса регионального оператора в спорный период, доказательства наличия у истца тарифного и договорного обеспечения его деятельности, при этом наличие претензий со стороны ответчика о не вывозе его твердых коммунальных отходов в спорный период из материалов дела не усматривается. Следовательно, факт оказания спорной услуги истцом, подтвержден.
При расчете стоимости услуг по обращению с ТКО используется единый тариф на услугу, утвержденный Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифу.
Постановлением Госкомитета Республики Башкортостан "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью Региональный оператор "Эко-Сити" в зоне деятельности регионального оператора N 3 Республики Башкортостан" N 418 от 26.11.2020 установлены предельные тарифы на услуги регионального оператора на 2021 год в размере 591,43 руб.
Методика расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО выглядит следующим образом: норматив накопления (м3/год) * расчетная единица (кв. м торговой площади) * тариф (руб.) / 12 месяцев = начисления в месяц (руб.).
В качестве расчетной единицы по объекту ответчика определена площадь объекта (206,2 кв.м.+132,8 кв.м.=338 кв.м.). Норматив накопления ТКО для предприятий торговли (промтоварные магазины) составляет 0,68 куб. м/год в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от 12 октября 2017 N 466 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории РБ". Таким образом, объем ТКО составляет 338 кв. * 0,62 куб.м / 12 = 19,21 кв. м.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается ответчиком, объект ИП Аслановой А.Ю. Кызы является действующим. Доказательств того, что деятельность объекта приостанавливалась в спорный период, в материалы дела не представлено.
Ссылка апеллянта на неверность расчета исходя из тарифа на 2022 год, тогда как договор заключен в 2021 году не принимается судебной коллегией, поскольку из представленных УПД следует, что истцом применены тарифы за 2019-2021 год.
При таких обстоятельствах, учитывая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, учитывая непредставление ответчиком допустимых доказательств в подтверждение того, что спорные услуги не оказывались, оказаны в меньшем объеме, а также в отсутствие доказательств оплаты принятых услуг в полном объеме, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требование истца о взыскании суммы долга по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по декабрь 2021 года в размере 413 360 руб. 70 коп. заявлено обоснованно и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что договорные отношения между истцом и ответчиком урегулированы не были, договор не подписан, отклоняется, поскольку как указывалось ранее, между истцом и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора. Кроме того, материалы дела содержат доказательства направления проекта договора для подписания в адрес ответчика.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда. Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы по апелляционной жалобе распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.11.2022 по делу N А07-18537/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Аслановой Арзу Юсибали Кызы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18537/2022
Истец: ООО РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР "ЭКО-СИТИ"
Ответчик: Асланова А Ю, ИП Асланова Арзу Юсибали Кызы
Третье лицо: Арбитражный суд Республики Башкортостан