г. Томск |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А45-13311/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Подцепиловой М.Ю., |
судей: |
Молокшонова Д.В., |
|
Сухотиной В.М., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Охотниковой Е.В. без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного автономного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области "Новосибирский машиностроительный колледж" (N 07АП-1738/2023) на решение от 24 января 2023 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-13311/2022 (судья Е.Л. Серёдкина)
по иску Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (ОГРН 1105400000430), г. Новосибирск, к государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Новосибирской области "Новосибирский машиностроительный колледж" (ОГРН 1025403902754), г. Новосибирск, о взыскании задолженности в размере 1088185,83 рублей,
при участии в деле третьих лиц:
1) Министерства образования Новосибирской области,
2) Мэрии города Новосибирска в лице Департамента жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска,
3) акционерного общества "Муниципальная управляющая компания" (ОГРН 1175476115330),
4) Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, г. Новосибирск,
стороны не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (далее - фонд) обратился с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Новосибирской области "Новосибирский машиностроительный колледж" (далее - учреждение) о взыскании задолженности в размере 1088185,83 рублей по сборам на капитальный ремонт за период с 01.04.2019 по 31.12.2021.
Решением от 24 января 2023 года Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции были неверно истолкованы положения ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, что привело к неверному выводу о том, что лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, несет бремя содержания такого имущества.
Собственником имущества Учреждения является публично-правовое образование - Новосибирская область, которое в силу абзаца 1 пункта 1 статьи 126, абзаца 2 пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
Поэтому ответчиком по данному иску должен выступать орган, распоряжающийся казной (областным бюджетом Новосибирской области), а взыскание должно производиться за счет средств собственника (казны Новосибирской области), а не Учреждения. В противном случае решение суда будет неисполнимо.
Таким образом, судом первой инстанции были нарушены нормы материального права, не была дана правильная оценка представленным доказательствам, неверно истолкованы нормы права.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Новосибирской области "Новосибирский машиностроительный колледж" на праве оперативного управления с 21.04.2010 принадлежат нежилые помещения по адресу: г. Новосибирск, ул. Фадеева, д. 89, П497, общей площадью 4310,50 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРП от 18.04.2022 N КУВИ-001/2022-57603627.
Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области наделен полномочиями регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области постановлением Правительства Новосибирской области от 13.11.2013 N 490-п.
Многоквартирный дом по адресу: г. Новосибирск, ул. Фадеева, д. 89 включен в региональную программу с 27.11.2013, следовательно, с 01.08.2014 у ответчика возникла обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт.
Свои обязательства по внесению взносов на капитальный ремонт ответчик ненадлежащим образом не выполнил, в связи с чем, за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 у него образовалась задолженность в размере 1 088 185 рублей 83 копейки.
08.02.2022 истцом в адрес ответчика направлена претензия исх. N ИС-00816 с требованием об уплате задолженности в срок до 09.04.2022, претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 39, 154, 168, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что по делу установлен факт неисполнения ответчиком денежного обязательства по своевременной оплате оказанных услуг, отказывая в остальной части суд, применил срок исковой давности.
Апелляционный суд не может не согласиться с выводами суда первой инстанции и при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
С момента возникновения у учреждения права оперативного управления на помещение, расположенное в многоквартирном доме, у собственника (Российской Федерации) прекращается обязанность нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, такая обязанность переходит к лицу, владеющему помещением на указанном праве (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285).
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в раздел IX Жилищного кодекса Российской Федерации в части установления обязанности и порядка платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом, а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 года N 524-п "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014 - 2043 годы", утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014 - 2043 годы.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в региональную программу включены все многоквартирные дома за исключением указанных в пункте 1 части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющего, что взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также в соответствии с п. "б" ч. 2 ст. 10 Закона 360-03 не включаются в региональную программу многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и многоквартирных домов, в которых имеется менее чем три квартиры.
Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных в г. Новосибирске и Новосибирской области с 01 августа 2014 года.
Многоквартирный дом по адресу: г. Новосибирск, ул. Фадеева, д. 89 включен в региональную программу с 27.11.2013, следовательно, с 01.08.2014 у учреждения возникла обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что учреждению с 21.04.2010 на праве оперативного управления принадлежат жилые и нежилые помещения по адресу: г. Новосибирск, ул. Фадеева, д. 89, П497, общей площадью 4310,50 кв.м, что не оспаривается ответчиком.
Расчет задолженности производится исходя из размеров взносов, установленных постановлениями Правительства Новосибирской области N 512-п от 22.11.2013, N325-п от 10.10.2016.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации неисполненная обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт не переходит к действующему собственнику, зарегистрировавшим право собственности на помещение после 01.08.2014, в случае, если предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме являлся субъект Российской Федерацией, Российская Федерация или муниципальное образование.
В таком случае обязанность по оплате у нового собственника возникает только с момента регистрации права собственности на помещение, а муниципальное образование, субъект Российской Федерацией, Российская Федерация, имеющие задолженность по взносам на капитальный ремонт, сформировавшуюся до проведения процедуры приватизации, обязаны погасить такую задолженность.
На момент обращения с иском задолженность учреждения по взносам на капитальный ремонт составляет 1 088 185 рублей 83 копейки за период с 01.04.2019 по 31.12.2021, расчет задолженности фондом уточнен в порядке 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом возражений ответчика по истечению срока исковой давности, после уточнения возражений по расчету истца, учреждением не представлено.
Позиция подателя жалобы о том, что собственником является Министерством образования Новосибирской области, на учреждение не возложена обязанность по содержанию многоквартирного дома, применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела основана на ошибочном токовании норм права, в связи, с чем отклоняется апелляционном судом.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что многоквартирный дом по указанному выше адресу включен в региональную программу 27.11.2013, а также отсутствие доказательств об оплате возникшей задолженности, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт, с учетом применения срока исковой давности за период 01.04.2019 по 31.12.2021 составляет 1 088 185 рублей 83 копейки.
Иных доводов, основанных на доказательной базе, которые бы влияли на законность и обоснованность обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда, в апелляционных жалобах не содержится.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24 января 2023 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-13311/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного автономного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области "Новосибирский машиностроительный колледж" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
М.Ю. Подцепилова |
Судьи |
Д.В. Молокшонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-13311/2022
Истец: ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ "НОВОСИБИРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ"
Третье лицо: АО "Муниципальная управляющая компания", Департамент жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, Министерство образования Новосибирской области, Седьмой арбитражный апелляционный суд