город Москва |
|
31 марта 2023 г. |
дело N А40-102736/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28.03.2023.
Полный текст постановления изготовлен 31.03.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по делам молодежи на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2022 по делу N А40-102736/22,
по заявлению Федерального агентства по делам молодежи
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
третье лицо: кадастровый инженер Юдин Н.Н., Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве и АО "Научно-технический центр современных навигационных технологий "Интернавигация"
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Эрнст В.В. по доверенности от 12.12.2022;
от заинтересованного лица - Соков И.А. по доверенности от 24.01.2023;
от третьего лица - 1. Юдин Н.Н. паспорт; 4. Шахвеледов Ш.Э. по доверенности от 05.10.2022, от остальных третьих лиц не явились, извещены;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2022 в удовлетворении заявленных Федеральным агентством по делам молодежи требований о признании незаконным решения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 30.03.2022 N КУВД-001/2021- 55600938/10 об отказе государственном кадастровом учете (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ), отказано.
Агентство не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют кадастровый инженер Юдин Н.Н., Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве и АО "Научно-технический центр современных навигационных технологий "Интернавигация".
Представители Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве в судебное заседание не явились, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители, явившиеся в судебное заседание, поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве от 29.01.2020 N 77-85-р "О предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора Федеральному агентству по делам молодежи (Росмолодежь) предварительно согласовано предоставление земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001023:1007, расположенного по адресу: Москва, Большой Трехсвятительский переулок, владение 2/1, строение 2, площадью 795 кв.м., с разрешенным использованием "эксплуатация зданий с целью исследования, разработки, создания средств и систем связи".
На указанном земельном участке расположено здание с кадастровым номером 77:01:0001023:1046, построенное и введенное в эксплуатацию в 1958 году.
29.01.2021 Федеральное агентство по делам молодежи обратилось в регистрирующий орган с заявлением об исправлении ошибки в части определения площади земельного участка N АБ/373-05.
15.06.2021 повторно направлено заявление N КР/3549-05 об исправлении реестровой ошибки в площади земельного участка.
Регистрирующим органом направлены в адрес заявителя разъяснения по порядку исправления реестровой ошибки (исходящее письмо от 21.07.2021 N 04-10752/2021), указав, что изменение основных характеристик объектов недвижимости осуществляется на основании заявления и представленного межевого плана (или решения суда).
Заявителем проведена экспертиза в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001023:1007 и здания с кадастровым номером 77:01:0001023:1046.
Согласно выводам эксперта (заключение от 26.10.2020) сведения, содержащиеся в ЕГРН относительно контура здания с кадастровым номером 77:01:0001023:1046 имеют реестровую ошибку и не соответствуют сведениям МосГорБТИ на 1995 и 2019 годы. Конфигурация контура здания и фактическая площадь (согласно сведений МосгорБТИ на 1995 и 2019) составляет 1.244 кв.м.
24.12.2021 Агентство обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, обременении объектов недвижимости, сделок N MFC-0558/2021-2090097-1, представлен межевой план от 06.09.2021, подготовленный кадастровым инженером Юдиным Н.Н. (номер регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность: 21353).
10.01.2022 регистрирующим органом принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета на срок до 30.03.2022, в связи с нарушением требований к составлению межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (зарегистрировано Минюстом России 20.01.2016 N 40651) и в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета указано на то, что регистрирующим органом по результатам проверки установлено, что согласно сведениям ЕГРН площадь земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001023:1007 составляет 795 кв.м., однако, площадь указанного земельного участка по предоставленным координатам составляет 1.244 кв.м., что превышает на величину более чем 10 % площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН.
После получения уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета заявителем устранены замечания, межевой план приведен в соответствие с действующим законодательство в срок до 30.03.2022 и направлен в управление повторно.
30.03.2022 Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве принято решение N КУВД-001/2021- 55600938/10 об отказе государственного кадастрового учета, что послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что документы, включенные в состав Приложения межевого плана, не подтверждают обоснование прохождения местоположения уточненных границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001023:1007.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, поскольку кадастровым инженером соблюдены требования, предъявляемые при изготовлении межевого плана, заключения кадастрового инженера является обоснованным.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Необходимым для кадастрового учета земельного участка документом является межевой план, представляющий собой результат кадастровых работ.
Для подготовки межевого плана используются документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании.
Пунктом 70 Требований к составлению межевого плана предусмотрено включение в состав раздела "заключения кадастрового инженера" в виде связного текста обоснования местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например, сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности 15 и более лет.
Конфигурация земельного участка определяется местоположением его границ (письмо Минэкономразвития России от 27.12.2011 N 29478-ИМ/Д23 "О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ").
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
В силу п. 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч. 10 ст. 22 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Закона N 218 при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из материалов дела следует, что к межевому плану от 06.09.2021 представлен Технический паспорт на домовладение, составленный по состоянию на 06.08.1993, что подтверждает факт нахождения здания в существующих границах с 1993, то есть более 15 лет.
Согласно заключению эксперта от 26.10.2020 сведения, содержащиеся в ЕГРН относительно контура здания с кадастровым номером 77:01:0001023:1046, расположенного на спорном земельном участке имеют реестровую ошибку и не соответствуют сведениям МосГорБТИ на 1995 - 12019.
В проекте межевания территории квартала Басманного района, ограниченного Покровским бульваром, Малым Трехсвятительским переулком, подкопаевским переулком, Большим Трехсвятительским переулком (3-1 этап) площадь контура здания составляет 1.253 кв.м., что свидетельствует о реестровой ошибке при внесении сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001023:1007.
В результате кадастровых работ уточнена площадь и точность определения координат. При этом границы земельного участка, существующие на настоящий момент, существуют на местности более 15 лет.
Межевой план (том 1 л.д. 77 - 84) содержит текстовую и графическую части, в графической части выполнены схемы геодезических построений местоположения земельного участка, чертеж участка. Местоположение границ, площадь и конфигурация уточняемого земельного участка определялись на основании соответствующей нормативно-правовой базы и документов, указанных в разделе 1 межевого плана. В текстовой части содержатся исходные данные о земельном участке, сведения о геодезической основе, средствах измерений, а также о том, в отношении чего выполнены уточнения (местоположение границ и/или площади земельного участка).
Определение местоположения границ земельного участка, исходя из ч. 8 ст. 22 Закона N 218-ФЗ и ч. 4.2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", относится к компетенции кадастрового инженера, а положения ч. 10 ст. 22 Закона N 218-ФЗ устанавливают алгоритм определения местоположения земельного участка при межевании, и правоустанавливающий документ на земельный участок является одним из документов, позволяющих определить местоположение.
При отсутствии у регистрирующего органа достоверных сведений о неправильном определении местоположения земельного участка по результатам выполненных кадастровым инженером работ, препятствующих проведению кадастрового учета земельного участка, оснований для оценки действий кадастрового инженера по определению местоположения объекта недвижимости при проведении регистрационных действий не имеется.
Согласно ст. 61 Закона о регистрации, воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в ином порядке, установленном настоящим этим законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего данного закона (реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке: осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости; внесения в ЕГРН сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке; внесения в ЕГРН сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке (ч. 3).
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
Из приведенных положений закона следует, что исправление реестровой ошибки в сведениях ЕГРН относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении сведений в ЕГРН, и сопровождается принятием соответствующего решения.
Таким образом, дела по данной категории обладают определенной процессуальной спецификой, заключающейся в отсутствии вещно-правового требования, которое может быть заявлено собственником вещи, права на которую оспариваются, отрицаются или не признаются другим лицом, не находящимся с собственником в обязательственных отношениях по поводу спорной вещи.
Положения ч. ч. 3. 4 ст. 61 Закона о регистрации обеспечивают учет законных интересов правообладателей объектов недвижимости, создают необходимые гарантии законности и стабильности оборота земли, судебной защиты его участников. Кроме того, они способствуют ведению имеющего публичный характер ЕГРН на принципах непротиворечивости и достоверности содержащихся в нем сведений.
Из материалов дела следует, что межевой план приведен в соответствие с действующим законодательством.
Внесение изменений в части площади земельного участка не является уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади.
Из пояснений заявителя следует, что целью обращения в регистрирующий орган с заявлением о кадастровом учете являлось исправление реестровой ошибки.
Оценив представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии реестровой ошибки в отношении спорного земельного участка.
С учетом изложенного, оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Руководствуясь п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве восстановительной меры на регистрирующий орган возлагается обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001023:1007 в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2022 по делу N А40-102736/22 отменить.
Признать незаконным и отменить решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 30.03.2022 N КУВД-001/2021-556 об отказе в государственном кадастровом учете.
Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации. Кадастра и картографии по г. Москве в течение 15 дней с момента принятия судебного акта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального агентства по делам молодежи путем осуществления государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001023:1007.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102736/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СОВРЕМЕННЫХ НАВИГАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ "ИНТЕРНАВИГАЦИЯ", Юдин Н Н
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-84612/2023
26.10.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-102736/2022
19.07.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12792/2023
31.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-83780/2022
20.10.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-102736/2022