г. Москва |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А40-146605/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Захаровой,
судей В.В. Валюшкиной, Е.А. Ким,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лариной А.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 декабря 2022 года по делу N А40-146605/22,
по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261)
о взыскании задолженности, процентов,
при участии в судебном заседании:
от истца: Елканова Д.И. по доверенности от 28.06.2022 г.,
от ответчика: Дерманец А.В. по доверенности от 12.10.2022 г.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании 10 115 руб. 58 коп. задолженности, 408 руб. 51 коп. процентов в порядке ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением от 27 декабря 2022 года Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
От ответчика поступил отзыв, в котором он против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
От истца поступили возражения на отзыв ответчика.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика возражал по доводам, изложенным в жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2022 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что иск заявлен в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по государственному контракту N 257/6/11296/4181427 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении.
Пунктом 2.1 Контракта определено, что оказание услуг по обеспечению и выполнению воинских и специальных грузовых железнодорожных перевозок осуществляется в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта и Уставом воинских железнодорожных перевозок, а привлечение подвижного состава в порядке, установленном постановлением Правительства от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
Согласно п. 2.2 Контракта Исполнитель обязуется в установленный Контрактом срок оказать Услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным Контрактом.
Минобороны России, в свою очередь, обязалось принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с требованиями и на условиях, установленных п.п. 3.2.1, 3.4.2 Контракта.
Согласно п.3.2.13 Контракта ОАО "РЖД" обязано самостоятельно осуществлять привлечение подвижного состава третьих лиц на основе заявок, представляемых получателями Услуг (представителями Заказчика) и организациями -поставщиками Заказчика, обеспечивая принцип приоритетности выполнения воинских перевозок.
Пунктом 5.4 Контракта определено, что использование привлеченных вагонов и/или контейнеров для Заказчика осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка, с учетом особенностей тарификации, установленных постановлением Правительства РФ.
Обязанность грузоотправителя/грузополучателя оплачивать время нахождения у них вагонов/контейнеров общего парка, в том числе вагонов привлеченных для воинских и специальных перевозок, под грузовыми операциями или при задержке вагонов по причинам, зависящим от грузоотправителя/грузополучателя, и порядок исчисления оплачиваемого времени регулируются также ст. 39 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Согласно памяткам приемосдатчика N N 15 и 16 на подачу и уборку вагонов по ст. Пугачевск Приволжской железной дороги вагоны NN 54656764, 50466002, 51708188, 75084988, 50647247, 54887153 были переданы на выставочный путь в 15-20 час. 19.06.2021 и убраны в 17-10 час. 19.06.2021.
Памятка приемосдатчика на уборку вагонов проведена по ведомости подачи и уборки вагонов N 065008 от 19.06.2021.
На основании вышеуказанных документов, подписанных представителем Министерства обороны Российской Федерации без разногласий, оформлена накопительная ведомость от 22.07.2021 N 220703 для взыскания платы в сумме 8 429,64 руб. без учета НДС, или на сумму 10 115,58 руб., с учетом НДС, за использование привлеченного железнодорожного подвижного состава.
Однако от подписания накопительной ведомости представитель Министерства обороны Российской Федерации отказался, о чем составлен акт общей формы от 06.08.2022 N 50/2293 об отказе от подписания.
Согласно п.п. 3.4.2, 6.4 Контракта заказчик обязан своевременно принять и оплатить оказанные услуги, оплата осуществляется ежемесячно с лицевого счета заказчика на расчетный счет исполнителя.
Истцом ответчику направлялась претензия от 09.09.2021 N 222/пр, которая оставлена без удовлетворения.
Также истцом заявлено требование о взыскании 408 руб. 51 коп. процентов в порядке ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что одновременное начисление за одни и те же сутки и платы за привлечение и стоимости компенсации привлечения одного и того же вагона особенностям тарификации не предусмотрено, а также то, что проценты заявленные истцом не могут взысканы в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы истца и возражений на отзыв, подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с условиями Контракта (действие которого распространено на период с 21 сентября 2020 года) для перевозки воинских грузов Исполнитель обязан самостоятельно осуществить привлечение подвижного состава третьих лиц, а Заказчик оплатить плату за перевозку воинских грузов, включающую плату за пользование привлеченным подвижным составом, в установленных случаях стоимость компенсации согласно п.4 Особенностей тарификации воинских и специальных железнодорожных Перевозок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок" (далее - Особенности тарификации).
Пункт 4 Особенностей тарификации предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда производится начисление стоимости компенсации (компенсация): в случае задержки привлеченного подвижного состава при его нахождении под грузовыми операциями, а также в случае задержки в процессе перевозки или подачи под грузовые операции по причинам, не зависящим от перевозчика и владельца инфраструктуры (т.е. сверх нормативного времени по причинам, зависящим от Заказчика); в случае использования привлеченного подвижного состава для осуществления учебной погрузки, в случае отказа федеральных органов исполнительной власти, в интересах которых осуществляются воинские и специальные перевозки, от использования привлеченного подвижного состава.
Одновременное начисление за одни и те же сутки и платы за привлечение и стоимости компенсации привлечения одного и того же вагона Особенностями тарификации не предусмотрено.
Согласно ст. 33 УЖТ РФ перевозка завершена и грузы считаются доставленными в срок, если до истечения, указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки вагоны с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Из представленной Приволжским управлением военных сообщении информации следует, что воинский груз доставлен на станцию назначения после истечения срока доставки груза, что подтверждается Накладной и Дорожной ведомостью Т 278342.
Срок доставки груза истек 16.06.2021, фактически груз прибыл на станцию выгрузки лишь в 19.06.2021 в 00-27 минут.
Под выгрузку привлеченный подвижный состав был подан 19.06.2021 в 15-20, о чем свидетельствует Памятка приемосдатчика N 15.
Уведомление о завершении грузовой операции грузополучателем было сделано 19.06.2021 в 17-05, уборка вагонов с пути необщего пользования произведена 19.06.2021 в 18-10 (памятка приемосдатчика N 16).
Таким образом, общее время под грузовыми операциями составило 01-45 минут, технологические нормы времени выгрузки грузов из вагонов на местах выгрузки ответчиком не нарушено.
По накопительной ведомости N 220702 задержки под грузовыми операциями со стороны Минобороны России не допущено.
Так как срок доставки груза был нарушен, в соответствии с Правилами перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения утвержденных Приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256 (далее - Приказ) был составлен Акт общей формы N 50/1741, где указано что данные вагоны прибыли на станцию назначения Пугачевск ПРВ 19.06.21 в 00 часов 27 минут.
В соответствии с накладной N Т 278342, срок доставки истек 16.06.21.
Итоговое увеличение срока доставки на основании попутных актов общей формы составляет 3 суток.
В расчете исковых требований истец не указал нормативный срок доставки перевозимого груза, который является максимальным сроком для начисления платы за перевозку, включающей плату за привлечение и имеет определяющее значение при ее начислении.
В предъявленных к оплате и неакцептованных счетах истец указал, что начислена компенсация.
В накопительных ведомостях истец указал, что начислена плата за использование привлеченного состава.
Документов, подтверждающих задержку доставки груза в перевозочном процессе по зависящим от Заказчика причинам и являющихся основанием для начисления компенсации, истцом в материалы дела не представлено, как и документов, подтверждающих задержку подачи вагонов под выгрузку или задержку вагонов под выгрузкой.
Оснований, предусмотренных Пунктом 4 Особенностей тарификации для начисления Министерству обороны компенсации, у ОАО "РЖД" не имеется.
С момента завершения грузовой операции истец вправе был убрать погруженный вагон с железнодорожного пути необщего пользования и осуществлять перевозочный процесс.
Кроме того, сроки доставки, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются на двое суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием грузов, порожних вагонов.
Таким образом, срок выполнения операций, связанных с погрузкой, включен в нормативный срок доставки груза.
При этом в плату за перевозку включается плата за использование привлеченного подвижного состава.
Согласно абзацу 1 п. 1 Постановления N 1590 и Контракту Исполнитель услуг на основании аукциона привлекает принадлежащий владельцам железнодорожный подвижной состав для выполнения воинских перевозок.
Распоряжение Правительства от 07.07.2018 N 1405-р и Особенности тарификации не относят использование привлеченного подвижного состава к дополнительным услугам.
Согласно формуле 1 п.п. а) п. 4 Особенностей тарификации в расчет платы за перевозку воинских грузов включаются: стоимость воинских железнодорожных перевозок грузов (тарифы), стоимость дополнительных услуг, плата за использование привлеченного подвижного состава.
Таким образом, именно нормативный срок является максимальным сроком, за который на основании перевозочного документа может быть начислена плата за перевозку (включающая тарифы, стоимость дополнительных услуг и плату за использование привлеченного подвижного состава).
Основания для отдельного от платы за перевозку начисления платы за использование привлеченных вагонов после окончания нормативного срока доставки груза Особенностями тарификации и Контрактом не предусмотрены.
Также основания для отдельного от платы за перевозку начисления платы за использование привлеченных вагонов после окончания нормативного срока доставки груза Особенностями тарификации и Контрактом не предусмотрены.
Основанием для расчета начисляемой Заказчику платы за перевозку воинских грузов, включающей плату за привлечение согласно п.п. а) п. 4 Особенностей тарификации, является перевозочный документ (транспортная железнодорожная накладная), который согласно Правилам выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 29, раскредитовывается грузополучателем в сутки прибытия груза на станцию назначения вне зависимости от возможности перевозчика осуществить подачу вагонов под выгрузку.
Согласно п. 210 Правил после раскредитования перевозочных документов в транспортной железнодорожной накладной проставляется календарный штемпель, подтверждающий уплату причитающихся перевозчику платежей.
Истец не оспаривает и не опровергает то обстоятельство, что плата за использование привлеченных вагонов за сутки доставки вагона (включая сутки подачи его под выгрузку) уже включена в плату за перевозку согласно п.4 Особенностей тарификации на основании раскредитованных перевозочных документов и начислена в АС "ЭТРАН".
После окончания нормативного срока доставки груза, указанного перевозчиком в перевозочных документах, плата за перевозку, включающая плату за привлечение вагонов, п. 4 Особенностей тарификации не предусмотрена и начислению не подлежит.
Таким образом, после завершения перевозочного процесса, прибытия вагона на железнодорожную станцию назначения и раскредитования перевозочных документов, начисление Заказчику платы за использование привлеченных вагонов на основании перевозочных документов не представляется возможным ввиду отсутствия основания для такого начисления.
Возложение на ответчика обязанности по возмещению истцу стоимости привлеченного им подвижного состава в случае допущенного по не зависящим от Министерства обороны причинам увеличения срока доставки груза противоречит действующему законодательству.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 декабря 2022 года по делу N А40-146605/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.В. Захарова |
Судьи |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-146605/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ