г. Владивосток |
|
23 апреля 2024 г. |
Дело N А51-7113/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Л.А. Бессчасной, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Владивостока и Управления муниципальной собственности г. Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-1338/2024
на решение от 30.01.2024
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-7113/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СПУТНИК" (ИНН 2543147200, ОГРН 1202500004607)
к Администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955), Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН 2536097608, ОГРН 1032501280602), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424)
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
об оспаривании решений от 09.09.2022 N 22750/1у/28, от 03.02.2023 N 8дос/28, от 10.07.2023 N 25-01/5903, обязании,
при участии:
от Администрации г. Владивостока: представитель Лойко Д.Э. по доверенности от 25.12.2023, сроком действия до 31.12.2024, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 06-2120) (участие в судебном заседании от 02.04.2024); представитель Багаева Е.А. по доверенности от 25.12.2023, сроком действия до 31.12.2024, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 06-2120), (участие в судебном заседании от 09.04.2024); Герасимов Е.В. по доверенности от 25.12.2023, сроком действия до 31.12.2024, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 9880), (участие в судебном заседании от 16.04.2024);
от Управления муниципальной собственности г. Владивостока: представитель Лойко Д.Э.по доверенности от 25.12.2023, сроком действия до 31.12.2024, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 06-2120); (участие в судебном заседании от 02.04.2024); Багаева Е.А. по доверенности от 25.12.2023, сроком действия до 31.12.2024, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 06-958), (участие в судебном заседании от 09.04.2024); Герасимов Е.В. по доверенности от 25.12.2023, сроком действия до 31.12.2024, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 9880), (участие в судебном заседании от 16.04.2024);
от общества с ограниченной ответственностью "Спутник": представитель Ветренко О.Ю. по доверенности от 20.04.2023, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 15048);
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, краевого государственного казенного учреждения "Приморское лесничество", Федерального агентства по управлению государственным имуществом: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СПУТНИК" (далее - заявитель, общество, ООО "СПУТНИК") в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Управления муниципальной собственности г. Владивостока (далее - управление, УМС) от 09.09.2022 N 22750/1у/28, отказа Администрации города Владивостока (далее - администрация) от 03.02.2023 N 8дос/28; решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае от 10.07.2023 N 25-01/5903; об обязании предварительно согласовать предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 185 613 кв.м., расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, о. Попова, для осуществления аквакультуры (рыбоводства)
Определениями Арбитражного суда Приморского края от 19.06.2023, 01.08.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество" (далее - третье лицо, КГКУ "Приморское лесничество"), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - третье лицо, Росимущество).
15.01.2024 представитель общества в ходе судебного разбирательства заявил ходатайство об отказе от заявленных требований в части требования о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае от 10.07.2023 N 25- 01/5903.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.01.2024 признаны незаконными решение УМС от 09.09.2022 N 22750/1у/28, отказ администрации от 03.02.2023 N 8дос/28 в пересмотре решения, суд обязал УМС рассмотреть по существу заявление ООО "СПУТНИК" о предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов земельного участка площадью 185 613 кв.м,, расположенного по адресу Приморский край, г. Владивосток, о. Попова, для осуществления аквакультуры (рыбоводства). В части требования о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае от 10.07.2023 N 25-01/5903 принял отказ заявителя от требований, производство по делу в указанной части прекратил.
Не согласившись с вынесенным судебным актом в части удовлетворенных требований, администрация и УМС обратились с апелляционными жалобами в Пятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества в полном объеме. В обоснование доводов жалоб указывают, что территория испрашиваемого земельного участка полностью расположена в пределах территории лесничества (реестровый номер 25:00-6.343, учетный номер 25.00.2.94 (Владивостокское лесничество)). При этом сведения об исключении данного участка из государственного лесного реестра в ЕГРН не внесены, в связи с чем настаивают на том, что УМС не является органом, уполномоченным рассматривать заявление общества, соответственно, у администрации не имелось оснований для пересмотра, принятого УМС решения. Кроме того, обращают внимание на то, что спорный земельный участок полностью расположен в территориальной зоне лесов (Р4), которая не предполагает предоставление земельных участков в целях осуществления аквакультуры (рыболовства), о чем было указано заявителю в оспариваемых ненормативных актах.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) провела судебное заседание в их отсутствие.
Через канцелярию суда от ООО "СПУТНИК" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель администрации и УМС поддержал доводы апелляционной жалобы: решение суда первой инстанции просил отменить.
Представитель ООО "СПУТНИК" против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
02.04.2024 апелляционной коллегией на основании статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 09.04.2024, о чём лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения информации о месте и времени продолжения судебного заседания на сайте суда.
За время перерыва от ООО "СПУТНИК" поступили письменные пояснения по делу, которые приобщены к материалам дела на основании статьи 81 АПК РФ.
09.04.2024 апелляционной коллегией на основании статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 16.04.2024, о чём лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения информации о месте и времени продолжения судебного заседания на сайте суда.
За время перерыва от ООО "СПУТНИК" поступили письменные пояснения по делу, которые приобщены к материалам дела на основании статьи 81 АПК РФ.
После перерыва стороны одержали ранее озвученные правовые позиции.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
30.08.2022 общество обратилось в администрацию с заявлением от 26.08.2022 N 53 о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 185613 кв.м., расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, о. Попова, без проведения торгов в аренду сроком до 05.07.2046 для осуществления аквакультуры (рыбоводства) в порядке подпункта 29.1 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления УМС письмом от 09.09.2022 N 22750/1у/28 вернуло заявление, указав, что согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа испрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне лесов, согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне лесов (Р 4). Градостроительным регламентом территориальной зоны лесов (Р 4) виды разрешенного использования, соответствующие испрашиваемой цели использования, не предусмотрены.
Вышеуказанный ответ получен заявителем 02.12.2022.
13.01.2023 ООО "Спутник" направило в адрес администрации жалобу на решение УМС от 09.09.2022 N 22750/1у/28.
По результатам рассмотрения жалобы администрацией принято решение от 03.02.2023 N 8дос/28, согласно которому орган местного самоуправления не уполномочен на рассмотрение указанного обращения, в связи с чем основания для пересмотра ранее принятого решения, изложенного в письме Управления от 09.09.2022 N 22750/1у/28 отсутствуют.
Не согласившись с принятыми решениями УМС и администрации, посчитав их незаконными и нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, которое судом удовлетворено по основанию нарушения процедуры оказания муниципальной услуги. Решением суда на управление возложена обязанность рассмотреть заявление общества по существу.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции усматривает основания отмены решения суда первой инстанции в части удовлетворенных требований в связи со следующим.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок, основания и условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены главой V.I Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
Как установлено статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс), предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 29.1 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка лицу, осуществляющему товарную аквакультуру (товарное рыбоводство) на основании договора пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности (далее - договор пользования рыбоводным участком), для указанных целей.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован в статье 39.14 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ. Одним из этапов предоставления земельного участка в аренду является подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Статьей 39.15 ЗК РФ регламентирована процедура предварительного согласования предоставления земельного участка.
Под предварительным согласованием предоставления земельного участка понимается вынесение уполномоченным органом власти решения по промежуточному одобрению предоставления без проведения торгов земельного участка с конкретными характеристиками (адресные ориентиры, кадастровый номер, вид разрешенного использования, площадь, категорию земель) в случае, если земельный участок предстоит образовать, либо границы существующего земельного участка подлежат уточнению.
Предварительное согласование предоставления земельного участка оформляется решением властного органа. Для получения такого решения заинтересованным лицам надлежит обращаться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Пунктом 3 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 названной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Из материалов дела усматривается, что общество обратилось в администрацию с заявлением от 26.08.2023 N 53 о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 185 613 кв.м., расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, о. Попова, для осуществления аквакультуры (рыбоводства) без проведения торгов в порядке, предусмотренном подпунктом 29.1 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
К заявлению были приложены документы: схема расположения земельного участка, схема расположения инфраструктуры (обоснование использования земельного участка), договор от 06.07.2021 N ПКЯМ-1087 пользования рыбоводным участком.
Письмом от 09.09.2022 N 22750/1у/28 администрация вернула обществу заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, мотивировав оспариваемое решение тем, что заявление подано в орган, не уполномоченный на рассмотрение указанного обращения, поскольку спорный земельный участок относится к землям лесного фонда. Также указало, что испрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне лесов, согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне лесов (Р 4). Градостроительным регламентом территориальной зоны лесов (Р 4) виды разрешенного использования, соответствующие испрашиваемой цели использования, не предусмотрены.
По результатам рассмотрения жалобы общества администрацией принято решение от 03.02.2023 N 8дос/28, согласно которому орган местного самоуправления не уполномочен на рассмотрение указанного обращения, в связи с чем основания для пересмотра ранее принятого решения, изложенного в письме управления от 09.09.2022 N 22750/1у/28 отсутствуют.
Разрешая спор о законности оспариваемых обществом решений от 09.09.2022 и 03.02.2023, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о принадлежности спорной территории к неразграниченным землям населенных пунктов, распоряжение которыми осуществляет Администрация города Владивостока.
Так, по правилам статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 7 ЗК РФ установлено, что все земли для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории. Категория земель - это совокупность однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы земель в зависимости от их природного, социального и экономического значения. Кодекс дифференцирует земли в Российской Федерации на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В силу статьи 7 ЛК РФ границы лесного участка определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Кодекса, то есть в результате проведения лесоустройства, проектирования лесных участков и их государственного кадастрового учета.
Как предусмотрено в части 1 статьи 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 ЛК РФ).
Исходя из статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 ЛК РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса и располагаются лесничества.
В силу части 4 статьи 6.1 ЛК РФ границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств, а согласно пункту 2 статьи 83 ЗК РФ земли населенных пунктов отделяются от земель иных категорий границами соответствующих городских, сельских населенных пунктов.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости испрашиваемый к образованию земельный участок полностью расположен в пределах территории лесничества (реестровый номер 25:00-6.343, учетный номер 25.00.2.94 (Владивостокское лесничество).
Из ответа КГКУ "Приморское лесничество" от 24.08.2023 N 912 усматривается, что согласно сведениям лесоустройства 1992 года, спорный земельный участок с расположен в 4-м квартале Островного участкового лесничества Владивостокского лесхоза (в настоящее время - Владивостокский филиал КГКУ "Примлес").
В соответствии с приказом Рослесхоза от 12.04.2018 N 318 "Об установлении границ Владивостокского лесничества в Приморском крае" указанный земельный участок также входит в границы Островного участкового лесничества Владивостокского филиала КГКУ "Примлес".
Вместе с тем, из ответа Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 28.07.2022 N 38/6293 следует, что сведения об испрашиваемом земельном участке, в связи с установлением границ населенных пунктов Владивостокского городского округа, исключены из государственного лесного реестра актом от 27.05.2022 N 2-03-2022-Во.
Актом об изменении документированной информации государственного лесного реестра от 27.05.2022, утвержденного министром лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, 4-й квартал Островного участкового лесничества Владивостокского филиала КГКУ "Приморское лесничество" в составе лесного участка площадью 984,5131 га имеющего местоположение: Приморский край. Владивостокское лесничество, Островное участковое лесничество, кварталы N N 1, 2, 3 (часть), 4, 5, 6, 7, 9 (часть), 10 (часть), 17 (часть), 18 (часть), 20 (часть), 22 (часть) целиком исключен из государственного лесного реестра.
Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа испрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне лесов, согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне лесов (Р 4).
Таким образом, спорная территория находится в границах населенного пункта город Владивосток и относится к землям населенных пунктов, ввиду чего утратила принадлежность к землям федеральной собственности.
Указанный факт также подтверждается письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.07.2017 N АВ-03-46/9406, а также выпиской из ЕГРН о границе между субъектами Российской Федерации, границе муниципального образования и границе населенного пункта N КУВИ-001/2022-65168168 от 28.04.2022.
Согласно пункту 2 статьи 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляется Российской Федерацией, в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 2.2.6 Положения об УМС, утверждённым постановлением администрации города Владивостока от 04.08.2000 N 1439, УМС в пределах своих полномочий осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Владивостокского городского округа.
Поскольку спорная территория является относится к землям населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, полномочиями по распоряжению испрашиваемым земельным участком обладает УМС.
Возврат заявления обществу по основанию отсутствия у УМС компетенции не соответствует закону.
Между тем, в оспариваемом решении от 09.09.2022 обществу дополнительно сообщено о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка на том основании, что согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа испрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне лесов, согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне лесов (Р 4). Градостроительным регламентом территориальной зоны лесов (Р 4) виды разрешенного использования, соответствующие испрашиваемой цели использования, не предусмотрены.
Таким образом из буквального содержания оспариваемого решения от 09.09.2022 коллегия делает вывод о том, что фактически заявление общества было рассмотрено УМС по существу с приведением соответствующего правового обоснования невозможности принятия положительного решения по заявлению общества, в связи с чем указание в письме от 09.09.2022 N 22750/1у/28 на возврат документов, вопреки доводам общества, не свидетельствует о том, что заявление от 26.08.2023 N 53 было немотивированно возвращено без рассмотрения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что принятыми решениями нарушены права и охраняемые законом интересы общества.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Из смысла названной нормы арбитражного законодательства следует, что предъявление соответствующего требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В рассматриваемом споре заявитель просил предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 185613 кв.м., расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, о. Попова в аренду без проведения торгов на основании подпункта 29.1 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ. В заявлении указано, что земельный участок необходим для осуществления аквакультуры и научно-технического сотрудничества с ведущими рыбохозяйственными институтами страны, с целью создания лабораторий по воспроизводству двухстворчатых моллюсков, иглокожих и других видов гидробионтов. Для обеспечения непрерывного процесса в деятельности аквакультуры необходимо создание административной и производственно-технической инфраструктуры.
К заявлению прилагались схема расположения земельного участка, схема расположения инфраструктуры (обоснование использования земельного участка), договор от 06.07.2021 N ПКЯМ-1087 пользования рыбоводным участком.
В соответствии со статьей 2 Закона N 148-ФЗ рыбоводная инфраструктура представляет собой имущественные комплексы, в том числе установки, объекты капитального строительства, некапитальные строения, сооружения, земельные участки, оборудование, искусственные острова, которые необходимы для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Согласно пункту 2 Порядка определения особенностей создания и эксплуатации зданий, строений, сооружений для целей аквакультуры (рыбоводства), утвержденного приказом Минсельхоза России от 25.06.2020 N 345 для целей аквакультуры (рыбоводства) рыбоводным хозяйством осуществляются создание и эксплуатация следующих объектов:
1) сооружений, являющихся объектами капитального строительства, находящихся в водном объекте или примыкающих к нему (в отношении внутренних вод Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации);
2) зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, являющихся объектами капитального строительства, размещенных на земельных участках, прилегающих к водным объектам, используемым для целей аквакультуры (рыбоводства);
3) некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления аквакультуры (рыбоводства), размещенных на земельных участках или в водных объектах.
Создание и эксплуатация объектов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляются рыбоводным хозяйством в соответствии с водным, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (пункт 3 Порядка).
Федеральным законом от 27.12.2019 N 502-ФЗ в Федеральный закон от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введена статья 5.1, определившая в части 1, что для целей аквакультуры (рыбоводства) допускается использование земель сельскохозяйственного назначения, занятых водными объектами (обводненными карьерами и прудами, в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), расположенными в границах земельного участка, в целях осуществления прудовой аквакультуры, а также использование земельного участка для осуществления деятельности, предусмотренной договором пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 2 статьи 5.1 Закона N 148-ФЗ земельные участки для строительства объектов капитального строительства, возведения некапитальных строений, сооружений, необходимых для целей аквакультуры (рыбоводства), предоставляются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно части 3 этой статьи использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута для целей аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
Согласно части 4 статьи 5.1 Закона N 148-ФЗ лесные участки для целей товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) используются в соответствии со статьей 38 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, пантового оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно части 2 статьи 38 Лесного кодекса Российской Федерации на лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускаются размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других некапитальных строений, сооружений, предназначенных в том числе для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).
В соответствии с частью 3 статьи 38.1 ЛК РФ (введенной Федеральным законом от 30.04.2021 N 112-ФЗ) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для целей рыболовства на территориях, примыкающих к береговой линии водного объекта или его части, отнесенных к рыболовному участку.
При использовании лесов для осуществления рыболовства допускается возведение на лесных участках некапитальных строений, сооружений, необходимых для осуществления рыболовства (частью 2 статьи 38.1 ЛК РФ).
Схема расположения инфраструктуры - обоснование использования испрашиваемо обществом земельного участка содержит сведения об административном здании, лабораториях, цехах, складах хранения ГСМ и плавсредств, котельной, столярной мастерской, гаража, электростанции, хозяйственного и санитарного блоков, столовой и тд.
В судебном заседании апелляционной инстанции заявитель подтвердил, что целью получения земельного участка было строительство и последующая эксплуатация объектов недвижимости.
Между тем, спорная территория расположена в территориальной зоне лесов (Р 4) и входит в границы Владивостокского лесничества, о чем было указано заявителю в оспариваемом решении управления от 09.09.2022.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне лесов (Р 4). Градостроительным регламентом территориальной зоны лесов (Р 4) виды разрешенного использования, соответствующие испрашиваемой цели использования, не предусмотрены.
В силу вышеприведенных норм Лесного кодекса РФ для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) на лесных участках не допускается размещение объектов капитального строительства.
Согласно представленной обществом схеме расположения земельного участка испрашиваемый земельный участок не примыкает арендуемому рыбоводному участку, что само по себе исключает возможность использования его для целей создания и эксплуатации зданий, строений, сооружений для целей аквакультуры (рыбоволства).
Поскольку оспариваемое решение УМС по тексту содержало законные основания для отказа в предоставлении испрашиваемого обществом земельного участка, права и законные интересы заявителя оспариваемыми решениями не нарушены, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неверно применены нормы материального права, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, части 1 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда в обжалуемой части и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования о признании незаконными решения управления от 09.09.2022 N 22750/1у/28, отказа администрации от 03.02.2023 N 8дос/28. В остальной части решение подлежит оставлению без изменения, поскольку отказ от требований соответствует закону и не нарушает права других лиц.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за апелляционных жалоб УМС и администрации судом не рассматривался, поскольку заявители жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.01.2024 по делу N А51-7113/2023 в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконными решения Управления муниципальной собственности г. Владивостока от 09.09.2022 N 22750/1у/28, отказа Администрации города Владивостока от 03.02.2023 N 8дос/28 в пересмотре решения отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Приморского края от 30.01.2024 по делу N А51-7113/2023 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7113/2023
Истец: ООО "СПУТНИК"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю
Третье лицо: Министерство строительства Приморского края, Приморское лесничество, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ПК, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом