город Воронеж |
|
01 марта 2024 г. |
дело N А48-1518/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ботвинникова В.В.,
судей Безбородова Е.А.,
Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Болучевской Т.И.,
при участии:
от Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Фурсова Р.Ю., представитель по доверенности N Д-231-48 от 20.12.2023, паспорт гражданина РФ;
от УФНС России по Орловской области: Пряхина А.М., представитель по доверенности N 19-45/27991 от 06.04.2023, паспорт гражданина РФ;
от иных лиц, участвующих в деле: представители не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) апелляционную жалобу Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на определение Арбитражного суда Орловской области от 18.12.2023 по делу N А48-1518/2022 по заявлению Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1097154013461, ИНН 7107516785) о включении требований в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Пищевик" (ИНН 5752056633, ОГРН 1125740000341),
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Орловской области от 10.03.2022 было принято к производству заявление ООО "Тамбовконсерв" о признании ООО "Пищевик" несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Орловской области от 30.05.2022 в отношении ООО "Пищевик" была введена процедура наблюдения, временным управляющим был утвержден Бекренев А.В. Сообщение о введении в отношении должника процедуры банкротства - наблюдение опубликовано в газете "Коммерсантъ" 04.06.2022
Решением Арбитражного суда Орловской области от 14.09.2022 (резолютивная часть решения оглашена 07.09.2022) ООО "Пищевик" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Бекренев А.В. Сообщение о введении в отношении должника процедуры банкротства - конкурсное производство опубликовано в газете "Коммерсантъ" 17.09.2022.
Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1097154013461, ИНН 7107516785) 18.04.2023 обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ООО "Пищевик" требований в сумме 200 000 руб. административного штрафа.
Данное требование заявлено после закрытия реестра требований кредиторов (пункты 1, 4 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве)).
Конкурсным управляющим в материалы дела был представлен письменный отзыв, в котором он просил установить требования заявителя, признав их подлежащими удовлетворению после погашения требований, указанных в пункте 4 статьи 142 Закона о банкротстве, а также заменить ненадлежащего кредитора - Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на ФНС России в лице УФНС России по Орловской области.
Протокольным определением от 14.09.2023 к участию в настоящем споре в качестве третьего лица было привлечено Управление ФНС России по Орловской области. Уполномоченным органом в материалы дела было представлено письменное объяснение (л.д.26-28), в котором уполномоченный орган признал задолженность по штрафу, начисленному ООО "Пищевик" Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Орловской области, в размере 200 000 руб., задолженностью перед Российской Федерацией по денежным обязательствам, представляющим собой требования органа исполнительной власти. Уполномоченный орган полагал, что заявленные требования подлежат включению в третью очередь реестра требований кредиторовё как требования уполномоченного органа в лице Федеральной налоговой службы (ИНН 7707329152, ОГРН 1047707030513).
Определением Арбитражного суда Орловской области от 18.12.2023 в удовлетворении заявления Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отказано.
Не согласившись с данным определением, Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить и принять новый судебный акт.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании представители Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ФНС России в лице УФНС России по Орловской области поддержали доводы апелляционной жалобы.
Судом объявлялся перерыв с 19.02.2024 по 26.02.2024.
Выслушав представителей Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ФНС России в лице УФНС России по Орловской области, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве установлено, что требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве установлено, что состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения первой процедуры банкротства в отношении должника.
Согласно положениям норм Закона о банкротстве установление требований в реестре требований кредиторов должника в процедуре конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 100, 142, Закона о банкротстве.
В силу пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которой требования кредиторов рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 100 Закона о банкротстве при наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность соответствующих требований кредиторов. По результатам рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения указанных требований.
Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены арбитражным судом без привлечения лиц, участвующих в деле о банкротстве (пункт 5 статьи 100 Закона о банкротстве).
Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей) (Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов РФ как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" (вместе с "Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве").
Как следует из заявленных требований, в период с 17.03.2021 по 25.03.2021 на основании распоряжения заместителя руководителя Приокского управления Ростехнадзора - Борисова O.K. N РП-230-689-О от 03.03.2021 государственным инспектором отдела общепромышленного надзора по Брянской и Орловской областям - Трохиным В.А. была проведена проверка в отношении юридического лица - ООО "Пищевик" с целью осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
По итогам проведения проверки должностным лицом управления были выявлены нарушения требований промышленной безопасности, составлен акт проверки N А-230-689-25 от 25.03.2021 и выдано предписание П-230-689-25 от 25.03.2021. Указанные документы были подписаны законным представителем юридического лица Общества - директором Сумниковой Н.Д., что подтверждается материалами проверки.
По факту выявленных нарушений 30.03.2021 государственным инспектором в соответствии со своими полномочиями в отношении юридического лица ООО "Пищевик" был составлен протокол об административном правонарушении N 18/14-32 об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
09.04.2021 государственным инспектором Трохиным В.А., рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении юридического лица, вынесено постановление N 18/14-32 о назначении административного наказания по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 200 000 руб.
Указанное решение не было обжаловано, вступило в законную силу 19.04.2021 и направлено на исполнение в Управление Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, которым было возбуждено исполнительное производство N 79947/21/57024-ИП от 26.11.2021.
29.11.2022 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с тем, что должник признан банкротом.
28.12.2022 постановление об окончании исполнительного производства было получено Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В связи с не оплатой должником вышеназванного административного штрафа в размере 200 000 руб. и окончанием исполнительного производства, Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору были заявлены настоящие требования в рамках дела о банкротстве должника.
Принимая обжалуемый судебный акт и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что в материалы дела не представлено доказательств одобрения заявленного Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору требования со стороны Федеральной налоговой службы, на которую возложены полномочия по предъявлению в делах о несостоятельности (банкротстве) требований по обязательным платежам, в том числе по административным штрафам, независимо от того, в бюджет какого уровня они подлежат зачислению. Представленное уполномоченным органом письменное объяснение не было принято арбитражным судом первой инстанции во внимание, так как не содержало оценки размера требования и сроков его предъявления. В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции посчитал, что основания для рассмотрения данного требования от имени Приоксого управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, с учетом доводов Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной налоговой службы не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе" функции уполномоченного органа, в соответствии со статьями 39-41 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве", возложены на Федеральную налоговую службу.
В соответствии со статьей 29 Закона о банкротстве федеральные органы исполнительной власти, отнесенные к уполномоченным органам, в пределах своей компетенции представляют в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве уполномоченные органы - это федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2001 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" Федеральная налоговая служба представляет в делах и процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве обязательные платежи налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.06.2016 N 257 Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, сокращенное наименование - Приокское управление Ростехнадзора, является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территории Брянской, Калужской, Орловской, Рязанской и Тульской областей.
Согласно пункту 5 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) (ред. от 26.12.2018) в силу пункта 2 статьи 29 Закона о банкротстве требования Российской Федерации по денежным обязательствам представляются в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, федеральным органом исполнительной власти, который в соответствии с законом отнесен к уполномоченным органам, то есть ФНС России (пункт 2 постановления N 257).
В целях надлежащей реализации данных полномочий в соответствии с пунктом 8 Положения о порядке предъявления требований федеральные органы исполнительной власти уведомляют уполномоченный орган о наличии задолженности по денежным обязательствам и представляют ему заверенные в установленном порядке копии документов, необходимых для подачи заявления о признании должника банкротом,
Следовательно, если заявление (требование) по денежным обязательствам Российской Федерации подано в деле о банкротстве иным федеральным органом исполнительной власти, суд извещает уполномоченный орган о времени и месте судебного заседания по рассмотрению такого заявления (требования) в порядке, установленном главой 12 АПК РФ. В случае, когда предъявление заявления (требования) не одобрено уполномоченным органом применительно к пункту 1 статьи 183 ГК РФ, соответствующее заявление (требование) подлежит оставлению судом без рассмотрения на основании пункта 7 части 1 статьи 148 АПК РФ.
Согласно пункту 3 Письма ФНС России от 04.02.2017 N СА-5-18/213дсп в случае получения территориальным налоговым органом информации, в том числе из арбитражного суда, о поступлении в арбитражный суд требования федеральных органов исполнительной власти (их территориальных подразделений по субъектам Российской Федерации) о включении в реестр требований кредиторов должника уполномоченный орган направляет в арбитражный суд оформленное в произвольной форме одобрение данного требования без согласования с ФНС России.
Одобрение уполномоченным органом поданных федеральными органами исполнительной власти (их территориальных подразделений по субъектам Российской Федерации) о включении в реестр требований кредиторов должника, возможно при одновременном указании в тексте документа о таком одобрении на необходимость признания указанных требований обоснованными в качестве требований уполномоченного органа по денежным обязательствам Российской Федерации.
04.12.2023 УФНС России по Орловской области представило в материалы дела объяснение N 19-45/105162@ (л.д.26-28), в котором указало размер задолженности перед Российской Федерацией, составляющей 200 000 руб. административного штрафа, и на то, что данные требования подлежат включению в реестр требований кредиторов ООО "Пищевик" как требования уполномоченного органа в лице Федеральной налоговой службы.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ФНС России в лице УФНС России по Орловской области о том, что уполномоченным органом было представлено в материалы дела одобрение заявленных требований с указанием суммы, очередности удовлетворения и указанием на то, что заявленная задолженность является требованием уполномоченного органа по денежным обязательствам ООО "Пищевик" перед Российской Федерацией.
С учетом изложенного, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
В силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает необходимым определение Арбитражного суда Орловской области от 18.12.2023 по делу N А48-1518/2022 (7) отменить и принять новый судебный акт. Признать требования Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1097154013461, ИНН 7107516785) в лице Федеральной налоговой службы к ООО "Пищевик" (ИНН 5752056633 ОГРН 1125740000341) обоснованными. Требования Федеральной налоговой службы в сумме 200 000 руб. штрафа учитываются отдельно и подлежат удовлетворению за счет имущества должника - ООО "Пищевик" (ИНН 5752056633 ОГРН 1125740000341), оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов (пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве).
Правовых оснований для признания уважительными причин пропуска кредитором срока для предъявления настоящих требований и восстановления пропущенного срока не имеется, поскольку, как указано выше, постановление об окончании исполнительного производства от 29.11.2022, в связи с признанием должника банкротом, было получено Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 28.12.2022, то есть с этого момента заявитель уже был осведомлен о необходимости предъявления требований в рамках дела о банкротстве, вместе с тем, предъявил настоящие требования лишь 18.04.2023, то есть спустя почти 5 месяцев с даты закрытия реестра требований кредиторов должника и спустя почти 4 месяца с даты получения постановления об окончании исполнительного производства.
Руководствуясь статьями 16, 100, 142, 137, 213.24 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 223, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Орловской области от 18.12.2023 по делу N А48-1518/2022 (7) отменить и принять новый судебный акт.
Признать требования Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1097154013461, ИНН 7107516785) в лице Федеральной налоговой службы к обществу с ограниченной ответственностью "Пищевик" (ИНН 5752056633 ОГРН 1125740000341) обоснованными.
В удовлетворении ходатайства о восстановлении срока закрытия реестра на предъявление требований отказать.
Требования Федеральной налоговой службы в сумме 200 000 руб. штрафа учитываются отдельно и подлежат удовлетворению за счет имущества должника - общества с ограниченной ответственностью "Пищевик" (ИНН 5752056633 ОГРН 1125740000341), оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов (пункт 4 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.В. Ботвинников |
Судьи |
Е.А. Безбородов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1518/2022
Должник: ООО "ПИЩЕВИК"
Кредитор: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕЛ", Козловский Сергей Николаевич, ООО "Агропромышленная корпорация "Юность", ООО "ГРАФТ", ООО "ТАМБОВКОНСЕРВ", ООО УК "Зеленая роща", ПРИОКСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ, Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области
Третье лицо: Федеральная налоговая служба России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области., Ассоциация арбитражных управляющих "ЦФОП АПК", Бекренев А. В., ИП Глава КФХ Малашин Сергей Иванович, Лискин А. А., Сумникова Надежда Дмитриевна