г. Москва |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А40-141759/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: Л.Г. Яковлевой, В.И. Попова,
при ведении протокола помощником судьи Н.А. Третяком,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2022 по делу N А40-141759/22, по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы к Управлению Росреестра по г. Москве о признании незаконным и отмене уведомления, третье лицо - АО " НПО" МРТЗ",
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Шарлдаев А.С. по дов. от 22.12.2022;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (далее - ДГИ г. Москвы, заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по г. Москве, Росреестр) от 23.05.2022 N КУВД-001/2022-5753132/3 об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации Дополнительного соглашения от 08.02.2022 к договору аренды договор аренды от 24.01.1997 N М07- 007771.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.12.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Росреестр обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы Росреестр указал на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были извещены надлежащим образом в суде первой инстанции, признаются извещенными в суде апелляционной инстанции.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Росреестра и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Представитель заявителя изложил свою позицию, по доводам жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2022 г. на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, между Департаментом городского имущества города Москвы и АО "НПО "МРТЗ" заключен Договор аренды от 24.01.1997 N М-07- 007771 (с изменениями от 13.04.1998, от 11.08.1998, от 13.10.1998, от 13.11.1998, от 30.08.1999, от 28.12.1999, от 05.04.2000, от 13.12.2000, от 13.02.2001, от 07.09.2001, от 23.06.2003, от 17.03.2005, от 10.06.2021) предметом которого являются земельные участки с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Верейская, вл.29 общей площадью 670 292 кв.м, в том числе: площадью 663 738 кв.м (кадастровый номер 77:07:0012006:186), площадью 4 841 кв.м (кадастровый номер 77:07:0012006:39), площадью 1 695 кв.м (кадастровый номер 77:07:0012006:32), площадью 18 кв.м (кадастровый номер 77:07:0012006:96) для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений завода сроком до 24.01.2046. Договор зарегистрирован 30.09.2005, номер государственной регистрации: 77-77-14/008/2005-548.
В Департамент обратились ООО "Энергосистемы" и ООО "Бинор" по вопросу выпуска распоряжения, предусматривающего раздел земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:186 с сохранением в измененных границах в соответствии с представленной схемой, с целью формирования земельных участков под объектами, принадлежащими заявителям на праве собственности.
Департаментом выпущены распоряжения от 16.03.2021 N 10341, от 31.05.2021 N 22100 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:186 с сохранением в измененных границах" предусмотрен раздел земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:186 на два участка с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:186 в измененных границах.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:186 были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами: 77:07:0012006:5701 площадью 179 203 кв.м с адресным ориентиром: Москва, ул. Верейская, Российская Федерация, внутригородская территория муниципальный округ Можайский, земельный участок 29/36 (предоставлен ООО "Бинор" по договору аренды от 24.05.2021 N М-07-056698) и 77:07:0012006:5911 площадью 28 034.00 кв.м с адресным ориентиром: Российская Федерация, город Москва, внутригородская территория муниципальный округ Можайский, Верейская улица, земельный участок 29/38 (предоставлен ООО "Энергосистемы" по договору аренды от 26.08.2021 N м-07-057170).
При этом земельный участок с кадастровым номером 77:07:0012006:186 сохранен в измененных границах с площадью 456 501 кв.м (Приложение 2 к дополнительному соглашению от 08.02.2022, выписка из ЕГРН).
На основании обращения арендатора АО "НПО "МРТЗ" от 19.11.2021, в соответствии с распоряжениями Департамента от 16.03.2021 N 10341, от 31.05.2021 N 22100 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:186 с сохранением в измененных границах" в ЦЕЛЯХ ПРИВЕДЕНИЯ ПЛОЩАДИ И ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СООТВЕТСТВИЕ С ДАННЫМИ ЕГРН между сторонами заключено Дополнительное соглашение от 08.02.2022 к договору аренды договор аренды от 24.01.1997 N М-07-007771, в соответствии с которым внесены изменения в пункт 1.1 раздела 1 "предмет договора и цель предоставления земельного участка", а именно:
- слова "площадью 663 738 кв.м" заменены словами "площадью 456 501 кв.м", слова общей площадью 670 292 кв.м" заменить словами "общей площадью 463 055 кв.м".
Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственной регистрации Дополнительного соглашения от 08.02.2022 к договору аренды договор аренды от 24.01.1997 N М-07-007771.
По итогам рассмотрения указанного заявления Управлением Росреестра по Москве направлено уведомление от 23.05.2022 N КУВД-001/2022-5753132/3 об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации прав.
Не согласившись с данными решениями, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также 4 ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом N 218-ФЗ.
Согласно статье 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости в состав которого вносятся сведения о площади и границах земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ, основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации). Соответственно, регистратор не вправе подвергать проверке наличие или отсутствие условий для заключения спорного договора, поскольку вопрос определения наличия соответствующих условий относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.
Согласно ст. 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (ст. 452 ГК РФ).
При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. При этом в случае изменения договора обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении договора (п. 3 ст. 453 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Удовлетворяя требования о признании незаконным отказа Росреестра в осуществлении действий по государственной регистрации Дополнительного соглашения от 08.02.2022 к договору аренды договор аренды от 24.01.1997 N М07- 007771, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Сведения об объектах недвижимости, а именно о сооружении по адресу: ул. Верейская, д. 29 (кадастровый номер объекта 77:07:0012006:4356); сооружении по адресу: ул. Верейская, д. 29 (кадастровый номер объекта 77:07:0012006:4374); здании по адресу: ул. Верейская, д. 29 (кадастровый номер объекта 77:07:0012006:1678); сооружении по адресу: ул. Верейская, д. 29 (кадастровый номер объекта 77:07:0012006:4331), здании по адресу: ул. Верейская, д. 29; здание по адресу: ул. Верейская, д. 29, стр. 2Б/Н; здании по адресу: ул. Верейская, д. 29, стр. 3Б/Н включены в Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении положения взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" признание объекта недвижимости самовольной постройкой возможно лишь в порядке искового производства. Иной подход приводил бы к умалению принципа неприкосновенности собственности, что недопустимо (пункт 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации")
Согласно правовой позиции судов "само по себе включение здания в утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства и при отсутствии разрешения на строительство, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды нежилых помещений, расположенных в таком здании".
В производстве Арбитражного суда города Москвы находится дело N А40- 117368/20 по иску Департамента, Правительство Москвы (подано в суд 13.07.2020) к ООО "Гранд Сервис Билдинг", Зарытый паевой инвестиционный фонд недвижимости "Океан" под управлением ООО "УК "Альфа-Финанс", третьи лица: Управление Росреестра по Москве, Комитет государственного строительного надзора, Госинспекция по недвижимости, АО "НПО МРТЗ", ООО "Гранд Сервис Билдинг ФМ", ООО "УК Базовые Инвестиции" о признании объектов: здания с кадастровым номером 77:07:0012006:1670 по адресу: ул. Верейская, д. 29, стр. 2Б/Н; здания с кадастровым номером 77:07:0012006:1679 по адресу: ул. Верейская, д. 29, стр. 3Б/Н; здания с кадастровым номером 77:07:0012006:1669 по адресу: ул. Верейская, д. 17, стр. 2Б/Н самовольными постройками. Вместе с тем дело N А40-117368/20 по существу не рассмотрено, производство по делу приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы.
Таким образом, Управлением Росреестра не представлено доказательств признания принадлежащих арендатору объектов недвижимости самовольными постройками на основании ст. 222 ГК РФ. Решение суда о признании объектов недвижимости, принадлежащих АО "НПО "МРТЗ", самовольной постройкой отсутствует.
После исключения объектов, расположенных на земельном участке, из приложения N 2 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП Департаментом будет рассмотрен вопрос оформления дополнительного соглашения к Договору аренды о признании его заключенным со множественностью лиц на стороне арендатора.
Департаментом 10.06.2021 было оформлено дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды от 24.01.1997 N М-07-007771 в ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПЛОЩАДИ И ГРАНИЦ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:186 с 729 122 кв.м на 670 292 кв.м и других изменений. Дополнительное соглашение ЗАРЕГИСТРИРОВАНО 01.07.2021 запись в ЕГРН N 77:07:0012006:32-77/051/2021-1.
При этом сомнения относительно законности заключения данной сделки со стороны регистрирующего органа отсутствовали.
Учитывая изложенное, полагаем, что замечания, указанные Управлением Росреестра по Москве в уведомлении об отказе, не могут служить основанием для отказа во внесении изменений в договор аренды в части площади земельного участка, переданного в аренду.
Кроме того, в соответствии со ст. 209 ГК РФ права по владению, пользованию и распоряжению имуществом принадлежат собственнику такого имущества. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99- ПП, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по управлению и распоряжению движимым и недвижимым имуществом города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, осуществляет контроль за использованием и сохранностью имущества города Москвы, и в случае нарушения установленного порядка распоряжения этим имуществом принимает необходимые меры в соответствии с законодательством.
Департамент выполняет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы, осуществляет управление и распоряжение земельными участками города Москвы.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст. 432 ГК РФ).
Заключенное между сторонами Дополнительное соглашение от 08.02.2022 не противоречит нормам и принципам действующего гражданского законодательства, отражает свободное волеизъявление сторон, направленное на сохранение имеющихся обязательств между сторонами в измененном виде.
Условия Дополнительного соглашения от 08.02.2022 не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
При этом действующим законодательством регистрирующему органу не предоставлено право вмешиваться в договорные отношения сторон по сделке и давать оценку условиям договора, а также давать оценку предшествующим заключению договора аренды документам.
Вопреки выводам государственного регистратора на регистрацию права представлены все необходимые документы.
В силу п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно с положениями Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Доводы жалобы в силу изложенного выше несостоятельны и подлежат отклонению, доказательств правомерности действий Росреестра в материалы дела им в нарушении статей 8, 41, 65 АПК РФ не представлено.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2022 по делу N А40-141759/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-141759/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "МОСКОВСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАВОД"