г. Челябинск |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А47-7872/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Аникина И.А., Камаева А.Х.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело по иску Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСпутник" о внесении изменений в договор аренды земельного участка.
В судебном заседании до перерыва принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСпутник" - Поляков Александр Анатольевич (паспорт, доверенность N 1 от 23.12.2022, срок действия до 31.12.2023, диплом).
Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСпутник" (далее - ответчик, ООО "ЭкоСпутник") о внесении следующих изменений в договор аренды земельного участка N 13/д-118юр от 02.04.2013:
- пункт 2.1. договора изложить в следующей редакции:
"Размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке в связи с изменением федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующих порядок начисления и размер арендной платы.
Размер арендной платы подлежит изменению в случае изменения существенных характеристик земельного участка (площади, кадастровой стоимости, категории, вида разрешенного использования, обременения). Заказчиком на проведение оценки арендной платы с учетом данных изменений является Арендатор, при этом индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции за год, в котором был произведен такой расчет, не проводится.
Размер арендной платы подлежит изменению в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка, но не чаще одного раза в 5 (пять) лет. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы. Заказчиком на проведение оценки арендной платы является Арендодатель.
В случае изменения рыночной стоимости права аренды земельного участка размер уровня инфляции не применяется.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка без изменения существенных характеристик земельного участка не влечет изменения размера арендной платы по данному основанию, за исключением случаев, когда в результате изменения кадастровой стоимости земельного участка размер арендной платы по настоящему договору становится ниже размера земельного налога, определенного с учетом измененной кадастровой стоимости земельного участка. В этом случае размер арендной платы устанавливается в размере земельного налога и подлежит индексации в соответствии с абзацем 7 настоящего пункта.
Арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после даты, указанной в п. 2.3. договора, изменяется в одностороннем порядке арендодателем путем увеличения размера арендной платы на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен договор.
Извещение о внесении изменений в действующий порядок начисления и об изменении размера арендной платы может быть сделано Арендодателем через средства массовой информации неопределенному кругу лиц.
По указанным основаниям размер арендной платы изменяется без дополнительных согласований с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий договор.
Перерасчет арендной платы арендатор производит самостоятельно, по письменному заявлению арендатора перерасчет может выполняться арендодателем.
Арендная плата вносится арендатором в соответствии с расчетом арендной платы, актуальным на расчетный период.";
- пункт 2.4 договора изложить в следующей редакции:
"Арендная плата вносится арендатором в безналичной форме на счет, указанный в расчете арендной платы.
Арендодатель оставляет за собой право на изменение счетов на оплату без внесения изменений в настоящий Договор.";
- раздел 2 договора "Арендная плата" дополнить п. 2.7 следующего содержания:
"Арендная плата за неполный месяц исчисляется пропорционально количеству календарных дней в месяце к количеству дней данного месяца.";
- пункт 8 дополнительного соглашения от 27.07.2015 исключить;
- расчет арендной платы за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 изложить в следующей редакции:
"Расчет арендной платы
С 01.01.2021 по 31.12.2021
Расчет производится в соответствии с п. 5 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, являющихся собственностью муниципального образования "город Оренбург", утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 25.04.2011 N 120.
Согласно отчету N 1687/20 от 14.10.2020 по определению рыночной стоимости годовой арендной платы земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:739, общей площадью 30 000 кв.м, годовой размер арендной платы составляет 865 500 руб.
Кадастровый номер участка: 56:44:0103001:739
Площадь участка: 30 000 кв.м.
Годовой размер арендной платы: 865 500 руб.
Арендная плата за год: 865 500 руб.
Арендная плата за месяц: 72 125 руб.
Итого к оплате с 01.01.2021 по 31.12.2021: 865 500 руб.
Реквизиты для внесения арендной платы:
Получатель - УФК по Оренбургской области (Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга)
ИНН 5610139980, КПП 561001001
ОТДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГ//УФК по Оренбургской области, г. Оренбург,
к/с 40102810545370000045, р/с 0310064300000005300, БИК 015354008
КБК 04111105024040000120, ОКТМО 53701000
Реквизиты для оплаты пени:
Получатель - УФК по Оренбургской области (Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга)
ИНН 5610139980, КПП 561001001
ОТДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГ//УФК по Оренбургской области, г. Оренбург,
к/с 40102810545370000045, р/с 0310064300000005300, БИК 015354008
КБК 04111105024040000140, ОКТМО 53701000"
(с учетом уточнения предмета исковых требований, т. 1 л.д. 143-145).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.06.2022 (резолютивная часть от 31.05.2022) исковые требования Департамента удовлетворены. Суд урегулировал разногласия, возникшие при заключении дополнительных соглашений от 26.01.2021 и от 26.02.2021 к договору аренды земельного участка от 02.04.2013 N 13/д-118 юр, заключенному между Департаментом и ООО "ЭкоСпутник", приняв условия дополнительных соглашений от 26.01.2021 и от 26.02.2021 в редакции, предложенной Департаментом.
С указанным решением суда не согласилось ООО "ЭкоСпутник" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее податель указал, что суд первой инстанции ошибочно не подверг оценке отчет ООО "Навиком" N 1687/2020 от 14.10.2020 по определению рыночной стоимости арендной платы. Суд первой инстанции оценил заключение судебного эксперта Пановой Ю.А. N 306/22Э от 25.02.2022, однако, положенный в основу решения отчет ООО "Навиком" N 1687/2020 от 14.10.2020 суд оценивать не стал. Из текста обжалуемого решения суда следует, что отчет N 1687/2020 от 14.10.2020 был положен в основу решения только потому, что все иные доказательства судом были отклонены, однако отклонение заключения судебного эксперта N 306/22Э от 25.02.2022 не исключает обязанности суда дать оценку внесудебному отчету ООО "Навиком" N 1687/2020 от 14.10.2020, предложенному Департаментом.
По мнению апеллянта, отчет ООО "Навиком" N 1687/2020 от 14.10.2020 не обоснован и не соответствует требованиям Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)"; суд первой инстанции не дал никакой оценки доводам ответчика в указанной части. Увеличение размера арендной платы в 10 раз явно не соответствует темпам роста рыночных цен и противоречит сведениям Росстата об инфляционных процессах. Оценщиком были нарушены обязательные требования к процедуре проведения оценки. Податель жалобы сослался на то, что используемые в ООО "Навиком" в качестве аналогов объекты с видом разрешенного использования: объекты торговли; склады; производственная деятельность никак не могут считаться аналогами оцениваемому объекту, который предназначен для совершенно иного, специального использования, то есть объекты-аналоги в нарушение подпункта "б" пункта 22 ФСО N 7 не относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и не сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. Оценщик не осматривал объект оценки. Отчет ООО "Навиком" N 1687/0220 от 14.10.2020, положенный в основу обжалуемого решения суда, составлен с нарушением пунктов 5, 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)".
Апеллянт указал, что суд первой инстанции не принял мер для устранения сомнений в заключении судебной экспертизы, после опроса эксперта суд первой инстанции не поднимал вопрос о назначении повторной экспертизы, каких-либо сомнений в заключении судебной экспертизы не оглашал.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2022 апелляционная жалоба ООО "ЭкоСпутник" была принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 01.09.2022.
Определением от 08.09.2022 (резолютивная часть от 01.09.2022) Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А47-7872/2021 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Навиком" (далее - третье лицо, ООО "Навиком"). Судебное разбирательство по делу было отложено на 06.10.2022.
К дате судебного заседания, назначенного на 06.10.2022, от ООО "ЭкоСпутник" поступило ходатайство о назначении по делу повторной судебной экспертизы.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2022 судебное разбирательство по делу ООО "ЭкоСпутник" было отложено до 27.10.2022.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2022 (резолютивная часть от 27.10.2022) ходатайство ООО "ЭкоСпутник" удовлетворено, по делу назначена повторная судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Бюро оценки и судебной экспертизы" Москвитиной Людмиле Викторовне, производство по делу приостановлено до получения апелляционным судом экспертного заключения, судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства и разрешения иных процессуальных вопросов по делу назначено на 05.12.2022.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2022 удовлетворено ходатайство ООО "Бюро оценки и судебной экспертизы", срок проведения экспертизы по делу продлен до 23.12.2022, судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по делу отложено на 11.01.2023.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2023 удовлетворено ходатайство ООО "Бюро оценки и судебной экспертизы", срок проведения экспертизы по делу продлен до 27.01.2023, судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по делу отложено на 08.02.2023.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 производство по делу возобновлено, судебное разбирательство по делу было отложено на 07.03.2023.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 судебное разбирательство по делу было отложено на 21.03.2023.
К дате судебного заседания, назначенного на 21.03.2023, от Департамента поступило ходатайство об уточнении исковых требований, в котором истец просил урегулировать разногласия, возникшие при заключении дополнительных соглашений от 26.01.2021 и от 26.02.2021 к договору аренды земельного участка от 02.04.2013 N 13/д-118юр: по дополнительному соглашению от 26.01.2021 - в редакции Департамента; по дополнительному соглашению от 26.02.2021 - в части расчета арендной платы за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, изложив в следующей редакции:
"Расчет арендной платы
С 01.01.2021 по 31.12.2021
Расчет производится в соответствии с п. 5 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, являющихся собственностью муниципального образования "город Оренбург", утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 25.04.2011 N 120.
Согласно заключению эксперта N 17-ЭК-2023 от 27.01.2023 по делу N А47-7872/2021, подготовленному ООО "Бюро оценки и судебной экспертизы" по определению рыночной стоимости годовой арендной платы земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:739, общей площадью 30 000 кв.м.
Кадастровый номер участка : 56:44:0103001:739
Площадь участка : 30 000 кв.м.
Годовой размер арендной платы : 312 300 руб.
Арендная плата за месяц: 26 025,00 руб.
Итого к оплате с 01.01.2021 по 31.12.2021 : 312 300 руб.
Реквизиты для внесения арендной платы:
Получатель - УФК по Оренбургской области (Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга)
ИНН 5610139980,КПП 561001001
ОТДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГ//УФК по Оренбургской области, г. Оренбург, к/с 40102810545370000045, р/с 0310064300000005300, БИК 015354008 КБК 04111105024040000120, ОКТМО 53701000
Реквизиты для оплаты пени:
Получатель - УФК по Оренбургской области (Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга) ИНН 5610139980, КПП 561001001
ОТДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГ//УФК по Оренбургской области, г. Оренбург, к/с 40102810545370000045, р/с 0310064300000005300, БИК 015354008 КБК 04111105024040000140, ОКТМО 53701000.".
В порядке статьи 49 АПК РФ указанное уточнение предмета заявленного иска было принято судом апелляционной инстанции к рассмотрению.
Принимавший участие в судебном заседании 21.03.2023 представитель ответчика указал, что возражений против удовлетворения указанных уточнённых исковых требований не имеет, поскольку Департаментом были учтены все имеющиеся у ООО "ЭкоСпутник" возражения относительно вносимых изменений в договор аренды земельного участка от 02.04.2013 N 13/д-118юр.
Протокольным определением от 21.03.2023 в судебном заседании по делу был объявлен перерыв до 28.03.2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители истца и третьего лица не явились.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело было рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей истца и третьего лица.
Рассмотрев дело по правилам, установленным АПК РФ, для рассмотрения дела в суде первой инстанции, апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Между Департаментом (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Витязь-87" (далее - ООО "Витязь-87", арендатор) был подписан договор аренды земельного участка N 13/д-118юр от 02.04.2013 (далее также - договор, т. 1 л.д. 13-15), согласно пункту 1.1 которого арендодатель сдал, а арендатор принял во временное владение и пользование земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, площадью 30 000 кв.м., с кадастровым номером 56:44:0103001:739, с разрешенным использованием: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, для строительства комплекса сортировки ТБО, местоположение: Оренбургская область, город Оренбург, улица Автомобилистов, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 56:44:0103001.
В соответствии с п. 1.2 договора категория земель - земли населенных пунктов.
В силу п. 1.3 договора земельный участок, передаваемый в соответствии с условиями договора, никому не продан, не находиться под арестом, в залоге, не является предметом спора.
На основании п. 1.4 договора земельный участок, указанный в п. 1.1 договора, передается до 28.03.2016.
Согласно п. 2.1 договора арендатор обязуется вносить арендную плату за использование участком в размере согласно прилагаемому к настоящему договору расчёту арендной платы (приложение), который является неотъемлемой частью настоящего договора.
Размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке в связи с изменением федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации - Правительства Оренбургской области, регулирующих порядок начисления и размер арендной платы.
Арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете па очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.
По указанным основаниям, размер арендной платы изменяется без дополнительных согласований с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий договор. Изменения в действующий порядок начисления и размера арендной платы может быть сделано арендодателем через средства массовой информации неопределенному кругу лиц, которое обязательно для арендатора.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка без изменения иных существенных характеристик земельного участка не влечет изменения размера арендной платы по данному основанию, за исключением случаев, когда в результате изменения кадастровой стоимости земельного участка размер арендной платы по действующему договору становится ниже размера земельного налога, определенного с учетом измененной кадастровой стоимости земельного участка. В этом случае размер арендной платы устанавливается в размере земельного налога подлежит индексации на уровень инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.
Перерасчет арендной платы арендатор производит самостоятельно после вступления в силу указанных правовых актов.
По письменному заявлению арендатора перерасчет может выполняться арендодателем.
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что расчетным периодом по настоящему договору является месяц. Арендная плата вносится арендатором ежемесячно равными долями от суммы указанной в расчете арендной платы (приложение), не позднее десятого числа текущего месяца.
Размер арендной платы за неполный месяц исчисляется пропорционально количеству календарных дней аренды в месяце к количеству дней данного месяца.
Арендатор обязан указывать в платежном поручении при оплате по договору назначение платежа, а также номер договора и дату его заключения.
В силу п. 2.3 договора стороны установили, что условия настоящего договора, в том числе по арендной плате в соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), применяются к отношениям, возникшим с 02.04.2013.
На основании п. 2.4 договора арендная плата вносится арендатором на счет, указанный в расчете арендной платы, являющегося неотъемлемой частью договора.
Арендодатель оставляет за собой право на изменение счетов на оплату без внесения изменений в договор.
В соответствии с п. 2.5 договора неиспользование участка арендатором не может служить основанием для невнесения арендной платы.
Согласно п. 2.6 договора невнесение арендатором арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного договором срока дает арендодателю право требовать расторжения договора судебном порядке согласно пункту 2 статьи 450 и пункту 3 статьи 619 ГК РФ. При этом арендатор не освобождается от оплаты аренды и неустойки за каждый день просрочки начисленной при расторжении договора.
Пунктом 3.1.2 договора предусмотрено, что арендодатель имеет право вносить в договор необходимые изменения и уточнения в случае внесения таковых в действующее законодательство или нормативные акты, регулирующие использование земель населенных пунктов.
В силу п. 7.1 договора соглашения об изменении условий или внесении дополнений к договору совершаются в той же форме, что и договор.
Договор, заключаемый на срок год и более, подписывается сторонами и вступает после его государственной регистрации (п. 8.1 договора).
Договор аренды является актом приема-передачи земельного участка (п. 9.1 договора).
Между сторонами подписан расчет арендной платы, который производится в соответствии с пунктом 5 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, являющихся собственностью муниципального образования "город Оренбург", утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 25.04.2011 N 120 (т. 1 л.д. 15).
В данном расчете указано, что согласно оценке, осуществленной ООО "КРОТОН" (отчет N 322 об определении рыночной стоимости арендной платы за земельный участок кадастровый номер 56:44:0103001:739), годовой размер арендной платы составляет 42 072 руб. Итого к оплате со 02.04.2013 по 31.12.2013 - 31 582,82 руб.
Между Департаментом (арендодатель) и ООО "ЭкоСпутник" (арендатор) подписано дополнительное соглашение от 19.08.2013 к договору, согласно которому на основании договора о присоединении от 08.04.2013, передаточного акта от 12.07.2013 к договору о присоединении от 08.04.2013 все права и обязанности по договору аренды земельного участка N 13/д-118юр от 02.04.2013 перешли к ООО "ЭкоСпутник" с 23.07.2013 (т. 1 л.д. 21).
Распоряжением Департамента от 02.06.2015 N 3244-р "Об установлении адреса и соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:739 по ул. Автомобилистов, 23/1 классификатору видов разрешенного использования земельных участков" земельному участку с кадастровым номером 56:44:0103001:739 присвоен адрес: г. Оренбург, ул. Автомобилистов N 23/1. Пунктом 2 данного распоряжения установлено соответствие разрешенного использования классификатору видов разрешенного использования земельных участков на размещение мусоросортировочного комплекса (т. 1 л.д. 37).
Между Департаментом (арендодатель) и ООО "ЭкоСпутник" (арендатор) подписано дополнительное соглашение от 27.07.2015 к договору (т. 1 л.д. 22-25), на основании которого внесены изменения в пункт 1.1. договора (изменено разрешенное использование земельного участка на размещение мусоросортировочного комплекса) (пункт 1 дополнительного соглашения), срок действия договора аренды продлен до 01.04.2062 (пункт 2 дополнительного соглашения), согласован размер арендной платы на 2015 год на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы в соответствии с пункта 5 решения Оренбургского городского Совета от 25.04.2011 N 120 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, являющихся собственностью муниципального образования "город Оренбург" (пункт 15 дополнительного соглашения).
Кроме того, в п. 4.2 договора слова "расторгнуть Договор за месяц до истечения срока аренды" заменены словами "заключить новый Договор путем направления ему заявления о заключении нового договора до дня истечения срока действия настоящего Договора" (пункт 15 дополнительного соглашения от 27.07.2015).
Дополнительным соглашением от 18.04.2016 к договору сторонами внесены изменения в п. 5.1 договора и согласован новый размер арендной платы на 2016 год согласно оценке, осуществленной ООО "Оренбургская региональная оценочная компания" (отчет N 136/15-о от 14.07.2015 об оценке рыночной стоимости арендной платы объекта оценки: земельный участок кадастровый номер 56:44:0103001:739). Годовой размер арендной платы составил 70 077,12 руб. (т. 1 л.д. 26).
06.06.2017 сторонами подписано дополнительное соглашение к договору, на основании которого урегулирован претензионный порядок и согласован размер арендной платы на 2017 год согласно оценке, осуществленной ООО "Оренбургская региональная оценочная компания" (отчет N 136/15-о от 14.07.2015 об оценке рыночной стоимости арендной платы объекта оценки: земельный участок кадастровый номер 56:44:0103001:739). Годовой размер арендной платы составил 72 880,2 руб. (т. 1 л.д. 27).
Дополнительным соглашением от 14.01.2020 к договору сторонами внесены изменения в договор в отношении порядка его расторжения, согласован размер арендной платы на 2020 год согласно оценке, осуществленной ООО "Оренбургская региональная оценочная компания" (отчет N 136/15-о от 14.07.2015 об оценке рыночной стоимости арендной платы объекта оценки: земельный участок кадастровый номер 56:44:0103001:739). Годовой размер арендной платы составил 81 426,25 руб. (т. 1 л.д. 28).
В целях приведения условий договора аренды от 02.04.2013 N 13/д-118юр в соответствие с положениями Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, являющихся собственностью муниципального образования "город Оренбург", утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 25.04.2011 N 120 (далее - Порядок N 120, Порядок), Департаментом подготовлено дополнительное соглашение от 26.01.2021 к договору аренды (т. 1 л.д. 29) о внесении следующих изменений в договор аренды:
1. Пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции:
"Размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке в связи с изменением федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующих порядок начисления и размер арендной платы.
Размер арендной платы подлежит изменению в случае изменения существенных характеристик земельного участка (площади, кадастровой стоимости, категории, вида разрешенного использования, обременения). Заказчиком на проведение оценки арендной платы с учетом данных изменений является Арендатор, при этом индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции за год, в котором был произведен такой расчет, не проводится.
Размер арендной платы подлежит изменению в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка, но не чаще одного раза в 5 (пять) лет. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы. Заказчиком на проведение оценки арендной платы является Арендодатель.
В случае изменения рыночной стоимости права аренды земельного участка размер уровня инфляции не применяется.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка без изменения существенных характеристик земельного участка не влечет изменения размера арендной платы по данному основанию, за исключением случаев, когда в результате изменения кадастровой стоимости земельного участка размер арендной платы по настоящему договору становится ниже размера земельного налога, определенного с учетом измененной кадастровой стоимости земельного участка. В этом случае размер арендной платы устанавливается в размере земельного налога и подлежит индексации в соответствии с абзацем 7 настоящего пункта.
Арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после даты, указанной в п. 2.3. договора, изменяется в одностороннем порядке арендодателем путем увеличения размера арендной платы на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен договор.
Извещение о внесении изменений в действующий порядок начисления и об изменении размера арендной платы может быть сделано арендодателем через средства массовой информации неопределенному кругу лиц.
По указанным основаниям размер арендной платы изменяется без дополнительных согласований с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий договор.
Перерасчет арендной платы арендатор производит самостоятельно, по письменному заявлению Арендатора перерасчет может выполняться Арендодателем.
Арендная плата вносится арендатором в соответствии с расчетом арендной платы, актуальным на расчетный период";
2. Пункт 2.4. договора изложить в следующей редакции:
"Арендная плата вносится Арендатором в безналичной форме на счет, указанный в расчете арендной платы.
Арендодатель оставляет за собой право на изменение счетов на оплату без внесения изменений в настоящий договор";
3. Раздел 2 договора "Арендная плата" дополнить п. 2.7 следующего содержания: "Арендная плата за неполный месяц исчисляется пропорционально количеству календарных дней в месяце к количеству дней данного месяца";
4. Пункт 8 дополнительного соглашения от 27.07.2015 исключить".
Сопроводительным письмом N 01-24-01/760 от 26.02.2021 проект дополнительного соглашения от 26.01.2021 направлен в адрес ООО "ЭкоСпутник" (т. 1 л.д. 34-36).
14.10.2020 по заказу Департамента ООО "Новиком" подготовлен отчет N 1687/20 от 14.10.2020 по определению рыночной стоимости годовой арендной платы земельного участка площадью 30 000 кв.м. с кадастровым номером 56:44:0103001:739 по состоянию на 02.09.2020, согласно которому рыночная стоимость годовой арендной платы составила 865 500 руб. (т. 1 л.д. 43-89).
С учетом сведений, содержащихся в отчете N 1687/20 от 14.10.2020, Департаментом подготовлено дополнительное соглашение от 26.02.2021 к договору аренды (т. 1 л.д. 33), содержащее расчет арендной платы за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, изложенный в следующей редакции:
"РАСЧЕТ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ
С 01.01.2021 по 31.12.2021
Расчет арендной платы производится в соответствии с п. 5 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, являющихся собственностью муниципального образования "город Оренбург", утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 25.04.2011 N 120.
Согласно отчету N 1687/20 от 14.10.2020 по определению рыночной стоимости годовой арендной платы земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:739, общей площадью 30 000 кв.м, годовой размер арендной платы составляет 865 500 руб.
Кадастровый номер участка: 56:44:0103001:739.
Площадь участка: 30 000кв.м.
Годовой размер арендной платы: 865 500 руб.
Арендная плата за год: 865 500 руб.
Арендная плата за месяц: 72 125 руб. Итого к оплате с 01.01.2021 по 31.12.2021:865 500 руб.
Реквизиты для внесения арендной платы:
Получатель - УФК по Оренбургской области (Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга) ИНН 5610139980, КПП 561001001
ОТДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГ // УФК по Оренбургской области, г. Оренбург, к/с 40102810545370000045, р/с 03100643000000015300, БИК 015354008 КБК 04111105024040000120, ОКТМО 53701000
Реквизиты для оплаты пени:
Получатель - УФК по Оренбургской области (Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга) ИНН 5610139980, КПП 561001001
ОТДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГ // УФК по Оренбургской области, г. Оренбург, к/с 40102810545370000045, р/с 03100643000000015300, БИК 015354008 КБК 04111607090040030140, ОКТМО 53701000".
Сопроводительным письмом N 01-24-01/936 от 09.03.2021 проект дополнительного соглашения от 26.02.2021 также направлен в адрес ООО "ЭкоСпутник" (т. 1 л.д. 30-32).
Ссылаясь на то, что проекты дополнительных соглашений от 26.01.2021, от 26.02.2021 к договору со стороны ООО "ЭкоСпутник" не подписаны, протоколы разногласий не представлены, Департамент обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
В период рассмотрения спора, определением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.01.2022, по ходатайству ООО "ЭкоСпутник", назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Авантаж" Пановой Юлии Александровне.
На разрешение эксперта был поставлен вопрос: "Определить по состоянию на 01.01.2021 величину рыночной стоимости годовой арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 56:44:0103001:739, площадью 30 000 кв.м, адрес (местоположение): Российская Федерация, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Автомобилистов, на земельном участке расположены: здание производственного корпуса мусоросортировочного комплекса с кадастровым номером 56:44:0103001:1304, нежилое здание с кадастровым номером 56:44:0103001:1303, нежилое здание с кадастровым номером 56:44:0103001:1302, N 23/1, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение мусоросортировочного комплекса (код 3.1 приложение к приказу к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", группа 9 приложения N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" для иных видов жилой застройки.".
В материалы дела поступило заключение эксперта N 306/22Э от 25.02.2022, согласно которому по состоянию на 01.01.2021 величина рыночной стоимости годовой арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 56:44:0103001:739 составляет 130 000 руб. (т. 2 л.д. 57-109).
С учетом возникших у суда первой инстанции обоснованных возражений относительно качества проведенной экспертом ООО "Авантаж" Пановой Ю.А. судебной экспертизы, необходимости выяснения юридически значимых обстоятельств, касающихся достоверности отчета N 1687/20 от 14.10.2020, выполненного ООО "Навиком", определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2022 по ходатайству ООО "ЭкоСпутник" назначена повторная судебная экспертиза, производство которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Бюро оценки и судебной экспертизы" Москвитиной Людмиле Викторовне.
Перед экспертами были поставлены следующие вопросы:
1. Соответствует ли отчет N 1687/20 от 14.10.2020 по определению рыночной стоимости годовой арендной платы земельного участка, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Навиком", требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности? Допущено ли обществом с ограниченной ответственностью "Навиком" нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости годовой арендной платы объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости годовой арендной платы объекта оценки, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость годовой арендной платы объекта оценки, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная обществом с ограниченной ответственностью "Навиком", достоверной, достаточной, проверяемой? Привели ли допущенные обществом с ограниченной ответственностью "Навиком" ошибки (в случае их выявления) к неверному определению итоговой величины рыночной стоимости годовой арендной платы объекта оценки?
2. В случае, если допущенные обществом с ограниченной ответственностью "Навиком" ошибки привели к неверному определению итоговой величины рыночной стоимости годовой арендной платы объекта оценки, определить по состоянию на 01.01.2021 величину рыночной стоимости годовой арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 56:44:0103001:739, площадью 30 000 кв.м, адрес (местоположение): Российская Федерация, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Автомобилистов, на земельном участке расположены: здание производственного корпуса мусоросортировочного комплекса с кадастровым номером 56:44:0103001:1304, нежилое здание с кадастровым номером 56:44:0103001:1303, нежилое здание с кадастровым номером 56:44:0103001:1302, N 23/1, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение мусоросортировочного комплекса (код 3.1 приложение к приказу к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", группа 9 приложения N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области", для иных видов жилой застройки).
В материалы дела поступило заключение эксперта N 17-ЭК-2023 от 27.01.2023.
С учетом указанного заключения эксперта N 17-ЭК-2023 от 27.01.2023 Департамент окончательно уточнил предмет заявленного иска.
Исследовав письменные материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Положениями статьи 433 ГК РФ определено, что договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Из материалов дела следует, что между сторонами имеется действующий договор аренды земельного участка N 13/д-118юр от 02.04.2013, согласно пункту 1.1 которого Департамент сдал, а ООО "ЭкоСпутник" приняло во временное владение и пользование земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, площадью 30 000 кв.м., с кадастровым номером 56:44:0103001:739, с разрешенным использованием: для размещения мусоросортировочного комплекса.
В рассматриваемом деле между сторонами возник спор в результате предложения Департаментом заключить дополнительное соглашение от 26.01.2021 и дополнительное соглашение от 26.02.2021 к договору, то есть спор о внесении изменений в уже заключенный договор аренды земельного участка, который подлежит разрешению на основании статей 450 - 452 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
При этом требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (пункт 2 статьи 452 ГК РФ).
Согласно разъяснениям Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 60 постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, которые предусмотрены пунктом 2 статьи 452 ГК РФ.
Статья 451 ГК РФ предусматривает возможность изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств при наличии определенных в данной норме условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).
На рассмотрение суда могут быть переданы разногласия, возникшие в ходе заключения договора, при наличии обязанности заключить договор или соглашения сторон о передаче разногласий на рассмотрение суда. Такой спор подлежит рассмотрению в том же порядке, что и спор о понуждении к заключению договора (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
По смыслу пункта 1 статьи 421 ГК РФ добровольно принятое стороной обязательство заключить договор или заранее заключенное соглашение сторон о передаче на рассмотрение суда возникших при заключении договора разногласий должны быть явно выраженными. Если при предъявлении истцом требования о понуждении ответчика заключить договор или об определении условий договора в отсутствие у последнего такой обязанности или в отсутствие такого соглашения ответчик выразил согласие на рассмотрение спора, считается, что стороны согласовали передачу на рассмотрение суда разногласий, возникших при заключении договора (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
В случае отсутствия у ответчика обязанности заключить договор или отсутствия соглашения о передаче разногласий на рассмотрение суда в принятии искового заявления о понуждении заключить договор (об урегулировании разногласий) не может быть отказано. В этом случае суд рассматривает дело по существу и отказывает в иске, если в ходе процесса стороны не выразили согласия на передачу разногласий на рассмотрение суда.
В статье 446 ГК РФ закреплено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу статьи 446 ГК РФ, статьи 173 АПК РФ при рассмотрении разногласий судом такой договор для сторон считается заключенным с момента вступления судебного акта в законную силу, с учетом выводов суда по каждому спорному условию, отраженному в резолютивной части решения.
Разрешение судом преддоговорного спора по существу сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Разрешая спор об урегулировании возникших при заключении договора разногласий, арбитражный суд в силу названных норм должен оценить законность и обоснованность редакций, предложенных обеими сторонами, а также определить в решении и отразить в резолютивной части редакцию принятого судом условия договора. Редакция условий договора, определенная судом, регулирует отношения сторон.
Судом первой инстанции было установлено, что на момент рассмотрения дела в суде, у сторон сохранились разногласия в части порядка начисления, уплаты и размера арендной платы за пользование спорным земельным участком.
Возражений от сторон в отношении рассмотрения судом разногласий, возникших при внесении изменений в договор аренды земельного участка посредством заключения дополнительных соглашений от 26.01.2021, от 26.02.2021, в ходе судебного разбирательства не заявлено, стороны в судебном заседании выразили устное согласие на определение условий дополнительных соглашений от 26.01.2021 и 26.02.2021 судом в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации. На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что стороны выразили согласие на передачу разногласий на рассмотрение суда.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции сторонами также не было заявлено возражений относительно урегулирования судом возникших между сторонами при заключении дополнительных соглашений от 26.01.2021 и от 26.02.2021 к договору разногласий.
В судебном заседании 21.03.2023 представитель ответчика указал, что возражений против удовлетворения уточнённых исковых требований Департамента не имеет, поскольку Департаментом были учтены все имеющиеся у ООО "ЭкоСпутник" возражения относительно вносимых изменений в договор аренды земельного участка от 02.04.2013 N 13/д-118юр.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения по существу спора о внесении изменений в указанный договор аренды с целью внесения определенности в дальнейшие правоотношения сторон.
В пункте 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Статьей 424 ГК РФ установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
На основании пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункт 3 статьи 39.7 ЗК РФ).
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является пункт 3 статьи 65 ЗК РФ.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Арендная плата в настоящем случае является регулируемой, то есть исчисляемой на основании норм действующего законодательства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 04.09.2020 N КУВИ-002/2020-18122360 земельный участок с кадастровым номером 56:44:0103001:739, площадью 30 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: размещение мусоросортировочного комплекса, для иных видов жилой застройки; местоположение: Оренбургская область, город Оренбург, улица Автомобилистов, находится в собственности муниципального образования "город Оренбург", о чем в Единый государственный реестр недвижимости 08.05.2013 внесена запись N 56-56-01/148/2013-086 (т. 1 л.д. 16-20).
В рассматриваемом случае порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, установлены решением Оренбургского городского Совета от 25.04.2011 N 120.
На основании пункта 1 Порядка размер арендной платы при аренде земельных участков, являющихся муниципальной собственностью, в расчете на год (далее - арендная плата) определяется одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости;
б) на основании рыночной стоимости права аренды;
в) по результатам торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно пункту 3 Порядка арендная плата определяется на основании отчета независимого оценщика о рыночной стоимости арендной платы, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего Порядка. Заказчиком на проведение оценки арендной платы за использование земельных участков, являющихся собственностью муниципального образования "город Оренбург", является арендодатель.
В силу пункта 5 Порядка размер годовой арендной платы, определенный на основании отчета независимого оценщика о рыночной стоимости арендной платы, не может быть ниже земельного налога, за исключением случаев, указанных в федеральном и областном законодательстве, и в случаях заключения договора аренды, размер платы которого определяется на основании отчета независимого оценщика о рыночной стоимости арендной платы, во исполнение соглашения о муниципально-частном партнерстве, концессионного соглашения.
Если размер арендной платы установлен по результатам рыночной оценки, изменение кадастровой стоимости земельного участка без изменения существенных характеристик земельного участка не влечет изменения размера арендной платы по данному основанию, за исключением случаев, когда в результате изменения кадастровой стоимости земельного участка размер арендной платы по действующему договору становится ниже размера земельного налога, определенного с учетом измененной кадастровой стоимости земельного участка. В этом случае размер арендной платы устанавливается в размере земельного налога и подлежит индексации в соответствии с пунктом 7 настоящего порядка.
При заключении договора аренды уполномоченным органом в нем предусматривается возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка, но не чаще одного раза в 5 лет. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
В пункте 6 Порядка установлено, что отчет об оценке годовой арендной платы должен быть выполнен не ранее чем за шесть месяцев до дня заключения договора аренды земельного участка либо подачи заявления на перерасчет арендной платы.
Рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета.
В случае изменения рыночной стоимости земельного участка размер уровня инфляции не применяется.
Размер арендной платы устанавливается на один год и ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды (пункт 7 Порядка).
На основании пункта 8 Порядка изменение размера арендной платы за пользование земельным участком осуществляется:
в связи с изменением федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по основаниям, предусмотренным законодательством и настоящим Порядком;
в связи с изменением существенных характеристик земельного участка (площади, кадастровой стоимости, категории, вида разрешенного использования, обременения) и иным основаниям, установленным договором аренды земельного участка.
В случае перерасчета размера арендной платы по вышеуказанным основаниям индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции за год, в котором был произведен такой перерасчет, не проводится.
В случае изменения существенных характеристик земельного участка (площади, кадастровой стоимости, категории, вида разрешенного использования, обременения) и по иным основаниям, установленным договором аренды, арендатор обязан представить арендодателю новый отчет независимого оценщика с учетом данных изменений, при этом индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции за год, в котором был произведен такой расчет, не проводится (пункт 9 Порядка).
В п. 2.1 договора аренды сторонами было определено, что арендатор обязуется вносить арендную плату за использование участком в размере согласно прилагаемому к настоящему договору расчёту арендной платы (приложение), который является неотъемлемой частью настоящего договора.
Размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке в связи с изменением федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации - Правительства Оренбургской области, регулирующих порядок начисления и размер арендной платы.
Арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете па очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.
По указанным основаниям, размер арендной платы изменяется без дополнительных согласований с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий договор. Изменения в действующий порядок начисления и размера арендной платы может быть сделано арендодателем через средства массовой информации неопределенному кругу лиц, которое обязательно для арендатора.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка без изменения иных существенных характеристик земельного участка не влечет изменения размера арендной платы по данному основанию, за исключением случаев, когда в результате изменения кадастровой стоимости земельного участка размер арендной платы по действующему договору становится ниже размера земельного налога, определенного с учетом измененной кадастровой стоимости земельного участка. В этом случае размер арендной платы устанавливается в размере земельного налога подлежит индексации на уровень инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.
Перерасчет арендной платы арендатор производит самостоятельно после вступления в силу указанных правовых актов.
По письменному заявлению арендатора перерасчет может выполняться арендодателем.
Поскольку условия дополнительного соглашения от 26.01.2021 к договору направлены на приведение указанных условий договора в соответствии с Порядком, не противоречат его нормативным положениям, при этом стороной ответчика не было заявлено возражений против указанных изменений в итоговом судебном заседании, суд апелляционной инстанции находит подлежащим удовлетворению иск Департамента в части внесения изменений в договор аренды земельного участка в редакции дополнительного соглашения от 26.01.2021.
Из договора аренды и дополнительного соглашения от 27.07.2015 к договору следует, что рыночная стоимость годовой арендной платы земельного участка за 2013 год, 2014 год, с 01.01.2015 по 01.06.2015 была установлена на основании отчета N 322 от 02.04.2013 об определении рыночной стоимости арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 56:44:0103001:739, выполненного ООО "Кротон", в размере 42 072 руб. (с каждым последующим годом размер арендной платы изменялся с учетом уровня инфляции).
В дополнительных соглашениях от 27.07.2015, от 18.04.2016, от 06.06.2017, от 14.01.2020 к договору расчет годовой арендной платы земельного участка с 02.06.2015 по 31.12.2015, за 2016 год, 2017 год, 2018 год, 2019 год, 2020 год произведен с учетом установленного в отчете N 136/15-о от 14.07.2015 об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:739, выполненного ООО "Оренбургская региональная оценочная компания", размера арендной платы в 76 000 руб. (с каждым последующим годом размер арендной платы изменялся с учетом уровня инфляции).
В проекте дополнительного соглашения от 26.02.2021 к договору расчет арендной платы был произведен Департаментом с учетом установленной в отчете N 1687/20 от 14.10.2020 рыночной стоимости годовой арендной платы земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:739, выполненном ООО "Навиком", в размере 865 500 руб.
На основании статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет). Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (статья 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Статьей 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации установлено, что в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной компетенцией, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то судам следует иметь в виду, что оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной и, следовательно, самостоятельное ее оспаривание посредством предъявления отдельного иска не допускается. Если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.).
В пункте 2 указанного Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ).
Возражая в отношении вышеуказанной стоимости годовой арендной платы, определенной в отчете N 1687/20 от 14.10.2020 по определению рыночной стоимости годовой арендной платы земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:739, выполненном ООО "Навиком", ответчиком в ходе судебного разбирательства было заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.01.2022, по ходатайству ООО "ЭкоСпутник", назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Авантаж" Пановой Юлии Александровне.
В материалы дела поступило заключение эксперта N 306/22Э от 25.02.2022, согласно которому по состоянию на 01.01.2021 величину рыночной стоимости годовой арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 56:44:0103001:739 составляет 130 000 руб.
Исследовав экспертное заключение ООО "Авантаж" в порядке части 3 статьи 86 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному и верному выводу о том, что методика, используемая экспертом при подсчете размера арендной платы, не применима в рассматриваемом случае, равно как и не подлежат применению нормативные правовые акты, на которые ссылается эксперт в исследовательской части. Экспертом фактически не применялся сравнительный метод при исследовании, поскольку эксперт указал, что исследуемый земельный участок представляет собой социально значимый стратегический объект (земельный участок специального назначения), рынок купли-продажи и аренды подобных объектов специального назначения отсутствует, т.е. объект является объектом с отсутствующим (ограниченным) рынком. Годовой размер арендной платы, определенный экспертом ООО "Авантаж" в размере 130 000 руб., в 2,09 раза меньше размера земельного налога. Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что экспертное заключение содержит противоречия. Выводы эксперта являются необоснованными и противоречат иным собранным по делу доказательствам, а также нормативно-правовому акту, регулирующему порядок определения арендной платы в рассматриваемом случае.
Совокупность указанных выше обстоятельств позволили суду первой инстанций прийти к обоснованному убеждению, что заключение эксперта N 306/22Э от 25.02.2022 не отвечает принципу достоверности и использованные экспертом Пановой Ю.А. сведения, отмеченные выше, могли сформировать недостоверный вывод о размере годовой арендной платы спорного земельного участка.
С учетом предмета заявленного Департаментом иска, имеющихся у ООО "ЭкоСпутник" возражений относительно определенной величины рыночной стоимости годовой арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 56:44:0103001:739, отраженной в отчете N 1687/20 от 14.10.2020, а также результатов проведенной по делу первичной судебной экспертизы, которые не позволили определить достоверность отчета N 1687/20 от 14.10.2020 и проверить размер годовой арендной платы за земельный участок, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости назначения по делу повторной судебной экспертизы.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2022 по ходатайству ООО "ЭкоСпутник" назначена повторная судебная экспертиза, производство которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Бюро оценки и судебной экспертизы" Москвитиной Людмиле Викторовне.
В материалы дела поступило заключение эксперта N 17-ЭК-2023 от 27.01.2023.
При ответе на первый вопрос эксперт пришел к выводу, что ООО "Навиком" нарушены требования федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости годовой арендной платы объекта оценки, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости годовой арендной платы объекта оценки. Также выявлены ошибки при выполнении математических действий ООО "Навиком", которые привели к неверному определению итоговой величины рыночной стоимости годовой арендной платы объекта оценки. Информация, использованная ООО "Навиком" не является достоверной, достаточной, проверяемой.
При ответе на второй вопрос эксперт пришел к выводу, что с учетом ответа на вопрос экспертизы N 1, по состоянию на 01.01.2021 величина рыночной стоимости годовой арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 56:44:0103001:739, площадью 30 000 кв.м, адрес (местоположение): Российская Федерация, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Автомобилистов, на земельном участке расположены: здание производственного корпуса мусороперерабатывающего комплекса с кадастровым номером 56:44:0103001:1304, нежилое здание с кадастровым номером 56:44:0103001:1303, нежилое здание с кадастровым номером 56:44:0103001:1302, N23/1, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение мусоросортировочного комплекса (код 3.1 приложения к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", группа 9 приложения N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области", для иных видов застройки), составляет 312 300 руб.
Экспертное заключение носит утвердительный характер, основано на достаточно исследованном материале, выводы эксперта логичны, ясны и непротиворечивы. Доказательств некомпетентности выбранной судом первой инстанции экспертной организации (эксперта), нарушений законодательства экспертами и иных злоупотреблений при проведении экспертизы в материалах дела не имеется. Эксперт в установленном порядке предупрежден об уголовной ответственности, соответственно правовых оснований не доверять экспертному заключению у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционный суд приходит к выводу о допустимом и достоверном характере заключения эксперта N 17-ЭК-2023 от 27.01.2023 как доказательства по делу.
Выводы, изложенные в данном экспертном заключении, устроили обеих сторон, ответчик поддержал данные выводы эксперта, а Департамент, согласившись с ними, уточнил исковые требования и просил в рамках дополнительного соглашения от 26.02.2021 к договору размер годовой арендной платы на 2021 г. установить в размере 312 300 руб.
Принимая во внимание выводы экспертного заключения, апелляционный суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Департамента в части внесения изменений в договор аренды на основании дополнительного соглашения от 26.02.2021 с учетом выводов экспертного заключения N 17-ЭК-2023 от 27.01.2023 о величине рыночной стоимости годовой арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 56:44:0103001:739 в размере 312 300 руб.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу наличия безусловного основания, предусмотренного пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, для его отмены. Уточненные исковые требования Департамента от 21.03.2023 удовлетворяются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
В связи с удовлетворением заявленного иска, состоящего двух неимущественных требований, освобождения Департамента от уплаты государственной пошлины по иску, государственная пошлина по иску в сумме 12 000 руб. подлежит взысканию в доход федерального бюджета с ООО "ЭкоСпутник".
Согласно статье 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу части 6 статьи 110 АПК РФ неоплаченные или не полностью оплаченные расходы на проведение экспертизы подлежат взысканию в пользу эксперта или государственного судебно-экспертного учреждения с лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Согласно определению Арбитражного суда Оренбургской области от 20.01.2022 стоимость судебной экспертизы по делу была определена в размере 50 000 руб.
ООО "ЭкоСпутник" внесло на депозит суда денежные средства в счет проведения экспертизы в размере 50 000 руб., что подтверждается платежным поручением N 141 от 31.01.2022 (т. 2 л.д. 40).
Кроме этого, согласно определению Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2022 стоимость повторной судебной экспертизы по делу была определена в размере 85 000 руб.
ООО "ЭкоСпутник" внесло на депозит суда денежные средства в счет проведения экспертизы в размере 85 000 руб., что подтверждается платежными поручениями N 1353 от 03.10.2022 на сумму 65 000 руб., N 1497 от 25.10.2022 на сумму 20 000 руб. (т. 3 л.д. 36, 73).
Поскольку несение ответчиком указанных судебных расходов на проведение судебных экспертиз было обусловлено целью защиты своих прав от установления необоснованной годовой арендной платы по договору, ООО "ЭкоСпутник" смогло доказать правоту своей позиции, с чем согласился и Департамент, приняв результаты повторной судебной экспертизы, отчет об оценке ООО "Навиком", представленный Департаментом, был признан недостоверным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что издержки, понесенные ООО "ЭкоСпутник" на оплату судебных экспертиз в размере 135 000 руб., подлежат отнесению на Департамент и взысканию с него в пользу ООО "ЭкоСпутник".
Кроме того, так как решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.06.2022 по настоящему делу отменено на основании апелляционной жалобы ООО "ЭкоСпутник", доводы апелляционной жалобы о недостоверности отчета об оценке ООО "Навиком" нашли свое подтверждение по материалам дела, судебные расходы ООО "ЭкоСпутник" в размере 3 000 руб. на оплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы также подлежат отнесению на Департамент.
Руководствуясь статьями 176, 265, 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.06.2022 по делу N А47-7872/2021 отменить.
Исковые требования Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга удовлетворить.
Урегулировать разногласия, возникшие при заключении дополнительных соглашений от 26.01.2021 и от 26.02.2021 к договору аренды земельного участка от 02.04.2013 N 13/д-118юр, путем внесения следующих изменений в договор аренды земельного участка от 02.04.2013 N 13/д-118юр:
1) изложить пункт 2.1 договора в следующей редакции:
"Размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке в связи с изменением федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующих порядок начисления и размер арендной платы.
Размер арендной платы подлежит изменению в случае изменения существенных характеристик земельного участка (площади, кадастровой стоимости, категории, вида разрешенного использования, обременения). Заказчиком на проведение оценки арендной платы с учетом данных изменений является Арендатор, при этом индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции за год, в котором был произведен такой расчет, не проводится.
Размер арендной платы подлежит изменению в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка, но не чаще одного раза в 5 (пять) лет. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы. Заказчиком на проведение оценки арендной платы является Арендодатель.
В случае изменения рыночной стоимости права аренды земельного участка размер уровня инфляции не применяется.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка без изменения существенных характеристик земельного участка не влечет изменения размера арендной платы по данному основанию, за исключением случаев, когда в результате изменения кадастровой стоимости земельного участка размер арендной платы по настоящему договору становится ниже размера земельного налога, определенного с учетом измененной кадастровой стоимости земельного участка. В этом случае размер арендной платы устанавливается в размере земельного налога и подлежит индексации в соответствии с абзацем 7 настоящего пункта.
Арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после даты, указанной в п. 2.3. Договора, изменяется в одностороннем порядке арендодателем путем увеличения размера арендной платы на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен Договор.
Извещение о внесении изменений в действующий порядок начисления и об изменении размера арендной платы может быть сделано Арендодателем через средства массовой информации неопределенному кругу лиц.
По указанным основаниям размер арендной платы изменяется без дополнительных согласований с Арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий договор.
Перерасчет арендной платы Арендатор производит самостоятельно, по письменному заявлению Арендатора перерасчет может выполняться Арендодателем.
Арендная плата вносится Арендатором в соответствии с расчетом арендной платы, актуальным на расчетный период.";
2) изложить пункт 2.4 договора в следующей редакции:
"Арендная плата вносится Арендатором в безналичной форме на счет, указанный в расчете арендной платы.
Арендодатель оставляет за собой право на изменение счетов на оплату без внесения изменений в настоящий Договор.";
3) раздел 2 договора "Арендная плата" дополнить п. 2.7 следующего содержания:
"Арендная плата за неполный месяц исчисляется пропорционально количеству календарных дней в месяце к количеству дней данного месяца.";
4) пункт 8 дополнительного соглашения от 27.07.2015 к договору исключить;
5) расчет арендной платы за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 изложить в следующей редакции:
"Расчет арендной платы
С 01.01.2021 по 31.12.2021
Расчет производится в соответствии с п. 5 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, являющихся собственностью муниципального образования "город Оренбург", утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 25.04.2011 N 120.
Согласно заключению эксперта N 17-ЭК-2023 от 27.01.2023 по делу N А47-7872/2021, подготовленному ООО "Бюро оценки и судебной экспертизы" по определению рыночной стоимости годовой арендной платы земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:739, общей площадью 30 000 кв.м.
Кадастровый номер участка : 56:44:0103001:739
Площадь участка : 30 000 кв.м.
Годовой размер арендной платы : 312 300 руб.
Арендная плата за месяц: 26 025,00 руб.
Итого к оплате с 01.01.2021 по 31.12.2021 : 312 300 руб.
Реквизиты для внесения арендной платы:
Получатель - УФК по Оренбургской области (Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга)
ИНН 5610139980,КПП 561001001
ОТДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГ//УФК по Оренбургской области, г. Оренбург, к/с 40102810545370000045, р/с 0310064300000005300, БИК 015354008 КБК 04111105024040000120, ОКТМО 53701000
Реквизиты для оплаты пени:
Получатель - УФК по Оренбургской области (Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга) ИНН 5610139980, КПП 561001001
ОТДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГ//УФК по Оренбургской области, г. Оренбург, к/с 40102810545370000045, р/с 0310064300000005300, БИК 015354008 КБК 04111105024040000140, ОКТМО 53701000.".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСпутник" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 12 000 руб.
Взыскать с Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСпутник" судебные расходы на проведение судебных экспертиз в размере 135 000 руб., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-7872/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЕНБУРГА
Ответчик: ООО "Экоспутник"
Третье лицо: ООО "Навиком", ООО Эксперту "Бюро оценки и судебной экспертизы" Москвитиной Людмиле Викторовне, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "Авантаж", ООО "Авантаж" Эксперту Пановой Ю.А.