г. Самара |
|
03 апреля 2023 г. |
А49-9624/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корнилова А.Б.,
судей Некрасовой Е.Н. и Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А.,
участники не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 декабря 2022 года по делу N А49-9624/2022 (судья Займидорога М.В.), принятое
по заявлению Администрации Шемышейского района Пензенской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области
об оспаривании уведомления об отказе в государственном кадастровом учете,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Шемышейского района Пензенской области (далее - заявитель, администрация) обратилась в суд с заявлением об оспаривании уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области от 14.04.2022 г. N КУВД-001/2021-56041263/8 об отказе в государственном кадастровом учете земельного участка с условным кадастровым номером 58:28:0550301:ЗУ1 общей площадью 126583 кв.м., в том числе 58:28:0550301:ЗУ1 (1) -25110 кв.м., 58:28:0550301:ЗУ1 (2) - 101473 кв.м., расположенного по адресу: Пензенская область, Шемышейский район, Армиевский сельсовет, номер кадастрового квартала 58:28:0550301, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производство, а также об обязании ответчика провести государственный кадастровый учет указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 20 декабря 2022 года заявленные требования были удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. Доводы жалобы основаны на том, что образуемый земельный участок пересекает границы смежного земельного участка, при этом, согласование границ земельных участков с собственниками смежного земельного участка не производилось.
В материалы дела поступил отзыв и дополнительные пояснения по доводам апелляционной жалобы, в которых администрация района просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая, что все необходимые мероприятия по согласования границ земельных участков были проведены.
В судебном заседании представители подателя жалобы и заявителя участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 28.12.2021 г. администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с условным кадастровым номером 58:28:0550301:ЗУ1 общей площадью 126.583 кв.м, расположенного по адресу: Пензенская область, Шемышейский район, Армиевский сельсовет, номер кадастрового квартала 58:28:0550301, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производство.
Для осуществления учетных действий администрацией был представлен межевой план от 28.12.2021 г.
Управлением Росреестра 14.01.2022 г. было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Впоследствии, администрацией к указанному заявлению, дважды подавались дополнительные пакеты документов, в том числе межевой план.
14.04.2022 г. на основании статьи 27 Закона о регистрации Управлением Росреестра принято решение об отказе в государственной регистрации права, которое изложено в уведомлении N КУВД-001/2021-56041263/8 от 14.04.2022 (л.д. 9).
Несогласие с отказом послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сослался на следующие доводы и обстоятельства, которые он посчитал установленными.
Согласно статье 1 Закона о регистрации государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее -ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке (часть 1 статьи 14 Закона о регистрации).
В части 4 статьи 18 Закона о регистрации предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом неустановлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 26 Закона о регистрации определен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В силу пункта 7 указанной статьи Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона о регистрации в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
В рассматриваемом случае, в обоснование отказа в государственном кадастровом учете, изложенного в спорном уведомлении, ответчиком указано, что администрацией нарушен порядок согласования местоположения границ земельного участка, поскольку образуемый земельный участок пересекает границу уточняемого смежного земельного участка, при этом в межевом плане в разделе "Акт согласования местоположения границы земельного участка" отсутствуют личные подписи заинтересованных лиц, являющихся правообладателями изменяемого смежного земельного участка с кадастровым номером 58:28:0000000:32.
При этом ответчик полагает, что опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границы земельного участка не приравнивается к согласованию границ, поскольку требуется получение личных подписей сособственников.
Суд первой инстанции признал указанную позицию Управления Росреестра ошибочной, сославшись при этом на следующее.
В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона о регистрации).
Согласно части 2 статьи 43 Закона о регистрации если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о местоположении границ и (или) площади смежных с ним земельных участков (если описание местоположения их границ соответствует установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом требованиям), орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Правила настоящей части применяются также в случае, если в связи с образованием земельных участков одновременно осуществлено уточнение местоположения части (частей) границ других земельных участков, которая является общей частью (которые являются общими частями) границ образуемого земельного участка.
При этом, порядок определения и согласования местоположения границ земельных участков регламентируется статьями 39 - 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 39 Закона N 221 -ФЗ предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Одними из документов для кадастрового учета при постановке на учет земельного участка является межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
На основании пункта 1 статьи 40 названного Закона, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Пунктом 7 статьи 39 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности, осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами. При согласовании местоположения границ (частей границ) земельных участков с заинтересованными лицами в индивидуальном порядке допускается осуществлять такое согласование в электронном виде при условии наличия усиленной квалифицированной электронной подписи у всех заинтересованных лиц - участников согласования местоположения границ определенного земельного участка, включая правообладателя земельного участка, местоположение границ которого уточняется.
В соответствии с частью 8 статьи 39 Закона N 221-ФЗ в случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости, содержащиеся в ЕГРН в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 9 Закона о регистрации, с уведомлением о вручении (при наличии таких сведений в ЕГРН) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:
1) в ЕГРН отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
2) смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.
Как следует из материалов дела, вновь формируемый земельный участок имеет смежную границу с земельным участком с кадастровым номером 58:28:0000000:32, который находится в общей долевой собственности ПХ "Армиевский".
В этой связи администрацией в составе межевого плана в разделе "Акт согласования местоположения границы земельного участка" были отражены сведения о согласовании местоположения границы земельного участка с заинтересованными лицами, являющимися правообладателями изменяемого смежного земельного участка с кадастровым номером 58:28:0000000:32, путем размещения соответствующего сообщения в Информационном бюллетене Армиевского сельсовета Шемышейского района Пензенской области "Армиевские вести".
В обоснование невозможности согласовать местоположения границ иным способом заявитель ссылается на отсутствие у него возможности определить место жительства собственников земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:28:0000000:32, в выписке из ЕГРН данные сведения отсутствуют (л.д. 130 - 133).
Указав на то, что земельный участок с кадастровым номером 58:28:0000000:32 входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более пяти лиц, суд первой инстанции пришел к выводу, что это позволяет согласовать границы земельного участка путем опубликования извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ.
21.10.2021 администрацией в отношении земельного участка с кадастровым номером 58:28:0550301:ЗУ1 в Информационном бюллетене Армиевского сельсовета Шемышейского района Пензенской области "Армиевские вести" N 22(458) от 21.10.2021, на территории которого располагается спорный земельный участок, было опубликовано извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ (л.д. 78, 79).
Суд первой инстанции сослался также на то, что Положением о периодическом печатном издании "Информационном бюллетене Армиевского сельсовета Шемышейского района Пензенской области "Армиевские вести", утвержденном решением Комитетом местного самоуправления Армиевского сельсовета Шемышейского района Пензенской области от 12.07.2011 N 310-56/5 (л.д. 153, 154), предусмотрено, что информационный бюллетень учрежден для опубликования муниципальных правовых актов Армиевского сельсовета, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей Армиевского сельсовета официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии Армиевского сельсовета, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, все границы были согласованы в установленном порядке, в том числе путем официального опубликования информации, что подтверждается межевым планом.
В связи с чем доводы ответчика о наложении границ образуемого земельного участка на земельный участок, находящийся в общей долевой собственности иных лицом, судом первой инстанции были отклонены.
Доводы ответчика о том, что в данном случае права администрации не нарушаются оспариваемым отказом, так как образование земельного участка возможно без пересечения с земельным участком 58:28:0000000:32, т.е. без необходимости согласования с заинтересованными лицами, отклонены судом первой инстанции, поскольку предложенный ответчиком способ образования земельного участка путем отступа создаст нерациональное использование земель, может привести к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, что противоречит положениям пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ Управления Росреестра в проведении кадастрового учета образуемого земельного участка, выраженный в отказе от 14.04.2022 N КУВД-001/2021-56041263/8, не соответствует закону и нарушает законные права и интересы заявителя, что и послужило основанием для удовлетворения заявленных требований, с обязанием ответчика устранить допущенные в отношении заявителя нарушения прав и законных интересов.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения, судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, что в силу п.4) ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для отмены решения и принятия нового судебного акта.
Согласно пункту 9 части 3 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной, если такое согласование предусмотрено названным законом, за исключением случаев, установленных данным законом.
Пункт 1 части 3 статьи 39 названного закона устанавливает, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения (пункт 1 части 8 статьи 39 Закона о кадастре).
В соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, опубликованию извещения о согласовании местоположения границ земельного участка должно предшествовать его направление заинтересованным лицам в индивидуальном порядке. Несоблюдение данного требования закона свидетельствует об отсутствии согласования местоположения границ и влечет отказ в осуществлении государственного кадастрового учета.
Публикация извещения о предстоящем собрании по согласованию местоположения границ земельного участка не исключает необходимости самостоятельного уведомления лиц, сведения о почтовых адресах которых имеются в государственном кадастре недвижимости.
Согласование границ земельных участков направлено, в том числе и на соблюдение прав смежных землепользователей, поскольку неправильное определение площади и границ образуемого земельного участка (при постановке на кадастровый учет) может повлечь нарушение прав и законных интересов правообладателей смежных земельных участков.
Публикация в печатном издании извещения о проведении собрания о согласовании границ земельного участка не может быть принята в качестве доказательства согласования, поскольку указанный способ извещения является чрезвычайным и призван обеспечить необходимые гарантии уведомления заинтересованных лиц в случае, если индивидуальное оповещение об этом событии путем направления почтового отправления невозможно или же не дало позитивного результата.
Вышеприведенные выводы находят отражение в судебной практике, в частности в пункте 19 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016) указано, что при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о почтовом адресе лица, заинтересованного в согласовании местоположения границ земельного участка, о проведении собрания о согласовании границ такое лицо в обязательном порядке должно быть оповещено индивидуально.
Соответствующая правовая позиция изложена также в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2014 года N 890-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Топиной Маргариты Вячеславовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 части 8 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Как было указано выше, адреса собственников смежного земельного участка имелись в распоряжении как заявителя, так и кадастрового инженера, поскольку они указаны в выписке из ЕГРН (т.1 л.д.126-128).
Несмотря на наличие сведений о собственниках и их почтовых адресах, заявитель (привлеченный им кадастровый инженер) не выполнили требования законодательства в части извещения правообладателей смежного земельного участка.
Более того, исходя из имеющихся в материалах дела сведений, формируемый земельный участок не просто граничит со смежным земельным участком, а частично налагается на него. Об этом указывает сам же заявитель в дополнительных пояснениях от 20 марта 2023 года. В частности, администрация указывает, что граница участка 58:28:0000000:32 полностью проходила по муниципальным землям, что препятствовало проведению кадастровых работ. В результате, как указывает заявитель, кадастровый инженер подготовил заключение о необходимости исправления кадастровой, как считает заявитель, ошибки. Только с учетом уточнения границ чужого земельного участка, вновь формируемый земельный стал смежным, а не налагаемым на него.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание также на то, что привлеченный заявителем кадастровый инженер, в своем заключении прямо указал, что образуемый из земель муниципальной собственности земельный участок пересекает контуры земельного участка 58:28:0000000:32. При этом, кадастровый инженер рекомендовал обратиться в суд, для устранения кадастровой ошибки (т.1 л.д.141, 142).
С учетом изложенного, уведомление Управления Росреестра об отказе в государственном кадастровом учете земельного участка является законным и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку и истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины, она распределению не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 декабря 2022 года по делу N А49-9624/2022 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-9624/2022
Истец: Администрация Шемышейского района Пензенской области
Ответчик: Управление Росреестра по Пензенской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области
Третье лицо: Межмуниципальный отдел по Городищенскому, Лопатинскому и Шемышейскому районам Управления Росреестра по Пензенской области